Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух. Эзотерический смысл сказки лиса и заяц

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух. Эзотерический смысл сказки лиса и заяц

Урок литературного чтения по теме “Русская народная сказка “Лиса, кот и петух” УМК “Перспектива”. 1-й класс

Класс: 1

Целевые установки урока:

  • формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
  • развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
  • расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.

Оборудование:

  • М/м презентация.
  • Видеофильм.

1. Организационный момент

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №1. «Страна Литературия»

– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.

Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»

– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

2. Актуализация знаний.

– С чего начнём работу? (С повторения).

Слайд №3. «Устное народное творчество».

– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки, скороговорки, частушки – это («устное народное творчество».)

Слайд №4. «Устное народное творчество».

– А как по другому называют «Устное народное творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то, что создал народ;
Творчество – создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. Устное народное творчество придает языку яркость, красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества, а какому вы догадаетесь сами.

Слайд №5. «Слова»

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это сказка.
– Совершенно верно, это ,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров как рассказ, повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности сказок?

Слайд №6. «Сказки – народные, авторские».

– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)

Народные сказки. Авторские сказки

– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора.

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.

– Кто автор этой сказки? (Русская народная сказка).
– А кто запомнил, как называется сказка? ( «Заюшкина избушка».)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.

Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».

– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку? (Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно определить по названию?

Работа с учебником

– Давайте откроем учебник на стр.66 и рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации ?
– Что можно рассказать о героях русской народной сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?

Основная часть урока

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»

– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка», чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки.
Отличие – название сказки, больше героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки? Сказки очень похожи, потому что они народные, люди рассказывали их друг другу, передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц».

Читать еще:  Как составить автобиографию о себе на работу. Как написать автобиографию: правила, образец и пример резюме

Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»

Выборочное чтение.

– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь – они выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.

Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные. Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит, у них есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев сказки, чертами, которые характеризуют наших героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.

– А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу: выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки.

Выборочное чтение.

Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств».

«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).

Русская народная сказка “Лиса, Заяц и Петух”

Читательский дневник по русской народной сказке “Лиса, Заяц и Петух”

Автор: устное народное творчество

Название произведения: “Лиса, Заяц и Петух” или “Зайкина избушка”

Число страниц: 7.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: Лиса, Заяц, Петух, Собака, Медведь, Бык.

Характеристика главных героев:

Лиса – хитрая и наглая.

Из-за своей лени и глупости построила не надёжный дом.

Обманом выгнала зайца с его жилья.

Заяц – добрый и доверчивый.

Не смог сам справиться с лисой и попросил помощи у животных.

Петух – сильный и смелый.

Ловко прогнал лисицу с чужого домика.

Сделал доброе дело для друга.

Краткое содержание русской народной сказки “Лиса, Заяц и Петух” для читательского дневника

В одном лесу жили недалеко друг от друга Лиса и Заяц.

На пороге стояла зима и звери решили построить себе домики.

Заяц построил избушку лубяную и перезимовал в ней все морозы.

А Лиса построила избу из льда, и как только пришла весна ее домик растаял.

Тогда она выгнала Зайца из своего домика и сама в нем поселилась.

Пошел Заяц по лесу и встретил много разных зверей, но ни Собаке, ни Медведю, ни Быку не удалось прогнать хитрую Лису.

Все ее боялись и убегали.

Один только Петух сумел прогнать Лису из избушки Зайца.

А в знак благодарности Заяц предложил Петуху жить с ним вместе.

План пересказа произведения “Лиса, Заяц и Петух”

1. Заяц и Лиса – соседи.

2. Зима и строительство избушек.

3. Ледяная избушка растаяла.

4. Лиса выгнала Зайца с домика.

5. В лесу Заяц встречает Собаку.

6. Собака вызывается помочь, но услыхав Лису убегает.

7. Медведь – не Собака, но и он убегает.

8. Бык хочет помочь Зайцу, но пугается и удирает.

9. Петух обещает исправить ситуацию.

10. Предупреждение для Лисы.

11. Петух врывается в избушку и прогоняет Лису.

12. Заяц просит Петуха жить с ним дружно.

Детский рисунок – иллюстрация русской народной сказки “Лиса, Заяц и Петух”

Главная мысль русской народной сказки “Лиса, Заяц и Петух”

Главная мысль произведения заключается в том, что не обязательно быть сильным, чтобы победить врага, ведь можно проявить решительность и смекалку и одержать победу.

Чему учит русская народная сказка “Лиса, Заяц и Петух”

Сказка учит нас быть смелыми, решительными, справедливыми и отзывчивыми.

Учит не поддаваться противнику, даже если он сильнее нас.

Сказка учит нас быть практичными и думать о будущем.

А также избирательнее подпускать к себе тех, кто при первой же возможности нас предаст.

Сказка учит нас быть дружными и благодарными.

Краткий отзыв о сказке “Лиса, Заяц и Петух” для читательского дневника

Сказка “Лиса, Заяц и Петух” мне очень понравилась.

В ней много главных героев, но лично для меня центральной фигурой сказки является Петух.

Несмотря на то, что он слабее Лисы, он не побоялся ее и сумел вернуть домик Зайцу.

В отличие от других зверей, Петух не поверил устрашающим речам Лисы, как Медведь и Бык, а решил лично проверить, так ли опасна и страшна хитрая Лиса.

Читать еще:  Польский язык переводчик на русский с произношением. Польские слова с произношением и переводом

Сказка многому меня научила. Во-первых, уметь давать отпор всем недоброжелателям.

Не верить пустым словам, а только поступкам.

А также, что не следует огорчаться и терять надежду, ведь все можно исправить, было бы желание.

Сказка учит нас справедливости и дружелюбию.

Ведь если бы Лиса не отняла избушку, а попросилась бы пожить вместе с Зайцем, то ей не пришлось бы с позором убегать через весь лес.

Рекомендую всем на досуге прочитать сказку про Лису, Зайца и Петуха.

Отрывок или эпизод из сказки “Лиса, Заяц и Петух”, поразивший тебя больше всего:

– Му-у-у! Пойдём, я ее выгоню!

– Нет, Бык, не выгонишь!

Собака гнала – не выгнала, Медведь гнал – не выгнал и тебе не выгнать!

Подошли они к избёнке, Бык как заревел:

А Лиса им с печи:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Какие пословицы подходят к русской народной сказке “Лиса, Заяц и Петух”

“Боязливому – по ухо, смелому – по колено”.

Урок литературного чтения в 1 классе «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока, презентация и самоанализ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Составила: Белкина Светлана Михайловна, учитель начальных классов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №41»
тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

План-конспект урока литературного чтение1 класс УМК «Перспектива»

Раздел «Здравствуй, сказка!»

Технологическая карта урока

«Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Формирование эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев.

  • Формировать умение осмысленного чтения.
  • Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.
  • Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
  • Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.
  • Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.

Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка

литературное чтение, окружающий мир

учебник «Литературное чтение» 1 класс, часть 1

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации.

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили?

-Какие предложения получились? ( Это слова из сказок. Это начало сказки – зачин )

-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.)

Работа в группах (ряд)

Игра «Составь пословицу»

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.

– Какие бывают сказки?

Угадайте сказку («Литературное чтение» с .53-54, слайды)

-Какие это сказки? (русские народные)

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Цель – постановка учебной задачи.

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Работать с информацией, представленной в форме опроса

-Прочитайте названия книг на выставке.

-Кто нарисован на обложках?

-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных.

-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они?

– Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым?

В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью.

Хитёр как ….( дети договаривают ) лиса.

Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

-Прочитайте название сказки. Стр. 66

-О ком будет рассказываться в этой сказке?

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?

-Знакома ли она вам? Хотите её послушать?

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Читать еще:  Сообщение на тему притча. Значение слова притча в словаре литературоведческих терминов

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

цель – заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;

развитие духовного мира ребёнка

Исследование языка сказки

цель- совершенствование устной речи школьника

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со сказкой

в следующих формах:

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность

Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Выразительное чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?

-Оправдались ли наши предположения?

Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)

– Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я – охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Работа по характеристике героев выполняется в парах:

1.Мы вспомнили внешние качества лисы. А какой же у неё и остальных героев сказки характер. Поработайте в парах.

Хитрая
Смелая
Храбрая
Глупая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах

Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Умные
Трусливые
Уверенные в своих силах

Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Храбрый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Уверенный в своих силах

– Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? ( Лиса – умная и хитрая, и Петух – умный и хитрый .)

3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)

-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?

Работа над сюжетом и композицией сказки.

1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?

2.На какие части можно разделить сказку?

3.С чего начинается сказка?

4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? ( завязка сказки – конфликт между зайцем и лисой )

5.Кто помогает зайчику в беде?

6.Кто смог выгнать лису? Почему?

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание – во что бы то ни стало помочь зайчику.

– Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте .

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

-Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости – и победа всегда будет за тобой»)

Работа в группах

-Прочитайте пословицы. Какие из них подходит к нашей сказке?

Без беды друга не узнаешь

Сила сломит всё, а ум – силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

За правое дело стой смело.

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

– Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

-С каким жанром литературы работали?

– Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)

– Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.

Чтение сказки по ролям

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные : умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.

извлекать информацию из текста.

учиться высказывать своё предположение

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли

нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658094/
http://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-1-klass/russkaia-narodnaia-skazka-lisa-zaiats-i-petuh
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/10/30/urok-literaturnogo-chteniya-v-1-klasse-russkaya-narodnaya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии