0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как характеризует автор семью лариных. «Типичность образов Ольги и матери Татьяны Лариной

Типичность образов Ольги и матери Татьяны Лариной

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой — мать-Ларина — крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:

. брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она — хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге.

Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
. но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Читать еще:  Скачать красивые гифы с добрым утром. Гифки «С добрым утром!» Бодрящая подборка GIF анимаций

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ — сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила. –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою.

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» — вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан.

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки — грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених — оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, — можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна — его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.

Читать еще:  Глаза бенедикта камбербэтча. Бенедикт камбербэтч и загадочный случай с золотисто-каштановыми волосами

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов — лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» — произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

Предыдущий реферат из данного раздела: Любовь Татьяны к Евгению

Ларины в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Описанию семьи Лариных в романе Пушкина «Евгений Онегин» уделяется особое место. Автор подробно описывает, что представляет из себя тот или иной персонаж этого семейства. каковы же портретные характеристики Татьяны, Ольги и ее родителей.

  1. Образ родителей в романе
  2. Образ Ольги Лариной в романе
  3. Образ Татьяны Лариной в романе

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Образ родителей в романе

Семейство Лариных ведет скромную провинциальную жизнь. Отец семейства, Дмитрий Ларин, умер несколько лет назад, находясь уже в преклонном возрасте. Он был на семнадцать лет старше своей жены, любил ее, хотя эта любовь изначально не была взаимной. Прасковье Лариной рано пришлось выйти замуж за нелюбимого, однако позже она поняла, что Дмитрий очень добрый человек, и она смогла искренне полюбить своего супруга.

Прасковья любит двух своих, таких не похожих друг на друга, дочерей. Как и любая русская семья они любят праздники, пекут блины на масленицу, гадают на Крещение.

Семья Лариных в романе – типичные представители того времени. Дмитрий был хорошим помещиком и радушным хозяином. Вместе со своей женой они вели заурядную жизнь провинциальных пожилых людей.

Образ Ольги Лариной в романе

Ольга – типичная дочь своих родителей. Она простая девушка, которую трудно застать в плохом настроении. Ольга предстает перед читателем молодой, всегда улыбающейся героиней, в которую без памяти влюбляется поэт Владимир Ленский. Евгений Онегин удивляется такому выбору приятеля: ему она кажется просто симпатичной, но недалекой девушкой, которая быстро наскучит. По мнению Онегина Ленскому, как романтику, должна больше нравиться задумчивая и меланхоличная Татьяна. И действительно, после гибели Владимира Ольга быстро забывает своего пламенного возлюбленного и с легкостью выходит замуж за другого человека.

Образ Татьяны Лариной в романе

Татьяна Ларина не похожа на остальных членов своей семьи. Она не так проста, как ее родители, не так весела, как младшая сестра. С раннего детства эта девочка казалась чужой в родной семье. Она не любила детские забавы, предпочитала чтение романов активным играм, подолгу могла сидеть одна, созерцая природу. Когда она познакомилась с Онегиным, то в его образе для нее слились все герои прочитанных романов, и она влюбилась без памяти. Татьяна совершает поступок, который для девушки ее времени считался совершенно безрассудным – она пишет письмо своему возлюбленному, в котором признается в своих чувствах. Необычайно лиричное письмо Татьяны – один из ключевых моментов романа, в нем раскрывается ее трепетная преданная душа и самоотверженный характер. Однако главный герой отвергает ее. Девушка приятна и мила ему, однако он не хочет связывать себя узами брака, не видит в Татьяне свою будущую жену.

Несколько лет спустя Татьяна выходит замуж за нелюбимого, но очень уважаемого человека. Онегин, встретившись с ней случайно, был поражен изменениям, которые в ней произошли. Она стала светской дамой, которой при всем при этом чужды радости высшего света. Внутри Татьяна осталась все той же романтичной барышней, до сих пор влюбленной в него. Теперь Онегин оказывается на месте Татьяны, пишет ей письмо, но получает отказ. До сих пор любящая его женщина, пережившая так много страданий, не может дать ему положительный ответ, так как не может причинить боль своему мужу.

Татьяна Ларина стала любимой героиней Пушкина. В ней сочетаются качества, которые автор хотел бы видеть в идеальной женщине.

Татьяна и Ольга: сходства и различия сестер Лариных

В романе Александра Сергеевича Пушкина красной линией проходит противопоставление, особый приём, именуемый в литературе антитезой. Онегина и Ленского автор сравнивает со стихиями и другими природными элементами, они словно «огонь и лёд». Юной влюблённой Татьяне противопоставляет холодного Онегина, ей же — повзрослевшую версию, наученную горьким жизненным опытом. Атмосфера светских салонов Петербурга вырисовывается напротив деревенского размеренного быта. Ещё одним достаточно ярким и интересным противопоставление являются образы сестёр Лариных, Ольги и Татьяны.

Читать еще:  Чтоб не было мучительно больно за бесцельно. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

Ларины — дворянская семья, небогатая, но и не бедствующая, ведущая размеренную деревенскую жизнь и полностью соответствующая вполне типичному образу поместного дворянства. Глава семьи — человек приземленный, книг не читающий, но добросердечный и порядочный мужчина. Его супруга — женщина властная, подстроившаяся под жизнь в деревне и даже научившаяся получать от неё удовольствие. Обе их дочери унаследовали родительскую доброту, честность и порядочность, душевную лёгкость и простоту.

Ольга — младшая из сестёр, она всегда весела, румяна, её круглое личико обрамляют светлые кудри, точная фигурка легка и прекрасна. Она — кокетка с малых лет, прекрасная юная дама, подобных ей было множество как в столице, так и в российской провинции. Её образ приятен, но вот Пушкину успел наскучить. Чего не скажешь о другом поэте — Владимире Ленском, который беспамятно влюблен в юную Ларину. Герой готов слагать ей стихотворения, вот только девушка их не читает, она — ветреная особа, не лишенная романтики, но к поэзии не питает особого интереса. Если Ленский любит Ольгу всем сердцем и относится к предстоящей свадьбе очень серьёзно, то о намерениях Ольги автор утаивает, заставляет читателя сомневаться в ней. Это чувство усиливается после взаимного флирта с Онегиным, а далее подкрепляется после смерти Ленского. Младшая Ларина горюет недолго, непозволительно быстро выходит за муж за улана и уезжает вместе с ним.

Татьяна же, словно за двоих страдает после дуэли: она грустит по бессмысленно убитому Ленскому, но в то же время не может заставить себя ненавидеть его убийцу, Онегина, и с ужасом понимает, что чувства к нему по-прежнему цветут в её сердце. Сама по себе Татьяна Ларина — жеманная, молчаливая, диковатая девушка, лицо её бледно, тело болезненно хрупкое. Александр Сергеевич не даёт детального описания внешности этой героини, но замечает, что её образ больше подходит в качестве предмета обожания для поэта, нежели Ольга. Если младшая сестра с детства любила резвиться в шумной компании подружек, то старшая проводила время в одиночестве. Наблюдение быстро сменилось чтением и вот Татьяна уже открыла для себя мир книжных иллюзий, романтики и образов прекрасных рыцарей. Девушка свято верила, что где-то в мире есть её суженный, тот самый идеал, который предначертан для неё чем-то непостижимым. Его воплощением и стал для неё Евгений Онегин, вернее, тот его светский образ, который молодой человек из раза в раз выбирал для выходов на публику.

Татьяна — пример храброй и волевой героини, ведь несмотря на все нормы приличия своего времени она решается отправить письмо молодому человеку первая. Ларина возлагает большие ожидания на Онегина, отчего его отказ ещё сильнее ранит девушку, оставляет в смятении. Оттого она так печальна и потеряна: как думать о будущем, когда прошлое оставило такие глубокие болезненные переживания? Ко всем страданиям после смерти Ленского и поспешного бегства Онегина прибавляется тоска по своей младшей сестре после отъезда Ольги вместе с уланом. Татьяна очень привязана к сестре, несмотря на всю скрытность и молчаливость, она скорее всего считала Ольгу своей самой близкой подругой. Ольга же, по-видимому, довольно легко переносит все невзгоды, что подчёркивается Александром Сергеевичем неоднократно.

Татьяна спустя несколько лет пребывания в столице меняется до неузнаваемости, о дальнейшей же судьбе Ольги неизвестно ничего.

Складывается ощущение, что её образ был вплетен в повествование для достижения двух целей: развитие конфликта между Онегиным и Ленским, а также создание противоположной Татьяне героини для того, чтобы ещё ярче выделить особенный мир старшей из сестёр.

В сестрах Лариных А.С. Пушкин воплотил ярчайшие образы дам, живущих с ним в одной эпохе. Ольга вобрала в себя черты, характерные для большинства из них, Татьяна же стала одним из первых образов сильной русской женщины, воплощением идеала Александра Сергеевича, свежим ярким пятном в мире напыщенных поверхностных барышень, в которых нет ничего плохого, но не хватает важных черт, придающих полноты и глубины характера, чувств и мыслей.

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Источники:

http://www.uznaem-kak.ru/tipichnost-obrazov-olgi-i-materi-tatyany-larinoj/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/evgeniy-onegin/lariny-v-romane-pushkina-harakteristika-semi.html
http://evgenij-onegin.ru/sochineniya/tatyana-i-olga-shodstva-i-razlichiya-sester-larinyh/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector