Современное направление в архитектуре и дизайне – постмодернизм. Выдающиеся архитекторы постмодернизма

Современное направление в архитектуре и дизайне – постмодернизм. Выдающиеся архитекторы постмодернизма

Современное направление в архитектуре и дизайне – ПОСТМОДЕРНИЗМ

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизм) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Постмодернизмом называют совокупное название художественных тенденций, обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся пересмотром позиции модернизма и авангарда. В стиле постмодернизм используется сплав различных стилей прошлого, например, классический и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля – гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. Уходя от Модернизма, Постмодернизм стремиться привнести неопределенность и контраст в порядок и простоту современных стилей. Замысел часто соединяет цвет с историческим эталоном. С одной стороны Постмодернизм – это дальнейшее развитие модернизма, а с другой – критичность и даже его исключаемость в своих проявлениях. Хотя в тоже время художественное искусство считается вполне сложившимся. Отличительными чертами постмодернизма стали: использование готовых форм, маргинальность, ирония, синтетичность и сплав старого в новом контексте.

Основные черты стиля Постмодернизм:

· цвет: бежевая гамма, серебристый, “металлик”, перламутровый, флуоресцентный;

· линии: динамичные, свободные;

· формы: рациональные и свободные; симметричные и асимметричные; трансформы;

· большие, просторные залы; легкие, оригинальные конструкции; контрастные текстурные и фактурные сочетания. Применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов;

· конструкции: унифицированные сборные и разборные; логичные и целесообразные; легкие алюминиевые и традиционные железобетонные; арочные, балочные и вантовые;

· окна: просторные, иногда во всю стену; раздвижные, откидные, распашные и поворотные;

· двери: телескопические, раздвижные, складчатые, качающиеся, балансирные, вращающиеся и др.

В архитектуре основанием постмодернизма стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно – преобразующую роль архитектуры. Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма. При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён “осреднённым жителем”, потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.

Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность. Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из крупных сооружений этого стиля – офис фирмы АТТ в Нью- Йорке (1978 г.), мастера постмодернизма – Ф. К. Джонсона. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. Российский постмодернизм, сложившийся в условиях «неофициального искусства», порождает направления, параллельные западным; самобытным его стилистическим ответвлением явился соц-арт, ставший воистину массовым в период перестройки. Основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались, как антитеза модернизму. В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды (“контекста”). В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение (зачастую эклектическое) исторических архитектурных систем и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива.

Читать еще:  Музыкально-тематическая композиция «Город дорожных знаков». Музыкальный спектакль по пдд

Стиль постмодерн в интерьере многолик и делится на континенты, страны, исторические эпохи, этнические особенности, являясь игрой и шаржем на предыдущие стили. Такая разноликость хороша для проявления вашей творческой фантазии и индивидуальности. Стиль весьма энергичен и ультрасовременен. Перед выбором данного стиля вы должны четко себя ощутить в нем. В стиле постмодернизм предпочтения в отношении цветовой гаммы отсутствуют, но в приоритете яркие, энергичные цвета, также серебристый, «металлик», перламутровый и флуоресцентный. Делать весь интерьер ярким и едким абсурдно и тяжело для восприятия. Поэтому ограничивайтесь отдельными элементами, выраженными в одном ярком цвете или нескольких, хаотично расположенных в интерьере, на фоне умеренных нейтральных цветов. Такой яркий окрас может выделяться как на отделке, так и мебели и предметах декора. Яркие краски, как впрочем, и основной тон подбирайте с особым вниманием. Цвета стиля постмодерна не должны утомлять вас и быть в тоже время слишком «кричащими». Не забывайте про функциональное назначение комнаты и подобаемую атмосферу. В интерьере постмодерна главное — фантазия и креативное мышление, может использоваться абсолютно любой предмет по совершенно новому для себя назначению, смело нарушайте традиционные пропорции и схемы чтобы добиться необычности постмодернизма. В постмодерне преобладают свободные, динамичные линии, симметричные и асимметричные формы, а также трансформы. Стилю постмодернизм присуща неоднородность, в одном интерьере может находиться мебель строгой формы совместно с плавной и обтекаемой. Широкое применение в постмодерне нашли искусственная кожа, никелированные и хромированные материалы. Уместна футуристическая мебель. Не должно быть перегруза старайтесь минимизировать количество мебели. Стены в стиле постмодерна: Отсутствие жесткого стиля, диктующего определенный отделочный материал. Чаще делаются однотонными и нейтральными для акцентирования ярких предметов декора. На стенах постмодернизма уместны ниши, геометрические вставки из металла, стекла и даже пластика с использованием подсветки. Одну из стен можно украсить аэрографией. Постмодернизм в интерьере – это отказ от стереотипов и обыденности, гармоничное сочетание всех элементов интерьера. При отсутствии какой-либо видимой логики, стиль постмодерн достаточно реалистичен. В интерьере постмодернизма заметны четкие орнаменты, применение ярких цветов, введение символики форм, контрастное сочетании текстур и фактур. Стилю свойственны просторные залы с легкими и оригинальными конструкциями.

Интерьер в стиле постмодерна чаще присущ ресторанам, клубам, салонам красоты, а также богемным квартирам, отличающимся асимметричной и свободной планировкой, а также нестандартным подходом к дизайну.

Архитектор Роберт Винтури,чарльз МУР.пьяца италия.филип джонсон сигрем билдинг.

Постмодернизм в архитектуре .

П остмодернизм (поставангард, постмодерн) ( от латинского post – «после» и “модернизм”) – совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиций предшествующих модернизма и авангарда.

В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Ранним этапом постмодернизма стал поп-арт.

Вторая половина прошлого столетия показала, что новаторские течения модернизма себя исчерпали. Все более остро ощущался дискомфорт городской среды, что было связано с застройкой домами, сооруженными в стиле рационального функционализма и скупого “белого модернизма”, которые создавали угнетающее состояние уныния и однообразия. При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён “осреднённым жителем”, потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.

Читать еще:  Главные события для характеристики григория мелехова. Смотреть что такое "Григорий Мелехов" в других словарях

Н азрела необходимость вернуть в архитектуру утраченную образность, которая и делала из различных структур произведения искусства. Постмодернисты пытались внести в архитектурные произведения и фантазию, и различные образные ассоциации, и выдумку. Постмодернизм, в отличии от общепринято го «интернационально го стил я », обратился к уникальности окружающего мира, индивидуальным особенностям пейзажей, используя при этом последние успехи строительной индустрии. Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.

В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской среды (“контекста”).

В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение (зачастую эклектическое) исторических архитектурных систем и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива.

Архитектурная разработка поверхности стен диаметрально противоположна у мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) – хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых – разнообразие форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены, завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными) фронтонами или щипцами. Очень разнообразна разработка поверхности глухих участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и пр .

Постмодернизм, с охран яя функционально-конструктивной основы здания, при этом накладыва ет на нее говорящую и противоречивую декорацию, взятую из любого архитектурного стиля. Для постмодернизма характерно не только использование отдельных деталей исторических стилей, но и целых систем: строительной техники, принципов построения композиции. Таким образом, функциональные проблемы отходят на второй план и главенствует эстетический принцип. Но он окрашен не любованием, а напряженностью и иронией.

Постмодернизм находится в постоянном поиске. Своим экспериментаторством он напоминает стихийные двадцатые прошлого века. Свои творения новый стиль облекает в игровую форму, стирая границу между элитарностью и массовостью.

В трудах теоретиков и практиков постмодернизма ( Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако ) сформулированы его следующие постулаты:
– “подражания” историческим памятникам и “образцам”;
– “ссылки” на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или ее деталях;
– работа в “стилях” (историко-архитектурных);
– “обратной археологии” – приведение нового объекта в соответствии со старой строительной техникой;
– “повседневности реализма и античности”, осуществляемой путём известного “принижения” или упрощения применяемых классических форм.

Архитектура постмодерна представлена такими сооружениями, как Пьяцца д`Италия в США, «Горбатый дом» в Сопоте, «Здание-робот» в Бангкоке, «Дом-куб» в Роттердаме.

Российский постмодернизм.
В российском направлении этого течения зарождаются направления аналогичные западным. Оригинальным в этом плане стал соц-арт, который был особо популярным в эпоху перестройки.

(Источник: Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства )

Развитие постмодернизма в архитектуре

Постмодернизм начал появляться в различных художественных областях в 1960-х и 1970-х годах , хотя наиболее ярко он проявился в области архитектуры, где он был принят для описания новых форм современных зданий, которые вернулись к орнаменту, цитированию традиций и возрождению прошлых стилей, от которых модернистская архитектура отказалась.

Читать еще:  Певица мария вебер инстаграм. Муж экс-солистки «Тутси» оказался боссом «Русского Радио

Быстрое распространение постмодернистского подхода и форм в архитектуре способствовало его продвижению в других эстетических областях, наполняя конкретным содержанием постмодернистский век.

Люди живут в домах, кварталах и социальных средах, и поэтому архитектура – это не что иное, как способ строительства повседневной жизни. Таким образом, изменения в понимании и построении архитектуры неизбежно приводят к изменениям в самой архитектуре и структуре пережитого опыта и социальной сфере.

Постмодернистский поворот в архитектуре предполагает отказ от модернистских концепций стилистической чистоты, эстетического элитаризма, рационализма и универсальных гуманистических и утопических политических программ для зарождения нового человечества через архитектурный дизайн.

Вопреки этим принципам постмодернисты, такие как Роберт Вентури, Филипп Джонсон, Фрамптон и Майкл Грейвс , отказались от абстрактного и исторического формализма Международного стиля, приняли на вооружение трактовку исторических стилей, придерживаясь подхода, который уважает как популярные, так и профессиональные стили, и отказались от утопических стремлений модернизма ради достижения более скромных целей.

Переход от современной к постмодернистской архитектуре предполагает переход от режима монопольного капитала к более эстетичной и транснациональной форме постмодернистского капитала.

Хотя постмодернистский подход отрицает оригинальность и торжество новизны и инноваций, характерных для модернизма, он также продолжает экспериментализм модернизма и авангарда.

Некоторые стилистические приемы постмодернистской литературы определяли особенности самого модернизма, мотивируемого его восстанием против буржуазного реализма, заставляя многих критиков рассматривать постмодернистскую литературу не как радикальный перелом, а как продолжение модернизма.

Часто утверждают, что в литературе трудно провести границу между современным и постмодернистским, в архитектуре она особенно ясна.

Но на самом деле, легкое разделение между современной и постмодернистской архитектурой достигается только путем приравнивания современной архитектуры к искусству интернационального стиля, который является лишь одним из направлений архитектурного модернизма, хотя и доминировавшего с 1920-х по 1950-е годы.

Архитектурные стили современной эпохи включают ренессанс, маньеризм, барокко, рокококо и неоклассицизм, экспрессионизм, модерн, американский индустриальный стиль, как в небоскребах Луи Салливана, и органический регионализм Франка Ллойда Райта.

Архитектурный модернизм, однако, как говорят во многих стандартных постмодернистских отчетах, начинается с зарождения Международного стиля, который появился в 1920-х годах, был систематизирован в начале 1930-х годов и стал доминировать во всем мире к 1950-м годам.

Современная архитектура, построенная постмодернистской полемикой, является восстановительной конструкцией, которая разделяет большое разнообразие модернистского стиля на унитарную категорию международного стиля, тем самым умалчивая важные различия.

За двадцать лет после Второй мировой войны в индустриальном мире, в соответствии с функциональными и недифференцированными правилами, было возведено много построек. Одна из главных идей быстрого городского расширения, замена старых районов большими небоскребами, начала активно оспаривать новые поколения архитекторов. В результате получился движение под названием Постмодернизм.

Его экспонаты обозначили границы современного города: пригороды без городских условий среды, обедневшие коллективными ценностями, превращаются в джунгли с асфальтом и простым спальным корпусом, потеря местного цвета и, в частности, сходство другими пригородными районами.

Архитекторы постмодернизма обещали преодолеть эту ситуацию, отказавшись от холодной рациональности великих мастеров ХХ века, вернувшись к украшению и воспроизводству таких элементов классической архитектуры, как колонны и капители. Между тем, тысячелетие закончилось вызовом архитекторов и инженеров в Гринвиче, где проводится меридиан, который регулирует часы в мире.

Таким образом, с ростом городов и потребностей людей, мода на архитектуру менялась. Люди пришли объединить дом с природой, отказавшись от скучных каменных массивов города. Однако на данный момент лидирует идея органической архитектуры, которая только начинает свою эру.

Источники:

http://studopedia.ru/9_221930_sovremennoe-napravlenie-v-arhitekture-i-dizayne–postmodernizm.html
http://novikov-architect.ru/postmodernizm.htm
http://zen.yandex.ru/media/id/5d9714fbd5bbc300adf369c5/5d9b726743863f00b19fa0a7

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии