Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.Булгакова М. Загадочные триады М.А

Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.Булгакова М. Загадочные триады М.А

Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВалентин Сильвестов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.” — Транскрипт:

1 Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»

2 М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность. М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность.

3 Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова.

4 Литературоведы отмечают в романе три мира вечный потусторонний современный московский древний ершалаимский

5 Способами воплощения системы троемирия являются триады, параллельные эпизоды и параллельные описания.

6 Триада 1 Герои, определяющие судьбы людей Воланд ( «князь тьмы») Профессор Стравинский (директор психиатрической клиники) Понтий Пилат (прокуратор Иудеи)

7 Триада 2 Первые помощники Фагот- Коровьев (первый помощник Воланда) Врач Фёдор Васильевич (помощник Стравинского) Афраний (первый помощник Понтия Пилата)

8 Триада 3 «Палачи» Марк Крысобой (командующий особой кентурией) Арчибальд Арчибальдович (директор дома Грибоедова) Азазелло (демон безводной пустыни)

9 Триада 4 Животные, наделенные человеческими качествами Бегемот (любимый кот Воланда) Тузбубен (милицейский пес) Банга (любимая собака Понтия Пилата)

10 Триада 5 Женские образы Гелла (служанка Фагота-Коровьева) Наташа (прислуга Маргариты) Низа (агент Афрания)

11 Триада 6 Герои, противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа и Мастера Неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца М.А.Берлиоз (председатель МАССОЛИТа) Иосиф Каифа (иудейский первосвященник)

12 Триада 7 Враги Иешуа и Мастера, предатели Барон Майгель (служащий зрелищной комиссии) Алоизий Могарыч (журналист) Иуда из Кириафа (работает в меняльной лавке)

13 Триада 8 «Ученики» Иешуа и Мастера и, одновременно,- Каифы и Берлиоза Иван Бездомный (поэт, позднее- профессор истории и философии) Александр Рюхин (поэт) Левий Матвей (бывший сборщик податей)

14 Диада Иешуа Га-Ноцри (действует в древнем потустороннем мирах) Мастер (действует в современном и потустороннем мирах)

15 В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру. В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру.

16 Монада Маргарита Героиня, чье имя вынесено в Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе. название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе.

17 Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков. Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков.

Читать еще:  Сочинение «Почему Чацкий обречен на одиночество. Сочинение на тему: Почему Чацкий обречен на одиночество (по комедии «Горе от ума» А.С

18 Презентацию подготовила Презентацию подготовила Свидлова И.И., учитель Свидлова И.И., учитель русского языка и литературы русского языка и литературы МОУ «Снежская сош» МОУ «Снежская сош» Брянского района Брянского района Брянской области Брянской области

Презентация к урокам литературы в 11 классе «Триады как один из способов воплощения системы троемирия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Триады как один из способов воплощения системы троемирия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность.

Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова.

Литературоведы отмечают в романе

Способами воплощения системы троемирия являются триады, параллельные эпизоды и параллельные описания.

В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру.

Монада Маргарита Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе.

Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков.

Презентацию подготовила Свидлова И.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Снежская сош» Брянского района Брянской области

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Свидлова Ирина Ивановна
  • Написать
  • 2654
  • 28.03.2014

Номер материала: 42442032859

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 28.03.2014
  • 631
  • 28.03.2014
  • 2314
  • 28.03.2014
  • 4538
  • 28.03.2014
  • 2956
  • 28.03.2014
  • 6488
  • 28.03.2014
  • 1313
  • 28.03.2014
  • 1486

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Троемирие романа и его идейно-художественные функц

«Троемирие» романа и его идейно-художественные функции.

Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а также мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Писатель большинство идей позаимствовал у украинского философа 18 века Григория Сковороды (труды которого изучил досконально). Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита). Сравним: по теории «трех миров» Сковороды, самый главный мир -космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира частные. Один из них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего земного тела. В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбе добра и зла (это является главной проблемой романа). По тому же Сковороде, добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро. Как сказал Воланд Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?». Должно быть некое равновесие между добром и злом, которое в Москве было нарушено: чаша весов резко склонилась в сторону последнего, и Воланд пришел как главный каратель, чтобы восстановить его.

Читать еще:  Образовательная программа по постановке хореографических номеров. Образовательная программа "основы хореографии"

Трехмирность «Мастера и Маргариты» можно соотнести и со взглядами известного русского религиозного философа, богослова и ученого-математика П.А. Флоренского (1882-1937), который развивал мысль о том, что «троичность есть наиболее общая характеристика бытия», связывая ее с христианской троицей. Он также писал: «. Истина есть единая сущность о трех ипостасях. ». У Булгакова действительно композиция романа складывается из трех пластов, которые в совокупности приводят нас к пониманию главной идеи романа: о нравственной ответственности человека за свои поступки, о том, что стремиться к истине должны все люди во все времена.

И, наконец, последние исследования творчества Булгакова наводят многих ученых, литературоведов на мысль, что на философскую концепцию романа повлияли взгляды австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, его работа «Я и ОНО» о выделении Я, ОНО и Я-идеала в человеке. Композицию романа образуют три причудливо сплетенных между собой сюжетных линии, в каждой из которых своеобразно преломились элементы фрейдовского представления о человеческой психике: в библейских главах романа повествуется о жизни и смерти Иешуа Га-Ноцри, олицетворяющего Я-идеал (стремится к добру, истине и говорит только правду), в московских главах показаны похождения ОНО –Воланда и его свиты, обличающей людские низкие страсти, пошлую похоть, вожделение. Кто же олицетворяет Я? Трагедия Мастера, названного автором героем, заключается в потере своего Я. «Я теперь никто. у меня нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал», – говорит он. Как истинно трагический герой, Мастер виноват и не виноват. Вступив посредством Маргариты в сделку с нечистой силой, «он не заслужил света, он заслужил покой», желанное равновесие между ОНО и Я-идеалом.

Три основных мира «Мастера и Маргариты» – древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский не только связаны между собой (роль связки выполняет мир сатаны), но и обладают собственными шкалами времени. В потустороннем мире оно вечно и неизменно, как бесконечно длящаяся полночь на Великом балу у сатаны. В ершалаимском мире – время прошедшее, в московском мире – настоящее. Эти три мира имеют три взаимосвязанных между собой ряда основных персонажей, причём представители различных миров формируют триады, объединённые внутренним подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего мира.
Первая и наиболее значимая триада – это прокуратор Иудеи Понтий Пилат – «князь тьмы» Воланд – директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям Понтия Пилата. В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающем в мир московский всюду, где нарушены моральные и нравственные устои. Стравинскому же в его клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты. Свои свиты есть также у Пилата и Стравинского. Пилат пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу. Воланд спасает Мастера, но только в своём, потустороннем мире, тогда как Стравинский безуспешно пытался спасти автора романа о Понтии Пилате в мире московском. Власть каждого из трёх по-своему ограничена. Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия. Воланд лишь предсказывает будущее тем, с кем соприкасается, и пробуждает дьявольские наклонности у своих жертв. Стравинский же оказывается не в силах предотвратить земную гибель Мастера или вернуть полное душевное спокойствие Ивану Бездомному.

Вторая триада: Афраний, первый помощник Понтия Пилата, – Коровьев-Фагот, первый помощник Воланда, – врач Фёдор Васильевич, первый помощник Стравинского. Связь между Афранием и Фаготом устанавливается на основе замечательного соответствия их имён. В статье «Фагот» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона указывается, что изобретателем этого музыкального инструмента был итальянский монах Афранио.

Читать еще:  Культура древней индии. Основные памятники культуры и религиозно-философские традиции древней индии

Третья триада: кентурион Марк Крысобой – командир особой кентурии, Азазелло – демон-убийца, Арчибальд Арчибальдович – директор Дома Грибоедова. Все трое выполняют функции палача, последний, правда, только в воображении рассказчика «Мастера и Маргариты».
Четвёртая триада – это животные, в большей или меньшей степени наделённые человеческими чертами: Банга, любимый пёс Пилата, – кот Бегемот, любимый шут Воланда, – милицейский пёс Тузбубен, современная копия собаки прокуратора. Банга, единственное существо, понимающее и сочувствующее Пилату, в московском мире вырождается пусть в знаменитую, но милицейскую собаку.

Пятая триада – единственная в «Мастере и Маргарите», которую формируют персонажи-женщины: Низа – агент Афрания, Гелла – агент и служанка Фагота-Коровьева, Наташа – служанка Маргариты.

На этом исчерпываются триады, в которые входят Воланд, Пилат, Стравинский и члены их свит. В этой группе триад персонажи современного мира лишены каких-либо существенных отрицательных черт, да и персонажи потустороннего и ершалаимского миров скорее вызывают улыбку или сочувствие.

Герои «Мастера и Маргариты», противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа Га-Ноцри и Мастера, образуют две триады. Шестую по общему счёту формируют: Иосиф Кайфа, иудейский первосвященник, Михаил Берлиоз – председатель МАССОЛИТа и редактор «толстого» литературного журнала, и неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.
Седьмую триаду также образуют враги Иешуа и Мастера: Иуда из Кириафа – служащий в меняльной лавке и шпион Каифы, Барон Майгель – служащий Зрелищной комиссии «в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», Алоизий Могарыч – журналист, осведомляющий публику о новинках литературы. Все трое – предатели. Иуда предаёт Иешуа, Могарыч – Мастера, а Майгель пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Великого бала у сатаны.

Последнюю, восьмую триаду в «Мастере и Маргарите» формируют те, кто выступает в роли учеников Иешуа и Мастера, а ранее – Каифы и Берлиоза: Левий Матвей – будущий евангелист и бывший сборщик податей, ставший единственным последователем Га-Ноцри, поэт Иван Бездомный – друг Берлиоза и член МАССОЛИТа, ставший единственным учеником Мастера, поэт Александр Рюхин – член МАССОЛИТа и бывший друг Бездомного, неудачно пытающийся встать вровень с Пушкиным.

Два таких тесно связанных друг с другом персонажа «Мастера и Маргариты», как Иешуа и Мастер образуют, не триаду, а диаду. Мастер принадлежит как современному, так и потустороннему миру. Он появляется на Великом балу у сатаны в праздничную, вечно длящуюся полночь и сопровождает Воланда в последнем полёте. Иешуа Га-Ноцри совершает жертвенный подвиг во имя истины и убеждения, что все люди добрые, ценой жизни заплатив за желание говорить правду и только правду. Мастер же совершает подвиг творческий, создав роман о Понтии Пилате, но оказывается сломлен гонениями и озабочен уже не художественной истиной, а поисками покоя. Таким образом, и здесь московский персонаж оказывается снижен по сравнению с ершалаимским.

Маргарита, в отличие от Мастера, занимает в романе уникальное положение, не имея аналогов среди других персонажей произведения. Тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость любви героини к Мастеру и делает её символом милосердия и вечной женственности.

Таким образом, в «Мастере и Маргарите» художественное истолкование действительности по сознательной воле автора оформлено в троичную структуру, ставшую основой композиции романа. Для Булгакова троичность оказывается соответствующей Истине, на ней основана пространственно-временная организация произведения. Такая композиция несла в себе огромный философский смысл. Писатель следовал многовековому опыту человечества, древних цивилизаций, в истории которых, как и в жизни человека, всегда выделяют молодость, зрелость и старость (или зарождение, расцвет и упадок). Наконец, Булгаков творчески воплотил в своём романе один из основных канонов христианского вероучения – представление о божественной Троице: «Три свидетельствуют на небе, Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле, дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Иоан. V,7-8).

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/827525/
http://infourok.ru/material.html?mid=42442
http://www.stihi.ru/2009/07/06/150

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии