Соотношение литературы с другими видами искусства. Конспект урока “связь литературы с разными видами искусства”

Соотношение литературы с другими видами искусства. Конспект урока “связь литературы с разными видами искусства”

Литературное чтение развернутый Тематический план

Содержание

В. Осеева «Хорошее»

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части

Восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Урок-обобщение по разделу

Произведения о детях.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать произведения о детях.

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Знать произведения о весне.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Стихотворения о весне

А. Плещеева, А.А. Блока, С.Я.Маршака.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

А. Плещеев «В бурю»

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Знать пословицы и поговорки о матери.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Произведения о детях.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению

Знать способы изображения характера героя в произведениях.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности

Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусства

Знать произведения о весенней природе.

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Конспект урока “Связь литературы с разными видами искусства”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Воспитательное мероприятие в 8-А классе (слайд 1)

Тема: Связь литературы с историей и искусством

Цель: Отразить связь литературы с историей и разными видами искусства (живопись, скульптура, музыка, кино) для лучшего восприятия и понимания шедевров мировой и отечественной культуры.

обучающая: определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства в историческом контексте;

развивающая: развивать интерес к художественной литературе и разным видам искусства, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников и знания о деятелях мировой и отечественной культуры;

воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства и талантливым живописцам, композиторам, скульпторам, режиссерам и т.д., развивать интерес к культуре своей страны и зарубежной. (слайд 2)

Тип урока: воспитательное занятие; комбинированный

Оборудование: ИКТ, аудио-видео-материал

Приветствие класса. Положительный настрой на работу.

– Здравствуйте, друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке.

Постановка цели и задач урока

– Занятие наше будет не простым. Я бы хотела поговорить с вами о роли искусства в жизни человека.

Что мы называем искусством? (Искусство – область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному) (слайд 3)

Можете ли вы подобрать синонимы к слову «искусство»? (техника, творчество, умение, мастерство, виртуозность, навык)

Как вы думаете, какая причина возникновения искусства? (в стремлении человека украсить себя, сделать свою жизнь ярче, насыщеннее)

Какие виды искусств вы знаете? (составление схемы) (слайд 4)

Работа над темой урока

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. – это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они

одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

Читать еще:  Репрезентативные системы, понятие, классификация, особенности. Аудиалы, визуалы, кинестетики… А кто еще

– С видами искусств мы разобрались, теперь давайте попробуем проследить, как они связаны между собой.

– Как вы считаете, на наших уроках литературы, истории, музыки или изобразительного искусства это можно увидеть?

– Посмотрите на слайд. (слайд 5) Чтобы лучше понять эту диаграмму, я предлагаю вам сделать объектом исследования художественное произведение Николая Семеновича Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». (слайд 6)

– Давайте вспомним, о чем эта повесть. (О мастерстве оружейника Левши, который сумел подковать стальную блоху).

– Давайте охарактеризуем главного героя. (косой, не знает грамоты, простой безродный крестьянин). Прототипом героя считают Алексей Сурнин – мастер, посланный для обучения в Англию.

– Историческое полотно повести: реальный временной отрезок – правление императора Александра I и восшествие на престол императора Николая I. Это время дипломатических поездок и развития ремесел, включая оружейное дело – ИСТОРИЯ. (слайд 7)

– Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пестрит каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп и другие – РУССКИЙ ЯЗЫК. (слайд 8)

– Какую роль играют в сказе языковые особенности?

– С целью лучшего понимания авторского замысла, в книги добавляют иллюстрации. Картинки несут полную информацию, которую мы воспринимаем проще и быстрее, а также указывают на достоверность изложенного факта.

Иллюстраторы: Кукрыниксы – коллектив. Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов. Их работам присуща карикатурность.

Николай Кузьмин – графика. Ей присущи линии, штрихи и точки. – ЖИВОПИСЬ. (слайд 9)

– Какие иллюстрации вам понравились больше? Чем?

– Они помогли вам лучше понять и представить эпизод сказа?

– Знаете ли вы, что такое радиоспектакль? (это обособленный жанр в искусстве. Он соединяет в себе искусно подобранную музыку и актерское чтение).

Фрагмент радиоспектакля по сказу (слайд 10)

Постановка – Михаил Яншин, муз. редактор – Ольга Трацевская. – МУЗЫКА.

– Чем помогает музыкальное сопровождение спектакля? ( передача настроения героев, создание атмосферы ).

1) Разминка кистей рук, пальцев;

2) Повороты головы для снятия напряжения;

3) Глазная гимнастика.

Постановка проблемы (слайд 11)

– Когда у вас не хватает усидчивости или времени для чтения, но познакомиться с произведение необходимо, как вы поступаете? ( обращение к кинематографу )

– По мотивам повести Н. Лескова был создан мультфильм в 1964 году. режиссером Иваном Иванов-Вано.

(Просмотр фрагмента, как англичане Левше показывают свое искусство)

– Скажите, на какие ваши способности воздействует мультипликация? ( фантазия, образное мышление, воображение ).

– Как вы думаете, легко ли создать свой мультфильм? Какие знания и умения для этого потребуются? (рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр) .

– Как вы понимаете, для создания даже самого короткого ролика потребуется очень большой багаж знаний, поэтому нужно всесторонне развиваться.

(слайд 12) – Еще одна художественная картина 1986 г, по сказу принадлежит режиссеру Сергею Овчарову.

(Просмотр фрагмента, как государь рассматривает работу мастеров).

– На что вы обратили внимание, при просмотре фрагмента фильма? (Интерьер, юмор картины, дурное обращение с мастером).

– Чем помогает кино в процессе образования? (Воспитание художественного вкуса, большая информативность и возможность познакомиться не только с авторской позицией оригинального произведения, но и режиссерским взглядом). – КИНО

Подведение итогов урока. Беседа с учащимися:

Что полезного вы сегодня узнали на уроке?

Удалось ли нам рассмотреть одно художественное произведение со многих сторон?

Достигли ли мы поставленную в начале урока цель?

Назовите произведения, которые можно изучать по изученной на этом уроке модели.

– Сегодня на уроке мы приоткрыли художественный мир разных видов искусства, увидели, как они крепко связаны между собой и благодаря этому в полном объеме отражают картину мира.

– Спасибо за активную работу на уроке, надеюсь, все новые знания будут вам полезны.

Домашнее задание (слайд 14)

– Дома вам предстоит сделать похожий анализ любого художественного произведения, с учетом его отражения в разных видах искусства. (слайд 15)

Рабочая программа учебного предмета моу «Коноваловская оош»

Знать творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах.

– определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса;

– различать жанры произведений;

– отвечать на вопросы по тексту

Из детских журналов

Из детских журналов.

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Весёлые чижи»

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

– названия детских журналов;

– понятие «темп» чтения.

– устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения

Из детских журналов.

Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет,

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки»

Читать еще:  Злобный огр спешит на помощь. Сказочные персонажи "Шрек": список, характеристики и интересные факты

– названия детских журналов;

– понятие «юмор» произведения.

– определять средства художественной выразительности;

– выразительно читать стихотворения наизусть

Люблю природу русскую. Зима

Образ зимы в поэзии.

К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег»

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Знать произведения о зиме.

– определять средства художественной выразительности;

– составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх

Природа в стихах.

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

Поэтическое изображение берёзы

С. Есенин «Берёза»

– творчество С. Есенина;

– определять в тексте средства выразительности – звукопись;

– читать стихотворные произведения наизусть

С. Михалков «Новогодняя быль»

Работа над содержанием произведения.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них

– рифмовать слова, текст;

– читать осознанно текст произведения;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему

Поэтическое изображение зимы.

«Дело было в январе»

Знать творчество А. Барто.

– определять тему и находить главную мысль произведения

Рассказы детей о прочитанных произведениях Д. Мамина-Сибиряка.

Характеристика героев
произведения. Восприятие
и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов.

– участвовать в диалоге;

– отвечать на вопросы по тексту;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)

Шутливое искажение действительности.

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.

– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику героям

К. И. Чуковский «Федорино горе»

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

Знать творчество С. Я. Маршака.

– анализировать юмористические стихотворения;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Отношение человека к животным.

С. В. Михалков «Мой щенок»

Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости,

Выявление отношения автора к животным;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знакомство с юмористическими произведениями о детях

Знать творчество А. Барто.

– определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть

Знать творчество Н. Носова.

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

с . 50–53, пересказ

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Осмысление цели чтения

Знать произведения для детей.

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Внеклассное чтение. Произведения о ребятах и их делах.

С. Михалков «Про мимозу», Н. Н. Носов «Фантазёры»

– ориентироваться в книге по обложке;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свои обиды»

Произведения о взаимоотношениях людей.

Участие в диалоге при обсуждении произведения

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения;

Общение и поступки детей.

В. Лунин
«Я и Вовка»

Произведения о взаимоотношениях детей.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

– подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

Ю. Ермолаев «Два пирожных

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.

Знать понятие «логическое ударение».

– использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

– объяснять авторское отношение к персонажам текста;

Отношения детей и взрослых.

В. Осеева «Волшебное слово»

Произведения о взаимоотношениях людей.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение

– выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

– читать осознанно текст художественного произведения;

В. Осеевой «Волшебное

Произведения классиков детской литературы.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Осмысление цели чтения

– использовать в речи вежливые слова;

– строить рассказ по опорным картинкам;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

Читать еще:  Мцк и станции электричек. Станции, с которых можно пересесть только на наземный транспорт

– делить текст на смысловые части

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

Урок-обобщение по теме

Произведения о детях.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать произведения о детях.

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– ориентироваться в книге по обложке;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Знать произведения о весне.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Картины весны в стихотворениях

С. Маршака, А. Блока

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

А. Плещеев «В бурю»

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Знать пословицы и поговорки о матери.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Е. Благинининой, Э. Мошковской о маме

Произведения о детях.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению

Знать способы изображения характера героя в произведениях.

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности

Содержание литературного произведения, тема, главная мысль.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг

– ориентироваться в книге по обложке;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

Знать творчество Б. Заходера.

– отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев;

– выразительно читать стихотворения наизусть

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

– отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа);

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Произведения о детях.

: последовательное воспроизведение содержания рассказа

– определять характер произведения по рисункам;

– работать с иллюстрациями;

– читать стихотворные произведения наизусть

Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа

– определять характер произведения по рисункам;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– читать стихотворные произведения наизусть

Знать творчество Ш. Перро.

– выделять эпизоды из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

Реальность
и фантастика в сказке.
Ш. Перро «Красная

Знать понятие «фантастика».

– анализировать мотивы поведения героев;
– отвечать на вопросы;

– составлять план пересказа;

– выделять эпизоды из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать сказки народные и литературные

Воспитание мудрости и смекалки.

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

  1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь.

2 класс. В 2 ч. Москва: Просвещение, 2005

2. С. В. Кутявина, Е. С. Гостимская, М. И. Байкова. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Москва: «ВАКО», 2006

3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Уроки литературного чтения. 2 класс. Москва: «Просвещение», 2007

4. А. С. Торгашева, С. Н. Березина. Открытые уроки в начальных классах. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2008

5. И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва: ВАКО, 2010

6. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение.

Зарубежная литература. Москва: «Эксмо», 2008

7. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. Москва: «Эксмо», 2008

8. М.В. Беденко, А.Н. Савельев. Блицконтроль скорости чтения и

понимания текста. 2 класс. М.: ООО «5 за знания», 2009

9. О. Н. Крылова. Литературное чтение. Итоговая аттестация. 2 класс. Москва: «Экзамен», 2010 (по новому образовательному стандарту; второго поколения)

10. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Учёбные тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и проверочных работ по технике чтения.

Источники:

http://geum.ru/next/art-89531.leaf-4.php
http://infourok.ru/konspekt-uroka-svyaz-literaturi-s-raznimi-vidami-iskusstva-2763208.html
http://5-bal.ru/literatura/15804/index.html?page=3

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии