Характеристика социокультурного развития детей. Уровни и формы социально-культурной деятельности

Характеристика социокультурного развития детей. Уровни и формы социально-культурной деятельности

Характеристика социокультурного развития детей.

Социокультурное развитие детей является сегодня актуальным в связи со сложившейся социально- экономической и социально- культурной ситуацией в России: низким культурным уровнем развития населения, асоциальными проявлениями в обществе (преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания), социально- экономической нестабильностью (неопределенность в образовательной политике, ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень благосостояния и др.).

Социокультурное развитие играет важную роль в жизни человека, но культура не приобретается с генами, поскольку она приобретается в обществе. Культура является человеческим образом жизни.

Социокультурное развитие играет основную роль в развитии человека, в принятии им правил и норм его культуры, а это, соответственно, влияет и на его мировоззрение и на ценностные ориентации, присутствующие в его жизни, а также оказывает влияние на развитие личности.

социальное развитиеэто изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью.Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым совершается накопление.Закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях — теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособное их деятельности.

социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня ит. п. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.

Семья является начальной структурной социального развития детей. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Целью семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Читать еще:  Шостакович краткая биография для детей. Биография Дмитрия Шостаковича о главном для детей

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями.
Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.

Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности:

ü в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним;

ü в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ;

ü в самовоспитании и самосовершенствовании;

ü в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;

ü в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.

Сначала семья, а затем совместно школа и семья, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей.


Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни.
Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным.

Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

«У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.»

Само понятие «социокультурная среда» достаточно сложное, оно выходит на культуру, социум, среду.

Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры.

Понятие «социум» производная латинского «общее, совместное». В современной науке нет однозначного толкования данного понятия. Оно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – как общество в целом. В узком смысле социум рассматривают как группу людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком и т.д.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее, он не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причем в научном обороте активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п.

«Среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения (К.М. Хоруженко). При этом следует отличать культуру социальной группы и культуру общества. Первая, культура социальной группы отражает нормы, правила отношений и поведения, присущие только данной социальной группе. Вторая, культура общества выступает как общественная культура соответствующих классов.

Читать еще:  Пошаговая инструкция, как нарисовать своими руками в начальную школу Деда Мороза. Инструкция, как нарисовать Деда Мороза карандашом своими руками

Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения.

Качественные признаки культуры характеризуют уровень развития современного общества и социальной общности. Поэтому необходимо рассматривать социокультурную среду как понятие, составляющее содержательную сторону образовательного процесса (обучения, развития, воспитания и оздоровления). Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, но относил к ней, всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). Следовательно, социокультура, ее ценности должны составлять сущностную сторону образования подрастающего поколения. Этим создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения. Следовательно, социокультура общества имеет непосредственный выход в образование подрастающего поколения, реализуемое в образовательном учреждении.

Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, это и есть «мир», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося.

Практика и наука все чаще обращают внимание на среду как на поисковое поле ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возникает активная роль педагогики в поиске совершенствования среды как условия формирования личности.

B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие. По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.

Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с ее материальным оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни», также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка. Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, «исследовательской» работе, к коллективному творчеству

Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка.

Главное – гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, характеризуется:

  • – устойчивостью и относительной стабильностью;
  • – создание ребенком среды, как условием его самореализации;
  • – побудительным, а не запрещающим характером, осмысленностью той видов деятельности, в которую вовлечен ребенок;
  • – связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;
  • – достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
  • – направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым.

Художественно-эстетическая среда младшего школьного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период младшего школьного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.

Создание художественно-эстетической среды в школьном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Читать еще:  Знак 3.13 ограничение высоты размеры. Описание знака ограничивающего высоту авто и груза

Основная задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной, художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. [10; 22].

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Помимо этих факторов, влияние оказывают также обстоятельства личной жизни, психологические и биологические аспекты.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения, все эти отношения оказывают влияние на формирование эстетических качеств младшего школьника.

Учитывая тот факт, что развитие эстетических качеств тесно связано с творческой деятельностью, которая прежде всего проявляется, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.

Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей.

Выделим группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

  • *сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами;
  • *круги общения и сотворческой деятельности в различных средах;
  • *сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности;
  • *интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших школьников.

Курсовая работа Содержание и формы социокультурного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Богданович Валентина Викторовна
  • Написать
  • 2713
  • 07.05.2017

Номер материала: ДБ-445701

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 07.05.2017
  • 343
  • 07.05.2017
  • 351
  • 07.05.2017
  • 1341
  • 06.05.2017
  • 1999
  • 06.05.2017
  • 438
  • 06.05.2017
  • 22379
  • 06.05.2017
  • 1326

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://lektsii.org/15-16342.html
http://studwood.ru/1071932/pedagogika/ponyatie_sotsiokulturnaya_sreda_vliyanie_razvitie_rebenka
http://infourok.ru/kursovaya-rabota-soderzhanie-i-formi-sociokulturnogo-razvitiya-detey-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizacii-1867728.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии