Сообщение тема маленького человека в творчестве достоевского. Тема «маленького человека» в повести Ф.М

Сообщение тема маленького человека в творчестве достоевского. Тема «маленького человека» в повести Ф.М

Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского (Достоевский Ф. М.)

Ф.М. Достоевского по праву называют одним из величайших писателей в истории мировой литературы. Произведения романиста XIX века запомнились современникам и последующим поколениям поднятыми в них социальными и философскими проблемами. Кроме того, нельзя не отметить вклад писателя в теорию художественной литературы.

Одним из достижений Ф.М. Достоевского, безусловно, стало создание нового литературного жанра – полифонического романа. «Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию», – сказал литературовед М.М. Бахтин, разработавший теорию многоголосого романа Достоевского. Следует отметить и то, что автору романа «Преступление и наказание» присваивают звание «мастера» психологизма. Действительно, только Ф.М. Достоевский был способен так правдоподобно изобразить внутренний мир героев, их чувства и переживания.

Именно поэтому неудивительно, что на страницах произведений писателя получила яркое воплощение тема «маленького человека».

«Маленький человек» Ф.М. Достоевского отличается от «маленьких людей», изображенных, к примеру, А.С. Пушкиным или Н.В. Гоголем. Данный тип героев писатель наделил рядом особенностей. Так, «маленький человек» Достоевского наряду с другими героями, имеет свою философию; он обладает сложной и противоречивой душевной организацией: в «маленьком человеке» есть как добро, так и зло, поэтому писатель изображает героя, не только сопереживая ему, но и критикуя его. Главным отличием «маленьких людей» в творчестве Фёдора Михайловича от подобных героев в произведениях других писателей, на мой взгляд, является то, что «маленький человек» Достоевского обладает гордостью.

Он амбициозен, несмотря на свою забитость и угнетённость.

В романе «Преступление и наказание» к типу «маленьких людей» относятся члены семьи Мармеладовых: глава семейства Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, их дети, а также Соня Мармеладова. Наиболее ярко писателем изображён Семён Захарович. Спившийся чиновник, «переступивший» через жизнь супруги и детей, привлекает внимание Родиона Раскольникова. Бывший студент, встречая Мармеладова в одном из петербургских трактиров выслушивает его исповедь. Так, Семён Захарович рассказывает Родиону Романовичу о том, что из – за его проблем с алкоголем, которые у него появились после «лишения места» в конторе, вся его семья пребывает в нищете. Дети и жена голодают, ходят в обносках, а его дочь от первого брака Сонечка вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить семью. Мармеладов корит себя за то, что люди, которых он любит и уважает, страдают. Герой пьянствует лишь потому, что хочет причинить себе душевную боль: «Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу! » Он называет себя подлецом и считает, что не заслуживает сочувствия: «Жалеть! зачем меня жалеть! . Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! …» Герой осознаёт свою вину перед женой и детьми, но ничего не может исправить: по его словам, он слишком слабый. Как видим, Мармеладов – это «маленький человек», который сохраняет чувство гордости: несмотря на свою беспомощность он не желает, чтобы его жалели, так как понимает, что собственноручно погубил свою жизнь и жизнь своей семьи.

«Маленьким человеком» называет себя герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин. Титулярный советник, посвятивший службе в ведомстве 30 лет, кажется, ничем не примечателен: он обладает посредственной внешностью, не блещет умом, занимает маленькую должность. Кроме того, мужчина крайне беден: он носит сапоги с заплатками, его платье старо, а на фраке осталась лишь половина пуговиц. Всю свою жизнь Девушкин прожил, нанимая углы у чужих людей. Сослуживцы не уважают Девушкина и насмехаются над его нищетой. Герой воспринимает осуждение коллег очень остро: «Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки». Макар закрывается от людей из – за неуверенности в себе и страха быть осмеянным. Герою намного приятнее писать письма, чем встречаться с людьми вживую. Однако всё это – поверхностная характеристика. Замкнутый в себе чиновник выше, чем кажется. Девушкин проявляется благородство, когда отдаёт последние копейки соседу Горшкову или когда оказывает материальную и психологическую поддержку своей дальней родственнице Варе Добросёловой, становится для неё другом, в котором она нуждалась в столь трудное для неё время. Читая по совету Вареньки «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя, герой сравнивает себя с героями повестей. Так, ему импонирует произведение Пушкина, в котором, как известно, автор сочувствует своему «маленькому человеку». Однако Девушкин критически относится к «Шинели», в которой Гоголь насмехается над такими, как он. В герое повести Акакии Акакиевиче Макар видит самого себя, что его и расстраивает. Девушкин чувствует себя оскорблённым: «И для чего же такое писать? И для чего оно нужно. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Нет, я буду жаловаться, Варенька, формально жаловаться». Несмотря на это, прочтение «Шинели» оказывает в какой – то степени положительное влияние на героя: он начинает видеть проблему разобщённости в обществе, а также становится более внимательным к людям: «…полно о себе одном думать, для себя одного жить; оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!» Итак, Макар Девушкин, несмотря на свою забитость, обладает сложным и противоречивым внутренним миром, тонкой душевной организацией.

Читать еще:  Вопросы по сказке черная курица или подземные. Интерактивная игра по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители

Таким образом, Ф.М. Достоевский обладал нетрадиционным видением «маленького человека», поэтому благодаря созданным им образам «маленьких людей», уникальных и неповторимых, в творчестве писателя появился новый типаж героев – “униженные и оскорблённые”.

Тема «маленького человека» в произведениях Ф.М.Достоевского;

Ф.М.Достоевский – явление всемирной литературы – открыл новый этап ее истории и во многом определил лицо, пути и формы ее дальнейшего развития.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены: и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Основной темой первых произведений Достоевского является тема «маленького человека». Федор Михайлович неоднократно говорил, что развивает в литературе традиции Н.В.Гоголя: «Все мы из гоголевской шинели вышли». Достоевский продолжил исследование души «маленького человека», углубился в его внутренний мир.

Роман «Бедные люди» (1845) стал первым произведением в русской литературе, где маленький человек заговорил сам.

Достоевский написал роман в письмах, иначе главные герои Варенька Доброселова и Макар Девушкин вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.

Для бедного человека основа жизни – это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» понимают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого практически добиться невозможно.

«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?» Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи» (1848) – «мечтатель». Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной, серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения.

Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры. «Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем. Чистота и бескорыстность возвышают его в своих же глазах.

Картины жестокой действительности по разному накладывают отпечаток на мысли и судьбы людей в произведениях Достоевского.

Так, герои романа «Преступление и наказание» (1866) мучительно сознают безысходность своего положения. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти. » – эти слова «спившегося» чиновника Мармеладова звучат как вопль о спасении. В них, собственно, выражена основная идея романа. Это крик души человека, задавленного своей неизбежной судьбой.

У доведенных до отчаяния «маленьких людей» начинают появляться идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Так, беспросветная жизнь Петербурга, со всеми ее неприглядными сторонами привела бедного студента Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», к дилемме «тварь ли я дрожащая или право имею?» Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия «маленьких людей».

В Родионе Раскольникове эта идея произвела поразительные изменения, меняя его волю, характер, становясь стержнем его личности. Убежденность Раскольникова, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, как, например, Наполеон; это избранные люди, которые имеют право во имя человечества переступить закон, в конце концов заполнило все его естество. Он не только стал носителем наполеоновской идеи, но и ее воплощением.

Другое столь же искреннее и честолюбивое заблуждение Раскольникова – искренняя вера в то, что спасти несчастных «обыкновенных» людей может только сильная личность. Ему на ум приходит мысль, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, ибо не для себя он хочет убить старушку-процентщицу, а ради других униженных и оскорбленных.

Но преступление против «гадкой» старушки вскоре становится и преступлением против тех людей, которых хотел осчастливить главный герой. Теория, которая должна была вывести Раскольникова из жизненного тупика, завела его в самый беспросветный из возможных тупиков.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов «маленьких людей». Как и Раскольников, Соня – жертва существующего несправедливого порядка вещей. Голод и нищета заставили ее, как и Раскольникова, переступить черту нравственности. Она вынуждена ради материального достатка своей семьи торговать телом. Но Соня духовно сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Она отказывает главному герою в праве вершить человеческие судьбы. Соня твердо убеждена в том, что никакие тяготы жизни не могут оправдать преступления и насилия.

Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя «затемнена» гордыней и озлоблением человека. Писатель предоставляет своему герою, не потерявшему человечность, возможность, пройдя через жестокие страдания, муки совести, духовно возродиться. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание», видимо, означает победу добра, возвращения героя к Богу.

Читать еще:  Государственный академический Мариинский театр: описание, репертуар и отзывы. Самые яркие кадры открытия мариинского театра

Таким образом, главная особенность миропонимания Достоевского –человеколюбие, обращение внимания не на положение человека на социальной лестнице, а на его душу – это основное качество, по которому нужно судить о человеке. Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для мыслящего, чувствительного, думающего, но бедного, практически беззащитного «маленького человека».

Тема семьи в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Над романом Толстой работал с марта 1873 по апрель 1887 г. В отличие от «Войны и мира», новое произведение уже в самом начале получило точную жанровую характеристику. «Роман этот, – писал Толстой Н.Н. Страхову весной 1873 г., – именно роман, первый в моей жизни, очень взял меня за душу, я им увлечен весь…». По признанию писателя, он любил в «Анне Карениной» «мысль семейную», отличая ее от «мысли народной», положенной в основу «Войны и мира».

В романе «Анна Каренина» изображен такой период в жизни страны, когда, по словам одного из героев романа, в России «все переворотилось и только еще начинало укладываться». Жизнь героев разворачивается на фоне глубоких социальных противоречий семидесятых годов. Смысл переломной эпохи, «ее неисчислимых бедствий» раскрывается в романе в драматической истории крушения последней, казалось бы, незыблемой крепости – «дома», «семьи». Аристократические семьи, у которых есть все, что составляет благополучие и счастье, разрушаются в «Анне Карениной» одна за другой.

Больше всего страдают от болезней эпохи люди с чистым сердцем и большим умом – Анна и Левин, главные герои романа. В отличие от других персонажей романа они не мирятся с привычной общепринятой ложью и мучительно, каждый по-своему, ищут: Анна – истинной, правдивой любви, Левин – правдивой жизни.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Этими словами Толстой открывает роман, подвергнув в нем глубокому анализу семейные отношения не только в той среде, где живут его главные герои, но и всех других слоев общества пореформенной России.

Ослабление и распад семейных связей изображены в романе Толстого как следствие отчуждения, проникшего в отношения людей, еще недавно связанных узами родства, дружбы, добрососедства. Уже в самом начале произведения дается краткая, но емкая характеристика семьи Стивы Облонского: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья – чисто внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательны его рассуждения о том, что не может же он, в самом деле, быть верным своей жене. Он раскаивается только в том, что «не умел лучше скрыть от жены…». Однако Облонский не лишен положительных качеств, добр, честен, он жалел жену, детей и себя самого. Когда жена прощает его, он испытывает истинное счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои отношения.

Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: «как-то у них женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим».

Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений. Долли вспоминает, что ей не нравился самый дом их, «что-то фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин – совершенно иной тип человека, чем Стива, но у обоих понимание семьи во многом одинаковое. Для Алексея Александровича Каренина семья – не более чем узаконенная форма отношений. Хотя этот человек живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом, для него очень важны мнение света, традиции общества. Но он лишен человечности, чувств. Каренин – чиновник, окаменелая и черствая «министерская машина». Глубоко несчастна с ним его жена – Анна. Она ищет истинной, правдивой любви.

Драма Анны приобретает в романе глубокий смысл. Трагедия героини становится не только личной, она приобретает социальную окраску. Анна хочет уйти от мужа и создать семью с Вронским, но все ее попытки терпят крах. Для Вронского семья и дело – вещи абсолютно разные, он лишен единства и слитности всех интересов. Вронский хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть души. А в этом случае невозможно создать семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья – истинное и единственное счастье. И трагедия Анны Карениной в основе именно семейная. Ее идеал – любовь бескомпромиссная. Убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила собой.

Иной путь выхода из подобной ситуации пытается найти в романе Константин Левин. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья – главное условие духовно содержательной, истинно нравственной и трудовой жизни. В образе Левина Толстой пытается осуществить сопряжение «мысли семейной» с «мыслью народной». Так, Левин, пытаясь разрешить личные проблемы, размышляет о судьбе всей русской нации и даже человечества в целом. В нравственно-философских исканиях Левина отразились общественные взгляды автора.

Читать еще:  Сказки братьев гримм. Страшная сказка, или какими были настоящие истории братьев гримм

Путь главных героев романа – Анны и Левина различен. Искания Анны замкнуты в кругу личного счастья, счастья «для себя». Левин ищет всеобщей правды и даже, как ему кажется, находит ее в конце романа. Параллельность, независимость развития судеб Анны и Левина – кажущаяся; композицию романа определяет не параллельное развертывание двух сюжетных линий, а связывающее эти линии единство его основной мысли. Отрицая мир социальной неправды и нравственного зла, Левин и Анна приходят к одинаковым выводам: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло…»; «Надо бы прекратить эту зависимость от зла. И было одно средство – смерть».

Но пессимистические выводы не последние выводы в «Анне Карениной», оптимистическая философия побеждает пессимизм. И если героиня погибает, то Левин ищет путей выхода из сложившегося положения, он не сдается.

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».

Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впавшими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею. Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом.

Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик. Стоит только вспомнить, в каких условиях приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб. Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей.

Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова. С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку». Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России. Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок. Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении. Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях. Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа‑студента Раскольникова.

Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе.

Источники:

http://www.kritika24.ru/page.php?id=61014
http://studopedia.su/10_141696_tema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyah-fmdostoevskogo.html
http://resoch.ru/tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии