Распутин прощание с матерой герои список. Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина
Анализ повести Прощание с Матёрой произведения Распутина
Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения. Их безжалостно уничтожали не думая о дальнейших судьбах живущих в них людей. Рвали связь поколений, рушили уклад и традиции деревенского народа.
Такое безнадежное положение народа и русской деревни стало главной темой в произведении “Прощание с Матерой”. Писатель повествует о поведении людей во время трудных ситуаций. Поднимаются, актуальные во все времена, проблемы взаимоотношения поколений, совести, поиска смысла жизни.
Центральное место в повести занимает Матера – маленькая деревенька, которая обречена на затопление. Жители об этом знают, но в их сердцах теплится надежда на изменение ситуации в лучшую сторону.
Переломным моментом в жизни деревни и человеческой нравственности становится отстраненное отношение молодежи ко всему происходящему. Молодому поколению не терпится уехать из глухой деревни, они находятся в предвкушении от жизни в городе. Все святое в молодом поколении гибнет вместе с их пренебрежительным отношением к родным местам.
Отношение стариков ко всему происходящему абсолютно противоположное. Они не могут так просто расстаться со своим деревенским укладом жизни, не могут покинуть своих родных, которые покоятся в деревенской земле.
Идею высокой нравственности продвигает автор на примере поступков героев. Ради получения наживы Петруха, вопреки всему, палит свой дом. Тогда как представительница старшего поколения перед отъездом наводит в своём доме чистоту, таким образом, проявляя заботу и уважение к своему прошлому.
По жанровой принадлежности произведение относится к “деревенской прозе”. Данную повесть ещё можно определить, как притчу с глубоким философским содержанием рассказанную в направлении реализма. Автор пытается встать на сторону стариков и донести до молодого поколения, что неправильно в погоне за новыми целями предавать свое прошлое. Своё мнение автор вкладывает в речь Дарьи, которая говорит: “нет жизни у тех, кто не имеет памяти”. Можно заключить, что данная повесть это крик души тех людей, которых вынуждают забыть свое прошлое. Произведение “Прощание с Матерой” на реалистичном примере даёт понять, какое место занимает традиция в жизни каждого поколения.
Вариант 2
Все происходит на реке Ангара. Именно там и было решено построить одну из гидроэлектростанций. Здесь располагалось огромное количество разных домов, которые должны были снести. Конечно же, люди были против этого, но правительство даже, и слушать его не стали и делали все по-своему. И тогда Распутин и решил написать об этом произведение «Прощание с Матерой». Здесь описываются все события, которые происходили в это время. Кроме этого в произведении идет описание и переживания жителей и что они делали для того чтобы сохранить все свои дома.
За основу данного сюжета была положена реальная история, которая произошла в одной из деревень под названием Матера. Именно здесь и было решено построить гидроэлектростанцию. Жителям ничего не оставалось, как бросать свои дома и бежать в неизвестном направлении. Государству было совершенно наплевать на те чувства, которые испытывают жители деревни. Об их чувствах они даже не думали, а решали скорее все свои проблемы. С этого дня они начали потихоньку топить деревню. И если люди вовремя не уйдут отсюда, то могут в любой момент погибнуть. Но им кажется, что все совсем скоро измениться и кто-нибудь заступиться за них и они останутся здесь и дальше жить.
Но на этом государство не остановилось, помимо деревень они наняли людей, которые начали разрушать кладбище, а ведь здесь похоронены родные и близкие люди жителей деревни. И этого они допустить никак не могут. И для того чтобы это все предотвратить готовы на все.
А вот молодым людям наоборот данный момент кажется положительным, ведь теперь их мечта может сбыться, и они переберутся в город и у них начнется совсем другая жизнь. И для того чтобы поскорее перебраться в город они готовы сами поджечь свои дома и остаться без всего.
Старики и старушки совсем по-другому воспринимают данное событие. Им очень жаль все, что они зарабатывали всю свою жизнь, а теперь все это нужно покинуть и начать все заново. Если раньше они могли все это добыть и заработать. А вот сейчас они находятся на пенсии и собрать нужную сумму денег для того чтобы купить квартиру или дом они не могут себе позволить. Им очень жаль, что все так происходит. И что они не смогли ничего сделать для того чтобы предотвратить разрушение кладбища.
И вот здесь открываются все самое сокровенное, которое человек прячет. Петруха очень обрадовался тому, что происходит в деревне. Ведь больше всего на свете ему хотелось отправиться жить в город и осуществить свою мечту. И ради достижения своей цели он готов бросить своих родителей, а также сжечь свой дом, в котором родился и вырос. А вот Даша совсем по-другому относиться к своему дому, ведь она уверена, что обязательно сюда еще вернется. И перед отъездом тщательно убирается.
Анализ произведения 3
Во второй половине 20 века наша страна переживала подъем научно-технического отраслей в разных видах промышленности. Строились заводы, электростанции, уничтожая села и деревни с их природными красотами. Такие изменения затронули и родные места писателя. Вот и началось создание повести «Прощание с Матерой».
Все события начались с того, что Матера должна прекратить свое существование. И все, что здесь находится уйдет под воду. А это означало смерть. Именно в последние дни все заботы людей обнажились. И может быть эта жизнь оборвалась, если бы не Дарья Пинигина, которая выступила в защиту своей деревни. Ее соседка Анна тоже любит свою Матеру и не хочет, чтобы она была разрушена. Она считает большим грехом отрывать человека от родного места.
Символичной стала то сообщение, которое принес один из герое повести, Богодул. Живет он на острове давно, и практически слился с Матерой. И возможно любую другую весть старушки приняли бы спокойно, но не эту. Для них особенно стал кощунством момент, когда работники санэпидстанции разрушали старое кладбище, даже не подумав, что это место для людей пожилого возраста является святыней. Особенно четко показал нам автор сцену, когда Дарья замахивается на работника палкой, возмущаясь тем, что у них нет совсем уважения к своим предкам. Именно данный эпизод дает нам задуматься над тем, что мы перестали проявлять уважение и хранить память о наших предках. А это значит, что и будущее поколение будет относиться к нам также. Размышляя об этом Распутин показывает нам несколько поколений.
Если Дарья чтит память о своих предках, то ее сын и внук совсем об этом и не думают. Андрей даже думает, что строительство плотину –хорошая задумка, ведь он сможет устроиться на работу. И вообще молодой человек думает, что лучше жить без памяти. Автор своим произведением как бы предупреждает, что такие люди, как Андрей будут создавать, губя все. А когда придет время задуматься над проблемой памяти, то будет поздно. И что же он скажет своим внукам? Именно над этим вопросом задумывается Дарья. Но вый поселок выглядит конечно лучше, чем Матера. Вероятно и бросать его будет легче. Дарью тревожит то, что люди совсем без труда уходят со своих мест. Старушка все оставшиеся дни старается собрать всю историю деревни, обдумывая ее. Она желает, чтобы весь опыт ее родной деревни остался в памяти. Понимает это и писатель, соединяя в Матере кладезь человеческих отношений.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Прощание с Матёрой
Популярные сегодня темы
Что такое равнодушие? Что такое жестокость? Это звенья одной цепи или это разные вещи? Есть много качеств присущих только человеку.
На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру.
Детство у всех проходит по-разному. У всех разный достаток в семье, есть полные и неполные семьи, а кто-то живёт в интернатах и не имеет родителей вовсе.
Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва
В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности
“Прощание с Матерой”: краткое содержание. «Прощание с Матерой» Распутина В.: особенности, анализ и характеристики
Краткое содержание “Прощания с Матерой” Распутина позволяет узнать особенности этого произведения советского писателя. По праву оно считается одним из лучших, что удалось создать Распутину за свою карьеру. Книга впервые была издана в 1976 году.
Сюжет повести
Краткое содержания “Прощания с Матерой” Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.
Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.
Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.
Главная героиня
Краткое содержание “Прощания с Матерой” Распутина знакомит читателей с главной героиней по имени Дарья Пинигина. Несмотря на то, что избу через несколько дней собираются сносить, она ее белит. Отказывается от предложения сына перевезти ее в город.
Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.
В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.
Завязка повести
Краткое содержание “Прощания с Матерой” Распутина начнем с описания величественной реки Ангары, на которой стоит деревня Матера. Буквально на ее глазах прошла немалая часть российской истории. Казаки поднимались вверх по реке, чтобы ставить острог в Иркутске, постоянно на острове-деревне останавливались торговые люди, сновавшие туда и обратно с товаром.
Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге. На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.
На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.
Особая гордость деревни – собственная церковь, которая стоит на высоком берегу. В советское время ее приспособили под склад. Также есть своя мельница и даже мини-аэропорт. Два раза в неделю “кукурузник” садится на старом пастбище и отвозит жителей в город.
Плотина для ГЭС
Кардинальным образом все меняется, когда власти принимают решение строить плотину для Братской ГЭС. Электростанция важнее всего, а значит, несколько окрестных деревень будут затоплены. Первая на очереди – Матера.
Повесть Распутина “Прощание с Матерой”, краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.
Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу. Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин “Прощание с Матерой”. Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.
Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.
Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.
Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
Дарья прощается с избой
У Распутина в “Прощании с Матерой”, читать краткое содержание вы можете в этой статье, старожилы прощаются со своими домами по-особому.
Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.
Распутин в произведении “Прощание с Матерой”, краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывает страдания ее соседки Настасьи, которая не может взять с собой кошку. Животных не разрешают брать с собой на лодку. Поэтому она просит Дарью подкормить ее, не задумываясь, что и сама Дарья уезжает всего через несколько дней. Причем насовсем.
Для жителей Матеры все вещи, домашние животные, с которыми они провели столько лет бок о бок, становятся будто живыми. В них отражается вся жизнь, проведенная на этом острове. А когда приходится окончательно уехать, то нужно обязательно тщательно прибраться, как убирают и прихорашивают покойника, перед тем, как отправить на тот свет.
Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.
Санитарная бригада
Подробно у Валентина Распутина в “Прощании с Матерой”, краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.
Д арья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.
Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.
Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.
Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.
Развязка повести
На последних страницах повести сын Дарьи Павел признает свою неправоту. Краткое содержание рассказа Распутина “Прощание с Матерой” нельзя заканчивать без того, что конец произведения заостряет внимание на монологе этого героя.
Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду. Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.
Самое простое – не задаваться этими вопросами, а плыть по течению, как можно реже задумываясь, почему все так происходит и как устроен окружающий мир. Но ведь как раз желание докапываться до истины, выяснять, почему так, а не иначе, и отличает человека от животного, – заключает Павел.
Прототипы Матеры
Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.
Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.
Анализ повести Распутина “Прощание с Матерой”
«Прощание с Матерой»
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни.Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух». В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна. От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье). Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей — ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких. Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей. Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «. Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало». Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не’поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю. ». При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин. Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку. Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать. Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы. Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо». Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь. Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры. Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-povesti-proshchanie-s-matyoroj
http://www.syl.ru/article/329651/proschanie-s-materoy-kratkoe-soderjanie-proschanie-s-materoy-rasputina-v-osobennosti-analiz-i-harakteristiki
http://infourok.ru/user/salkova-lada-yurevna/blog/analiz-povesti-rasputina-proschanie-s-materoy-34980.html