Чудовища композитора бедржиха сметаны. Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики

Чудовища композитора бедржиха сметаны. Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики

Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Сметана

Творческая деятельноcть Сме́таны протекала в условиях национального возрождения Чехии. На протяжении нескольких столетий (с 1620 г.) эта страна входила в состав австрийской монархии на правах угнетенной нации. Отсюда – ее экономическая отсталость, запрещение родного языка, принижение чувства национального достоинства.

С конца XVIII века в Чехии развернулось движение «будителей» – чешских просветителей (ученых, писателей, общественных деятелей), которые боролись за возрождение национальной культуры. Благодаря их усилиям на рубеже XVIII-XIX веков были основаны кафедра чешского языка в Пражском университете, Пражская консерватория, Органная школа.

Протест против иноземного гнета достиг кульминации в Пражском восстании 1848 года, которое было жестоко подавлено. Политические репрессии, последовавшие за его разгромом, вынудили многих деятелей чешской культуры покинуть родину. В их числе был и Сметана, который с 56-61 гг. жил в Швеции, в Гётеборге. Здесь он организовал симфонический оркестр, с которым выступал в разных странах как дирижер и пианист.

Новая волна освободительного движения, способствовавшая подъему чешской культуры, начинается в 60х годах XIX века. Этот подъём неразрывно связан с деятельностью Сметаны. По складу личности он был ярко выраженным лидером, натурой необычайно деятельной, энергичной. Он всегда находился в самой гуще общественных событий. Не было такой области чешской музыкально-общественной жизни, в которой Сметана не принимал самого активного участия. Только за одно десятилетие – 60е годы XIX века – он открыл первую чешскую музыкальную школу; возглавил созданный по его инициативе «Временный театр», на сцене которого ставились спектакли на чешском языке; руководил музыкальной секцией в союзе деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и крупнейшим хоровым обществом «Глагол Пражский», для которого сочинил множество хоров; был организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов.

Подобно Глинке в России, Сметана «заложил фундамент» национальной оперы и программной симфонической музыки.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере – «Бранденбуржцы в Чехии» – он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев. » героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер – «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой – благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны – «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник – находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару. Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы.

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь – чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня[1].

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника – № 81).

Читать еще:  Убивает делает еще сильнее. Всё что нас не убивает – делает нас сильнее! Согласны с этим высказыванием и если согласны – то насколько? Жизненные испытания действительно делают сильнее

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны – грандиозный цикл из 6 симфонических поэм “Моя Родина” («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»)[2].

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

[1] В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

[2] Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

Бедржих Сме́тана – создатель новой чешской музыки

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XIX века Опубликовано 24.01.2019 11:10 Просмотров: 421

Бедржиха Сме́тану называют «отцом» новой чешской музыки за то, что вся его многосторонняя деятельность была направлена на создание профессиональной чешской музыки, которая, как и Чехия, была под гнётом Австрии.

Сметана был выдающимся композитором, дирижером, педагогом, пианистом, критиком, музыкально-общественным деятелем.

Ранняя биография Бедржиха Сме́таны (1824-1884)

Чехия всегда была музыкальной страной: даже в домах простых людей любили музицировать на скрипке или ансамблем. В семье отца Сметаны также любили музыку.

Бедржих Сметана родился 2 марта 1824 г. в старинном городке Литомышль в юго-восточной Чехии. Его отец служил пивоваром в графском имении. С годами семья росла, отцу приходилось искать более выгодных условий для работы, и он нередко переезжал с места на место – это были небольшие города, окруженные селами и деревнями, поэтому жизнь крестьян, их песни и пляски были хорошо знакомы с детства будущему композитору. Любовь к простым людям Чехии он сохранил на всю жизнь.
Его отец был разносторонним человеком: много читал, интересовался политикой. В доме часто музицировали, сам он играл на скрипке. Неудивительно, что и у мальчика рано проявился интерес к музыке: уже с 5 лет он играл на скрипке, а в 6-летнем возрасте даже выступал как пианист. Рос и воспитывался он в немецкоязычной стране, но дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке, несмотря на запрет властей.
Сочинять музыку он начал уже в школьные годы.

Становление таланта

Профессиональное музыкальное образование Б. Сметана получил в Пражской консерватории. Ференц Лист, высоко ценивший его талант, поддержал юношу материально, а затем помог ему открыть собственную музыкальную школу, где Сметана преподавал игру на фортепиано.
В 1840-х годах Сметана познакомился с Р. Шуманом, Г. Берлиозом и Ф. Листом, гастролировавшими в Праге. Композиторы-романтики оказали большое влияние на творчество Б. Сметаны: в этот период он создаёт множество фортепьянных миниатюр: полек, экспромтов и др.
В 1848 г. в Праге началось восстание против австрийского ига, и Сметана вынужден был покинуть родину – только в 1861 г. он вернулся в Прагу. Несколько лет он провёл в шведском городе Гётеборге: давал уроки музыки, выступал, сочинял. В это время он создал «Воспоминания о Чехии в форме полек». Но с Гётеборгом связаны и тяжелые воспоминания: в 1859 г. здесь смертельно заболела и вскоре умерла его любимая жена.

Й.П. Седермарк. Портрет Катержины Сметановой, первой жены Бедржиха Сметаны (1858)

Зрелое творчество Б. Сметаны

С момента возвращения в Прагу началась активная деятельность Сметаны в области национальной культуры: он дирижировал оперными спектаклями, хоровыми и симфоническими концертами, выступал как пианист, писал критические статьи, участвовал в кампании за сооружение здания Национального театра в Праге и сочинял. Он часто выступал в печати, чтобы пробудить национальное чувство в людях своей страны: «Наш народ давно прославился как народ музыкальный, и задача художника, воодушевленного любовью к родине, состоит в том, чтобы укрепить эту славу», – писал он.

Читать еще:  Речь руководителя на юбилее сотрудника. Поздравительная речь директора на новогоднем корпоративе. Примеры поздравительной речи. Сборник

Бедржих Сметана. Фотография 1860 г.
В первой историко-героической опере Б. Сметаны «Бранденбуржцы в Чехии» (1863) рассказывается о борьбе с немецкими завоевателями в XIII в., но старинные события здесь прямо перекликаются с современностью. Бранденбуржцы – это немецкие феодалы, грабившие славянские земли, попиравшие права и достоинство чехов. Так было в прошлом, так осталось и при жизни Сметаны. Против этого он и боролся. Простые люди в опере показаны им бунтарями, готовыми начать освободительную борьбу.
Далее Сметана создаёт оперы «Проданная невеста», «Далибор» и «Либуше», в которых раскрылось всё богатство его дарования.
«Проданная невеста» (1866) – комическая опера на сюжет из деревенской жизни. Музыка этой оперы близка к народным чешским песням. Созданы яркие образы героев оперы: влюблённых Маженки и Еника, деревенского свата Кецала, односельчанина Вашека, сына зажиточного крестьянина.
Особенно лирична партия Маженки, а дуэт Маженки и Еника наполнен радостью и надеждой. «Проданная невеста» – самое известное и любимое произведение чехов.
В опере «Далибор» (1867) рассказывается о рыцаре Далиборе, чье имя сохранилось в чешских преданиях. Сюжет оперы взят из истории Чехии конца XV в. В древней легенде о благородном рыцаре Далиборе Сметана подчеркнул идею освободительной борьбы.

Памятник Б. Сметане в Пльзене
Действие торжественной оперы «Либуше» (1872) происходит в чешских землях в языческие времена. Это эпическое повествование на легендарный сюжет о мудрой правительнице древней Чехии. В конце оперы Либуше, легендарная основательница Праги, восходит на трон и рассказывает об открывающихся ей картинах грядущего: князь Бржетислав расширит и укрепит чешское государство; король Пржемысл Отакар II соберёт чешские земли; император Карл станет основателем Пражского университета. Либуше предсказывает также возникновение новой столицы Чехии – Праги. Все провозглашают «Славу» чешскому народу. В Чехии существует традиция исполнения этой оперы в дни национальных праздников, особо знаменательных событий.

Болезнь и новые планы

Бедржих Сметана и его вторая жена Беттина. Фотография Вильгельма Руппа (1860)
В 1874 г. Сметана закончил комическую оперу «Две вдовы». Он был полон новых творческих планов, но внезапно начались проблемы со слухом, и наступила глухота. Сметана переселился в деревню Ябкенице и продолжал там работать: за последние 10 лет жизни Сметана создал цикл симфонических поэм «Моя родина» (1874-1879) о родной природе и мужестве чешского народа в борьбе за независимость, струнный квартет «Из моей жизни» (1876), «Чешские танцы» (1879) для фортепиано, оперы «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Чертова стена» (1882) – о народной жизни. Таким образом, на протяжении 8 лет глухой композитор создал 4 оперы, симфонический цикл из шести поэм и ряд фортепьянных, камерных, хоровых и других сочинений. Здесь можно говорить о необычайной силе воли композитора.
В 1881 г. сгорело только что отстроенное здание пражского Национального театра, где недавно прозвучала премьера «Либуше». На его восстановление вновь организуется сбор средств. Сметана дирижирует своими сочинениями, выступает как пианист. Он устал и очень болен, но жертвует собой ради общего дела: доходы с этих концертов помогли завершить постройку Национального театра, вновь открывшего новый сезон в ноябре 1883 г. оперой «Либуше».
Но его здоровье резко пошатнулось, разум помутился. 23 апреля 1884 г. он скончался в больнице для душевнобольных.
Лист писал друзьям: «Я потрясен смертью Сметаны. Он был гений!».

Значение творчества Бедржиха Сметаны

Памятник Бедржиху Сметане в Праге с видом на Влтаву, Карлов мост и Пражский Град (2011)
Б. Сметана – создатель чешской классической оперы на чешском языке. Оперное творчество Сметаны разнообразно по тематике и жанрам: историко-героические, комические, созданные на основе народных легенд оперы.
Будучи дирижером оперного театра, он пропагандирует не только чешскую, но и зарубежную музыку, в особенности новых славянских школ (М. Глинка, С. Монюшко). Для постановки опер Глинки в Праге из России был приглашен М. Балакирев.
Сметана стал создателем не только национальной классической оперы, но и симфонической музыки, особенно его привлекает программная симфоническая поэма. Высшее достижение Сметаны в оркестровой музыке – цикл симфонических поэм «Моя родина». Это своеобразная эпопея о чешской земле, ее народе, истории.
Тема родины звучит и в камерной фортепианной музыке. «Чешские танцы» представляют собой собрание картинок народного быта и танцевальных жанров Чехии: полька, скочна, фуриант, coyседка и др.
Сметана активно занимался и общественной деятельностью: был одним из основателей Филармонического общества, способствовавшего музыкальному просвещению народа, знакомству с классикой и новинками отечественной музыки. Работал музыкальным критиком, выступал как пианист.
Сметана утверждал и отстаивал национальные художественные идеалы, всю свою деятельность посвятив прославлению чешского искусства и чешского народа.
Жизнь Сметаны можно назвать творческим подвигом.

Читать еще:  Можно ли пить этиловый спирт без последствий? Симптомы и лечение отравления этиловым спиртом.

Бедржих Сметана – родоначальник национальной чешской оперы

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны, 2 марта 1824 г., в Литомышле. Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано. Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – […]

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны, 2 марта 1824 г., в Литомышле. Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано.

Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – профессора Йозефа Сметаны. Там юноша познакомился с произведениями великих композиторов и писателей, увлекся передовыми идеями.

В 1843 году Бедржих уехал в Прагу и поступил в школу пианиста Йозефа Прокша. Сметана увлекался творчеством Листа, слушал концерты Мошелеса и Тальберга. Юноша уже пробовал сочинять музыку сам – он писал фортепианные произведения. Обучение в музыкальной школе Прокша он закончил в 1846 году.

Портреты отца и матери, Литомышль

С 1848 года Сметана увлёкся политикой. Он не мог принять участия в уличных боях на пражских улицах, но отразил их в своём творчестве. Под впечатлением событий он написал «Песнь свободы». Летом 1848 года молодой композитор вернулся в Прагу и открыл собственную музыкальную школу. Через год Бедржих женился на Катержине Коларжовой. В те годы молодой композитор создавал свои знаменитые польки.

Бедржих Сметана студент

У супругов родились дети – четыре дочери. Старшая дочка, Бедржишка, унаследовала талант отца – он прочил ей большое музыкальное будущее. В середине 1850-х три дочери Сметаны умерли – все, кроме младшей – Софьи. Горе композитора вылилось в ряд элегических произведений. Фортепианное трио «соль-минор» он посвятил любимой Бедржишке.

Осенью 1856 г. композитор вместе с супругой и дочерью уехал в шведский Гётеборг. Там он работал дирижером симфонических концертов, педагогом и музыкантом камерного ансамбля. В Гётеборге он написал три симфонические поэмы; самой значительной из них считается вторая – «Лагерь Валленштейна». В 1859 году Сметану постигла новая утрата – от туберкулёза умерла жена – Катержина. В горе композитора поддержал его новый друг – Ференц Лист.

Бедржих Сметана с второй женой

Летом 1860 года Сметана женился на Беттине Фердинандовой. В этом браке у него было две дочери. Находясь за рубежом, композитор следил за политическими событиями в Чехии. В 1863 г. Сметана вернулся на родину. Начало его концертной деятельности не было успешным, и он вновь открыл музыкальную школу.

Одна из последних фотографий Бедржиха Сметаны, 1882 г.

Всё это время Сметана продолжал писать музыку. Первой успешной оперой стали «Бранденбуржцы в Чехии». Композитор создавал основы национальной чешской оперы в произведениях «Проданная невеста», «Далибор».

Представители реакционных кругов не приняли «Далибора», подвергнув его жёсткой критике. Это было большим разочарованием, но Сметана уже работал над новой оперой – «Либуше».

Памятник Бедржиху Сметане в Праге

Премьера «Либуше» состоялась в 1881 году. Успех был оглушительным, но сам композитор к тому времени был почти полностью глух. Глухота развивалась с 1874 года. Сметана удалился от людей и жил в лесной сторожке, принадлежавшей его тестю-егерю. Там он сочинил ещё несколько значительных произведений, но депрессия прогрессировала. В 1883 году Сметана оказался в психиатрической клинике Праги. Там он и скончался 12 мая 1884 г. Бедржиха Сметану похоронили на Вышеградском кладбище.

Могила Сметаны на Вышеградском кладбище

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Источники:

http://musike.ru/index.php?id=89
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/muzyka/evropejskaya-klassicheskaya-muzyka-xix-veka/919-bedrzhikh-sme-tana-otets-novoj-cheshskoj-muzyki
http://pragagid.ru/bedrich-smetana-rodonachalnik-nacionalnoj-cheshskoj-opery-14755

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии