Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя

Портал педагога

Автор: Астраханская Анастасия Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР детский сад “Радуга”
Населённый пункт: с. Еманжелинка, Еткульский р-н, Челябинской обл
Наименование материала: статья
Тема: “Инновационные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ”
Дата публикации: 04.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу

инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения

– выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические

технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в

котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство

обучения под управлением человека.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ

духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с

использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в

Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на муз. занятиях являются:

музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом

образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры,

музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.

Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-

Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки

через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр,

Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной

теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование

невозможно себе представить без использования информационных ресурсов.

Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с

переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной

ценностью становится информация и умение работать с ней. Поэтому, применение ИКТ в

работе с детьми, заключается в том, что педагоги используют в своей работе

мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и

облегчения усвоения детьми материала различной направленности.

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе

музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную

деятельность детей. Кроме того, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны,

т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, а является

активным участником и создателем процесса.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-

коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим

количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных

знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве

– что очень актуально. Использование компьютерных технологий в музыкальном

образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности,

развивает ребенка всесторонне. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют

информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки,

но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет

разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Применять мультимедийные технологии следует с учётом особенностей восприятия детей

и при определённых условиях в связи с этим.

Основополагающую роль в применении мультимедийного сопровождения играет

техническое оснащение, специализированные мультимедиа-средства, основное

предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких

современных средств можно отнести компьютер (ноутбук), устройства усиления звука

(колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная

мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера.

Теперь выясним что по этому вопросу рекомендуют СанПиНы:

– Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует

проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее

высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

– После работы следует проводить гимнастику для глаз.

– Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием

ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для

детей 6 – 7 лет – 15 минут.

– Для детей, имеющих хронические заболевания и частоболеющих детей,

продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием

ИКТ должна быть сокращена наполовину.

– Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно-

образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить

гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту

ребёнка, достаточный уровень освещённости.

– Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.

– Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли

хорошо видеть демонстрируемый предмет.

Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного

сопровождения (презентаций, фильмов).

– Очень важно при подборе материалов пользоваться наиболее качественными из

них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике

не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально

узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи – без шумов и фальши.

– Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но

не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и

осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть

и раздражающе медленной.

Читать еще:  Большой оперный театр. История здания государственного академического большого театра (габт)

– Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов.

Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного

возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной

составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому

очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное

сопровождение – это лишь дидактическое средство.

Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения

важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание

должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

ГБДОУ РД «РДС№1» «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» Г.ИЗБЕРБАШ

«Применение инновационных технологий

в музыкальном воспитании дошкольников».

(из опыта работы)

Курлюк Елена Викторовна-

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку .

Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. Но особо, хотелось бы остановиться на применении ИКТ.

В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма.

В музыкальном воспитании дошкольников применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, поэтому приходится самим осваивать этот новый вид деятельности педагога, и я хочу поделиться собственным опытом использования ИКТ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – музыкальная деятельность в детском саду.

Благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.

С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:

– развитие музыкальных способностей дошкольников;

– дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

– активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

– формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту, различных распевок, в том числе и логопедических. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, я используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Читать еще:  О состоянии здоровья бориса моисеева. Борис моисеев заявил, что состояние его здоровья удовлетворительное

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видероликов с танцевальных сайтов «Перлина», http://www.divadance.ru/ и др. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Также, использую видеоролики с танцами, которые исполняли наши воспитанники на утренниках, концертах и выступлениях на сцене ДК. Дети с удовольствием просматривают такие ролики и разучивают танцевальные движения.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? », «Музыкальный домик», «Угадай мелодию», «Кого встретил колобок», «Изучаем нотки» и многих других.

Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра дагестанских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами) , владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, танцевальных партитур оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Использую мультимедийные презентации на праздниках во всех возрастных группах, начиная со средней ( «Осень в гости к нам пришла» ,«Осень в Дагестане»,8 Марта, 9 Мая, выпуск в школу, музыкальных спектаклях «Приключения Незнайки», «Сакля кошки Шамай», «Храбрый мальчик», «Какая мама лучше?”» «Жемчужина Каспия-жемчужина дружбы», «Дюймовочка», «Красная шапочка на новый лад» и т.д развлечениях (викторина «Люби и знай родной свой край», «КВН «Город наш -Избербаш» и др.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.
На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» «Мастер-класс с родителями по изготовлению шумовых музыкальных инструментов» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовым перспективным планом и отчет о проделанной работе и т.д.) .

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. И что особенно важно, ИК – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов и стран через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных:http://forum.in-ku.com//, сайт работников образования-http://nsportal.ru//;http://www.musical-sad.ru/, http: «MP3SORT.BIZ» // http://maam.ru/, https://infourok.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИК-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Читать еще:  Галерея искусств стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв. Галерея искусств стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв Topic галерея искусств стран европы

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

«Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс-методов в практику работы музыкального руководителя».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Подготовила: Карпухина Наталья Владимировна,

Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста . Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».

Цель. Знакомство с инновационными технологиями в музыкальном воспитании детей, разбор методов кейс-технологиив работе с детьми дошкольного возраста, освоение и отработка практических умений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой» , «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) . Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком» , — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

Современные дети требуют нового подхода в работе.Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию — функцию человеческого общения.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, мультипликационных фильмов.

Среди различных форм развития музыкальности, используемых мной на музыкальных занятиях, хочется отметить следующие:

Ритмодекламация под музыку.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. В качестве средства является использование текстов песен. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить) , а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

А сейчас мы на практике убедимся, как применяется эта форма развития музыкальности.

Ритмодекламация текста песни «Зима в России».

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры. В качестве примеров игр со звуками можно взять фонопедические игры-упражнения по системе В. В. Емельянова. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму. Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос. В основе работы стоят голосовые игры, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать), он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование. Рассмотрим в практическом применении две фонопедические игры со звуками по системе В. В. Емельянова.

Фонопедическая игра-упражнение «Утро»

Источники:

http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23280
http://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-muzikalnom-vospitanii-doshkolnikov-3835645.html
http://infourok.ru/prakticheskoe-primenenie-innovacionnyh-tehnologij-v-muzykalnom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta-vnedrenie-kejs-metodov-v-pr-4089819.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии