Ознакомление дошкольников с портретной живописью. Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Ознакомление дошкольников с портретной живописью. Этапы ознакомления дошкольников с живописью

ознакомление дошкольников с портретной живописью
методическая разработка по рисованию по теме

методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

Скачать:

Предварительный просмотр:

с портретной живописью

Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет – сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое – это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне. Второе направление – постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе – на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине. Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. При обсуждении портрета с детьми 4-5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем, и в деталях, личного отношения ребенка к портретируемому (нравиться ли портрет; хотелось бы поговорить; если не нравиться –то почему) С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Принципы отбора:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых , художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет – лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. . при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины : «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

Читать еще:  Дипломная работа ритуальный танец в истории развития различных культур. Ритуальный танец

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».

Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения. обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.

Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза. или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детец чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием «вхождения» в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.

Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)

Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, мораль ных нормах и правилах.

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Мария Воинова ( Васильева)
Этапы ознакомления дошкольников с живописью

В данной статье описаны этапы ознакомления дошкольников с живописью.

Искусствоведческий рассказ педагога. Структура искусствоведческого рассказа примерно такая:

-сообщение название картины и фамилии автора;

-о чем написана картина;

-что самое главное в картине;

-как изображено предыдущее;

-что красивого показал художник;

-о чем думается, вспоминается когда смотришь на эту картину.

Использовать такую структуру рассказа рекомендуется до тех пор, пока дети сами не приобретут монологический навык речи при ответе на вопрос, о чем картина.

На втором этапе отсутствует искусствоведческий рассказ. Второй этап строится с учетом более высокого уровня восприятие картины и их умением анализировать. Например: “О чем эта картина? Как бы вы назвали картину? Почему? Что красивого передал художник в изображении пейзажа, людей? Какое настроение вызывает картина? ” и т. д. Эти вопросы направляют внимание детей не на перечисление увиденного, а на установление связи между содержанием и средствами выразительности.

Сравнение, классификация, мысленное создание собственной картины, дидактические игры.

Прием сравнения: в начале дается детям две картины одного жанра (Например “Сыновья” П. П. Оссовский и “Ярмарка” А. А. Пластов) а затем картины разного колористического решения (“Золотая осень” и “Март” И. И. Левитана)

Репродукции вначале сравниваются по контрасту, цвету композиции. Прием сравнения помогает ребенку глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений.

«Путешествие с капелькой» фоторепортаж ознакомления дошкольников со свойствами воды Знакомя детей со свойствами веществ, мы выбираем самое подручное -это вода. На страничках сайта “Маам. ру” многие педагоги делились своим.

Дидактическая игра для ознакомления дошкольников с растениями «Листок-лети ко мне» Дидактическими задачами данной игры является: Учить детей находить листья по сходству, сравнивать листья, находить одинаковые листья и деревьев,.

Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление.

Читать еще:  Почему Матрену называют праведницей? Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена – праведник, без которых «не стоит земля»? (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Картотека «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с комнатными растениями» КАРТОТЕКА”ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР для ознакомления С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ” Разработала воспитатель: Великанова Ульяна Сергеевна ГБДОУ детский.

Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;.

Предметно-развивающая среда как ресурс ознакомления дошкольников с историческим прошлым Немаловажным фактором при ознакомлении детей с историческим прошлым является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха,.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Этапы и содержание работы по формированию оптико-пространственной ориентировки у старших дошкольников Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться не играло бы существенную роль. Данное умение является.

Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Первый этап – создаются условия для развития.

Методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

Первая встреча с портретной живописью сложна тем, что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям о том, что такое портрет, для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Первую встречу с портретом лучше проводить в музее или в детском саду с использованием подлинника и его репродукций.

Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов:

1. Вопросы, побуждающие детей к целостному пониманию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».

3. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?» [20;65].

Ставя вопросы, перед детьми раскрывается тесная связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного.

Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное понимание (кто?), затем перейти к лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек.

В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение. Широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете. Пояснение способствует уточнению ответов детей, когда ребенок затруднялся с ответом. В дальнейшем нужно заменять пояснение вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

Сравнение. Повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.

Акцентирование деталей. Суть – при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета, сосредоточивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.

Использование данного приема активизирует речь детей.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть – вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Необходимо непосредственное, горячее участие эмоций. На языке искусства познать – значит чувствовать.

Нужно учитывать связь предстоящего понимания с предшествующим опытом детей – устанавливать ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.

Это дает возможность вызвать у детей эмоциональный отклик, они начинают активно высказываться о содержании картин и характере изображенного героя.

Тактильно-чувственный метод. В процессе понимания портрета воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека. Этот метод очень эффективен и сильно действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность, признание, симпатии, уважение друг к другу [20; 91].

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Выразительное чтение художественных произведений или исполнение песни заставляет работать эмоциональную память, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе понимания портрета. Например, при проведении занятий можно использовать стихи российских поэтов А. Кондратьева «Портрет», А.Барто «Володин портрет», Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» и др. (см. Приложение 1).

Прием «вхождения» в картину. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним, сопереживать ему, будит детское воображение.

Читать еще:  Алексей николаевич толстой петр 1 история создания. Cочинение «История создания романа А.Н

Метод музыкального сопровождения. При понимании детьми портрета звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс понимания, делает его более глубоким, утонченным.

Музыка может помогать пониманию портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображен на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенным человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей. Музыку можно также подбирать к образу на портрете, устанавливая связь между живописным и музыкальным образом.

Игровые приемы. Они сосредоточивают внимание детей на необходимой для понимания части портрета, активизируют мыслительную деятельность детей, создают интерес к произведению, формируют положительное эмоциональное отношение к жанру портрета [20;102].

Дети с увлечением принимают игровые элементы «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т.д.), а мы отгадаем», «Узнай к какому из портретов подходит эта музыка», «Придумай свое название данному портрету», «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа», «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

1. «Составь портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.

Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.

2. «Определи и найди жанр портрета»

Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).

3. «Узнай по профилю»

Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.

Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.

4. «Семейный портрет»

Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.

Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

5. «Придумай и собери портрет»

Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.

6. «Найди недостаток в портрете»

Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

7. «Выставка картин»

Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:

– почему эти произведения размещены таким образом

– какое произведение понравилось и почему

– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом

Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.

А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».

8. «Художественный салон»

Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»

«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.

Впечатления, полученные детьми во время бесед, находят свое отражение и в их рисунках. У детей появляется желание к собирательству открыток, фотографий, иллюстраций.

В работе детского сада произведениям изобразительного искусства можно посвящать полностью занятие-беседу с использованием вышеописанных методов или же использовать их на других видах занятий либо в повседневном непосредственном общении с детьми.

Выводы по главе. Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, знает: чтобы получить хорошие результаты в воспитании детей, необходима такая организация образовательного процесса, которая позволила бы неоднократно закреплять знания, умения и навыки эмоционального общения детей с искусством. Для решения задач ознакомления дошкольников с живописью, формирования умения понимать и ценить произведения искусства, видеть красивое в окружающей жизни и в искусстве нельзя ограничиваться только проведением 1-3 занятий в год по ознакомлению с изобразительным искусством.

В учреждении дошкольного образования используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства; дидактические игры, метод «вхождения в картину», загадки и др.

Созданная в процессе взаимодействия взрослых, ребенка и произведений искусства атмосфера взаимопонимания, увлеченности искусством, сотрудничество и сотворчество – залог не только успешного ознакомления дошкольников с живописью, но и развитие его личности, психологического здоровья.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/01/08/oznakomlenie-doshkolnikov-s-portretnoy-zhivopisyu
http://www.maam.ru/detskijsad/yetapy-oznakomlenija-doshkolnikov-s-zhivopisyu.html
http://lektsia.com/4xa0c9.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии