Д и писарева мотивы русской драмы. Мотивы русской драмы писарев читать, мотивы русской драмы писарев читать бесплатно, мотивы русской драмы писарев читать онлайн

Д и писарева мотивы русской драмы. Мотивы русской драмы писарев читать, мотивы русской драмы писарев читать бесплатно, мотивы русской драмы писарев читать онлайн

Д и писарева мотивы русской драмы. Мотивы русской драмы писарев читать, мотивы русской драмы писарев читать бесплатно, мотивы русской драмы писарев читать онлайн

Мотивы русской драмы

Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый

Статьи 1859-1864 гг.

Л., “Художественная литература”, 1981

Составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания Ю. С.

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru

Основываясь на драматических произведениях Островского, Добролюбов

показал нам в русской семье то “темное царство”, в котором вянут умственные

способности и истощаются свежие силы наших молодых поколений. Статью прочли, похвалили и потом отложили в сторону. Любители патриотических иллюзий <1>, не сумевшие сделать Добролюбову ни одного основательного возражения, продолжали упиваться своими иллюзиями и, вероятно, будут продолжать это

занятие до тех пор, пока будут находить себе читателей. Глядя на эти

постоянные коленопреклонения перед народною мудростью и перед народною

правдою, замечая, что доверчивые читатели принимают за чистую монету ходячие

фразы, лишенные всякого содержания, и зная, что народная мудрость и народная

правда выразились всего полнее в сооружении нашего семейного быта, –

добросовестная критика поставлена в печальную необходимость повторять по

нескольку раз те положения, которые давно уже были высказаны и доказаны.

Пока будут существовать явления “темного царства” и пока патриотическая

мечтательность будет смотреть на них сквозь пальцы, до тех пор нам постоянно

придется напоминать читающему обществу верные и живые идеи Добролюбова о

нашей семейной жизни. Но при этом нам придется быть строже и

последовательнее Добролюбова; нам необходимо будет защищать его идеи против

его собственных увлечений; там, где Добролюбов поддался порыву эстетического

чувства, мы постараемся рассуждать хладнокровно и увидим, что наша семейная

патриархальность подавляет всякое здоровое развитие. Драма Островского

“Гроза” вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием “Луч

света в темном царстве”. Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он

увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое

явление. Подробный анализ этого характера покажет нашим читателям, что

взгляд Добролюбова в этом случае неверен и что ни одно светлое явление не

может ни возникнуть, ни сложиться в “темном царстве” патриархальной русской

семьи, выведенной на сцену в драме Островского.

Катерина, жена молодого купца Тихона Кабанова, живет с мужем в доме

своей свекрови, которая постоянно ворчит на всех домашних. Дети старой

Кабанихи, Тихон и Варвара, давно прислушались к этому брюзжанию и умеют его

“мимо ушей пропущать” на том основании, что “ей ведь что-нибудь надо ж

говорить” <2>. Но Катерина никак не может привыкнуть к манерам своей

свекрови и постоянно страдает от ее разговоров. В том же городе, в котором

живут Кабановы, находится молодой человек, Борис Григорьевич, получивший

порядочное образование. Он заглядывается на Катерину в церкви и на бульваре, а Катерина с своей стороны влюбляется в него, но желает сохранить в целости

свою добродетель. Тихон уезжает куда-то на две недели; Варвара, по

добродушию, помогает Борису видеться с Катериною, и влюбленная чета

наслаждается полным счастьем в продолжение десяти летних ночей. Приезжает

Тихон; Катерина терзается угрызениями совести, худеет и бледнеет; потом ее

пугает гроза, которую она принимает за выражение небесного гнева; в это же

время смущают ее слова полоумной барыни о геенне огненной; все это она

принимает на свой счет; на улице, при народе, она бросается перед мужем на

колени и признается ему в своей вине. Муж, по приказанию своей матери,

“побил ее немножко” <3>, после того как они воротились домой; старая

Кабаниха с удвоенным усердием принялась точить покаявшуюся грешницу упреками

и нравоучениями; к Катерине приставили крепкий домашний караул, однако ей

удалось убежать из дома; она встретилась с своим любовником и узнала от

него, что он, по приказанию дяди, уезжает в Кяхту; – потом, тотчас после

этого свидания, она бросилась в Волгу и утонула. Вот те данные, на основании

которых мы должны составить себе понятие о характере Катерины. Я дал моему

читателю голый перечень таких фактов, которые в моем рассказе могут

показаться слишком резкими, бессвязными и в общей совокупности даже

неправдоподобными. Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких

взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном

случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими

неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами

всех русских семейств?

Я передал факты совершенно верно, но, разумеется, я не мог передать в

нескольких строках те оттенки в развитии действия, которые, смягчая внешнюю

резкость очертаний, заставляют читателя или зрителя видеть в Катерине не

выдумку автора, а живое лицо, действительно способное сделать все

вышеозначенные эксцентричности. Читая “Грозу” или смотря ее на сцене, вы ни

разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в

действительности именно так, как она поступает в драме. Вы увидите перед

собою и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе, смотря

по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите. Всякое живое явление

отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать

с разных сторон; и, выходя из одних и тех же основных фактов, можно

Читать еще:  Результаты тип топ по билету. Новые лотереи «ТИП» и «ТОП» бьют рекорды выигрышности украинских лотерей

приходить к различным и даже к противоположным заключениям. Катерина

испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые

обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только

сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительного закона и

подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не

отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и

решили, что Катерина – светлое явление; эстетики, разумеется, стояли

неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали

с уважением, между тем как последних тотчас же осмеяли. Во главе эстетиков

Дмитрий Писарев, “Мотивы русской драмы”: краткое содержание

Литература – это не только большие писатели и знаковые произведения. Это еще и критические разборы, дискуссии на страницах журналов, оценки со стороны редакторов и критиков. Если в начале девятнадцатого века номером один был Белинский, то среди шестидесятников обычно выделяют троих: Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Вот последнему и посвящена данная статья.

В ту пору интеллигенция была бурлящим котлом, где замышлялось все то, что потом всплывет в виде революции семнадцатого года. Не из легких были и взаимоотношения между писателями, критиками, общественниками. На примере статьи “Мотивы русской драмы” Писарева, краткое содержание которой здесь дано, будет рассмотрен и конфликт между Писаревым и Добролюбовым. Конфликт не между личностями критиков, а между их идеями и идеалами. Также для ознакомления с текстом приводится краткое содержание статьи Писарева “Мотивы русской драмы”.

Дмитрий Писарев. Детство

Родился Дмитрий Иванович Писарев четырнадцатого октября 1840 года в селе Знаменское. Отец его, местный небогатый помещик, дал сыну очень хорошее образование. Изначально мальчик учился дома, а позже поступил в гимназию номер три города Санкт-Петербурга. После её окончания юноша продолжает учебу на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Закончил университет будущий критик в 1861 году.

Начало литературной деятельности

Д.И. Писарев с 1858 года стал писать эссе и разборы произведений. Изначально для журнала “Рассвет”, а затем для “Русского слова”. Делая разборы и анализ произведений не только русской, но и западной литературы, Дмитрий Иванович всегда требовал от писателя четкой позиции, доступности для широких слоев читателей. А также пропаганды гражданственности и ясности мышления.

Дмитрий Иванович в своих работах использует понятие разумного эгоизма, которое незадолго до него ввел Спиноза и активно использовал Чернышевский. Писарев призывал общество нащупать те пути, которые приведут к свободе не только политической, но и духовной. Оценки критика бывают очень резки. Это можно увидеть, прочитав краткое содержание “Мотивы русской драмы”. Писарев в своем труде очень жестко оценил все поступки Катерины, заодно и раскритиковав Добролюбова за его статью “Луч света в темном царстве”.

Арест

В 1862 году Писарев нелегально печатает и издает в подпольной типографии небольшую брошюру, где выступает в защиту Герцена и призывает к свержению династии Романовых. Критик был схвачен и приговорен к четырем с половиной годам заключения в Петропавловской крепости. Там Писарев находился с 1862 года по 1865.

Интересно, что царское правительство идет на необычный шаг – сажает Писарева и одновременно разрешает ему работать, писать и печататься в журнале. Пожалуй, это можно объяснить, как желание правительства видеть все публикации и наработки Писарева, не опасаясь того, что критик будет тайно стараться что-то передать из камеры. Популярность Дмитрия Ивановича Писарева именно в тот период необычайно высока. После его освобождения она пойдет на спад.

Смена взглядов

После того, как вспыхнуло восстание в Польше в 1863 году, Дмитрий Иванович Писарев, как и многие другие общественные деятели того периода, разочаровался в революционном пути выхода из кризиса, в котором находилась Россия. Теперь появился новые ориентир (или идеал) – технический прогресс, достижения в области науки. По выражению самого Дмитрия Ивановича, вперед Россию поведут мыслящие реалисты. Именно в этот период пишется статья Писарева “Мотивы русской драмы”, краткое содержание которой будет дано ниже.

В конце шестидесятых годов девятнадцатого века Д.И. Писарев уходит из журналов “Русское слово” и “Дело” в журнал Некрасова “Отечественные записки”. Там Писарев так же продолжает публиковать критические разборы, отзывы на книги, при этом меняя курс на естественность и научность. Во многом принципы Писарева основаны на идеях нигилизма. Даже Пушкина Писарев считал вредоносным. А вот первые романы Достоевского, Тургенева и Толстого привлекли внимание критика.

Шестнадцатого июля 1868 года, купаясь в Рижском заливе, Дмитрий Писарев утонул.

Влияние и значение

Пожалуй, в шестидесятые годы девятнадцатого века именно о Писареве можно было сказать, что он проповедует самые яркие принципы нигилизма. Поставив в основу интеллектуальную свободу, Писарев в своих работах доказывал, что, только откинув традиции и пережитки прошлого, путем большой внутренней работы общество сможет выйти на новый уровень своего развития, перестроится.

Манера написания статей у Д.И. Писарева была яркая и красочная. Всегда очень много эмоций и задора. Дмитрия Ивановича очень любил Ленин. По воспоминаниям Крупской, пока пребывал в ссылке в Шушенском держал его портрет у себя на столе.

Писарева обычно называют третьим после Чернышевского и Добролюбова среди критиков-шестидесятников. Плеханов считал Писарева одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов девятнадцатого века в России.

Читать еще:  Сводная афиша московских рок-концертов. Сводная афиша московских рок-концертов Боско фест

Драма как жанр

Прежде чем приступим к изложению статьи “Мотивы русской драмы” Д.И. Писарева, разберемся, что такое драма.

Аристотель в своей “Поэтике” написал о данном жанре как о подражании с помощью действия, а не слов. Спустя два тысячелетия данный принцип не устарел. Для драмы всегда характерен конфликт, противостояние позиций, чувств, ситуаций. Авторская речь в драме если и попадается, то крайне редко. И носит скорее вспомогательный характер.

Развитие драмы в России

Если говорить о развитии драмы в России, то первые попытки можно отнести к концу семнадцатого века. Следует выделить драмы «Царь Максимилиан» и «Лодка» как хорошие образцы народного творчества, ибо тогда драмы, как жанр, существовали только в виде народных произведений.

Восемнадцатый век – это новый этап развития. Драмы Сумарокова и Ломоносова – это проповедь гражданских идеалов, восхваление России. Но также это и обличительные произведения против тирании и деспотизма. Конец восемнадцатого века – это Фонвизин и его “Недоросль”. Традиции Фонвизина продолжили Пушкин, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Островский и другие. Именно на основе трудов этих авторов и писал Дмитрий Писарев “Мотивы русской драмы”, краткое содержание которой будет ниже.

Пересказ статьи

В этом разделе будет дано краткое содержание статьи Писарева “Мотивы русской драмы”, которая была написана критиком в 1864 году.

Дмитрий Иванович за основу берет большой критический разбор пьесы Островского “Гроза”, который написал Добролюбов. В своей статье Писарев не соглашается с коллегой и объясняет причины. Камнем преткновения Писарева и Добролюбова можно назвать образ Катерины в пьесе.

Писарев рассматривает Катерину как совершенно простого человека. Без каких-либо сильных идей и идеалов. Катерина для Писарева заурядна. Критик соглашается, что Катерина женщина нежная, искренняя и страстная, но отмечает, что данный образ полон противоречий. Как реалист и человек, прослывший нигилистом, Писарев задает себе и своим читателям такие вопросы: “Что за любовь, которая способна проснуться от одного взгляда?”, “Что это за добродетели, которые можно сломать запросто?”. Писарев ставит в упрек Островскому слишком уж гротескные эмоции, которые испытывает Катерина: от упреков девушка изнывает, от нежных взглядов тут же влюбляется.

Очень нелогичным Писарев называет и финал произведения. В своей статье критик отмечает, что финал выводится из таких параметров как жестокость деспота, который стоит во главе семьи, с прибавлением фанатизма старой ханжи и переживаний бедной девушки, которую угораздило влюбиться в негодяя. И не надо упускать из виду и ревность, и страсть, и отчаяние, и тихую скромную мечтательность – вот все это сводится к тому, что получается котел из эмоций, состояний, чувств, но этот котел настолько низок в своих качествах, что просто не способен пробудить нас хоть к чему-либо. Так почему же такой финал у Катерины? Слабость, ведь слабость и ничего больше. А еще неисчерпаемая глупость. Категорично Писарев не согласен с Добролюбовым, который Катерину называет светлым лучом в темном-темном царстве. По мнению Писарева, Катерина не сделала ничего хорошего и ничего не добилась своим поступком. Катерина – это бесплодное, а не светлое явление.

И еще один из постулатов Писарева, который можно вывести из данной статьи: нет в темном царстве света. Нет и все. А значит, Катерина не может быть лучом. Не может, ибо света в темном царстве нет.

Также в своей статье Д.И. Писарев делает противопоставление между Катериной и Базаровым, конечно же, в пользу последнего. По словам критика, Базаров – человек из времени идей и новых мыслей. Именно такой человек и нужен сейчас России. А Катерина – это пережиток, от которого необходимо избавляться. Который необходимо забыть и никогда не использовать как пример или идеал мышления и поведения.

“Мотивы русской драмы”. Отзывы современников

Данное произведение вызвало бурную реакцию со стороны русской интеллигенции шестидесятых годов девятнадцатого века. Иначе быть не могло – статья была написана в годы, когда России требовалось новое мышление. Совсем недавно, в 1861 году, отменили крепостное право. Казалось, что Россия выходит на путь перемен. Потому и статья Писарева именно в духе времени: критичная, местами злая, обличающая старые порядки и традиции.

Сам Добролюбов, на статью которого в своей опирался Писарев, ответить на вызов уже не мог, ибо умер в 1861 году. Зато Дмитрия Ивановича не поддержала та часть литературного общества, которая считалась реакционной. В статье “Мотивы русской драмы” Д.И. Писарев не стеснялся продвигать свои, как казалось ему на тот момент, революционные взгляды. За это данную статью очень оценил Герцен. Позже, уже в конце девятнадцатого века, эту работу, как и другие произведения Писарева, очень высоко оценил Плеханов.

Помимо статьи “Мотивы русской драмы”, Писарев написал еще множество критических очерков и статей, повлиявших на целое поколение шестидесятников. Об этих работах ниже.

Другие произведения автора

Среди самых важных, главных статей критика, которые повлияли на умонастроение читающей интеллигенции, можно назвать статью “Базаров” по роману Тургенева “Отцы и дети”. В статье Писарев выводит личность человека, которая, по мнению критика, должна стать в основе российского общества. Писарев говорит, что базаровщина – пусть и болезнь, но ее выстрадать необходимо. Ибо уже не остановить, и никуда от нее не деться.

Еще можно выделить статью под заголовком “Борьба за жизнь” по роману Достоевского “Преступление и наказание”. Критик проводит анализ Раскольникова, его поступков, характера, а также старается выявить все факторы, которые привели персонажа к преступлению.

Читать еще:  Чувства ивана васильевича после бала. Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала

Заключение

Дмитрий Иванович Писарев – фигура очень знаковая для русской читающей интеллигенции не только девятнадцатого века, но и всех последующих поколений. После прочтения краткого содержания “Мотивов русской драмы” Писарев становится понятен нам как человек не просто своего времени, своего поколения, которое старается искать новые пути для России, но и как человек, старающийся заглядывать вперед, в будущее.

“Мотивы русской драмы” – краткое содержание статьи Д.И. Писарева

Писарев Дмитрий Иванович считался одним из самых известных критиков второй половины 19 века наравне с Добролюбовым и Чернышевским.

В 10 классе школьники знакомятся со статьей Д. И. Писарева, – «Мотивы русской драмы», краткое содержание которой будет предложено далее. В ней публицист делает анализ персонажей пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза».

Приводит свои тезисы и не соглашается с доводами, написанными ранее Добролюбовым в статье на эту же тему.

Причина написания статьи Д. И. Писаревым о «Грозе»

Писарев Дмитрий Иванович был известным молодым литературным критиком и публицистом во второй половине XIX в.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868)

Молодой человек прожил недолгую жизнь и трагически погиб, однако его жизнь была достаточно насыщена событиями.

За свои работы, где он призывает к свержению династии Романовых и защищает Герцена, Писарев был даже сослан на 4 года в ссылку. Но и там он плодотворно трудился.

Критик был нигилистом и реалистом, что отражалось в его работах. Даже сам Ленин и его жена Крупская уважали его, а у вождя на столе даже стоял портрет Писарева.

Пьеса Островского «Гроза» после своего выхода в 1859 г. наделала много шума. Особенно она вызвала большой интерес среди критиков и публицистов. Было написано много рецензий и анализов на произведение, среди которых работа Писарева явно выделялась.

В 1864 г. в журнале «Русское слово» вышла критическая статья «Мотивы русской драмы». На написание работы Дмитрия Ивановича, в первую очередь, натолкнула статья «Луч света в темном царстве» другого известного критика, прозаика и публициста Николая Александровича Добролюбова. В ней Добролюбов делает анализ и даёт оценку главной героине пьесы «Грозы» Катерине.

Мнения Добролюбова и реалиста Писарева о мотивах поступков и характере главной героини разделились.

Таблица, представленная ниже, наглядно показывает, как они по-разному видят образ героини:

Героиня слабая, все ее поступки совершаются по первому влечению.

Катерина имеет идеальный характер, любящий, созидательный.

Согласно Писареву в «темном царстве» никак не может возникнуть светлое явление.

Отношение к характеру и личности героини хорошо описывает следующая цитата Добролюбова: «Луч света и светлое явление в темном царстве».

Героиня не имеет твердого характера и развитого ума. Запутанную ситуацию она решает самым глупым поступком – самоубийством.

Девушка протестует против понятий и критериев нравственности Кабановой. Сила ее характера состоит в том, что она находит единственное освобождение, хоть и трагическое.

Катерина не сделала ничего, чтобы облегчить свои и чужие страдания.

Избавление от тяжкого бремени героини придает облегчение и читателю.

Краткое содержание и основные положения статьи «Мотивы русской драмы»

Рекомендуется читать работу Писарева самостоятельно, так как он писал живым и задорным языком, что отличало его от остальных коллег. Но если такой возможности нет, предлагаем вам небольшой конспект статьи.

Вся работа Писарева — это своеобразный большой развернутый отклик на статью Добролюбова, где камнем преткновения критиков в основном является образ Катерины из пьесы.

Писарев абсолютно не согласен с Добролюбовым. Он считает, что в героине нет таких черт в характере, которые делают ее образ в произведении светлым, возвышенным и идеальным.

Наоборот, для него Катерина абсолютна неприметная, слабая и заурядная личность. Дмитрий Иванович согласен с коллегой, что героиня нежная и искренняя натура.

Писарев недоумевает: что за «добродетели, которые можно запросто сломать» и «любовь, которая способна проснуться от одного лишь взгляда». Нигилист и реалист Писарев видит в Катерине противоречивую личность: от мимолетного нежного взгляда в свою сторону Катерина в миг влюбляется, а от упреков начинает изнывать.

В статье он спорит не только с Добролюбовым, увидевшим в героине «луч света в темном царстве», но и с самим автором произведения.

Но самым нелогичным и абсурдным критик считает финал пьесы, где смешались жесткость главы семейства, муки бедной измученной девушки, ее любовь к негодяю. Все намешано: ревность, любовь, жестокость, отчаяние, мечтательность.

Писарев считает, что смесь таких чувств не может пробудить читателя ни к чему хорошему. Более того, она выглядит гротескной. Катерина не смогла пробудить никаких эмоций, ее самоубийство – глупый и бесполезный поступок.

Основной мыслью статьи является вывод: «нет в темном царстве света». Катерина никак не может быть «лучом» или «светлым явлением», ведь в темноте не может быть света.

Помимо полемики с Добролюбовым, Писарев в своей работе сравнивает образ Катерины с Базаровым из «Отцов и детей».

Конечно же, будучи нигилистом, критик своё предпочтение отдает герою-нигилисту Базарову, считая его человеком своего времени. А Катерину считает пережитком, «не такие люди нужны современной России».

Источники:

http://litvek.com/book-read/164956-kniga-dmitriy-ivanovich-pisarev-motivyi-russkoy-dramyi-chitat-online
http://www.syl.ru/article/360424/dmitriy-pisarev-motivyi-russkoy-dramyi-kratkoe-soderjanie
http://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pisarev-motivy-russkoy-dramy.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии