Занятие на тему «якутский фольклор». Якутский фольклор как средство воспитания дошкольников

Занятие на тему «якутский фольклор». Якутский фольклор как средство воспитания дошкольников

Якутский фольклор как средство воспитания дошкольников

Ирина Белая
Якутский фольклор как средство воспитания дошкольников

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, этническую культуру, испытывать чувство национальной гор-дости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждениям психологов, – лучший период для формирования любви к малой родине.

Якутская земля богата лесами и реками. На красоту лесов смотришь и не насмотришься, сладкую родниковую воду пьёшь и не напьёшься, а поля, как щедрая скатерть – самобранка, одаривают овощами.

Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к дерев-не, из города в город пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в путь дорогу, так и манят пройти и проехать по прекрасному якутскому краю.

На белом свете есть немало способов путешествовать по близким и далё-ким краям, и среди них известный с незапамятных времён – путешествие по сказкам и разным чудесным историям – путь, позволяющий пройти по неведомым дорогам за волшебным клубком, который надо бросить на землю и сказать: «Катись, катись, клубочек, разматывайся серебряная нить, протяжно по земле ясной дорожкой».

Покатится клубок через леса и поля, через горы, через села и города, поведёт Вас прямёхонько туда, куда пожелаете. Лучшего проводника на земле сказочного героя, чем волшебный клубок и его серебряная ниточка, пожалуй, не найти. Итак, мы бросаем перед собой волшебный клубок и отправляемся в путь…

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения в семье, самым близ-ким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что вызывает отклик в его душе. И, хотя, многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.

У якутского народа природа – важный фактор воспитания. В детстве дети узнают о растительном и животном двойнике человека, об Утках, как творцах мира и вместилище души человека, Олене, как о боге – покровителе, о том, что деревья отдают свою энергию добрым людям, а у плохих – забирают её.

Воспитывая любовь и бережное отношение к животным, птицам, деревь-ям, рекам мы используем мифы, легенды, предания, сказки.

Наш край имеет самобытную культуру. Прекрасные легенды и сказки якутского народа всегда несут заряд особой теплоты, доброты, нравственно-сти. Каждая якутская сказка- прекрасный урок щедрости, порядочности, доброты для маленького гражданина.

Якутские сказки привлекают детскую аудиторию своим оптимизмом, по-знавательностью. В этом одна из причин того, что народ не забывает свои сказки, не расстается с ними, они оказывают нравственное воздействие на развитие детей.

Якутские легенды и предания сыграли большую роль в зарождении литературы, различных видов искусства и до сих пор не утратили своего значения. Они – источник воспитания у детей чувства любви к родному краю. Произведения якутской народной поэзии играют важную роль в духовной жизни народа, формировании общественного сознания, философских, эстетических представлений о природе и социальной жизни, в воспитании не только детей, но и их родителей.

Пока жив народ, будет развиваться и фольклор, и все виды искусств. Фольклор, охватывая в своих многочисленных жанрах все стороны нашей многогранной жизни, является одной из форм общественного сознания, устной формой народной истории, памятью о жизни ушедших в прошлое предков, своеобразной народной философией.

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интерна-циональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии.

Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Якутский фольклор – неотъемлемая часть творчества якутского народа. На протяжении многих веков – это основное средство воспитания.

Детский фольклор во всём своём жанровом богатстве (колыбельные, песни, пестушки, прибаутки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки) используется в работе с детьми дошкольного возраста при обучении якутскому языку.

Читать еще:  Разрушенное дворянское гнездо. Пожить по-барски: кто спасет разрушенные дворянские гнезда

Детские фольклорные произведения с их весёлыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствует глубинному овладению богатствами родного языка, развитию речи. Особое место занимают колы-бельные песни.

Более распространенный вид якутских колыбельных песен – песни с им-провизированным текстом:

Маленькое дитя спит,

Отец в город ушёл

Белку, зайца продаст,

Баранки, пряники привезет

Маленькая крошечка поест-

В колыбельных песнях зарождаются первые зерна поэзии для малышей – их напевы. Элементы подражания звукам природы прививают малышам речевые навыки и развивают музыкальный слух.

Якутские колыбельные песни – прекрасные образцы устного народного творчества. Через них формируется первичный словарный запас ребенка, без которого невозможно познание окружающего мира, развивается его мышле-ние.

Поэтому при обучении детей дошкольного возраста якутскому языку используют народный фольклор, который начинается с изучения колыбельной поэзии.

Презентация «Якутия приглашает в гости» Мне очень нравится северная земля на которой я живу и работаю. Дети, которые ходят ко мне в группу, родились в Якутии. Якутия это их родина.

Экскурссия в краеведческий музей Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм- любовь к Родине, отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям,.

Классный час “Якутский фольклор”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Талантливый и трудолюбивый якутский народ, как и другие народы, имеет богатый и своеобразный фольклор. Якутский фольклор имеет различные жанры, отображающие особенности исторического развития народа.

Это богатая мифология, сказки, героический эпос-олонхо, обрядовая поэзия, народные песни, исторические предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки-чабыргахи.

Исследователи считают, что древние предки якутов жили на юге Сибири, в Прибайкалье, а оттуда, постепенно оттесняемые, двигались на север и достигли берегов реки Лены. Здесь они встретились с коренными жителями Севера – древними племенами современных эвенов, эвенков, юкагиров. Это были таёжные охотники, оленеводы. Морские зверобои.

А древние якуты, называвшие себя ураанхай – Саха, принадлежали к группе тюркских народов. Они были скотоводами и на новой родине научили северные племена разводить лошадей, крупный рогатый скот, а у них научились звериному промыслу и охоте.

Но якуты не забыли своего далёкого тёплого юга, его описание сохранились в фольклоре.

Обрядовая поэзия возникла тогда, когда древние люди по-своему объясняли окружающий мир, природные явления. По их понятиям, каждая гора, озеро, река, долина, а также каждое растение, трава, предмет любой имели свой особый дух – иччи. На небе же обитали добрые божества – айыы, которые управляли миром. В Нижнем мире жили злые существа – абаасы, которые причиняли людям зло.

Древние люди относились с преклонением к верхним божествам и духам -иччи, старались заслужить их благосклонность и не гневить их. Поэтому в их честь совершались различные обряды с жертвоприношением, славословием в их честь. Эти славословия или моления назывались заклинательными песнями – алгысами. Эти песни, исходя из особенностей каждого обряда, делятся на разные виды. Среди них выделяются родильные песни, свадебные, календарные в честь различных празднеств.

Наиболее полным по обрядам и алгысам является летний праздник ысыах. По календарным представлениям древних якутов, июнь- это Новый год. На старинных ысыахах Белый шаман возносил заклинательную песню верхним божествам – айыы и духам – иччи природы. Шаман старался вступить с ними в контакт и просил у божеств за устроенный праздник всеобщей благодати собравшимся, плодородие рогатому и конному скоту.

«Якутские народные песни»

Якутское книжное издательство. 1988 г.

В старину у якутов существовал обычай оберега, когда некоторые вещи не назывались своими именами. В таких случаях люди пользовались «тайной» речью. Особенно этим языком пользовались охотники. Они думали, что духи и звери понимают человеческий язык, поэтому, чтобы не раскрывать своих охотничьих секретов, пользовались «тайной» речью. Как считают учёные, загадки близки по своим образам к этим словам оберега. Главное в загадках – образное иносказание в виде замысловатого вопроса. Человек, который отгадывал загадки, упражнялся в догадливости, быстрой сообразительности, это была своеобразная гимнастика ума.

Читать еще:  Очень кратко сообщение создание поэмы рамаяна. Анализ эпоса «Рамаяна» и краткий обзор произведения

Содержание загадок очень разнообразно. Они охватывают все стороны жизни народа. Основа загадок связана с укладом жизни народа. В прошлом якуты – скотоводческий народ, поэтому большая часть загадок связана с этой деятельностью. В якутских загадках многие явления передавались образами то лошади, то быка, то коровы.

«Якутские загадки». Составитель С. П. Ойунский.

Якутское книжное издательство 1975 г.

Кто на свете всех дороже? (Мать)

Говорят, золотая чаша сама по себе плавает. (Солнце)

Без дна есть золотое ведёрко (Солнце)

Посреди аласа стоит столб золотой (Солнце)

Горит, горит, но не сгорает (Солнце)

Дороже золота, живее соболя. (Человек)

Говорят, белые цветы по ночам распускаются, да по утрам увядают.

Говорят, один пастух тысячи коров пасёт. (Луна и звёзды)

Говорят, шёлковый кушак вниз повис. (Радука)

Говорят, есть старик Бормотун-говорун, который все языки знает.

Говорят, сам невидим, да очень свиреп. (Мороз)

Говорят, в лесу котёл кипит. (Муравейник)

Без семян, а растёт. (Волосы)

И в лютый мороз прорубь не замерзает. (Глаза)

Два близнеца всегда вместе ходят. (Ноги)

Говорят, русская девица за столом старшей в семье восседает.

Говорят, одноглазая старуха из южной сторонушки сюда прибывает да узоры расшивает. (Игла)

Есть, говорят, нечто, что меньше ягодки, да сильнее быка. (Пуля)

Пословицы и поговорки.

Пословицы – это краткие народные изречения, обобщающие жизненный опыт народа в виде законченных суждений, выводов и поучений.

Поговорки – краткие изречения, образно определяющие предмет или явление.

Главной особенностью пословиц является их краткость.

Содержание пословиц охватывает все стороны жизни человека и природы. В них отражается философское мировоззрение народа.

«Сборник якутских пословиц и поговорок» Составитель Н. В. Емельянов.

Якутское книжное издательство 1965 г.

Совесть – это не серая лошадка, не возьмёшь на время ни у кого.

Удобренную почву семя любит, доброго человека народ любит.

Всего дороже для оленя – оленёнок, для ружья – порох, для человека – здоровье.

Хорошего друга быстро не найдёшь.

Птица – своей окраской, человек – своим умом.

Не зарься на чужое – своего лишишься.

Доброе имя и громкая слава имеют быстрые крылья.

Плохое с хорошим ходят в обнимку.

Неплачущее дитя не кормят.

Не важничай, что ты богат, не унижайся, что ты беден.

Очаг бедных – тёплый, очаг богатых – холодный.

Совет старого человека приносит счастье.

Доброе слово дороже богатства.

Сломать легко, делать трудно.

Глупый человек без глаз и без ушей.

Семье с детьми даже огонь радуется.

Автор-составитель кандидат филологических наук А. Е. Захарова.

“Живительный родник”. Якутский фольклор в русской школе

Разделы: Литература

Цели: Повторить изученное о жанрах устного народного творчества; расширить кругозор учащихся о фольклоре родного края, через восприятие сказок, пословиц, загадок; показать роль устного народного творчества для дальнейшего развития якутской литературы, воспитывать уважительное отношение к истории своей республики.

Оборудование: предметы быта якутов (экспонаты школьного музея), выставка книг и рисунков «Мир сказок земли Олонхо».

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня тема нашего урока «Живительный родник» посвящена устного народного творчеству народов Якутии. Фольклор, как вы знаете, отражает душу народу. В качестве эпиграфа я выбрала слова М.Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия». Надеюсь, что в ходе урока вы сами убедитесь в справедливости его слов.

II. Работа с темой.

1. Вспомните, что входит в понятие устное народное творчество? Вспомните жанры фольклора.

2. Что такое загадки?

Загадки загадывают с далёкой древности. Ещё Аристотель, обратив внимание на художественную форму загадок, определил её как «хорошо составленную метафору».

– Какие вы знаете загадки?

А вот в древности загадки у многих народов Севера имели магическое значение и входили в трудное задание для испытания героя.

Древние люди верили магическое слово. Веря в слово, в магическое значение загадок, у якутов был обычай во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их убеждению, положительно влияло на результат промысла.

Читать еще:  Мопассан, Ги де – краткая биография. Ги де мопассан - биография, информация, личная жизнь

Мотив наказания за неумение отгадывать загадки сохранился в якутском Олонхо, где судьба героя зачастую зависела от умения разгадывать загадки. Однако с течением времени загадки стали формой досуга.

Эти двое при народе
Век не изменяются,
Весело всегда уходят
С плачем возвращаются.

Четыре наряда у этой красавицы,
И в каждом наряде – любому понравится.

3. Помимо загадок, у всякого народа есть ещё и мудрые изречения – пословицы и поговорки.

Жанр якутских пословиц и поговорок возник как свод обычаев, правил поведения, как своего рода написанный закон, отражающий жизненный опыт народа. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, выражение духа родного языка, его меткость и точность, краткость и выразительность.

Давайте подумаем и поиграем! Я буду называть вам якутские пословицы и поговорки, а вы попробуйте подобрать к ним похожие по смыслу и назначению русские пословицы:

  1. Между ними и вода не просочится. (Их водой не разольёшь).
  2. Доброе имя лучше богатства. (Береги честь смолоду).
  3. У лодыря сердце стынет, а язык, как пламя, трепещет.
  4. От мороза спасают не рукавицы, а жаркая работа.
  5. Ищет кто – всегда отыщет промысловые места, кто сидит в своём жилище не добудет и хвоста.

4. Подробнее остановимся на сказках. Повторим о жанре сказки.

– Вспомните, ребята, что такое сказка? (вид устного народного творчества с фантастическим вымыслом).

– На какие виды делят сказки?

– Кто излюбленных герои русских сказок? (лиса, тип плута, хитреца)

– С чем связана волшебность сказок? (в их магических обрядах).

– О чём мечтали в сказках?

– Какие сказки вы знаете?

Жанр якутской сказки.

В нашем северном крае до революции 1917 года слепых, хромых было больше, чем грамотных. Для детей, живущих по глухим аласам, разбросанным среди моря тайги, сказки, рассказываемые в долгие зимние вечера, были всем.… У якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: о животных волшебные и бытовые. Кроме дедушек и бабушек были свои сказатели: певцы и олонхолусты.

Сказки о животных.

По представлениям древних якутов, все звери и птицы наделены человеческим разумом, поэтому герои этих сказок наделены чертами человеческого характера, речью. И если в сказке и присутствует человек, то он является всего лишь второстепенным персонажем.

Чтение сказки «Лошадь и олень»

– В чём поучительный смысл?

Волшебные – это самые распространённые сказки, связано это с тем, что в Якутии сильно развита обрядовая поэзия, эпических поэм – олонхо. Порою образы волшебных сказок сливаются с образами эпических поэм. Классический образец таких сказок «Старуха Таал – Таал», воспевающая не переходящую ценность человека. (Чтение сказки)

– Мы с вами читали волшебны сказки. Кто герои этих сказок? (маленькие, бедные люди, с реалистическими чертами, бытовыми деталями, вступая в нелёгкое единоборство с чудовищами, они проявляют смекалку и отвагу, что ни кто не может устоять перед их правотой и умом).

– О чём фантазировали люди?

Основная их черта – это социальное содержание и классовое размежевание героев (богач – бедняк).

Это русские сказки «Иван – крестьянский сын», «Илья Муромец»… в отличие от якутских сказок, которые называются «кэпсээн» (рассказ), они называются истории.

  • Понравился ли вам урок? Что нового вы сегодня узнали?
  • Как вы понимаете слова М.Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия» (эпиграф урока)?
  • Хотите ли вы ещё прочитать другие сказки народов Севера?

Заключительное слово учителя.

Итак, мы познакомились с устным народным творчеством Якутии, республики, где мы живём. Да, устное творчество для народов, не имеющих письменности, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и свежий разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь каждая сказка – это какая-то новая сторона большой души народа.

Домашнее задание: проиллюстрировать сказки народов Севера.

  1. Сборник якутских сказок. Якутское книжное издательство, 1990 г.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/jakutskii-folklor-kak-sredstvo-vospitanija-doshkolnikov.html
http://infourok.ru/klassniy-chas-yakutskiy-folklor-2384802.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/512267/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии