Языческие традиции в фольклоре восточных славян и русского народа (по сказкам и былинам).
Исследовательская работа на тему “Языческие традиции и обряды славян (по русским народным сказкам)”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Исследовательская работа на тему «Языческие традиции и обряды славян (по русским народным сказкам)»
Глава I . Сказка как интерпретация языческих традиций…………7-10
Глава II . Отражение в сказках обряда инициации
Особенности «женских» сказок………………………………….11-12
Особенности «мужских» сказок…………………………………14-16
Список использованной литературы………………………………..19
Актуальность исследования : В течение долгого периода времени история нашего государства представлялась в учебниках как борьба народных масс. Но ведь история народа – это не только борьба и смерть – это жизнь, вера, праздники и обычаи, сказания и сказки. Не зная жизни, верований своих далеких предков мы не сможем оставить ничего о нашей жизни своим потомкам. Сегодня очень важно напомнить россиянам о том, кем были, во что верили их далекие предки.
Проблема: Мы обнаружили, что наши сверстники очень мало знают об истории древних славян, еще меньше им известно о древнеславянских верованиях и обычаях. Дети читают мало былин и сказок, не знают о богах, духах и героях. В повседневной жизни они используют старинные поверья и обычаи, не понимая, откуда они произошли. Как заинтересовать школьников историей древних славян? Что из поверий и обычаев древних славян можно встретить в наши дни? В каких былинах и сказаниях отразилась реальная история нашего народа?
Гипотеза : Школьники будут лучше разбираться в своей повседневной жизни, если больше узнают о своих предках древних славянах.
Новизна работы заключается в дополнении традиционного деления сказок на волшебные, бытовые и сказки о животных – сказками «инициационными», которые при этом разделяются на «женские» и «мужские», что связано с языческим обрядом «посвящения».
Цель: показать, как в русских народных сказках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека и её возможном продолжении после смерти, а также доказать, что сказка образно иллюстрирует отдельные языческие обряды.
Задача: главная задача этой работы состоит в том, чтобы, основываясь на собранном и систематизированном фольклорном материале, проследить наиболее важные этапы жизни и мировоззрения восточных славян, как то – рождение, переходный период от детства к взрослой жизни (инициация), свадебный обряд и брак, психологические и социальные изменения в жизни человека, связанные с рождением первого ребенка, и, наконец, смерть.
Предмет исследования: русские народные сказки.
работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных;
анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов.
Выбор темы исследования.
Знакомство с учебными материалами по языческим верованиям древних славян. Обобщение материала.
Поиск статей, которые объясняют значение различных терминов и выражений, обычаев и обрядов.
Поиск текстов русских сказок.
Подготовка к защите, оформление работы, презентации.
Представление работы слушателям, выступление с докладом на конференции.
Ввиду того, что в исследовании мы будем изучать отражение языческих представлений славян в сказочном эпосе, необходимо дать определение понятию «сказка». В словаре В. И. Даля мы находим такое объяснение этого термина: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные и пр.» 1
Словарь русского языка предлагает похожую трактовку: «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил». 2
Но наиболее полно, с нашей точки зрения, суть этого понятия раскрывается в Литературной энциклопедии: сказка – это «рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением». 3
Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом, превращаясь в сказки. Но за невероятными чудесами и поэтической красотой наших сказок в них всегда оставалась путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. Не зря говорится: “Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок”. В ней не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история Отечества. Прежде всего, в текстах народных сказках мы находим отражение языческих традиций, обрядов.
Язычество (от церковно-славянского языцы — народы), обозначение нехристианских, в широком смысле—политеистических религий. Язычество было вытеснено официальной религией в область народной культуры. Язычество по сути своей – космическая религия, для которой главная ценность и точка отсчета – природа. «Древние славяне обожествляли природу во всех ее проявлениях: и в силах природы (земля, вода, огонь, ветер и т.п.), и в ее порождениях (растения, деревья, животные, рыбы, птицы и прочее, вплоть до скал и камней)» 4 . Для мировосприятия славян был характерен культ природы, который на очень ранних стадиях развития носил антропоморфный характер (например, культ воды постепенно перерастал в поклонение «водным» божествам – виле, берегине и т.п.). С развитием земледелия и скотоводства центральное место в славянских верованиях стали занимать представления и обряды, связанные с культом земли.
Вопросами язычества наиболее плотно занимался советский археолог, академик Б. А. Рыбаков, выпустивший две монографии – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». В них исследователь славянской культуры показывает то огромное влияние, которое оказало язычество на государственную и народную жизнь Киевской Руси, а также анализирует преемственность и преломление языческих верований в жизни Руси после принятия христианства, и даже проникновение их в православные обряды.
Еще один крупный ученый, посвятивший себя изучению древнерусского язычества – Е. В. Аничков, перу которого принадлежит фундаментальный труд «Язычество и Древняя Русь». Аничков, будучи историком литературы, рассматривал язычество именно через призму фольклора и народного творчества.
Глава I . Сказка как интерпретация языческих традиций
Древняя вера в языческих богов и духов находила отражение в сказочных героях – мы видим лесовиков, леших, водяного, домового.
Боги язычества олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, славянский Перун — громовержцы, боги неба; древнегреческий Гелиос, египетский Ра, славянский Даждьбог — боги солнца; древнегреческий Нептун,— бог воды. «Отдельно стоит выделить Мать-Сыру-Землю , как общее верховное женское божество. Ее следы мы находим во всех летописных сводах, а также былинах и народном фольклоре» 5 .
Помимо богов древнерусское язычество богато на представителей низшей мифологии, всех этих вампиров, русалок, богинок и кикимор. Силы природы и их покровители – лешие, водяные и полевые существовали наравне с богами-покровителями атмосферных явлений. К низшим мифологическим сущностям относятся и люди, наделенные демоническими свойствами – ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники. Также разнообразно представлены всевозможные демоны болезней, в том числе и болезней скота, черти, бесы, демоны судьбы.
Леший , лесовик, лешак, лесной дядя, лисун в народных верованиях восточных славян (особенно русских и белорусов) дух леса, враждебный людям. Вера в лешего возникла у древних славян, вероятно, в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом (например, в сказке «Царевна Лягушка» первый, кого встречает Иван-царевич – старичок, представляющий собой образ Лесовика; Леший- «Иван-вдовий сын»).
Водяной – образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах. Представления о водяном, являвшимся предметом суеверного страха, были распространены у многих народов, в том числе у славян, и нашли широкое отражение в фольклоре (например, морской царь в русских народных сказках и былинах; Водяной в сказке «Летучий корабль»).
Домовой – в религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов «дух», живущий в доме. Вера в домового — пережиток первобытных семейно-родовых культов. Согласно поверьям, домовой — не только хранитель дома, но иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает, как, например, в сказке «Иван и домовой».
«Как один из признаков язычества в русских народных сказках сохраняется и фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам» 6 , которым приписываются сверхъестественные свойства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебный клубочек, волшебный ларец, шапка-невидимка и др.).
Излюбленная тема множества волшебных сказок – брачная: поиски жениха, невесты, преодоление при этом различных препятствий, ритуальные свадебные испытания (к которым сводится большинство сказочных “трудных задач”), счастливый брак, как правило, с царевной или с царевичем. Многие, на первый взгляд загадочные, сказочные мотивы являются отражением реально существовавших брачных обычаев и свадебных ритуалов, зафиксированных этнографами у различных народов («Василиса Премудрая», «Морозко», «Царевна Несмеяна»).
Одним из самых ярких проявлений язычества в сказках являются испытания, через которые проходят герои – олицетворение обрядов и ритуалов различного характера. («Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-Лягушка», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»).
Структура традиционной обрядности, ее символика, функциональная сущность, предметный состав во многом обусловлены языческими представлениями о вечном мире предков, взаимосвязях его с миром живых на земле, о многостороннем воздействии предков на земную жизнь потомков. Архаические элементы славянских ритуалов в значительной мере определяются представлениями о смерти, загробном мире, о душе как переходе к иной форме существования.
Для понимания языческих представлений о смерти наиболее важно положение о том, что смерти, в привычном для нас понимании, у язычников нет. Основным источником изучения этих представлений является фольклор, так как в письменных памятниках они почти не получили отражения. Преимущественное отражение они нашли в волшебных сказках, в особенности связанных с образом Бабы Яги («Василиса Премудрая» «Иван Царевич и серый волк»). Баба Яга – колдунья, живет в избушке на курьих ножках. По описаниям эта избушка очень похожа на домовину, в которых хоронили прах покойников после кремации. Поэтому исследователи фольклора заключили, что Баба Яга на самом деле «плохой» покойник, неупокоившаяся душа, живущая в своей избушке-гробу и вредящая людям. Атрибутами Бабы Яги являются, помимо избушки, которая всегда стоит на краю леса, костяная нога, ступа, в которой она летает и преследует людей, и помело. Как видим, атрибутика совершенно сходна с атрибутикой средневековых колдуний, летавших на метле. Костяная нога сообщает нам, что Баба Яга персонаж двух миров – этого и потустороннего, фактически, она проводник душ в загробный мир. Сказки позволяют понять представления язычников о пособниках смерти , путях ведущих в потусторонний мир, грани между земным и «вечным миром», о способах преодоления ее и помощниках в долгом и трудном пути на «тот свет».
«Древнеиндоевропейское представление о жизни и смерти как извечном кругообороте перевоплощений ясного выражения у славян не получило, но оно оказало существенное воздействие на обрядовый комплекс» 7 . Так, с ним связано такое явление, как ритуал отправления на «тот свет» и воскрешение.
Заключение
Фольклор в силу своей высокой художественности является достаточно сложным для исследования источником. Но в отличие от иных источников изучения архаичных верований древних славян – летописей, древнерусских художественных произведений, сочинений путешественников на Русь, отчётов миссионеров, также археологических и этнографических сведений – устное народное творчество отражает не субъективное мнение отдельного автора, а вековые идеалы и стремления русского народа.
В результате проделанной работы, которая рассматривает сказки и былины как один из источников исследования языческих верований восточных славян, мы попытались решить задачи, которые состояли в том, чтобы среди поздних наслоений, вызванных постепенным проникновением и укоренением православия в сознании древних славян, выделить уцелевшие частицы языческого мировоззрения.
Для удобства работы мы провели классификацию сказочного материала, что позволило нам разделить сказки на 3 группы по возрастному принципу: бытовые сказки, несущие первичные знания о мире, сказки о животных, затрагивающие представления о тотемах и общественной морали, и волшебные сказки, как завершающий этап социализации ребенка.
И мы полностью согласны с мнением С.В. Алпатова о том, что “сказка описывает единые законы идеальной вселенной. Сказки показывают, как работают эти нормы в жизни героев, как восстанавливается исконный порядок, после нарушения повседневного хода событий. Этот универсализм сказки – основа для взаимодействия бытовой народной этики с этикой христианской, за “ложью” сказочных сюжетов возникают намеки на духовные ориентиры личности”.
В основной части работы мы рассмотрели четыре переломных момента человеческой жизни, и маркирующие их обряды, цель которых ритуальное “переделывание главного персонажа, создание его нового варианта”. Первая глава данной дипломной работы посвящена зачатию и рождению младенца, а так же связанным с этими событиями обрядам. Это позволило нам сделать вывод, что приход ребенка в мир это всегда изменение, ожидание его будущих деяний. В создании тела ребенка (вместилища души, которая обретет полное самосознание во время инициации) участвуют не только сами родители, но и все четыре природные стихии. Следовательно, так называемое “чудесное рождение” – на самом деле самое обыкновенное, но представлено в виде фольклорно осмысленных взглядов славян на этот вопрос.
Яркое отражение в фольклоре нашли два стадиальных обряда – инициации и бракосочетания.
Инициация делилась на три этапа: выделения из коллектива, перерождение, возвращение в коллектив. Перерождение индивида заключалось в обретении им навыков выживания, приобщении к высшим силам, получении взрослого имени и уже окончательном закреплении поученных возможностей. Если испытуемый не обладал способностями к выживанию, инициация могла окончиться его смертью, то есть обряд в какой-то мере исполнял роль естественного отбора. В итоге, неофит становился полноценным членом родовой общины и официально входил в брачный возраст.
Поиск невесты в фольклоре обычно символизировался охотой на птиц, а девушка-невеста представала в облике лебедя, утки, голубки и т.д. Свадебный обряд делился на 2 части: ритуального объединения жениха и невесты и свадебного пира, до окончания которого обряд считался недействительным. Для древних славян были характерны браки умыканием, что неоднократно подтверждается текстами сказок и былин. Тем не менее, вполне возможен был брак по инициативе женщины, и только в одной достаточно поздней былине (о Соловье Будимировиче) подобная форма осуждается. Достаточно четко в былинах прослеживается архаичная традиция неоспоримых прав победителя на имущество, жену и детей побежденного, поэтому описательные отступления от былинного сюжета настоятельно советуют слушателям не хвастать молодой женой при большом скоплении народа.
А.К. Байбурин отмечает, что “традиционно в исследованиях по восточнославянской обрядности принято выделять три переходных обряда, маркирующих начало жизненного пути (рождение), середину (свадьба) и конец (похороны). В действительности эта схема покрывает не все значимые переходы”. Исследователь упоминает еще обряд инициации и вводит понятие “обряда раздела” (отделение малой семьи от большой). По нашему мнению, это утверждение безусловно верно только в той части, что существует еще один обряд перехода, кроме трех перечисленных, но это не отделение молодоженов от большой патриархальной семьи, а рождение в малой семье первого ребенка. Это событие играет важнейшую роль в первую очередь в жизни женщины, которая, став матерью, официально признается окончательно взрослой и входит в соответствующий возрастной круг общения.
В завершение исследования мы рассмотрели отраженные фольклором славянские представления о смерти, после которой всегда следует новое возрождение, что позволяло древним славянам видеть жизнь души в качестве спирали из прошлого в будущее, состоящей из цепи смертей и воскрешений.
Каждый из этих переходных моментов, так или иначе, отражен фольклором. Иногда их нетрудно выделить, иногда приходится проводить глубокую аналитическую работу, так как рассказчики, передавая сказку или былину из уст в уста, с течением времени забывают некоторые мотивы или, не понимая их архаичного смысла, изменяют их практически до неузнаваемости. Поэтому задача исследователя – “уяснить в фольклоре изначальные основы, подвергшиеся изменениям во времени, но не исчезнувшие”.
Фольклор дает ответы на множество вопросов как исследователей, так и неспециалистов интересующихся корнями тех или иных нынешних наших жизненных постулатов. Так и по мысли И. А. Ильина: “Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории”.
Тема отражения древнейших верований наших предков в славянском устном народном творчестве раскрыта еще далеко не до конца, у исследователей осталось еще множество вопросов, а ответы на них – дело времени – “Спрашивает человек сказку, а она отвечает ему о смысле земной жизни…”
Принятие христианства сначала вызвало отрицательную реакцию населения Руси, т.к. на языческих представлениях основывалось все их существование. Но постепенно язычество путем замены праздников, ритуалов, высших покровителей – христианскими смешивалось с православием и в итоге образовало Русскую Православную Церковь, неповторимую самобытную и практически основанную на изначальных представлениях восточнославянских племен.
Языческие традиции в фольклоре восточных славян и русского народа (по сказкам и былинам) – диплом по литературе
- Тип: Диплом
- Предмет: Литература
- Все дипломы по литературе »
- Язык: Русский
- Дата: 25 окт 2012
- Формат: RTF
- Размер: 74 Кб
- Страниц: 88
- Слов: 18654
- Букв: 112295
- Просмотров за сегодня: 1
- За 2 недели: 6
- За все время: 362
Тезисы:
- Зачатие и рождение ребенка в языческих представлениях восточных славян (по сказкам и былинам).
- Языческий фольклор восточнославянский эпос.
- Аникин В.П. Историческая периодизация русского фольклора в свете комплексного анализа его традиций.
- Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования традиционной культуры восточных славян.
- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.
- Отголоски инициационных обрядов в фольклорном наследии восточных славян.
- Языческие представления о смерти и бессмертии в сказках и былинах русского народа.
- Народные русские сказки А.Н. Афанасьева.
- Этот момент легко объясняется особенностью языческого мировоззрения славян.
- Восточнославянские волшебные сказки.
Похожие работы:
50 Кб / 32 стр / 6917 слов / 43511 букв / 16 дек 2010
54 Кб / 44 стр / 9871 слов / 62714 букв / 10 янв 2008
33 Кб / 13 стр / 6353 слов / 38380 букв / 6 июл 2017
6 Кб / 2 стр / 450 слов / 2791 букв / 13 сен 2007
24 Кб / 25 стр / 5360 слов / 32153 букв / 24 июл 2015
23 Кб / 10 стр / 4332 слов / 27915 букв / 5 авг 2016
38 Кб / 38 стр / 8773 слов / 53067 букв / 18 мар 2016
22 Кб / 16 стр / 3580 слов / 21746 букв / 26 ноя 2010
13 Кб / 5 стр / 2308 слов / 14459 букв / 28 мар 2005
29 Кб / 14 стр / 5079 слов / 30475 букв / 16 июн 2019
Актуальные дипломы по литературе
Электронная библиотека студента StudentLib.com © 2016-2020
На этой странице Вы можете скачать бесплатно диплом по литературе на тему «Языческие традиции в фольклоре восточных славян и русского народа (по сказкам и былинам)»
Источники:
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-yazicheskie-tradicii-i-obryadi-slavyan-po-russkim-narodnim-skazkam-1307937.html
http://studexpo.ru/157508/literatura/zaklyuchenie
http://studentlib.com/diplom-299728-yazycheskie_tradicii_v_folklore_vostochnyh_slavyan_i_russkogo_naroda_po_skazkam_i_bylinam.html