Литературные памятники. Уровень развития и хронологические рамки Хараппской цивилизации

Литературные памятники. Уровень развития и хронологические рамки Хараппской цивилизации

Памятники литературы древнейших цивилизаций

Литература возникает вместе с письменностью, фиксируя один из признаков становления первых цивилизаций Древнего Востока, которые формируются в конце IV-II тысячелетия до н.э. на территории от Египта и государств Междуречья до Китая и Индии.

При всей важности мнемонической функции письма большая часть текстов связана с фиксацией моментов, в которых отразилось мифологическое сознание древних народов. Именно миф является основным способом ориентации в действительности на ранних стадиях развития человечества. Миф всегда повествует о предмете веры. Только через понимание феномена веры можно уяснить природу мифа. Вера всегда связана с движением по вертикали, с вертикальной иерархией. В мире первенствует рождаемая верой “логика вертикали”. Вместе с тем он обладает особой способностью к свертываемости до пределов одного образа – мифемы (Прометей, Дон Жуан, Отелло и другие), развертываемое™ до эпоса. В мифеме в известном смысле утрачивается “вертикаль” мифа, она близка к точке. В эпосе же, разворачивающемся из мифа, от жанра к жанру все большее значение приобретает “логика горизонтали” (отсюда сюжетный мотив дороги и т.д.). Современный эпос генетически связан с мифом через всеведущего автора-демиурга.

Древнейшие из известных памятников литературы Шумера и Вавилонии появляются в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. К ним относятся как документы учета, хозяйственные перечни, так и списки богов, записи гимнов, некоторые мифы, пословицы и поговорки. К концу III тысячелетия до н.э. относится так называемый “Ниппурский канон” – мифы, молитвы, гимны, учебные и литературные тексты. Тогда возникают старовавилонский вариант эпоса о Гильгамеше, сказание о потопе, сказание об Этане (о полете на орле). К концу II тысячелетия до н.э. относится основная литература на аккадском языке; канонические религиозные тексты: гимны, молитвы, заклинания, поэма о сотворении мира. В VIII в. до н.э. в Ассирии появляются библиотеки.

Самый известный памятник, относящийся к данной культуре, – “Сказание о Гильгамеше”. Великий аккадский эпос датируется XXII-XVIII вв. до н.э. Ранний вариант дошел лишь в фрагментах. Герой поэмы – царь Урука Гильгамеш (историческое лицо) – обладает необычной силой, но использует ее для угнетения своего народа. Дружба с человеком по имени Энкиду облагораживает их обоих: они начинают совершать подвиги, чтобы уничтожить все зло на земле. После смерти Энкиду безутешный Гильгамеш пытается постичь тайну бессмертия, но тщетно. Идея одного из древнейших произведений связывает воедино мечту о бессмертии и представление о трагичности жизни человека.

К памятникам литературы Древнего Египта периода Древнего Царства (III тысячелетие до н.э.) относятся “Книги пирамид” – надписи в погребальных помещениях пирамид, адресованные покойному. В них выражается главная тема древнеегипетской литературы и искусства – культ мертвых, борьба со временем, преодоление смерти и достижение вечной жизни.

Традиция “Книг пирамид” была продолжена в “Книгах саркофагов” (Среднее Царство, XVIII в. до н.э.) и в “Книге мертвых” (Новое Царство, XV в. до н.э.). В последней важное место отводилось оправдательным речам умершего перед судом загробного царства в составе 42 богов (по количеству грехов) во главе с богом Осирисом. В них прослеживается своего рода ключ к реконструкции идеалов и характеристике тезауруса древних египтян.

К аналогичным выводам подводит обширная дидактическая литература, где тот же материал выступает в виде предписаний. Так, в “Поучении Птахотепа” жреца Исеси (XXV в. до н.э.) появляется впервые в мировой литературе слово “искусство” (“Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?”).

В папирусе Нового царства (конец II тыс. до н.э.) содержится знаменитое “Прославление писцов”, ставшее прообразом 30-й оды Горация и стихотворения А. Пушкина “Памятник”. Влияние древнеегипетской литературы обнаруживается в текстах Библии, в диалогах Платона, в произведениях римского писателя Апулея и т.д.

В древнеперсидской [иранской) литературе выделяется ценнейший памятник – “Авеста” (IX-VI вв. до н.э.), связанный с проповедями пророка Заратуштры, основателя зароастризма – религии древних иранцев. К тому времени, когда данная религия была упразднена, текст “Авесты” состоял из 21 книги. В ней изложена религиозная концепция двоемирия, согласно которой силам Добра во главе с Ахурой Мазда противостоят силы Зла под предводительством Ангра Маныо. Между ними ведется непрерывная борьба с неопределенным исходом. Поэтому каждый последователь зароастризма давал клятву верности Ахура Мазде.

Первоначально текст “Авесты” был ритмизован, но впоследствии ее ритмическая структура утрачена. “Авеста” предворяет учение гностиков, средневековой альбигойской ереси и др. Развитие концепции, впервые представленной в “Авесте”, можно проследить в “готическом романе”, “Мастере и Маргарите” М. Булгакова и в популярном сегодня жанре хоррора.

В богатейшей литературе Древней Индии особое место занимают Веды (веда – знание). После внезапной и загадочной гибели протоиндийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро на полуостров Индостан пришли индоевропейцы – арии (XII или XV вв. до н.э.). Формирование и запись важнейшего памятника ариев занимали не менее тысячелетия (XII-II вв. до н.э.). Веды включают в себя два типа текстов. Первый тип – шрути (“услышанное”, что указывает на первоначальную устную форму бытования) рассматривался как священный. В него входят четыре сборника (самхиты): Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда песнопений), Яджурведа (веда жертвенных изречений), Атхарваведа (веда заклинаний). Каждая из названных самхит играла определенную роль в ритуале жертвоприношения, в котором участвовали четыре жреца, представлявшие каждую из них.

Другой тип ведических текстов – смрити (“запоминаемое”) – не носил сакрального характера. К нему относятся веданги (“части вед”), состоящие из сутр (“сутра” – нить, краткое правило). Сутра – популярный афористический жанр древнеиндийской литературы, где излагались вопросы ритуала и других областей знания (фонетики, грамматики и т.д.).

Вершиной древнеиндийской литературы предстают две эпические поэмы “Махабхарата” (X-IV вв. до н.э.) и “Рамаяна” (II в. до н.э.). Первую из них можно перевести как “Великое сказание о потомках Бхараты”. Эта огромная героическая поэма фольклорного происхождения состоит из 200 тыс. строк (в 8 раз больше “Илиады” и “Одиссеи” Гомера). В поэме развивается сюжет, в основе которого – противостояние пяти сыновей царя Панду (Пандавов) и их двоюродных братьев по отцу – ста сыновей царя Дхритараштры (Кауравов). Центральный эпизод эпоса – великая битва войск Пандавов и Кауравов на религиозном поле Курукшетра, длящаяся 18 дней. Один из Пандавов – воплощение Вишну, одного из трех главных богов индийского пантеона (Брахма – творец мира, Вишну сохраняет Вселенную, Шива ее разрушает). Пандавы выигрывают битву и многие годы счастливо правят страной.

Читать еще:  Какой макияж подойдет к карим глазам и темным волосам. Делаем красивый макияж для карих глаз

Авторство второго героического эпоса – “Рамаяна” – приписывается мифическому поэту Вальмики. Благодаря достаточно стройной композиции, детализированным описаниям (впервые встречаются развернутые описания времен года), единству настроения (горечь разлуки), разрушению традиционных формул повествования и т.д. чувствуется, что поэма создана одним автором. Так как Рама – одна из аватар (воплощений) бога Вишну, то “Рамаяна” почитается индийцами как полугероическое-полусвященное произведение.

Первым великим индийским писателем, о творчестве которого можно говорить как об авторском, был драматург и поэт Калидаса (IV в. н.э.). Всемирную известность приобрела его драма в семи действиях “Шакунтала, или Перстень-примета”. В ней автор обращается к мифу, предшествующему событиям “Махабхараты”. Тонкое описание любовного чувства, сочетание прозаического диалога и стихов, фееричность драмы делают ее привлекательной для современного театра.

Важно отметить, что только древнеиндийской и древнерусской культурам присуща ведическая основа.

В богатой литературе Древнего Китая особо выделяются “Книга перемен” (“И Цзин”, VIII-VI вв. до н.э.) и “Книга песен” (“Ши Цзин”, XII-VII вв. до н.э.). Первая из них значима для Китая не меньше, чем Библия для Запада. Легенда утверждает, что содержащиеся в книге гексаграммы (рисунки из шести черт, одни из которых непрерывны) были чудесным образом нанесены на панцирь огромной черепахи, всплывающей на поверхности моря. Выдающийся русский исследователь “Книги перемен” Ю.К. Шуцкий считал, что она постепенно превратилась из мантического (гадательного) в философский текст. Шестьдесят четыре гексаграммы “Книги перемен” призваны описать все без исключения ситуации, из которых складывается судьба человека, и дается возможность охарактеризовать тезаурус древних китайцев. Конфуций весьма высоко ценил “Книгу перемен”.

Древнейшая китайская поэзия XII-VII вв. до н.э. вошла в “Книгу песен”, представляя различные песенные жанры (тотемные, похоронные песни, военные, лирические, песни-заклинания и т.д.). Очевидно, что в исполнении этих песен сохранялся синкретизм первобытного искусства.

Конфуцианский канон, или Тринадцатикнижие (“Ши Сань цзин”), представляет собой свод сочинений из 13 книг, записанных несколькими поколениями учеников великого мыслителя древности Кун Фуцзы (латинизир. Конфуций, 552-479 гг. до н.э.), а также отредактированной им книги “Записки о правилах благопристойности”. Главное понятие учения Конфуция – дао, правильный путь, следуя которому ученик приобретает “дэ”, добродетель.

Конфуцианскому канону противостоит литература даосизма – Даосский канон, специфику которого определила “Книга о Дао-пути и Дэ – благой силе”, приписываемая основателю учения Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). Полный свод даосских канонических текстов “Сокровища даосских писаний” (“Дао цзан”) складывался веками и впервые опубликован в 1019 г., объемом в 4565 томов. В противовес вниманию Конфуция к правильности поступков сторонники даосизма развивают концепцию недеяния, слияния с природой, в которой нет апологии пассивности лени: “Дао ничего не делает, но нет ничего несделанного”.

Литературы древних цивилизаций оказали значительное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Литературные памятники. Уровень развития и хронологические рамки Хараппской цивилизации

Памятники культуры Хараппской цивилизации

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется индской (по реке Инд — центральной водной артерии северо-запада Индийского субконтинента), протоиндийской или хараппской (по месту раскопок; ныне Хараппа находится на территории Пакистана). Самоназвание этой этнокультурной общности пока неизвестно. Первыми ее открыли в 1920-х гг. индийские археологи Д. Г. Сахни и Г. Д. Банерджи. В результате последующих изысканий установлено, что эта цивилизация освоила площадь примерно 1,3 млн км 2 , что сопоставимо с территорией Франции.

По последним данным, периодизация Хараппской цивилизации (для ее ядра) выглядит следующим образом:

ранняя фаза — 3200–2700гг. до н.э.;

зрелость — 2700–2100гг. до н.э.;

поздняя фаза — 2100–1300гг. до н.э.

Таким образом Хараппская культура просуществовала более 1,5 тыс лет. Индская цивилизация может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две — в Месопотамии и Египте — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Жители плодородной долины Инда не строили крупных ирригационных систем, как египтяне, ограничиваясь обработкой земель орошаемых во время разлива воды [11]. При обработке земли пользовались бороной, а не плугом, который больше пригоден для твердых почв. Для этой цивилизации характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Не случайно Хараппскую цивилизацию называют еще цивилизацией бронзового века.

Это была высокоразвитая городская культура, самые древние ее центры — Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем были открыты менее значительные городища — Чанху-Даро, Калибанган. К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Индии. Основываясь на костных останках, ученые делают вывод о превалировании в облике жителей протоиндийских городов европеоидных черт.

Даже сегодня нас поражает градостроительное искусство древних индийцев. Два крупнейших центра Индской цивилизации — города Хараппа и Мохенджо-Даро — построены по единому плану, который не менялся на протяжении всего периода их существования. Главные улицы и переулки пересекались под прямым углом. Они образовывали городские кварталы правильной формы, в которых раздельно жили представители разных профессий. Правда, внутри кварталов четкой планировки нет, дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Возможно, каждый квартал был закреплен за представителями одной профессии или одной социальной группы, которые в Индии называются кастами. Вероятно, в крупных протоиндийских городах существовал социальный слой зависимых людей (возможно, рабов). Свидетельством служат лачуги, обнаруженные археологами недалеко от общественных амбаров и мест обмолота зерна: там-то и жили представители социальных низов. Раскопки дали ученым основание выделить в протоиндийском обществе несколько сословных групп: это жрецы, торговцы, ремесленники, военные, зависимое население. Социально-профессиональная стратификация — типичная черта многих городов мира, в том числе и древнерусских. Во многих местах она сохранилась и по сей день [16].

Читать еще:  Эффект манделы примеры и объяснения обновляется. А может, это просто невнимательность? Заговор и зомбирование

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около 2 км 2 — здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до 10 м шириной, использовались для проезда колесных повозок и религиозных процессий. Во время раскопок в Мохеджо-Даро была найдена модель двухколесной повозки. Очевидно, на таких повозках перемещались и люди, и товары.

Как правило, города делились на две части — верхнюю (возвышенную) и нижнюю (низменную). Отчасти это связано с обычной для большинства городов мира социальной дифференциацией, при которой элита селится в верхнем, привилегированном районе, а плебс — нижнем, непрестижном, отчасти — с климатическими факторами. Разливы Инда, приносившие благо для земледельцев, оборачивались несчастьями для горожан. В Мохенджо-Даро нижние этажи домов нередко заполняли землей, чтобы поднять жилье и сделать его недосягаемым для периодических разливов реки. На образовавшемся таким образом фундаменте возводились новые этажи. Некоторые дома ветшали и рушились. Руины в этих случаях разравнивали — и на освободившемся месте строили новое здание. В результате повышался и уровень улиц. Кирпичная облицовка колодцев наращивалась до такой высоты, что, раскопанные до самого древнего уровня, они напоминают фабричные трубы [7].

Часть города, построенная на искусственном возвышении, отделялась зубчатой стеной от остального поселения. Это так называемая «цитадель», которая была предназначена для общегородских построек — административных и религиозных. В отличие от древних майя, египтян и греков, славившихся монументальными городскими постройками, в протоиндийских городах сооружений типа пирамид, дворцов или обелисков не обнаружено. Единственное крупное здание длиной 70 м и снабженное боковой колоннадой, обнаруженное в Мохенджо-Даро, было, по всей видимости, храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. Тем не менее, во всех протоиндийских городах — Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган — общественные здания, а именно молельные дома, зернохранилица и купальные водоемы, составляли неотъемлемую часть планировочного пространства.

Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. В Мохенджо-Даро была создана уникальная для древности система водоснабжения и канализации, а сам город застроен двух- и трехэтажными домами. Дома нередко состояли из десятков помещений (видимо, это касается только зажиточной части населения). В жаркое время Жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Во многих домах археологи находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и сложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других цивилизациях Древнего мира [12].

Еще одна характерная особенность протоиндийских городов, роднящая их с более поздними (а именно средневековыми) европейскими, заключается в соединении аграрного и урбанистического пространства в одном месте: село как бы проникало в город и растворялось в нем. Так, горожане держали подсобное сельское хозяйство прямо у дома. В частности, они использовали домашних животных: коз, верблюдов, буйволов, домашнюю птицу. Древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, бобовые культуры и, вероятно, занимались хлопководством. Здесь широко была развита торговля. Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Находки печатей, бус, раковин и хараппских печатей в городах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), атакже Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе) позволяют предполагать наличие широких торговых связей с внешним миром.

Кирпич и бетон не применялся, большинство городских построек возведено из сырцы стандартных размеров. В проиндийских поселениях не обнаружены печи для обжига кирпича. Ученые обратили внимание и на то, что на территории Хараппы и Мохенджо-Даро они появились очень поздно, когда города уже начали клониться к упадку. Причина состоит не в отсутствии мастерства, а скорее в отсутствии сырья — больших лесов поблизости не было, топливо везли даже с Гималаев. Так же строились и цеха по обжигу, а готовый продукт на кораблях сплавляли по воде.

Археологические материалы дают некоторое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. Женские терракотовые фигурки (культ богини-матери) и фигурки животных, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, и сегодня украшают домашние алтари в сельской Индии.

Среди археологических находок каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование [15].

Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

Должно быть, местные жители отличались миролюбием, так как в их городах не найдено ни наступательного оружия, ни оборонительных сооружений. Вероятно, они не слишком часто сражались с серьезными врагами. Во всяком случае, найденное в Мохенджо-Даро оружие сделано намного хуже, чем хозяйственный инвентарь. Бронзовые наконечники копий очень тонкие и быстро гнущиеся. По-видимому, копья предназначались для охоты. Мечей не обнаружено совсем.

Читать еще:  Самые выигрышные лотереи в россии. Как выиграть в лотерею Русское Лото: секреты Часто ли выигрывают

В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Поэтому около 1500 г. до н. э. дравиды оказались беззащитными перед натиском ариев, которые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Вероятно, впрочем, что арии появились там через несколько веков после падения Хараппской цивилизации [3].

Как показывают археологические раскопки, цивилизация бронзового века приходила в упадок постепенно, в течение столетий. К 1700 г. до н. э. Она пришла почти в полный упадок, чему способствовали, видимо, многочисленные наводнения, причинявшие городам непоправимый вред, а также изменчивое русло Инда. Сыграли свою роль также нерациональное ведение поливного земледелия и вырубка лесов. В результате произошло наступление пустыни на цветущие земледельческие поля. Современные области Северо-Западной Индии, где некогда процветали древние города, заняты пустынями и полупустынями. Культурная деградация ощущалась во всем: сократился торговый обмен с другими странами, ремесленники и деловой люд покидали город, окраины зарастали бурьяном, сельская местность уже не могла прокормить даже сокращающееся городское население. Происходит смена городов сельскими поселениями, а вслед за тем и варваризация культуры. Историки не исключают также иноземные вторжения. Ведь упадок городов, как правило, сопровождается проникновением в страну более отсталых племен. Правда, к 1500 г. до н. э., когда арии начали мигрировать в Индию, Хараппская культура практически перестала существовать.

Хараппская культура не оказала серьезного влияния на исторические судьбы народов долины Ганга, хотя в форме культурных пережитков и народных традиций ее следы обнаруживаются в некоторых регионах Индийского субконтинента.

Литературные памятники. Уровень развития и хронологические рамки Хараппской цивилизации

Ключевые слова конспекта: Хараппская цивилизация, дравиды, арийское вторжение, индоарии, арии, индоарийцы, санскрит, стратификация.

Хараппская цивилизация (середина III — 1-ая половина II тыс. до н. э.) — древнейшая цивилизация долины Инда. Названа вероятно по имени крупнейшего города — Хараппы. Другими известными центрами являлись Мохенджо-Даро и Калибанган). Хараппцы строили благоустроенные каменные города, прежде всего с развитой системой канализации. В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам — современному неиндоевропейскому населению Индии.

Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Одно- и двухэтажные дома из 4-6 помещений с туалетом группировались как правило вокруг центрального дворика и колодца. Цитадель города укреплялась стеной с башнями. Сохранились руины морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Основной строительный материал — сырцовый кирпич. А также для возведения фундаментов крепостей использовался камень.

Основой экономики было скотоводство (буйволы, свиньи) и ирригационное земледелие. О развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и другие), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи и прочее), разнообразной керамики. Находки гирь, вещей из стран Передней Азии, а с другой стороны — печатей, характерных для Хараппы, в городах Месопотамии указывают на международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными и, возможно, морскими путями.

Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных. Например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов. Глиняные статуэтки из хараппских городов сильно напоминают шумерские образцы.

Погребальный обряд относится к ямному типу. Носители этой культуры поклонялись богине-матери, богу — прототипу Шивы, огню, деревьям, животным.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XV века до н. э. В это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, что это было вызвано ухудшением природных условий, оскудением и заболачиваем почв, распространением малярии и других болезней.

Письменность протоиндийской цивилизации остается нерасшифрованной.

Индоарии

Индоарии — одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, по самой распространенной версии: пришли на полуостров Индостан с северо-востока. Индоарийцы (также индоарии) наряду с иранцами одна из двух основных арийских ветвей. Носители цыганских наречий распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.

История индоариев претерпела большое количество интерпретаций. Например, в XIX в. получила развитие модель арийского вторжения; согласно которой аборигенное население долины Инда состояло из темнокожих, миролюбивых дравидийцев, следы которых запечатлены в останках Хараппской цивилизации.

Около 1500 г. до н. э. Индия подверглась вторжению арийских племен, пришедших вероятно с северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского за двумя важными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы, использовали боевые колесницы, что давало серьезные преимущества перед неповоротливыми армиями древневосточных государств. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием — знаменитыми боевыми топорами. Воинственные племена ариев стали вторгаться через перевалы Гиндукуша в район современного Пенджаба. Их отличительные свойства — хорошее знание военного искусства и поэтическое мастерство. Белые кочевые племена принесли с собой характерную социальную стратификацию и ведическую литературу на санскрите. Завоеватели покорили коренное население, навязав покоренным народам свои «Законы Ману».

Оппоненты теории вторжения считают,, что арийского завоевания никогда не было. Они опираются на ряд открытий, осуществленных как западными, так и индийскими учеными.

Так или иначе, языком ариев был санскрит — древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев. От этого единого языка произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский. До сих пор в некоторых русских словах сохранились санскритские корни. Так, в слове «мать» можно угадать санскритское «матер», в слове «лев» — санскритское «леу», в слове «снег» — санскритское «снейг» и т.д.

Это конспект по теме «Хараппская цивилизация. Индоарии». Выберите дальнейшие действия:

Источники:

http://studme.org/1787032813620/kulturologiya/pamyatniki_literatury_drevneyshih_tsivilizatsiy
http://studbooks.net/1032926/kulturologiya/pamyatniki_kultury_harappskoy_tsivilizatsii
http://uchitel.pro/%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии