Аллегория что обозначает. Что такое аллегория в литературе? Для чего в Библии использован аллегорический язык
Что такое Аллегория
Аллегория — это выражение абстрактного понятия с помощью конкретного понятия; одна или несколько метафор, которые в прямом смысле означают одно, а в переносном значении — другое.
Примером аллегории можно назвать фигуру женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой — это аллегория правосудия (представлена как богиня Фемида).
Когда автор использует аллегорию, он не именует обсуждаемый предмет или концепцию открытым текстом, а описывает в переносном значении, используя некие его/её олицетворяющие символы.
Таким образом, появляется более детальное отождествление одного предмета другому, используя тонкий (или не очень) намёк. Притом прямой смысл не утрачивается.
Слово аллегория произошло от греческого αλληγορια (allegoria) — иносказание, т. е. от сочетания άλλος (другой) + -αγόρια (сказать).
Это слово пишется именно так из-за своего греческого происхождения αλληγορια/allegoria, не алигория или олигория, а именно аллегория.
Синоним слова аллегория
- иносказание;
- персонификация;
- эзопов(ский) язык;
- иноречие.
Примеры аллегории
Эти аллегории более-менее известны:
- аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
- аллегория любви — сердце;
- аллегория надежды — якорь;
- аллегория веры — крест;
- аллегория свободы — разорванные цепи;
- аллегория мира во всём мире — белый голубь.
Примеры аллегории в литературе
Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.
В стихотворении “Парус” Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:
“Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы, – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”.
А в произведении Евгения Баратынского “На посев леса” весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:
“Опять весна; опять смеется луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
Но нет уже весны в душе моей,
Но нет уже в душе моей надежды,
Уж дольный мир уходит от очей,
Пред вечным днем я опускаю вежды. “
Аллегория и метафора
Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.
Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).
Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.
Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.
Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.
Смотрите также значение Метафоры.
Тропы и аллегория
Аллегория — это один из тропов русского языка.
Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.
Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.
Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.
К тропам относятся:
- аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
- ирония — театральное “переименование” в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: “заходите в мои хоромы” (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
- эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
- гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: “Мы сто лет не виделись!”;
- олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
- литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
- синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: “Пуще всего береги копейку” (“копейка” вместо “денег”, из Н. В. Гоголя);
- метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
- сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов “как”, “будто”, “словно” и т. д.; например: верен как пёс;
- метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
- перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо “нефть”).
Узнайте больше о Перифразе.
Аллегория в живописи
Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.
Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.
Аллегория живописи — картина Матвеева
Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину “Аллегория живописи” и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.
Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.
Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.
Аллегория в рекламе
В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).
Эзопов язык
Это выражение означает, что автор выражает свои мысли используя намёки и аллегории. Он недоговаривает и маскирует свои истинные идеи, автор пытается донести до читателя переносный смысл.
Название эзопов (или эзоповкий) язык произошло от имени древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.), который был рабом и не мог говорить свободно на множество тем, что заставило его воспользоваться этой формой произведения.
Сочинения Салтыкова-Щедрина считаются яркими примерами эзопова языка в русской литературе. Например, в произведении “История одного города” автор говорит о городе Глупове и его жителях — глуповцах.
Он представляет их бездеятельными лентяями, которые не могут за себя решать и поэтому пытаются найти кого-то, кто будет принимать решения за них и возьмёт ответственность на себя. А на самом деле, при прочтении произведения, читатель понимает, что автор говорит про всю Россию, а не про какой-то отдельный город.
Смотрите также значения Эпитет, Анафора и Оксюморон.
Значение слова «аллегория»
АЛЛЕГО́РИЯ, -и, ж. Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Аллегория — художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению; например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений . Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», притча Владимира Высоцкого «Правда и Ложь».
АЛЛЕГО’РИЯ [але], и, ж. [греч. allegoria]. 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. а. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Ггль. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Что такое аллегория на примерах из литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
- Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
- Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегории в баснях Крылова
Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.
Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:
- Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
- Осел – упрямство и невежество.
- Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
- Петух – самолюбие и зазнайство.
- Заяц – хвастовство и трусость.
- Стрекоза – беспечность.
- Муравей – трудолюбие.
- Мартышка – глупость и так далее.
Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.
А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.
В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.
Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.
Другие примеры аллегорий в литературе
Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».
Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.
От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.
Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!
Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.
Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.
Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.
Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).
Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.
Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.
В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.
Чем аллегория отличается от метафоры
Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.
Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.
Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.
Источники:
http://www.uznaychtotakoe.ru/allegoriya/
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/allegoriya-chto-ehto-takoe-primery-literature.html