0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и сущность фольклора, его историческое значение.  изображение народной жизни в фольклоре

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ФОЛЬКЛОРЕ

В наш век общемировых процессов урбанизации и глобализации довольно часто люди, погружаясь в круговорот повседневных проблем и забот, теряют ощущение радости, гармонии и счастья. Не всегда хватает времени, чтобы оглянуться вокруг и восхититься окружающим миром, почувствовать гармонию с природой. Теряются ценности, переходящие от поколения к поколению. Как следствие — общество поражают пороки, происходящие от безысходности и нравственной опустошенности: наркомания, алкоголизм и т. д. В этой ситуации одним из спасительных шагов является обращение к народной мудрости. Народная песня имеет преимущества даже перед классической литературой: песня выражает чувства невыученные, непритворные движения души. Есть и другое, не менее важное достоинство народной песни: ее всеобщность. Никто не скажет, когда и кто сочинил такую-то песню; всякий, кто ее поет, считает ее собственным произведением, настолько она соответствует всем движениям его души.

Фольклор можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как летопись событий, источник исторического материала. Во-вторых, как изображение народного быта. Изучая народное творчество, мы можем узнать об общественном устройстве, семейном быте, нравах, обычаях. Но самое главное — фольклор выражает воззрения народа па самого себя и на все окружающее.

Жизнь со всеми ее явлениями проистекает из внутреннего самоопределения человека. Особенный взгляд на вещи имеет не только всякий человек, но и всякий народ.

Общественно-исторический опыт нашего народа особенно ярко выражают пословицы и поговорки. Пословицы, как писал В. Даль, — это « крик, который невольно вырвался из души ». Изучая этот пласт народного творчества, приходишь к выводу, что русский народ сформировал довольно строгую систему жизненных ценностей и ориентиров.

Одной из непреложных ценностей была любовь к родной земле: « Глупа та птица, которой гнездо свое не мило», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха» . Родная земля-— это матушка-кормилица, но только упорный каждодневный труд давал возможность простому человеку, крестьянину не умереть голодной смертью: «Умирать собирайся, а земельку паши»; «Держись за соху: она кормилица». Почитались в народе трудолюбие, умение, терпение, ум, жизненный опыт, дружба: «Терпенье и труд все перетрут», «Осла узнают по ушам, медведя — по когтям, а дурака — по речам»; «Старый друг лучше новых двух», «Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь». С малых лет ребенку посредством веселой игры, забавы внушалось, что трудолюбие награждается, а лень будет покарана. Беря маленькую ручку ребенка, мама от имени сороки наказывала:

А этому нет ничего!

А ты мал-маленек —

За водицей не ходил,

Кашки не варил. Народные обряды и обычаи являются отражением нашей национальной, религиозной и культурной сущности. В этих творениях народного гения своеобразно объясняются процессы замирания и ежегодного оживления природы, прообраз победы тепла над холодом, лета над зимой, солнца и света над темнотой, а значит,, правды и добра над злом. Например, привычный для нас праздник Масленицы в древности имел аграрно-магическое значение: проводы Масленицы означали проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны. Под влиянием христианства проводы Масленицы стали восприниматься как праздничное развлечение перед началом Великого поста:

Масленица — обмануха! Обманула, провела, Всю еду взяла, Дома редьки хвост На Великий пост!

Существовали заговоры, исполняемые во время жат-||ы, заговоры на хороший рост растений, на успешное пчеловодство и т. п. Когда случалась засуха, дети, подражая родителям, Обращались к радуге с просьбой не уносить дождь:

Радуга-дуга, Принеси нам дождя!

В России люди верили в магическую силу слова, способного излечить от всех недугов. Так возникли заговоры лечебные: от боли, от бельма, от золотухи, от горячки, от лихорадки, от грыжи, от бессонницы, на хороший аппетит. Действие этих лечебных заговоров каждый из нас может проверить на себе.

Неполным будет представление о народной жизни без изучения Л ирических песен, в которых не только выражались народные мысли И чувства, но и отображались жизненные обстоятельства, которые их иызвали. Одним из распространенных мотивов лирических женских несен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и * неволи» замужней. В патриархальной семье на женщину взваливалась вся работа по дому: ведение хозяйства, приготовление пищи, уход за детьми. Особенно тяжело женщина переносила враждебное отношение к себе в новой семье. Свекровь была жестока, сын, слушаясь родителей, нередко бил свою жену. В тяжелые минуты женщина постоянно думала о родной семье, где ее все любили:

Полети, мой соловеюшко,

На родимую сторонушку.

Ты спроси, соловеюшко:

Кому воля, кому нет воли гулять?

Положение мужа иной раз также было нелегким. Женили его часто на девушке, которую он не любил. И тогда в песне мужчины звучали воспоминания о милой, ненависть к жене или ропот на горькую долю молодецкую.

Устное народное творчество, словно машина времени, уносит нас II далекие времена. Мы можем увидеть жизнь народную такой, какая она была в действительности, без прикрас: радости и печали, тоска и отчаяние, изнурительный труд и нужда, веселые разгульные праздники и магические обряды, наполненные тайным смыслом.

Читать еще:  Мишель андраде - певчая птичка боливийско-украинского происхождения. Тексты песен(слова) Michelle Andrade (Мишель Андраде) Мишель Андраде и продюсерский центр Потапа MOZGI Entertainment

Роль фольклора в жизни человека

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роль фольклора в жизни человека Выполнили: Зиганшина Полина, Кривоногов Влад, Савинова Ольга учащиеся 4 А класса ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани Руководители работы: Зарубина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов.

В настоящее время остро стоит вопрос о возрождении народных традиций в России. В связи с этим большое значение уделяется фольклору. Фольклор — это особая область поэтического искусства. Он отражает многовековой исторический опыт людей.

Актуальность: стоит ли сегодня говорить о фольклоре? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении фольклора для воспитания и развития школьника. Нас всегда интересовали такие вопросы: почему, когда бабушки и мамы пели нам колыбельные песни, мы быстро засыпали? Почему когда мы поём и слушаем частушки, у нас повышается настроение? Почему очень легко запоминаются слова прибауток? Почему народные дразнилки не обидные? Поэтому для исследования мы выбрали тему: «Роль фольклора в жизни человека»

Цель исследования: изучить фольклорные жанры и исследовать, какое влияние оказывает фольклор в развитии и воспитании детей. Задачи исследования: изучить жанры устного народного творчества; рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка; провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты;.

Наша гипотеза: произведения устного народного не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие воспитания школьников положительно. Объекты исследования: фольклор. Предмет исследования: формы фольклора.

Обрядовый фольклор Календарный фольклор – отражает народные праздники, обращение к природе: наши предки обращались к матери-Земле и другим божествам, прося у нее защиты, хорошего урожая и благодати. Семейно-бытовой фольклор, который описывал жизнь с момента его рождения

Необрядовый фольклор 1. Фольклорная драма 2. Фольклорная поэзия 3. Фольклорная проза 4. Фольклор речевых ситуаций.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить. В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления. Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!» Именно через них человек познаёт окружающий мир. Это не просто забавные или поучительные, страшные или печальные выдуманные истории. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление человека о мире и своем народе, о добре и зле, справедливости и бесчестии.

При встрече с библиотекарем Арифулиной Ниной Васильевной мы задали ей вопрос: «Часто ли ученики нашей школы берут для чтения книги с произведениями устного народного творчества?» Нина Васильевна нам ответила: «К сожалению не часто, только тогда, когда задают на уроках литературы».

С вопросом «Какое место занимает в программе по литературе изучение произведений устного народного творчества?» мы обратились к учителю русского языка и литературы Гуляевой Елене Валентиновне. Ответ её порадовал. Изучение фольклора занимает значимое место в программе. Мы спросили: «Почему же малая доля учеников обращаются за книгами в школьную библиотеку?» Елена Валентиновна ответила, что многие учащиеся черпают информацию в Интернете, у многих ребят есть книги в домашней библиотеке.

Читать еще:  План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Люблю березку русскую. Урок внеклассного чтения "Люблю березку русскую!"

Почему наши бабушки и мамы наших бабушек знали так много народных песен, а репертуар современных мам так скуден? Ответ на этот вопрос мы нашли, взяв интервью у Федосеевой Раисы Павловны

На последнем этапе наших практических исследований мы провели анкетирование своих одноклассников. № Вопросы Да Нет 1 Согласны ли вы с тем, что произведения устного народного творчества развивают нашу речь, обогащают словарный запас? 50 6 2 Воспитывают ли положительные качества в человеке произведения устного народного творчества? 51 5

Проанализировав наши исследования, мы пришли к выводу: Фольклорные произведения оказывают сильное эмоциональное воздействие на окружающих; Образы, персонажи произведений устного народного творчества связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме знакомят с некоторыми особенностями мира; В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Мнение о том, что произведения устного народного не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие воспитания школьников положительно- ошибочно.

Роль устного народного творчества в современном мире неоспорима и мы предлагаем следующее практическое применение: Использовать фольклорные номера при организации концертов; Создать книжки-малышки и книжки-раскладушки с произведениями устного народного творчества для будущих первоклассников.

Спасибо за внимание

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Актуальность: стоит ли сегодня говорить о фольклоре? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении фольклора для воспитания и развития школьника. Нас всегда интересовали такие вопросы: почему, когдабабушки и мамы пели намколыбельные песни, мы быстро засыпали? Почемукогда мы поём и слушаем частушки, у нас повышается настроение? Почему очень легко запоминаются слова прибауток? Почему народные дразнилки не обидные?

Поэтому для исследования мы выбрали тему: «Роль фольклора в жизни человека»

  • Зарубина Наталья Геннадьевна
  • Написать
  • 9086
  • 05.08.2015

Номер материала: ДA-000849

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 05.08.2015
  • 1702
  • 05.08.2015
  • 428
  • 05.08.2015
  • 2181
  • 05.08.2015
  • 384
  • 05.08.2015
  • 975
  • 05.08.2015
  • 588
  • 05.08.2015
  • 705

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Общественная ценность фольклора

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей. Так, образы Ильи Муромца и Микулы Селяниновича в русских былинах дают представление о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Познавательное значение фольклора увеличивается еще и тем, что в его произведениях не только представлены, но и объяснены картины жизни, события истории и образы героев. Так, былины и исторические песни объясняют, почему русский народ выдержал монголо-татарское иго и вышел победителем в борьбе, разъясняют смысл подвигов богатырей и деятельности исторических лиц. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества » Горький М. Собр. соч., т. 27, с. 311. Идейно-воспитательное значение фольклора состою в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру. Фольклор изображает богатырей как защитников родины и вызывает чувство гордости за них. Он поэтизирует русскую природу — и реки могучие (Волгу-матушку, широкий Днепр, тихий Дон), и степи раздольные, и поля широкие — и этим воспитывает любовь к ней. В произведениях фольклора воссоздан образ русской земли. Народное творчество выражает жизненные устремления и социальные взгляды народа, а нередко и революционные настроения. Оно сыграло важную роль в борьбе народа за национальное и социальное освобождение, за его общественно-политическое и культурное развитие. Современное народное творчество содействует коммунистическому воспитанию народных масс. Во всем этом и проявляется идейно-воспитательное значение народного поэтического творчества. Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке. Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией.

Читать еще:  Название детского журнала автором которого был паустовский. Паустовский краткая биография

Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Все это служит объяснением, почему лучшие произведения фольклора доставляют большое эстетическое наслаждение. Наука о фольклоре. Наука о фольклоре — фольклористика — изучает устное народное творчество, словесное искусство народных масс. Она ставит и решает значительный круг важных вопросов: об особенностях фольклора — его жизненном содержании, социальной природе, идейной сущности, художественном своеобразии; о его происхождении, развитии, своеобразии на разных этапах существования; о его отношении к литературе и другим видам искусства; об особенностях творческого процесса в нем и формах бытования отдельных произведений; о специфике жанров: былин, сказок, песен, пословиц и др. Фольклор — сложное, синтетическое искусство; нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства—словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности различных периодов истории. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки: языкознание, литературоведение, искусствоведение, этнография, история. Каждая из них исследует фольклор в различных аспектах: языкознание — словесную сторону, отражение в нем истории языка и связей с диалектами; литературоведение—общие особенности фольклора и литературы и их различия; искусствоведение — музыкальные и театральные элементы; этнография — роль фольклора в народном быту и его связь с обрядами; история — выражение в нем народного понимания исторических событий. В связи со своеобразием фольклора как искусства в термин «фольклор» в разных странах вкладывается различное по. своему объему содержание, а поэтому и по-разному понимается предмет фольклористики. В некоторых зарубежных странах фольклористика занимается не только изучением поэтической, но и музыкальной и хореографической сторон народно-поэтических произведений, т. е. элементов всех видов искусств. В нашей стране под фольклористикой понимается наука о народном поэтическом творчестве.

У фольклористики есть свой предмет изучения, свои особые задачи, выработаны свои методы и приемы исследования. Однако изучение словесной стороны устного народного творчества не отрывается от изучения других его сторон: сотрудничество наук фольклористики, языкознания, литературоведения, искусствоведения, этнографии и истории — весьма плодотворно. Роды, жанры и жанровые разновидности. Фольклор, как и литература, — искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая разновидность. И в литературоведении, и в фольклористике еще нет однозначного представления о них; исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться . Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устойчивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно. Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное творчество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых — важный процесс в истории литературы и фольклора.

В литературоведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» — более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под жанром — тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие — «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки о животных, сказки волшебные сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-бытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений — сатирические сказки. Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

Источники:

http://www.testsoch.info/izobrazhenie-narodnoj-zhizni-v-folklore/
http://infourok.ru/rol-folklora-v-zhizni-cheloveka-369742.html
http://vuzlit.ru/583813/obschestvennaya_tsennost_folklora

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector