История создания сиднейского оперного театра. Оперный театр в Сиднее – символ Австралии

История создания сиднейского оперного театра. Оперный театр в Сиднее – символ Австралии

Оперный театр в Сиднее

Одно из интереснейших сооружений XX века находится в Австралии. Построенное в 1957-1973 годах здание оперного театра в Сиднее, окруженное водой, сильно напоминает парусник. Архитектором легендарного сооружения стал Йорн Утсон из Дании.

История строительства

До середины XX века в Сиднее не было ни одного здания пригодного для оперных постановок. С приходом нового главного дирижера в Сиднейский симфонический оркестр Юджина Гусенса проблема была озвучена вслух.

Но создание новейшего здания для оперных и оркестровых целей не стало делом первой важности. В это время весь мир находился в состоянии восстановления после войны, администрация Сиднея не спешила начинать работы, проект был заморожен.

Сборы на строительство оперного театра в Сиднее начались в 1954 году. Они продолжались вплоть до 1975 года, всего же было собрано около 100 миллионов долларов.

Местом для одного из крупнейших культурных сооружений был выбран мыс Беннелонг. По требованиям здание должно было иметь два зала. В первом из них, предназначенном для оперных и балетных постановок, а также симфонической музыки, должно было вмещаться примерно три тысячи человек. Во втором, с драматическими постановками и камерной музыкой – 1200 человек.

Йорн Утсон, по мнению комиссии, стал лучшим архитектором из 233, приславших свои работы. Вдохновителем для создания проекта для него стали стоящие в Сиднейской гавани парусные корабли. На реализацию проекта у строителей ушло 14 лет.

Стройка началась в 1959 году. Тут же начали возникать проблемы. Правительство потребовало увеличить количество залов с двух до четырех. Вдобавок спроектированные крылья-паруса оказалось невозможно реализовать, поэтому ушло еще несколько лет на проведение экспериментов, чтобы найти нужное решение. Из-за начавшихся разбирательств в 1966 году Утсона сменяет группа архитекторов из Австралии, возглавляемая Петером Халлом.

28 сентября 1973 года Оперный театр в Сиднее открыл свои ворота. Премьерной стала постановка оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Официальную церемонию открытия провели уже 20 октября в присутствии Елизаветы II .

Немного цифр

Построенная опера сразу же увековечила себя в истории. Это действительно огромный комплекс, содержащий в себе 5 залов и около 1000 помещений различного назначения. Максимальная высота здания Оперного театра составляет 67 метров. Общий вес здания по расчетам 161 000 тонн.

Залы оперного театра

1 зал

Самый большой зал Сиднейской оперы – Концертный. Он вмещает 2679 посетителей. Здесь же находится Большой концертный орган.

2 зал

Для оперных и балетных постановок используется Оперный зал на 1547 зрителей. В зале находится самый большой в мире театральный занавес-гобелен «Занавес Солнца».

3 зал

Драматический зал вмещает 544 зрителя. Здесь проходят драматические и танцевальные постановки. Здесь же находится еще один занавес-гобелен, также сотканный в Обюссоне. По своим темным тонам он получил название «Занавес Луны».

4 зал

Зал Плейхаус рассчитан на 398 зрителей. Он предназначен для театральных миниатюр, лекций, а также использования в качестве кинотеатра.

5 зал

Самый новый зал «Студия» открылся уже в 1999 году. 364 зрителя здесь могут увидеть пьесы в духе авангардизма.

С 1973 года здание оперы в Сиднее используется чуть ли не круглосуточно без перебоев. Кроме любителей культуры и искусства, здание полюбилось тысячам туристов, посещающих Сидней. Сиднейская опера стала настоящим символом Австралии.

Видео про Сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр в Австралии

О самом известном сооружении Австралии – Сиднейском оперном театре, существуют довольно-таки противоречивые мнения. Одни считают его великолепным памятником застывшей мелодии. Других смущает удивительной формы крыша этого сооружения: кому-то она напоминает огромные раковины, кому-то – раздутые ветром паруса Галеона, кто-то ассоциирует их с ушами, прислушивающихся к пению ангелов, а ещё существует мнение, что театр Сиднея очень уж похож на выброшенного на сушу белого кита.

Словом, сколько людей, столько и мнений, но ни у кого не вызывает сомнения факт, что оперный театр Сиднея является рукотворным символом Австралии.

Символ застывшей музыки

Находится это удивительное здание в Сиднее, самом крупном городе Австралии, в гавани Беннелонг-Пойнт (на карте его можно отыскать по следующим координатам: 33° 51′ 24.51″ ю. ш., 151° 12′ 54.95″ в. д.).

Мировую известность оперный театр в Сиднее приобрёл прежде всего благодаря своей крыше, сделанной в форме расположенных друг за другом парусов (ракушек) разных размеров, которые делают его непохожим ни на один театр во всем мире. Фасад оперы получился до того интересным, необычным, а потому – узнаваемым, что считается одним из наиболее выдающихся зданий современной архитектуры, которое вот уже несколько лет как занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читать еще:  «Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет. «Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет

Творец этого уникального здания, Йорн Уотсон, является единственным человеком в мире, чью работу эта организация признала ещё при его жизни (умер он через год после этого события, в 2008 году).

Описание

Оперный театр в Австралии прежде всего необычен тем, что в отличие от других сооружений подобного типа, выполненных в классическом стиле, являет собой яркий образец экспрессионизма, демонстрирующий новый взгляд на архитектуру. Сиднейский оперный театр с трёх сторон окружен водой, а сам возведён на сваях.

Площадь театра огромная и составляет 22 тыс. м2: длина его – 185 м, ширина – 120 м, а в самом здании находится огромное количество помещений, среди которых несколько театральных залов, множество мелких студий и театральных помостов, а также рестораны, бары и магазины, где любой желающий может купить себе на память сувенир о посещении театра.

Основными помещениями являются четыре зала:

  • Концертный зал – самое большое помещение театра, способное вместить 2679 зрителей. Именно здесь установлен самый большой в мире орган: состоит он из 10 тыс. труб;
  • Оперный театр – в этом зале помещается 1507 зрителей, а на его сцене можно увидеть не только оперу, но и балет;
  • Драматический театр – рассчитан на 544 человека;
  • Малая драматическая сцена – рассчитана на 398 человек и считается самым уютным помещением оперы.

Крыша из парусов

Самой примечательной частью здания, благодаря которой театр оперы в Сиднее стал одним из наиболее интересных театров в мире, является его крыша, сделанная в форме расположенных друг за другом раковин или парусов. Кровля, высота которой составляет 67 м, а диаметр – 150 м, состоит более чем из 2 тыс. секций, а весит около 30 тонн.

Конструкция закреплена с помощью металлических тросов, общая протяжённость которых составляет 350 км. Две основные раковины находятся над двумя самыми большими залами оперы. Другие паруса расположены над меньшими помещениями, а под самым маленьким расположен один из ресторанов.

Сверху раковины механическим способом покрыты белыми полированными и кремовыми матовыми плитками, благодаря чему поверхность получилась абсолютно гладкой – эффект, которого вряд ли бы добились, укладывая её вручную. Интересный факт: несмотря на то что издали может показаться, будто кровля покрашена в белый цвет, в зависимости от освещения, она постоянно изменяет свой оттенок.

Такая структура кровли выглядит очень красиво и оригинально, но при строительстве из-за неравномерной высоты крыши, внутри здания возникли проблемы с акустикой, и чтобы решить недостаток пришлось отдельно сделать звукоотражающий потолок. Для этого были изготовлены специальные желоба, способные исполнять одновременно практическую и эстетическую функции: отражать звук и привлекать внимание к аркам, расположенных над передней частью сцены (длина наибольшего желоба составляет около 42 метров).

Автор идеи

Интересный факт: возвести в Сиднее оперный театр была идеей британца сэра Юджина Гуссенса, который прибыл в Австралию в качестве дирижёра для записи концерта на радио. Можно только представить себе его удивление, когда он обнаружил, что в Сиднее нет театра оперы.

В городе также отсутствовали сооружения, рассчитанные на большую аудиторию, в которых сиднейцы могли бы прийти послушать музыку.

Поэтому решение сделать всё для того, чтобы возвести театр, в котором зрители будут иметь возможность ознакомиться как с классическими, так и последними музыкальными произведениями, было им принято незамедлительно. Он сразу занялся поисками подходящего места для строительства – им оказался скалистый мыс Беннелонг Пойнт, возле которого была расположена набережная, являющаяся ключевым узлом, поскольку местные жители с паромов пересаживались на поезда или автобусы.

Подыскав подходящее место (здесь в то время находилось трамвайное депо, которое впоследствии снесли), Гуссенс провёл соответствующую кампанию и, заразив своей идеей немало влиятельных людей Сиднея, добился того, чтобы правительство разрешило строительство Оперного театра. Власти сразу же объявили международный конкурс на лучший проект. И тут дело застопорилось: у Гуссенса появились враги. После одной из международных поездок таможенники обнаружили предметы «черной мессы», оштрафовали, уволили с работы – и он вынужден был покинуть Австралию, несмотря на все уверения, что вещи ему не принадлежат.

Конкурс

На конкурс было прислано более двухсот работ со всех уголков планеты. Ещё одним важным моментом являлось то, что Гуссенс не только успел отобрать квалифицированную комиссию, но и дал характеристику конкурсного проекта.

Читать еще:  Как нарисовать натюрморт поэтапно для начинающих фрукты. Как поэтапно нарисовать карандашом натюрморт с фруктами? Дополнительные средства изображения

Проект должен был предусматривать два зала – один для более крупных, второй – для мелких постановок. В здании обязательно должны были быть помещения, где можно было бы проводить репетиции, хранить реквизиты, а также отведено место для ресторанов.

Задача усложнялась тем, что площадь, на которой планировалось возвести сооружение, имела довольно ограниченные размеры, поскольку с трёх сторон была окружена водой. Поэтому большинство проектов было отклонено по одной простой причине: выглядели они слишком громоздко, а фасад здания – угнетающе.

И только одна работа привлекла внимание членов жюри, заставляя их раз за разом возвращаться к проекту: на эскизе театры были поставлены вплотную друг к другу, проблема громоздкости оказалась снята благодаря акцентированию внимания на белой крыше в виде парусов, а декорации и театральные реквизиты автор предлагал хранить в специальных углублениях, решив, таким образом, проблему кулис.

Автором работы оказался датчанин Йорн Уотсон (подобных оригинальных проектов у этого архитектора было много, но этот оказался одним из немногих, который был осуществлён). Несмотря на то что представленный им проект являлся эскизом, стоимость работ была оценена в 7 млн. австрал. Долларов, что являлось приемлемой ценой. Деньги на начало строительства были собраны при помощи лотереи.

Строительные работы

Тогда как проект оказался одобрен, было очевидно, что над ним следует ещё хорошо поработать (некоторые вопросы не решены и поныне). Основная проблема состояла в том, как сделать нестандартной формы крышу, тем более что подобного опыта в мире на данный момент не существовало.

Этот вопрос Уотсон решил путём придания каждой раковине форму треугольника, собрав её для этого из меньших треугольников изогнутой формы, покрытых плиткой механическим способом при изготовлении. После этого паруса были установлены на бетонные нервюры (рёбра каркаса), расположенные по кругу – это дало возможность крыше получить законченный и гармоничный вид.

Эта форма породила проблемы с акустикой зала, которую архитектору хоть и удалось впоследствии решить, но потянула она за собой немалые финансовые траты (например, поскольку новый свод оказался значительно тяжелее предыдущего, пришлось взрывать уже сделанный фундамент и начать возводить более крепкий и прочный).

Вместо предполагаемых 7 млн. австрал. дол. строительство обошлось в 102 миллиона. Строительство шло очень медленным темпом, что не могло не обратить на себя внимания местных депутатов и противников архитектора.

А после того как партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла поддержку населения и к власти пришла оппозиция, деньги, вырученные за лотерею, сначала заморозили (благо, предлог имелся), а потом и вовсе пустили на строительство дорог и больниц, заставив Уотсона в 1966 году бросить работу и покинуть Сидней навсегда.

После этого главным архитектором был назначен Холл, которому хоть и удалось окончить строительство в 1973 году, но по мнению многих специалистов, проводимые им работы значительно испортили вид здания, а интерьер оказался непримечательным (интересный факт, во время подготовки Олимпиады в Австралии в 2000 году, австралийцы предложили Уотсону вернуться и закончить работы над оперой, согласившись сделать всё, что он скажет, но тот отказался).

Вот так и получилось, что Сиднейский оперный театр, являющийся одной из самых великолепных построек нашего времени, которую упоминают наряду с Тадж-Махалом и другими чудесами света, внешне хоть и выглядит великолепно, но внутри ничем особым не отличается. Правда, это не помешало зданию взять участие в конкурсе на звание одного из семи чудес света и хоть и не войти в призёры, оказаться среди основных претендентов.

Сиднейский оперный театр: австралийское чудо света

Символом Австралии считается Сиднейский оперный театр. Он вызывает у людей противоречивые эмоции. Кто-то с восхищением видит в сооружении застывшее мгновение мелодии, а другие ассоциируют его с выброшенным на берег китом.

Оперный театр находится в крупном городе Сиднее. До того как строение было сооружено, на его месте располагался форт и трамвайное депо.

История создания театра

Своим появлением это здание обязано дирижеру из Великобритании сэру Юджину Гуссенсу, который приплыл в 1947 году в Австралию, чтобы возглавить симфонический оркестр и записать концерт на радио. Британец был шокирован, что в таком большой городе нет ни одного здания, рассчитанного на большую аудиторию, куда бы пришли жители послушать музыку.

Загоревшись идеей строительства музыкального дома, он провел пропагандистские кампании и привлекал влиятельных людей Австралии к своей задумке. Сэр Юджин Гуссенс приглядел для оперы даже место в гавани на мысе Беннелонг Пойнте, где впоследствии и был сооружен театр.

Читать еще:  Станиславский моя жизнь в искусстве содержание. Конспект книги станиславского "моя жизнь в искусстве"

Британец добился своего, и правительство страны объявило международный конкурс на лучший архитектурный проект. Но на этом работа сэра была закончена, ввиду возникших конфликтов ему пришлось покинуть континент.

Возведение

Среди двухсот конкурсных работ жюри больше всего зацепила идея датского архитектора Йорна Уотсона. Помимо того что его замысел подходил по всем критериям, ведь пространство для оперы было весьма ограниченно, предложение датчанина оценили в 7 млн. австралийский долларов, что власти Австралии посчитали приемлемой суммой.

Как оказалось во время строительных работ, не все детали в плане постройки были четко продуманы, поэтому уже в процессе пришлось вносить весомые корректировки, которые обошлись в денежном эквиваленте правительству в дополнительные 95 млн долларов.

Сидней не был готов к таким затратам, недовольство местных представителей власти нарастало. В результате Йорн Уотсон отстранили от строительства, и он был вынужден вернуться в Данию.

Довел возведение до конца в 1973 году Питер Холл. Многие считают, что введенными им корректировки испортили фасад здания, а интерьер, в отличие от изначальной грандиозной задумки, получился ничем не примечательный.

В октябре 1973 года произошло торжественное открытие театра. Во главе праздничной церемонии была королева Великобритании — Елизавета II. Действо происходила под исполнение оркестром Девятой симфонии Бетховена, а вечером с моста Харбор-Бридж был запущен красочный фейерверк.

Особенности театра

Благодаря своей мощности и масштабам Сиднейская опера увековечена в летах. Этот комплекс состоит из 5 залов, а помимо этого в нем еще располагаются около 1000 небольших комнат различного назначения. Высота от фундамента до самой высокой точки одного из парусов насчитывает 67 метров.

Ввиду массивности и тяжелых материалов, использованных при строительстве, во время возведения здания приходилось укреплять поверхность, на которой он стоит.

Окруженный с трех сторон водой, мыс Беннелонг Пойнт мог бы со временем проседать от огромной тяжести – ведь вес оперы достиг 161 тысячу тонн. Для этого задействовали 580 свай, подпирающих землю из воды и уходящих на глубину около 25 метров.

Архитектура

Здание выполнено в стиле экспрессионизма, а также здесь присутствуют новаторские и радикальные детали дизайна. Крыша оперы представляет собой крылья-паруса. Задача – соорудить такую конструкцию была очень сложной и трудновыполнимой, так как до этого в мире не было опыта построения подобных сооружений.

Несмотря на то, что всем видится в интересных фигурах – паруса и скорлупки, с точки зрения архитектурного решения – это в корне неверно. На самом деле кровля образована из наложенного друг на друга ряда раковин. Каждая из них была изготовлена из бетонных панелей треугольной формы – именно это придает крыше гармоничный и плавный вид.

Внутреннее оформление

Изначально было заявлено построить и оборудовать два больших зала в опере. Но правительство потребовало внести изменения и поделить все пространство на пять больших холлов:

  1. Самый огромный, вмещающий в себя 2679 гостей, зал называется концертным. Тут также располагается Большой концертный орган.
  2. Оперу и билет можно посмотреть во втором зале, рассчитанном на 1547 человек.
  3. Драматические постановки ставятся в третьем холле вместимостью 544 посетителя.
  4. В зале «Плейхаус» проводятся всевозможные лекции, кинопоказы, и театральные миниатюры. Здесь можно разместить 398 зрителей.
  5. В «Студии», открытой лишь в 1999 году, показывают маленькие авангардистские пьесы для 364 гостей.

События в театре

Ежедневно в Доме Оперы проходят несколько мероприятий, расписание которых можно посмотреть на официальном сайте театра. Любители искусства придут в восторг от широкого ассортимента, предложенных концертов, балетных и театральных постановок, выставок и лекций.

Популярностью пользуются тут не только пьесы зарубежных драматургов, но также и русских писателей. Театр ставит на сцене произведения А.П. Чехова.

Стоимость

Цена билетов варьируется в зависимости от того, какое мероприятие гость хочет посетить. Приобрести билеты можно не только в кассах оперы, но и на официальном сайте. Однако, покупая билет через интернет, придется заплатить также установленную комиссию в размере 8,5$.

Стандартная стоимость на человека — в пределах 80$, однако на некоторые шоу и концерты здесь действует система скидок для пенсионеров и студентов. Все детали следует уточнять непосредственно во время приобретения билета.

Оперный театр – это главная достопримечательность Сиднея и первое место, которое стоит увидеть при поездке в Австралию.

Источники:

http://1chudo.ru/teatry/92-opernyj-teatr-v-sidnee.html
http://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/sidneyskiy-opernyiy-teatr.html
http://run4trip.ru/australia/sidnejskij-opernyj-teatr-avstralijskoe-chudo-sveta.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии