Конспект экскурсии в музей «Русская изба. Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст)

Конспект экскурсии в музей «Русская изба. Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст)

«Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем». Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба»

Юлия Голубева
«Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем». Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба»

Муиципальное казеное дошкольнье образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 1» г. Заволжска

Экскурсоводы:

Тема экскурсии:

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем»

Мини-музей «Русская изба»

Голубева Юлия Ивановна,

Цель экскурсии: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи экскурсии:

1. Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.

2. Воспитать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

3. Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

4. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

5. Обогащение словаря названиями предмета быта (самовар, веретено, печь, сундук, лучина, ухват и т. д.)

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»

2. Е. Р. Железнова «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси»

3. История русской печи 2011 Адрес доступа http//pechky.ru/novosti/istoriya ruskoi pechi/

Продолжительность: 12 минут

Возраст посетителей: дети средней, старшей и подготовительной группы

Краткая характеристика экскурсии: обзорная экскурсия, сопровождаемая показом предметов с включенным видеофрагментом патриотического танца и музыкальным сопровождением.

Раздел I «Вступление»

Раздел II Танец «Россия»

Раздел III «Приглашение к экскурсии»

Раздел IV «Ход экскурсии»

Остановка у входа в избу:

Указать на предмет «колодец»

Проходим в избу

Указать на печь

Указать на красный угол

Указать на стол

Указать на самовар

Указать на посудник, по возможности, показать каждый предмет

Указать на сундук, дать возможность разглядеть содержимое сундуков

Указать на люльку, продемонстрировать, как в старорусские времена укачивали детей

Указать на предмет, о котором рассказывается, по возможности показать его

Показать прялку, по возможности продемонстрировать процесс прядения

Показать предметы лапти и ложки

Указать на предмет «валек»

Показать предмет «утюг»

Указать на предмет «корыто»

Показать предмет «сито»

Раздел V «Завершение экскурсии» Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем

Кирилл: Мы россияне должны знать историю наших дедушек и бабушек, их быт. Приглашаем посетить наш мини-музей «Русская изба». Экскурсоводами сегодня будем мы: Кристина и Кирилл

ВМЕСТЕ: Милости просим в нашу избу!

Кристина: На Руси люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами. Деревья на постройку домов запасали зимой, когда дерево спит.

Кирилл: «Колодец вырыт был давно,

Всё камнем выложено дно,

А по бокам, пахуч и груб,

Сработан плотниками сруб,

Но опускаю я бадью,

И слышен всплеск, едва-едва.

И ключевую воду пьют со мной

И солнце и друзья.

Кристина: Горница у нас небольшая, Да красивая какая!

Проходите хорошо всё обглядите.

Кристина: Самая главная в деревенской избе – это печь. Печь служила источником тепла и света и занимала большую часть дома Около печки находились чугунки, кадушки, все, что нужно хозяйке, чтобы приготовить обед и накормить скотину. Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.»

Кирилл: Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, полотенце покрывает их от пыли. Красный угол – самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Само название угла “красный” означает “красивый”, “хороший”, “светлый”.

Кристина: Стол – это «божья ладонь». Стол, располагался в почетном красном углу. Он был прямоугольной формы, большой и длинный. За столом собиралась вся большая семья. Стол был местом единения семьи.

Кирилл: Выпускает жаркий пар

Древний чайник – самовар

Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом.

Кристина: Посуда в крестьянской избе была деревянной, а горшки, кринки и миски – глиняными. Люди Чугуны делали из твёрдого материала – чугуна.

Кирилл: Вместо шкафов и тумбочек раньше были сундуки. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Сундуки так же использовали для спанья.

Кристина: Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку-колыбель. Колыбель от слова колыбать «качать». В старину верили, что в подвешенной колыбели ребенок находится под покровом небесных сил. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Читать еще:  Где портрет организатора русских сезонов сергея дягилева. Великий балетный продюсер (Дягилев С.П.)

Люли, люди, люленьки,

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Кирилл: В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая – столы, лавки, скамьи, сундуки. В ходу были плетёные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Кристина: Крестьянский дом невозможно представить без прялки. Неразлучным спутником прялки было веретено – ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заостренными концами и утолщением посередине. Начиная с 8-9 лет, к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского ремесла.

Кирилл: У мужчин дел было тоже не мало: они вырезали из деревянных чурочек ложки, плели сети, лапти, выделывали шкуры для тулупов.

Кристина: Есть в нашем музее такие экспонаты:

Валек – представлял собой пластину из дерева с ручкой на одном конце. В прежние времена, когда стиральных машин не было. Валек служил для стирки белья.

Кирилл: Утюг – позже появились утюги из чугуна и угольные – более удобные в глажении. Одни нагревались на горячей печи, в другие насыпали горячие угли.

Кристина: Корыто — открытая продолговатая ёмкость, изготавливалась из дерева. Использовали корыто для заготовки солений, для стирки, купания, в них месили хлеб и из них кормили скот и птицу. А зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

Кирилл: Сито – нужно для того, что бы просеять муку. Так как люди делали все своими руками: резали ложки, плели лапти, изготавливали мебель, ткали, вышивали – появлялись народные умельцы, зарождались ремесла. В нашем музее мы можем увидеть образцы хохломской и гжелевской росписей, вышивки крестиком и гладью.

Кристина: Наш музей является не только хранилищем экспонатов. В нашем музее разрешается экспонаты трогать руками. С помощью экспонатов мы знакомимся с бытом бабушек и дедушек, учимся беречь исторические ценности и гордиться ими.

Вместе: Кто не знает своего прошлого – недостоин будущего. Спасибо за внимание!

Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея “Русская изба”. Конечно, эту идею до нас.

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

«Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини – музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини – музея.

Конспект беседы-экскурсии в мини-музее «Русская изба» Подготовила: воспитатель старшей группы. Золоторева Ирина Александровна

Транскрипт

1 Конспект беседы-экскурсии в мини-музее «Русская изба» Подготовила: воспитатель старшей группы Золоторева Ирина Александровна

2 Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Основная образовательная область: Познание Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Социальнокоммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое». Форма проведения: Фронтально. Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому. Образовательные: Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Обогатить словарь детей новыми словами( ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька). Развивающие: Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр. Развивать интерес к русскому фольклору. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам. Методы: игровые, словесные, практические, наглядные. Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово. Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок., шкатулка, лента для проведения народной игры. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных игр и песен.

3 Ход занятия: Игра с лентой (в группе). Вышел Ваня погулять Стал подружку выбирать, Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать. Поклонись, поклонись Да за ленточку держись! В. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова! Ты катись, катись клубок, С овражка на мосток Только сильно не спеши Путь-дорожку укажи! А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком). В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? Д. В русскую избу. В. Правильно. Давным – давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили-поживали наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Смотрите нас встречают хозяйка и хозяин, и малы детушки их выглядывают. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с хозяевами избы ( делают низкий поклон). А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи. В. Ребята, а на чем сидят хозяева? Что это? Д. Печка. В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы. В.А как вы думаете, для чего нужна печка? Д. Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

Читать еще:  Маяковский крошка сын. Владимир Маяковский — Что такое хорошо и что такое плохо: Стих

4 В. Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там в печке уголек Кашу сварит. Д. Чугунок. В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. К. сделан из чугуна. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился. В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка. Не бык, а бодает Не ест, а еду хватает. Что схватит- отдает, А сам в угол идет. Д. Ухват. В. Смотрите, как я ставлю чугунок в печь. А теперь давайте вы попробуете достать из печи. Д. Достают. В. А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит. В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить. Д. и В.( имитируют движения). За дровами в лес пойдем И пилу с собой возьмем, Вместе пилим мы бревно Очень толстое оно, Чтоб дрова пролезли в печку

5 Их разрубим на дощечки. Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили. В. Ой, ребята! Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там? Д. Ребенок. В. (Достаю). Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках.. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша? Д. Покачать, спеть колыбельную. Д. и В. (поют колыбельную). Баю- баю- баиньки Я скатаю валенки, Я скатаю валенки Небольшие, маленьки Вовоньке по ноженьке, Бегать по дороженьке. Вот, молодцы, ребята! В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались? Д. Ответы детей. В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель ( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали: Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края. В. А для чего пряжа нужна была? Д. Чтобы вязать носки, одежду. В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ткали половики.

6 Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название. Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница. Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок.. Ее дарили взамен на подарок.. А эта кукла называется кормилица. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть? Игра. Дети встают в круг. Бабушка кисель варила На горушечке, Для Андрюшечки. Лелел, летел соколок Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька В черепушечке У старушечки На горушечке. Бабка плачет: Ай-ай-ай! Не плачь, бабка, не рыдай! Чтоб ты стала весела Мы наварим киселя. Вот столько! В. Но делу время- а потехе час! А еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял Выпуская жаркий пар

7 Древний чайник Д. Самовар. Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар – был символом семейного уюта и дружеского общения. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда! Кажется, какая-то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! Да здесь игра «Что стало что было». Я называю, что стало, а вы – что было. В. Кастрюля. Д. Чугунок. В. Плита. Д. Печь. В. Туфли. Д. Лапти. В. Чайник. Д. Самовар. В. Шкаф. Д. Сундук. В. Дом. Д. Изба. Ну как вам, ребята, понравилось в русской избе? Еще придем? хозяева отдыхают. А мы возьмем клубочек и скажем: Хорошо. Пусть 1,2,3, В нашу группу попади!

Читать еще:  История создания картины «Утро в сосновом лесу. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким

конспект ООД “Экскурсия в мини-музей “Русская изба” в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

о предметах быта русской зиме

Скачать:

Предварительный просмотр:

для детей старшей группы

«Экскурсия в музей «Русская изба»

Воспитатель: Огаркова Е.И

«Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

с детьми старшей группы

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом, обычаями гостеприимства, с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи, к русскому фольклору.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • развивать представление детей о России, родном посёлке, вызвать эмоциональный отклик
  • поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности
  • обогащать представления детей о правилах взаимоотношения взрослых и детей

Задачи интеграционных образовательных областей:

  • Развивать соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
  • Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений

о явлениях социальной жизни

  • Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость
  • Воспитывать культуру поведения в общении
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • Обогащать «читательский» опыт детей за счёт произведений жанров фольклора (пословицы, загадки, закличками)
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание иллюстраций, познавательной литературы
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание русской народной музыки, песен.

Обогащение словаря: миска. ухват, чугунок, веретено

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен , русских народных игр, танцев.

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен , русских народных игр, танцев.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель : Мы находимся в музее нашей группы, который называется «Русская изба» . Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?

Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол – избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей) .

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим :

«Без печи хата – не хата» .

«Когда в печи жарко – тогда и варко» .

«Что есть в печи – все на стол мечи» .

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

– О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

– Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .

Воспитатель загадывает загадки :

Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .

– На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель : Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

-Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы ) .

Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. .

Итог занятия : – Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашей группы «Русская изба» .

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/tema-yekskursi-chto-my-rodinoi-zovem-dom-gde-my-s-toboi-rastem.html
http://docplayer.ru/28552138-Konspekt-besedy-ekskursii-v-mini-muzee-russkaya-izba-podgotovila-vospitatel-starshey-gruppy-zolotoreva-irina-aleksandrovna.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/11/konspekt-ood-ekskursiya-v-mini-muzey-russkaya-izba-v

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии