Платонов и его произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова
Художественный мир Платонова
Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.04.2019
Нестерова И.А. Художественный мир Платонова // Энциклопедия Нестеровых
Платонов обладал мощным даром при помощи повествования раскрывать удивительные грани свободы. Творчество Платонова своеобразно и спорно, но интересно и сегодня, так как живой язык его повествования привлекателен для читателя.
Особенности творчества Платонова
В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.
Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.
В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.
Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.
Платонов использует прием “деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы” фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.
В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:
- воссоздать конкретное проявление существующего мира;
- выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.
У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.
Повесть А. Платонова “Котлован”
Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.
По словам самого Платонова, ему очень важно, “чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось”. В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе.
Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.
В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: “Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!”
“Задумчивость” героя превозмогает не только включенность в “общий темп труда”, но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести “Котлован”подключала героя к тому типу “сомневающегося человека” из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.
Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.
Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды “общего и отдельного существования”. Эта искомая правда обозначена в повести понятием “истины”. Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между “Путем и жизнью”.
“Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество”, – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в “Котловане”. Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.
“Мы будем искать истину, а в истине благо” – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести “Котлован”.
Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только “умными руками”, но и ограниченностью мышления.
Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.
Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.
Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб “как скончавшийся”, не веря в воскрешение с “горем смерти”.
В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой “лучше всех осознает” преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.
В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением “спастись в пропасти котлована”.
Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.
У А. Платонова в повести ” Котлован” Настя – это символ будущего. Она являет собой “тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям”. Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.
Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.
Будущее в повести А.Платонова “Котлован”
Платонов создает образ будущего, которое ждет всех советских людей по его мнению. При этом в повести явно прорисовываются две части будущего: строительство дома, где все найдут свое счастье и образ девочки Насти. Строители живут в ужасных условиях, их уже не радует то, что они создают будущее. И тут в ткань повести писатель внедряет образ Насти. Она говорит языком новой социальной утопии: “Ликвидируй кулака, как класс. Привет бедному колхозу, а кулакам нет!”. Своим появлением девочка вселила надежду в измученные сердца рабочих. Они старались поскорее окончить работу. Сколько труда они бы не вкладывали, котлован существенно не увеличивался. Место “энтузиазма труда” занимает “озверение” от него. И даже детская наивность Насти бессильна перед окружающей людей “низовой бедностью земли”. Если образ девочки – это будущее, то очевиден намек автора на то, что девочка умрет. Не зря Чиклин ставил один гроб, чтобы девочка в нем спала.
Финал повести красноречив и символичен. Гибнет сирота Настя. Это олицетворяет крах нового “советского смысла жизни”, подчеркивает несостоятельность, по мнению Платонова, коммунистической утопии. Писатель считал, что тяжелый труд на благо коммунизма бессмыслен, так как коммунизм – это тупик.
Лучшие книги Андрея Платоновича Платонова
Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так, как она могла бы выглядеть при коммунизме. «Эх, хорошо сейчас у нас в Чевенгуре. На небе луна, а под нею громадный трудовой район — и весь в коммунизме, как рыба в озере!» Автор сталкивает утопические идеи по переустройству мира «по коммунистическому велению» и «хотению масс» с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится вместе от страха бедствий и для утешения нужды».
Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так,…
Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная мировоззренческая трагедия, необычайно ярко выраженная в “Котловане”. Сама идея построения “Общепролетарского дома” превращает “Котлован” в шокирующую своей мощью антиутопию, где детали реальности обретают невероятные, карикатурно-преувеличенные размеры. Этот удивительный дом, задуманный как символ коммунистического “земного рая”, в действительности становится кладбищем несбыточных фантазий.
Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная…
Проза Андрея Платонова – явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов, расширением самого сознания. Максим Горький писал Платонову: “В психике Вашей, – как я воспринимаю ее, – есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия”. Платонов не последовал совету, и в итоге литература получила одного из самых загадочных, разбивающих любой канон писателей, глубже и полнее прочих отразившего трагедию сиротства народа, оторванного революцией от корней и брошенного на произвол стихий в обезбоженном мире. И судьба самого Платонова – часть этой трагедии. “А без меня народ не полный!” – говорит герой его рассказа. Не полны и без Андрея Платонова ни русский народ, ни русская литература.
Проза Андрея Платонова – явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов,…
Повесть “Котлован” – одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман “Чевенгур”, повести “Город Градов”, “Котлован”, рассказы “Усомнившийся Макар”, “Третий сын”, “Фро”, “Возвращение”.
Вступительная статья Сергея Залыгина “Читая Платонова”, заявление “В комиссию по приему в члены Союза советских писателей”, статья “О социалистической трагедии”.
Повесть “Котлован” – одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман “Чевенгур”, повести…
Андрей Платонов – один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные “в усилии к будущему”, расширяют рамки языка и сознания, позволяют взглянуть на Россию и личный трагический мир человека с неожиданной стороны. Роман “Счастливая Москва” долгое время был неизвестен читателям: только в 1991 году произведение впервые появилось в печати. Печальная история воспитанницы одного из детдомов столицы, девушки по имени Москва Честнова, чья спокойная уверенность в счастливой жизни сталкивается с горькими разочарованиями в эпохе и людях, не может не волновать.
Андрей Платонов – один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные “в усилии к будущему”, расширяют рамки языка и…
Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На следующий день происходит встреча Никиты с подругой детства – Любой. Никита начинает ухаживать за изнуренной от голода и учебы девушкой…
Продюсер издания: Владимир Воробьёв
©&? ИП Воробьев
©&? ИД СОЮЗ
Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На…
Перед вами “Котлован” – шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с “Процессом” Кафки и “1984” Оруэлла, и повести “Ювенильное море”, “Эфирный тракт”, “Епифанские шлюзы”, “Город Градов”, “Ямская слобода”.
Когда-то – запрещенные властью произведения талантливого писателя.
Теперь – классика не только русскоязычной, но и мировой прозы.
Перед вами “Котлован” – шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с “Процессом” Кафки и “1984” Оруэлла, и повести “Ювенильное море”, “Эфирный тракт”,…
В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный дом в уездном саду», «На заре туманной юности», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др. Тема подрастающего человека, взросления души, впрямую связанная с темой чуткого, щедрого сердца матери, материнского света, материнской ни с чем не сравнимой любви,— одна из главных в многообразном творчестве писателя.
В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный…
Вошедшие в сборник произведения замечательного русского писателя А.П. Платонова (1899—1951) — это классика не только русскоязычной, но и мировой литературы.
В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина 1930—40-х годов в восприятии современника — участника и свидетеля событий тех лет.
Книга адресована массовому читателю. Фотографии из архива дочери писателя.
В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина…
В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.
Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу, отдавать все силы ума и души всему окружающему нас.
Для среднего школьного возраста.
В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.
Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу,…
Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.
Он принадлежит к числу ключевых произведений Платонова, отражающих стержневой в его творчестве сюжетный мотив возвращения, причём, что характерно для Платонова, — возвращения, отменяемого новым уходом (и, в данном случае, новым возвращением). Другой принципиальный для Платонова мотив, нашедший отражение в рассказе, — мотив отвыкания и привыкания.
Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые…
В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни России 1921-1922 гг. с фантастикой, гротеском, юмором, порой горьким сарказмом создает неповторимую платоновскую прозу.
Все, что написано А.Платоновым, рождено, по его собственным словам, “всем громадным обстоятельством социалистической революции”, прочувствовано “обнаженным сердцем”.
В книгу вошли три его знаменитых произведения: повести “Ювенильное море”, “Котлован” и роман “Чевенгур”.
В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни…
Партия направила инженера Вермо в мясосовхоз № 101 «Родительские дворики». Аккурат накануне его появления доярка Айна покончила с собой при странных обстоятельствах.
“Корова” (1938) – рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему сопереживать, понимать и любить.
Материалом для создания иллюстраций, помещенных в этой книге, послужили кадры из анимационного фильма “Корова” (1989), снятого по рассказу Платонова. Фильм, созданный в новаторской технике живописи на стекле, стал успешным творческим дебютом Александра Константиновича Петрова, ныне почетного члена Российской Академии художеств, лауреата двух Государственных премий (1990, 1995), обладателя премии Американской киноакадемии “Оскар” (2000) и других престижных наград. Фильм “Корова” отмечен многочисленными премиями российских и международных кинофестивалей, в том числе – за лучший дебют.
Издание сопровождается статьей известного художника-мультипликатора Юрия Норштейна о творчестве Александра Петрова.
“Корова” (1938) – рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему…
Автор Андрей Платонович Платонов
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
День рождения: 01.09.1899
Дата смерти: 05.01.1951 (51 лет)
Знак зодиака: Свинья, Дева ♍
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ — русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.
Родился 28 августа 1899 в Воронеже. Отец — Климентов Платон Фирсович — работал машинистом паровоза и слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 он вступил в партию. Мать — Лобочихина Мария Васильевна — дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей — старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.
В 1906 поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 учится в городской 4-классной школе.
С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия», помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 — во многих воронежских мастерских — по изделию мельничных жерновов, литью и т.д.
В 1918 поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга — брошюра «Электрификация», а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 у него родился сын Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова. С 1923 по 1926 работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них — в селе Рогачёвка).
Весной 1924 участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским, прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).
В 1931 опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И. В. Сталина. Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сам был посечён за перегибы и распущен. В 1934 Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии — и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 — повесть «Река Потудань».
В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз. В январе 1943 сын Платонова умер.
Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. Существует мнение, что это было сделано с личного разрешения Сталина.
В конце 1946 был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х, лишённый возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего.
Умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище. У писателя осталась дочь — Мария Платонова, которая готовила книги отца к изданию.
Источники:
http://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-platonova.html
http://www.livelib.ru/author/14008/top-andrej-platonov
http://librebook.me/list/person/andrei_platonovich_platonov