Способы отражения действительности в искусстве. Основные виды изобразительного искусства

Способы отражения действительности в искусстве. Основные виды изобразительного искусства

Введение. Виды и жанры изобразительного искусства.

Искусство – это творчество вцелом.
Какие искусства вам известны?
Литература, музыка, танец, театр, кино.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
– многообразие окружающего мира;
– мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства:
Архитектура
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Театрально-декорационное искусство
Дизайн

Архитектура

Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший;
«Тектонико» – строительство.

Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Живопись

Графика

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» – пишу, рисую, черчу.
Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…
Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Термин произошел от латинского «sculpere» – вырезать, высекать.
В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем.
Скульптура – это объемное изображение.

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

Дизайн

Театрально – декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род.
Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Марина
Анималистический
Интерьер

Исторический жанр

Мифологический жанр

Религиозный

Батальный жанр

Портрет

Пейзаж

Натюрморт

Бытовой жанр

Марина

Анималистический жанр

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Способы отражения действительности в искусстве. Основные виды изобразительного искусства

Специфика двух способов отражения действительности в искусстве

В искусстве существуют два способа образного отражения мира: реалистический и условный. Основные черты искусства как ядра культуры в Приложении 3.Уже в самых ранних дошедших до нас художественных произведениях палеолита присутствуют оба. Первобытные художники были прекрасными мастерами реалистического изображения, неплохо разбирались в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В условных образах фиксируется попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе.

В искусстве оба способа отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Необходимо отметить, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном виде, фокусируют наиболее значимые для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим. Американский социолог П.Сорокин связывал символическое искусство с идеациональным типом культуры, ориентированным на сверхчувственное, сверхрациональное мироощущение, то есть на Бога. Так, в европейской культуре искусство средневековья было в большей степени условным, символическим: живописные и скульптурные образы, далекие от правдоподобия, служили религиозным идеям, торжеству духа над телесностью. Именно поэтому скульптуры готических соборов столь условны, фигуры скрыты за складками одежды.

В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство существуют параллельно: в театральном искусстве – направление, идущее от К.С.Станиславского, стремившегося к правдоподобному воплощению на сцене «жизни человеческого духа», и направление, представленное сторонниками «условного театра», «монтажа аттракционов», созданное В.Э. Мейерхольдом; в кино – фильмы реалистические (как мы говорим «жизненные») и условные, с подтекстом, с использованием специально подбираемой режиссером символики (А.Тарковский, Ф.Феллини). В литературе и живописи на рубеже XIX – XX веков появляется новое художественное направление – символизм (П.Верлен, М.Метерлинк, А.Рембо, А.Блок, А.Белый, М.Врубель, М.Чюрленис и др.). Однако, в широком смысле вся живопись модернизма (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и др.) может рассматриваться как символическое воссоздание отношений человек – мир в наш противоречивый век с сенсационными научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности.

Читать еще:  С волками иначе не делать мировой. С волками иначе не делать мировой{,} Волками иначе не делать мировой

Итак, художественный образ – это специфический сплав реальности и фантазии, в котором мера фантазии связана с целями произведения, определяемыми лишь волей автора. Поэтому в художественном образе всегда присутствуют и объективное (реальный мир, который является лишь толчком для фантазии), и субъективное, отражающее всю полноту индивидуальности автора. Так, в один и тот же год (1827) два русских художника писали портрет Пушкина. Орест Кипренский (1782-1836) увидел Поэта, которого потребовал «к священной жертве Аполлон», Пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей». Василий Тропинин (1776-1857) – другого, «человечного» поэта, гения, несущего в себе и черты повседневности, конкретности. Ни один из портретов не грешит против реальности, но каждый из них – взгляд художника и на объект, и в собственный внутренний мир, как бы осветивший каждую работу, изображение поэта и отношение к нему автора. Еще одно внутреннее единство обязательно для художественного образа: это единство эмоционального и рационального. Если другие виды культуры обращаются и к мысли, и к чувству, то для них это обстоятельство не является специфическим. Они чаще всего базируются на каком-либо одном из этих моментов, который для них наиболее необходим. Мораль может нести в себе значительную меру рациональности и быть не чуждой эмоциям, а наука – стремится освободиться от «излишних» эмоций во имя истины. Религия невозможна без эмоционального ряда, но в ней может присутствовать (или отсутствовать) и рациональный ряд. Искусство же возможно только в этом сплаве, в котором мера рационального и эмоционального определяется самим создателем произведения. Только в искусстве мысль должна быть окрашена чувством, а чувство – быть «умным». Иначе страдает сама сущность искусства. Поэтому, начиная с древнейших времен, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и полноценно развитого человека.

Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, к психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек, не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным. Искусство вырабатывает эстетический вкус, ибо одно из его функциональных предназначений – быть носителем эстетических идеалов. И, наконец, искусство побуждает к творчеству, заставляя сопереживать, «участвовать» в творческом процессе если не создания произведения, то, во всяком случае, понимания, проникновения в сущность вещей, и делает это без формул и методик, требующих специальных навыков. С другой стороны, оно предлагает свою систему видения мира, вскрывает связи, не доступные науке, развивая способность каждого к ассоциативному мышлению, без чего нет никакого творчества.

Основные черты искусства как ядра культуры в Приложении 4.

Таким образом, культура – целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Они все взаимодействуют между собой и с культурой в целом. В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались те виды искусства, которые наиболее полно выражали данную эпоху. Мы говорим: античная скульптура, средневековая архитектура, живопись Возрождения, подчеркивая, что данные вида искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием. Современные представления о мире усложняются, что позволяет говорить о «полифоничности» современной культуры, т.е. это и ее «романизация», и «музыкализация», и «видеолизация», и зрелищность. Отдельные виды художественного творчества сегодня не существуют изолированно друг от друга, что выражается в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цветомузыкальные фильмы, художественного конструирования, компьютерной графики).

В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее прогрессивным.

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры – одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться та тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Искусство дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью.

Читать еще:  Конспект внеклассного чтения шарль перро красная шапочка. Конспект театрализованного представления по мотивам сказки Ш.Перро "Красная шапочка"

Искусство как способ отражения действительности. Функции искусства

Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества (наряду с наукой, религией, традициями и т.д.), особый способ познания и отражения действительности посредством художественных образов. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат – художественное произведение.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь, концентрируя в себе духовную энергию создавшей его культуры и человека.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд важных функций. В научной литературе нет единого мнения в их определении; среди основных функций перечисляются следующие:

  • · эстетическая;
  • · познавательная;
  • · воспитательная;
  • · коммуникативная;
  • · творческого самовыражения.

Специфической для искусства является эстетическая функция: искусство удовлетворяет эстетические потребности человека, воспитывает чувство прекрасного. Стремление к гармонии, красоте, создаваемой и потребляемой независимо от полезности это специфическое свойство человека, отделяющее его от животного мира. Мыслители не сомневаются в наличии у человека «инстинкта красоты». Даже маленькие дети проявляют эстетическую заинтересованность, т. е. предпочитают красивые предметы некрасивым. Если искусственно блокировать удовлетворение эстетических потребностей, т. е. лишить человека возможности созерцать прекрасное, он будет испытывать «эстетический голод».

Искусство формирует эстетический вкус. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, но даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических.

С эстетической функцией тесно связана другая – игровая функция. Искусство было и остается одной из важнейших форм игрового поведения человека. Многие научные школы склонны именно эту функцию считать основной. Желание играть, как и желание созерцать красоту, – одно из важнейших свойств человека. Первым фундаментальную роль игры для понимания феномена искусства провозгласил И. Кант. Единственная цель искусства, по Канту, – это чистое удовольствие, сопутствующее познанию. В основе эстетики Канта лежит понятие так называемой «свободной красоты» – чистой красоты форм, которая ни о чем не говорит, которая свободна по отношению к морали, к общественным или иным проблемам человека.

В более поздних эстетических трактатах (Й. Хейзинга, Г. Гадамер и др.) игра понимается уже как важнейшее состояние мира, представляющая себя во всем (игра красок, игра звуков, игра света и тени и т. д.). Человек лишь «включается» в эту великую мировую игру. Еще радикальнее теории постструктуралистов (Р. Барт, Ж. Деррида, отчасти М. Фуко и др.). В постструктурализме признается, что в мире вообще нет ничего, кроме тотальной игры всего со всем. Сущность искусства – это игра знаков, своеобразное «ауканье» контекстов. Другими словами, художественный текст не имеет никакого смысла, кроме свободной игры с другими художественными текстами. культурный экспрессионизм фовизм модернизм

Познавательная функция. Искусство, несомненно, есть форма познания мира, и произведения искусства являются ценными источниками информации. Однако следует учитывать специфику познания в искусстве, которую определяют субъективный характер отражения, метафорическое отношение к действительности, активное использование эмоционально-чувственного начала. Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. Так, в формуле воды «Н2О» выражен закон существования этого вещества, определены химические и физические свойства. Но для художника вода – более богатое явление: это прелестное журчание ручья, напоминающее голос девушки, переливы волн, лунная дорожка на зеркальной глади озера и размышления о душе, мощь девятого вала и беспомощность человека перед стихией. Все это богатство предметно-чувственного мира схватывает, осваивает искусство. Главным объектом познания в искусстве является невыразимый вербально внутренний мир человека: эмоции, чувства, переживания.

Художник при создании произведения, воплощая замысел в образы, всесторонне изучает необходимый исходный материал, фактические данные, исторические источники и т.п. Но автор имеет право и на вымысел, обобщение типов, характеров. Поэтому художественная реальность, эстетически пережитая и осмысленная, может быть далека от исторических фактов. В произведении будет отражено лицо эпохи, дух времени, нравственно-духовный портрет общества. «Человеческую комедию» Бальзака называют энциклопедией жизни французского общества первой половины XIX в., «Евгения Онегина» Пушкина – энциклопедией русской жизни того же периода. Итак, произведения искусства – источник информации о человеке, о мире, о человеке в мире.

Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование. Способность искусства к воспитанию связывают с активизацией эмоционально-чувственного начала, эмоциональным воздействием искусства на человека.

Читать еще:  Сказочные приемы изображения героини февронии. Психологические портреты сказочных героев

На роль искусства в воспитании человека обращали внимание уже древнегреческие мыслители, понимая воспитание как совершенствование души человека. Центральной концепцией в учении Аристотеля стала теория катарсиса – духовного очищения человека в процессе восприятия произведения искусства, важнейшая роль при этом отводилась театру и литературе: сочувствуя трагической судьбе героев (или, что будет точнее, проецируя на себя их судьбу), человек испытывает очищающий эффект, становится лучше, выше, нравственнее.

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, подробно анализируя механизмы нравственного воздействия произведений искусства на человека, пришел к выводу, что в искусстве связка «аффект – поступок» выглядит совершенно иначе, чем в жизни: если в жизни полезен поступок, то в искусстве – аффект. Выготский комментирует замечание З. Фрейда о том, что, когда испуганный человек боится и бежит, полезным является то, что он бежит, а не то, что он боится. В связи с этим Выготский замечает: «В искусстве как раз наоборот: полезным является сам по себе страх, сам по себе разряд человека, который создает возможность для правильного бегства или нападения». Развивая эту мысль, ученый приходит к выводу, что этические реакции, связанные с искусством, есть реакции отсроченные, т. е. когда-то полученный аффект через много лет может «очнуться» и в какой-либо жизненной ситуации повлиять на поступок, нравственный выбор.

Искусство как мощное средство социально-политического воспитания рассматривается особенно активно в ХХ веке. Этот подход отражается в творчестве таких художников как Б. Брехт, В. Маяковский, В. Мейерхольд, в культурных процессах 1930-х годов в СССР и Германии, когда искусство, с одной стороны, становится на службу социально-политической пропаганды, а с другой – является объектом жесткой идеологической цензуры.

Коммуникативная функция. Анализируя феномен искусства, следует подчеркнуть его коммуникативное преимущество над другими формами общественного сознания. При этом, если коммуникативные функции таких искусств, как театр, кино, литература ограничены языковым барьером, то музыка, балет, скульптура, живопись свободны от этого ограничения. Традиционно субъектами коммуникативного действия в искусстве обозначены следующие пары участников: автор и зритель; зритель и идейное поле эпохи создания произведения; зритель и другие зрители; автокоммуникация, т.е. общение человека с самим собой.

Основная функция искусства – самовыражение личности (желание и стремление выразить во внешних образах, действиях внутренние чувства, убеждения, установки). Потребность в самовыражении считается основной врожденной потребностью личности. Гегель в своих лекциях по эстетике сравнивал художника с мальчиком, кидающим в воду камешки: в кругах на воде художник видит свое отражение в качестве субъекта. Мальчик бросает камни в реку и «восхищается расходящимися по воде кругами, созерцая в этом свое собственное творение. Эта потребность проходит через многообразнейшие явления, поднимаясь, наконец, до той формы самопроизводства во внешних вещах, которую мы видим в произведениях искусства».

Компенсаторная функция. Искусство позволяет человеку почувствовать те впечатления, которых ему не хватает в реальной жизни, то есть компенсирует нехватку определенных переживаний или эмоций. Искусство позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни. С другой стороны, например, режиссер Андрей Жолдак считает успех «шокового» театра следствием того, что современный зритель «существует в пластиковом, комфортном мире . словно под лампой, которая …согревает».

Релаксирующая (снятие напряжения). Современный человек испытывает колоссальные психологические перегрузки, связанные с убыстряющимся ритмом жизни и возрастающим потоком информации. Поэтому психологически он нуждается в «приятном отдыхе» с элементами эстетизма. Исследователи рассматривают эту функцию как вариацию эстетической.

Искусство также обладает способностью строить прогнозы и предвидеть будущее (прогностическая, или футуристическая, функция), приносить удовольствие, наслаждение человеку (гедонистическая функция), проявляющееся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством созданного, потрясении открывшимся невиданным ранее миром и т. д.

Тем не менее, исследователи отмечают, что роль искусства в жизни человека и общества невозможно свести лишь к характеристике перечисленных выше функций. Эстетический подход к определению роли искусства подчеркивает самоценность и самоцельность искусства, художественного творчества («Искусство совершенно бесполезно, ибо ведет самостоятельное существование, подобно мышлению, и развивается по собственным законам». Задача художника «заключается просто в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие». О. Уайльд).

Источники:

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/0_vvedenie_vidy_i_zhanry_izobrazitel_nogo_iskusstva.html
http://studbooks.net/1101036/kulturologiya/spetsifika_dvuh_sposobov_otrazheniya_deystvitelnosti_iskusstve
http://studwood.ru/541172/kulturologiya/iskusstvo_sposob_otrazheniya_deystvitelnosti_funktsii_iskusstva

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии