2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речь словесные картины схема. Учебно-методический материал по развитию речи на тему: Использование картин на занятиях по развитию речи

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Тараненко Светлана Михайловна
  • Написать
  • 5769
  • 04.02.2018

Номер материала: ДБ-1119771

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 04.02.2018
  • 259
  • 04.02.2018
  • 3872
  • 04.02.2018
  • 902
  • 04.02.2018
  • 2109
  • 04.02.2018
  • 126
  • 04.02.2018
  • 194
  • 04.02.2018
  • 771
  • 04.02.2018
  • 139

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Использование картин на занятиях по развитию речи
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Использование картин на занятиях по развитию речи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование картин на занятиях по развитию речи

Составила: Карамышева Ксения Игоревна

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №68»

1.Значение картин в ознакомлении детей с окружающим и развитии

словаря, в обучении детей рассказыванию…………………………………… 3

2.Подбор картин для каждой группы, требования к подбору……………… 6

3.Виды занятий с картинами…………………………………………………. 9

4.Структура занятий и методика проведения………………………………… 6

5.Требования к рассказам по картинам………………………………………. .9

Конспект занятия по рассматриванию картины в младшей группе.

Конспект занятия по составлению рассказов по картине

Список используемой литературы…………………………………………. 23

  1. Значение картин в ознакомлении детей с окружающим и развитии словаря, в обучении детей рассказыванию .

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий.

Читать еще:  Дочь палача и театр смерти – Оливер Пётч. Дочь палача и театр смерти скачать fb2 О книге «Дочь палача и театр смерти» Оливер Пётч

Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту, осваивают новые словосочетания, фразы, типа предложений.

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.

С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным, одному по рисункам, второму — без рисунков — и вы оцените тогда все значение рисунков для детей».

Таким образом «дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшее чувство к языковым явлениям, — это твердо установленный факт», — заключает в одном из своих исследований Д.Б. Эльконин. Рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа, развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале, и прежде всего на картинках, иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей, развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками для развития речи.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально — чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно — коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи).

2. Подбор картин для каждой группы, требования к подбору

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы.

Требования к картине

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистичное изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества

деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Картины могут быт ь: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины , где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. И наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например, (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

· пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

Читать еще:  Альбина Джанабаева и Валерий Меладзе: история любви от первого лица. Альбина Джанабаева и Валерий Меладзе – тайный роман, свадьба, совместные фото

· натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

  • О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);
  • Их действиях (гуляют, играют, едят);
  • О месте действия (Где? В лесу, дома);
  • О времени действия (Когда?).

Содержание картин, предъявляемых детям, должно быть обусловлено запросами текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину.

Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

— Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое).

— Картина должна висеть на уровне глаз детей.

— Заранее подбирается указка или другие атрибуты.

— Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.

— Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

— После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.

Требования, предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет).

Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.

Композиция картины должна быть простой т.е. картины одно плановые.

Количество персонажей от 1 до 4.

Старший возраст (5-7лет).

Содержание картин как правило детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний. — труд взрослых: — дикие животные.

Композиция сложная, то есть многоплановая.

Количество персонажей может быть достаточно большим.

Построение занятия и методика его проведения.

— Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.

3.Виды занятий с картинами

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Виды занятий по картине:

  1. рассматривание картины;
  2. рассказывание по ней.

Для связного последовательного рассказа по картине необходимо при рассматривании картины понять ее сущность , установить связи :

  1. узнавание;
  2. установление причинно-следственных связей между действующими лицами, понимание мимики лица, действий.
  3. временные связи: учет места действия, времени, обстановки.

Для связного рассказа необходимо:

  1. позаботиться о содержательной стороне;
  2. четкое выделение или логизация образов;
  3. освоение форм монологической речи.
  1. Предметные картины (один или несколько предметов без контактных связей).
  2. Сюжетные и многоэпизодные картины. На сюжетных картинах изображаются предметы в определенных сюжетных связях.
  3. Серии картин, связанных одним сюжетом.
  4. Пейзажные картины.
  5. Натюрморты.
  6. Картины с юмористическим содержанием.
Читать еще:  Горький годы жизни. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) ()

Выделяются следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине.

  1. Составление описательного рассказа по предметной картине.
  2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
  3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по последовательной серии картин.
  5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  6. Коллективное составление рассказов.

Развитие речи у старших дошкольников на занятиях ИЗО

Работа строится в строго определенной последовательности: сначала детей учат рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения. На втором этапе дети учатся составлять связные рассказы по картинам, при этом воспитатель использует такие методические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задания придумать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить какие события могут последовать за изображенным художником.

На таких занятиях необходимо использовать музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них), по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению. Например, дети рассматривают картину «Зима» И.Шишкина. Звучит музыка П.Чайковского «Январь. У камелька» (из фортепьянного цикла «Времена года»). Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Дети отвечают на вопросы:
— Кто из вас любит зиму? Почему?
— Автор этой картинки любит зиму? Почему вы в так думаете?
— О чем хотел рассказать художник?
— С чего вы начнете свой рассказ, о чем будете рассказывать потом, чем закончите?
— Что вы представляете, глядя на этот пейзаж?

Оценивать рассказы детей следует исходя из следующих критериев: передан ли художественный образ картины, насколько связана и образна речь, степень творчества в описании картины. Можно сказать детям: «Каждый из вас по-своему нарисовал зимнюю картину с помощью слов, а теперь дома нарисуйте зиму с помощью карандашей и красок».

Для развития творчества старших дошкольников важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности. Дети уже могут представить картину без предварительного наблюдения, лишь на основе художественного описания: поэтическое слово подсказывает необходимые образы пейзажа. В дошкольном возрасте достаточно развиты чуткость к поэтическому слову, умение соотносить картины с их описанием, переносить свои впечатления в рисунок.

Поэтому на другом занятии можно использовать пейзажную лирику. Например, занятия по изобразительной деятельности на тему «Первый снег» с использованием произведений И. Сурикова и Е. Трутневой. Поэтические строки подсказывают детям темы для различных зимних пейзажей: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной», «Под утро поле снегом забелело». Дети выбрали те строки, в которых наиболее поэтично говорится о наступлении зимы. Например, изображая поле, ребенок передал видимость простора тем, что внизу листа расположил большие деревья, вверху маленькие, а между ними «пустое пространство». Или, рисуя «темный лес», который «принакрылся» чудной шапкой, ребенок очень близко рисует мазками деревья, а на них полосы снега.

В результате таких занятий дети чаще начинают говорить друг другу о том, как красиво вокруг, их словарь обогащается точными поэтическими выражениями. Стихи помогают создавать «разноцветные рисунки». Дети уже не теряются в поисках сюжета для изображения, детям «понятно, о чем рисовать».

Детские рисунки и рассказы по картинкам целесообразно оформлять в виде альбомов или устроить выставку. Занятиями должно предшествовать чтение русских народных сказок, былин, стихов и прозаических произведений, которые так или иначе будут сопровождать процесс рассматривания картин и составления связных рассказов по ним.

Источники:

http://infourok.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-na-zanyatiyah-po-obucheniyu-rasskazivaniyu-s-ispolzovaniem-kartin-2541588.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/ispolzovanie-kartin-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi
http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-anatolevna-leusova/razvitie-svjaznoi-i-obraznoi-rechi-starshih-doshkolnikov-na-zanjatijah-izobrazitelnoi-dejatelnostyu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×