Шоколадница: история известной картины. Картина Шоколадница – пастельные тона в Дрезденской галерее

Шоколадница: история известной картины. Картина Шоколадница – пастельные тона в Дрезденской галерее

Картина Шоколадница – пастельные тона в Дрезденской галерее

Картина Шоколадница в Дрезденской галерее привлекает своей фотографической точностью, четкостью линий и минимализмом. Швейцарский живописец Жан Этьен Лиотар виртуозно работал в технике пастели и в венский период творчества 1743—1745 гг. создал свою лучшую работу. Венецианские живописцы отзывались о картине, как о вершине мастерства: «самый красивый пастель, что вы могли когда-либо видеть».

Портрет милой девушки, подающей горячий шоколад, создан на пергаменте – обработанной коже. Картина имеет средние размеры: 82,5 см х 52,5 см. И хотя в галерее Дрездена она расположена в ряду других полотен, неизменно привлекает внимание.

Как Шоколадница Лиотара оказалась в Германии

Замечательное произведение Ж.Э.Лиотара доставил саксонскому курфюрсту Августу III итальянский писатель и искусствовед Франческо Альгаротти.

Граф Альгаротти появился при саксонском дворе в 1742 году. Он провел экспертизу всех художественных произведений, которые составляли королевскую коллекцию, чем завоевал неоспоримый авторитет. Поскольку Август III был активным коллекционером художественных шедевров, в 1743 году по его поручению Альгаротти отправился в Италию, чтобы пополнить собрание достойными новинками от известных художников.

Около четырех лет искусствовед выполнял возложенную на него миссию и доставил в Дрезден 34 картины, среди которых была «Das Schokoladenmädchen» Лиотара.

Об авторе картины Шоколадница

Жан Этьен Лиотар – швейцарский художник. Почему же его лучшая картина «Прекрасная Шоколадница» написана в Вене, и в галерею саксонского курфюрста прибыла из Италии? А причина проста. Лиотар начинал свою творческую деятельность в Женеве, но в 32 года он отправился в длительное путешествие на юго-восток. Сначала это была Италия, Греция и Константинополь.

Потом художник оказался в Вене, где снискал расположение Марии Терезии и работал при дворе австрийской императрицы. Именно там он написал портрет юной особы, держащей поднос с угощением. Когда Лиотар вновь перебрался в Венецию, его интересы пересеклись с графом Альгаротти, который и приобрел картину для дрезденской коллекции.

Кто изображен на картине

До сих пор доподлинно не установлено, кто позировал художнику при создании портрета.

Есть несколько версий, предполагающих, что юная красавица могла служить при венском дворе. Возможно, что проживающий в это время в Вене художник изобразил милую девушку, которую не единожды видел за работой.

Некоторые исследователи склоняются к идее, что моделью Шоколадницы стала дочка венского кучера, работавшая горничной. Но не каждую служанку художники удостаивают портретом… За этим следует романтичная история о том, как служанку Анну увидел принц Дитрихштейн и влюбился в простую девушку. А когда она вышла за него замуж, обратился к Жану Лиотару с просьбой написать тот образ, который покорил принца.

Существует и другая оригинальная версия, по которой все тот же принц увидел очаровавшую его Анну, зайдя в кофейню на чашечку кофе…

Но, кто бы ни был прототипом, пастель удалась автору, и уже более двух столетий зрители любуются его шедевром.

Тайна знаменитой «Шоколадницы» Лиотара: история Золушки или хищной охотницы за княжеским титулом?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.

Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.

Читать еще:  Литературный архетип и мифологические образы. Мифологические образы в сознании русского и английского народа

Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.

Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.

А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.

С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.

Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сайт психолога Светланы Пилюгиной

Психология повседневной жизни

Главное меню

Навигация по записям

Три шедевра Дрезденской галереи

ТРИ ШЕДЕВРА ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Ж.Э.ЛИОТАР, ШОКОЛАДНИЦА

Жан-Этьен Лиотар, «Шоколадница».
Ок. 1743 — 4 5. Пергамент, пастель. 82,5 × 52,5 см

« Шоколадница» выполнена в технике пастели на пергаменте. Девушка, одетая в белый накрахмаленный фартук, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой.

Легенда такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню попробовать шоколад, новый напиток, о котором много говорили. И был покорён обаянием официантки, Анны Бальтауф, дочери обедневшего дворянина. Несмотря на протесты семьи, князь взял девушку в жёны, и картина стала его свадебным подарком молодой княгине.

Написанная модным швейцарским художником Жаном Этьеном Лиотаром, мастером портретов в стиле рококо, уже современниками она воспринималась как шедевр. Такой высокий статус основан на исключительных художественных достоинствах картины: она не столько поражает, сколько пленяет (таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо); в ней всё необычайно гармонично: формы и пропорции фигуры, цветовая гамма — серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан богемского стекла с водой и бликами на ней. Художник с такой точностью выписал преломление света в воде, сто картина может служить наглядным пособием для демонстрации закона Снеллиуса, описывающего преломление света на границе двух прозрачных сред!

Читать еще:  Как рисовать купидона карандашом поэтапно. Рисуем ангела любви: как нарисовать купидона

Лиотар следует заветам великого Альбрехта Дюрера, который писал: «Необходимо следить за тем, чтобы мельчайшие части были выполнены чисто и с величайшей тщательностью, причём, насколько это возможно, не должны быть опущены даже мельчайшие морщинки и частички».

И наконец чашка с шоколадом: картина замечательна также тем, что на ней впервые в европейской живописи был изображен майсенский фарфор — первый фарфор Европы. Фарфоровая мануфактура в саксонском городе Майсен неподалёку от Дрездена была основана в 1710 году.

То было время, когда высшее общество Европы охватила шоколадомания. Чашечка горячего шоколада была признаком респектабельности и высокого достатка, поскольку шоколад был очень дорог. Его подавали со стаканом воды, чтобы смягчить насыщенный и терпкий вкус напитка.

Вскоре после написания картина была приобретена Франческо Альгаротти, который занимался подбором живописи для немецких курфюстов. А с 1765 года она находится в Дрезденской картинной галере. Именно там, спустя 120 лет, её увидел хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate Генри Л. Пирс и был очарован картиной, — так «Шоколадница» стала логотипом компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») является первой и самой старой торговой маркой в США и одной из старейших в мире.

Михаил Алпатов писал, что «Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи».

Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал всё по-своему!»

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ, ПОРТРЕТ ШАРЛЯ ДЕ МОРЕТТА

Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье, сира де Моретта, Ганс Гольбейн Младший. 1534-1535. Дуб, темпера. 92,5х75,4

В 1533-1535 Гольбейн создал портреты участников французского посольства при английском дворе, и Шарль де Моретт — один из них. Имени Моретта на картине нет, поэтому, когда курфюрст Саксонский Август III приобрел это произведение в 1743, решили, что это портрет герцога Миланского Лодовико Сфорца кисти Леонардо да Винчи (художник был тесно связан с герцогом). И только в XIX веке удалось идентифицировать человека на портрете: это Шарль де Моретт, посол Франции при дворе английского короля Генриха VIII.

Он родился в 1480 году в Пьемонте. В юности служил при дворе Карла VIII, позже стал камергером и советником Франциска I (его gentilhomme de la chambre), а в 1534 – его послом в Лондоне. Когда-то он был заложником у Генриха VIII и вот прибыл к нему в качестве полномочного посла Франции, когда Генрих пытался развестись с Катериной Арагонской и завоевать французскую поддержку в борьбе против Карла V.

В этот период и был написан его портрет придворным художником Генриха VIII Гансом Гольбейном Младшим, которым написано немало портретов портретов и самого Генриха VIII, и его придворных, и королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и др. Помимо придворных портретов он создавал также эскизы придворных облачений монарха. Портрет Шарля де Моретта — одно из лучших полотен мастера. А его автопортрет (справа), хранящийся в Галерее Уффицци во Флоренции, написан в 1542, в самом конце недолгой жизни выдающегося художника: он умер в 1543 от чумы, свирепствовавшей тогда в Лондоне.

Очень психологически убедительно переданы на портрете Шарля де Моретта ум и сила воли этого незаурядного, достойнейшего человека. Т щательно выписана строгая изысканная одежда: чёрного сукна дублет с золотыми пуговицами, поверх него — чёрный бархатный жеркин с чёрным же шитьём, на рукавах которого сквозь эффектные прорези видна легкая белая ткань рубашки.

Поверх джеркина широкий массивный чёрный гаун — торжественная одежда высшей знати Европы из плотного чёрного шёлка (очень тогда дорогого!), отделанный драгоценным мехом. Прекрасно различаются контрастные фактуры чёрных тканей. Массивная золотая цепь с ажурным медальоном. Дорогие драпировки темно-зеленого штофа с богатой свето-теневой моделировкой оттеняют исполненное достоинства лицо посланника.

Читать еще:  Сколько лет насчитывает древнерусская литература. Возникновение древнерусской литературы

На портрете Шарль де Моретт уже не молод: ему 55. Он смотрит на зрителя спокойно и уверенно, и взгляд его умных грустных глаз как будто проникает Вам в душу. Воин и дипломат, начинавший простым солдатом, служивший при дворах трех королей, человек необычайной духовной силы и высокого интеллекта, поистине шекспировский типаж. В облике которого гениальный художник выразил гуманистические идеалы эпохи Ренессанса.

РАФАЭЛЬ, СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Сикстинская мадонна. 1512—1513
Холст, масло. 256 × 196 см

Это огромное полотно было создано Рафаэлем для монастыря Святого Сикста в Пьяченце (отсюда и название «Сикстинская»), по заказу папы Юлия II. Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на нём. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Существует гипотеза, что картина была написана в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что очень необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст – и это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь. Но возможно такой выбор материала объясняется просто крупными габаритами произведения.

Картина оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден.

Поскольку русские путешественники всегда начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского ренессанса и поэтому получила в России XIX века оглушительную славу.

В конце Второй мировой войны, в январе 1945 «Сикстинская мадонна» вместе с другими картинами Дрезденской галереи была спрятана в заброшенной каменоломне недалеко от Дрездена. Благодаря этому картины уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945, когда город был практически стёрт с лица земли. В мае 1945 картины были обнаружены группой советских солдат, и после войны «Сикстинская мадонна» хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве. В 1955 она была возвращена ГДР вместе со всем дрезденским собранием. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике.

Только что распахнулся занавес, и нашим взорам открывается небесное видение: ступающая по облакам Мария с младенцем на руках. Юная и прекрасная, она спускается с небес прямо навстречу нам. Взгляд мадонны не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а сквозь нас, и при этом мы чувствуем необыкновенный духовный контакт с ней: есть в её взгляде нечто такое, что позволяет нам заглянуть ей прямо в душу. В чуть приподнятых бровях мадонны, в её широко раскрытых глазах мы чувствуем оттенок того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба: предвидение трагической участи её ребёнка и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа мадонны подчёркивается совсем не детской серьёзностью и прозорливостью младенца Христа.

Прекрасное лицо мадонны — это воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. И как повелительницу встречают её, преклонив колени, папа Сикст и св. Варвара.

Раскрытый по сторонам занавес подчёркивает геометрическую продуманность композиции: зритель незримо оказывается вписан в неё, кажется, что Мадонна спускается с небес прямо ему навстречу.

Это не реальность, а зрелище. Зрелище, преображающее реальность, возвышающее душу, покоряющее и облагораживающее. Недаром художник сам раздвинул перед нами тяжёлый занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, чтобы показать нам этот идеал добра и красоты.

Источники:

http://euro-provodnik.ru/kartina-shokoladnica-v-dresdene.html
http://kulturologia.ru/blogs/301116/32441/
http://piliugina.ru/shedevry-drezdenskoj-galerei/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии