Подготовка и проведение музейной экскурсии. Методика подготовки и проведения экскурсии

Подготовка и проведение музейной экскурсии. Методика подготовки и проведения экскурсии

Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии

Практическая работа № 3

Особенности проведение экскурсий в музее.

Цель работы: изучить требования к формированию экскурсий в музее

Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.

Главными этапами в подготовке музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение методических приемов.

При определении цели музейной экскурсии не следует глобализировать, цель должна быть достаточно узкой, но конкретной и достижимой (“вызвать интерес…”, “содействовать воспитанию…”, “сообщить знания…”).

В музейной практике экскурсии также подразделяются на обзорные, тематические и специализированные (хотя такое деление и признается условным). Обзорные экскурсии– дают общее представление о музее и сведения об истории музея. Тематические экскурсии, как правило, имеют ряд вариантов:

– на темы, охватывающие несколько исторических периодов (или залов, соответствующих основным проблемам экспозиции);

– на темы об отдельных исторических периодах или событиях, дающие характеристику жизни и деятельности отдельного лица, коллектива.

Специализированные экскурсии строятся на материале исторических экспозиций для освещения тем и проблем других дисциплин. Например, искусствоведческие, литературные экскурсии в историческом музее (исторический фон литературных произведений, литературные герои и их исторические прототипы). Такие экскурсии увеличивают масштаб деятельности музея, привлекают к нему новые контингенты посетителей.

Тема музейной экскурсии, являясь стержнем, который соединяет все объекты показа в единое целое, предопределяется профилем музея, в других случаях – может зависеть от общей темы городской экскурсии (когда музей или его раздел – часть такой экскурсии).

При подготовке экскурсии по музею необходимо исходить из того, насколько доходчива и универсальна экспозиция. Музейной экспозицией называют целенаправленный показ не предметов самих по себе, а предметов “музеефицированных”, дающих экскурсанту разнообразную информацию, предметов, “конструирующих” контакт с отраженными в них событиями, явлениями. В основе музейной экспозиции должна лежать концепция определяющая содержание экспозиции, принципы отбора предметов и их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывать требования к художественным решениям оформления. На экскурсии нельзя нарушать логику построения композиции показом второстепенных предметов. Поэтому, при подготовке экскурсии надо обязательно узнать и изучить метод построения экспозиции, зафиксировать внимание на группировке материалов (предметов). Так как часто, выставленные в музее предметы как бы вступают во взаимодействие, все вместе способствуя выявлению заключенной в них информации.

Содержание музейной экспозиции, от которой зависит структура и объем экскурсии, выбор методических приемов, оказывает прямое влияние на ход подготовки экскурсии. В краеведческом музее, музее истории школы или села материал экскурсии полифоничен (здесь разнородные предметы). В музее, экспозиция которого одноплановая, экскурсия будет носить “монографический” характер.

Отбор и изучение объектов показа – узловой момент подготовки музейной экскурсии. Задача членов творческой группы облегчается тем, что объекты показа – предметы экспозиции – уже изучены и оценены с научной точки зрения. Поэтому при отборе объектов показа рекомендуются следующие показатели:

познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретным историческим событием, историческим деятелем;

известность (популярность) объекта, его необычность или уникальность;

выразительность объекта, то есть его взаимодействие с фоном, окружающей его музейной средой.

В целом музейным экспонатам свойственна та особенность, что они оторваны от места своего естественного нахождения и изолированно помещены в музейный зал.

Маршрут музейной экскурсии имеет свою своеобразную заданность, свои стандарты. Он должен отвечать основной идее композиции, проходить по ее “фарватеру”, не выходя на второстепенные линии.

Применение “портфеля экскурсовода” в музейной экскурсии почти утрачивает надобность, зато ее результативность находится в прямой зависимости от использования методических приемов показа и рассказа.

Основными приемами рассказа экскурсовода в музейной экскурсии являются приемы реконструкции и комментирования. Это объясняется тем, что музейные предметы помещены в залах вне их естественной среды.

Прием реконструкции требует от экскурсовода мастерского изложения фактов, посредством его надо добиваться, чтобы экскурсанты “увидели” эпоху, события. Экскурсовод должен и сам “видеть” то событие, которое он описывает, иначе его рассказ будет напоминать неуместную на экскурсии декламацию, а не яркую, насыщенную красками картину. Большое значение в рассказе – реконструкции имеет привлечение “немых” свидетелей событий – деталей объекта (экспоната), оживляют речь короткие цитаты.

Комментирование используется в качестве пояснений к экспонатам.

Из приемов показа на музейных экскурсиях наиболее успешно применение предварительного и самостоятельного осмотра, паузы. Пауза обычно применяется при показе подлинников, когда объект (экспонат) сохранен в первозданном виде или имеет эстетические достоинства. Закончив показ и рассказ, целесообразно предоставить экскурсантам 2-3 мин для самостоятельного осмотра.

Этапы подготовки и методика проведения музейной экскурсии.

  1. Понятие «музейная педагогика».
  2. Музей, его виды.
  3. Экскурсия как ведущая форма работы музея. Классификация экскурсий.
  4. Методика проведения музейной экскурсии.
  5. Формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии.
  1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
  2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
  3. Российский этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С. А. и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с.

Вопрос.

Многими исследователями доказана роль искусства в творческом развитии личности ребенка. Немаловажное место здесь занимает работа в музее.

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту.

В настоящее время все чаще и чаще используется термин «музейная педагогика».

Музейная педагогикаэто новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Предмет изучения музейной педагогики – культурно-образовательный аспект.

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой здания, интерьерами залов оказывают эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно – интеллектуального потенциала общества в целом.

В зрительном контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.

Расширяются и углубляются исследования музеев по данной проблеме и контакты с детскими садами. Возрастающий интерес родителей к посещению художественных музеев с детьми дошкольного возраста стимулирует музейных педагогов:

-находить специальные помещения для занятий, хорошо оснащенными лабораториями и исследовательскими центрами;

-создавать специальные музейные программы занятий, студии живописи, рисунка, дизайна на базе музея;

Читать еще:  Персонаж зеро из аниме рыцарь вампир. Обзор аниме сериала Рыцарь Вампир (Vampire Knight)

-проводить разные формы работы с детьми в музее и детском саду.

Воспитатель становится посредником между детьми и музеем. Это ответственная просветительская работа, направленная в будущее.

Вопрос.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, – храм муз.

В зависимости от содержания коллекции выделяют музеи:

1.Отраслевые. К ним относятся:

исторические музеи (их работа связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок);

художественные музеи (собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства);

– литературные (хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей);

музыкальные (музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальные. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции музыкальных инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты);

этнографические музеи (отражают наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни);

– технические музеи (собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями науки и техники на разных стадиях развития человечества);

естественно-научные музеи (демонстрируются экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения живой и неживой природы, развития сельского хозяйства и землепользования).

2. Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

3. Мемориальные музеи создаются на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

Собрания музейных предметов классифицируют по типам музейных источников. Выделяют:

  1. Вещевые (орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства).
  2. Изобразительные (живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, диапозитивы и т.д.).
  3. Письменные (рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т.д.)
  4. Документальные, видео- и аудиоматериалы (запись разных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т.п.).

Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, которые строятся на основе принципов научности, предметности, учета особенностей восприятия разнообразной информации разными категориями населения (основной цвет, на котором размещается экспозиция; освещенность, компоновка предметов, аудиосопровождение и т.п.

Основными функциями музея являются: научно-просветительская и научно-исследовательская деятельность. В качестве просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и другие формы взаимодействия с населением. Научно-исследовательская деятельность направлена на изучение музейных предметов. Каждый музей в соответствии со своим профилем осуществляет комплектование музейных фондов. Прежде, чем любой предмет займет свое место в экспозиции музея, научные сотрудники музея определяют его ценность с точки зрения уникальности, типичности, а также эстетической и художественной ценности. Результаты исследований обобщаются и публикуются в каталогах, путеводителях, буклетах, научно-популярной литературе, научных трудах.

Вопрос.

Музейная работа имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы (Бакушинский А.В., Коган М.С., Косова И.М., Левыкин К.Г., Потапова М.В., Рева Н.Д., Романова Н.И., Шацкий С.Т. и др.).

Передача информации может проходить:

– через экскурсии (Кудрина Т.А., Рева Н.Д.);

– музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Иванова Е.И., Моисеева В.С.);

– кружки и клубы (Косова И.М.);

– лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (Грачев М.Н., Михайловская А.И.).

Ведущей формой работы музея является экскурсия, поэтому необходимо рассмотреть ее классификацию, структуру, этапы подготовки.

Экскурсии классифицируются:

– на открытом воздухе.

2. По характеру содержания:

а) обзорные (ознакомление с широким кругом вопросов и просмотр большого количества музейных помещений);

– сквозные (в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства);

– целенаправленные (ознакомление с отдельным периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса);

– обобщающие (характеристика разных периодов в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п.).

3. По целевому назначению:

научно-просветительские (просвещение посетителей);

учебные (углубленное изучение какой-либо темы).

4. По составу экскурсионной группы:

– для специалистов одной профессии;

– для других социальных групп.

Вопрос.

Исследователями выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

  1. Определение темы и содержания экскурсии.
  2. Составление плана экскурсии (продумывается маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).
  3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
  4. Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, как и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии.

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.

Следует отметить, что наибольшей эффективностью обладает цикл экскурсий, который позволяет реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии «экскурсант – экскурсовод».

Теперь более подробно о методике подготовки и проведения экскурсии.

Первая проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.

С одной стороны, в литературе упоминается о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» (М.,1993) С. Лупан описывает опыт воспитания своих 5 детей. Важной задачей воспитания она считает художественно-эстетическое развитие, которое осуществляется через ознакомление с изобразительным искусством. Поэтому уже в 1,5-2 года ее дети посещали художественные музеи и выставки.

С другой стороны, в 20-е годы ХХ в. А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и др. доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследователи (Н.Д. Рева, Т.В. Чумакова, Е.Н. Конухова, Н.Л. Кульчинская и др.) так же подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако все они ориентировались на младших школьников. Ныне ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости снизить этот возрастной ценз. С начала 90-х годов проводится работа (А.П. Михеева, Л.В. Пантелеева и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к мировой художественной культуре средствами музея.

Читать еще:  Представители реализма в русской литературе 19 века. Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм

Из всего вышесказанного следует, что каждому педагогу и каждой семье предстоит самостоятельно решить, с какого возраста следует начать знакомство с музеями.

Второй вопрос, с которым столкнуться взрослые: с каким видом музея следует знакомить дошкольников, а с каким нет; в какой последовательности проводить изучение музейных материалов.

Сегодня уже есть определенный опыт художественно-эстетического развития личности ребенка средствами художественных, литературных, мемориальных и краеведческих музеев. Что же касается других музеев, то изучение их педагогической ценности в работе с детьми дошкольного возраста является новой – и вполне перспективной – областью исследований.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 6051 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Портал педагога

Автор: Серебрякова Виктория Гарьевна
Должность: методист
Учебное заведение: государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ростовской области “Областной экологический центр учащихся”
Населённый пункт: г.Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: “Подготовка и проведение музейной экскурсии”
Дата публикации: 29.06.2018
Раздел: дополнительное образование

Рекомендации по подготовке и проведению музейной экскурсии

Серебрякова В.Г., методист

пособий: «Основы экскурсоведения» (Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный

П.С., М.1985), «Экскурсионное дело» (Долженко Г.П., Ростов-на-Дону,2005) и

личного опыта консультирования, оказания практической помощи участникам

Адре с аты: педагогические

экскурсионными проектами учащихся.

рекомендаций – помочь педагогам в составлении и

рассматривается весь процесс подготовки и проведения экскурсии.

2. Раздел 1. Классификация экскурсий ……………………. …. стр.4

3. Раздел 2. Методические основы подготовки экскурсии …….. стр.5

4. Раздел 3. Методические приёмы показа и рассказа

культуры и образовательными

использование образовательных ресурсов музеев.

Музей и, в том числе, школьный музей – это пространство культуры.

значительно обогатить и расширить образовательную среду. В последнее время в

образовательных организациях активно используется потенциал школьных музеев,

содержание работы в которых тесно связано с содержанием учебной и внеурочной

деятельностью школы. Педагоги образовательных организаций применяют в своей

практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного

Основная цель экскурсии – содействие всестороннему развитию личности

экскурсии призваны способствовать формированию мировоззрения,

воспитанию личностных качеств.

рекомендации – не важно по какому предмету – среди форм и методов обучения и

воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия. История не

сохранила воспоминаний о том, когда и

кем была проведена самая первая

экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии

стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной

России в конце 18 – начале 19 вв.

Экскурсию можно отнести к одной из самых популярных педагогических

методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Она может

досуга, воспитательной работы.

Раздел 1: Классификация экскурсий.

Музейная экскурсия – это коллективный осмотр музея посетителями,

обзорные, тематические, учебные.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей

характерны широкие хронологические рамки, значительный объём освещаемых

вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Т е м а т и ч е с к и е

э к с к у р с и и отличаются

т е мат и ч е с ко й

определенностью по хронологии и содержанию, они посвящены конкретному

экскурсии по своему назначению носят учебный характер.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для

расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе,

их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов.

проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом из

числа учащихся или

самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением

Раздел 2: Методические основы подготовки музейной экскурсии.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и

обеспечить высокое качество проведения экскурсии без продуманной подготовки.

Работа по подготовке экскурсии начинается с чёткого определения её цели.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники

истории и культуры, экспонаты в музейном зале и другие объекты, это ориентир

для рассказа экскурсовода по теме. Целью экскурсии могут быть как вопросы

познания (получение знаний, расширение кругозора)

определяет направленность экскурсии, оказывает определяющее влияние на её

Выбор темы зависит от целенаправленного создания определенной тематики

экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою чётко определённую тему. Тема

является стержнем, который соединяет все объекты

экскурсии в единое целое. Отбирая объекты для создания экскурсии, автор должен

постоянно сверяться с темой.

Однако мало отобрать объект по теме, надо найти

конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой

Изучение литературы и составление библиографии

экскурсии. Выписываются названия книг, брошюр, статей в журналах и газетах,

последовательности, в соответствии с разделами подготавливаемой экскурсии.

Работа над содержанием экскурсии

исторический период будет в нем освещен, какие события, а, следовательно, и

тщательно выверенные факты и сведения, обоснованные выводы. Составители

экскурсии изучают письменные, вещественные, этнографические (орудия труда,

содержания экскурсии является музейная экспозиция.

Материал, необходимо отобрать так, чтобы намеченная тема раскрывалась

последовательно и стройно. Здесь следует иметь в виду обязательность связи

использовать при показе. Работа эта тесно связана с определением маршрута,

целью которого является ясное изложение и последовательное развитие темы.

Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор

экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал,

затронутых в экскурсионном рассказе.

источники, история их поступления в музей, использование в среде бытования,

завершается процесс формирования маршрута экскурсии.

оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех

случаях, когда создатели новой экскурсии, сталкиваясь с несколькими объектами,

сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны

для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется

использовать следующие критерии:

познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим

событием, определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и

необычность объекта – имеется в виду особенность и неповторимость

данный момент, его готовность к показу.

Маршрут должен быть составлен так, чтобы, во-первых, показ объектов

последовательности, во-вторых, обеспечивалась

основа для раскрытия темы.

В основу построения маршрута музейной экскурсии могут быть положены

хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, при раскрытии каждой

экскурсии зависит от её характера и цели.

Маршрут удачно начинать с такого пункта, где зрительные впечатления сразу

построить маршрут и начать новую экскурсию казалось бы со случайного пункта,

Читать еще:  Кто завоевал майя. Цивилизация майя - интересные факты о существовании племени и его достижениях

который призван заинтересовать экскурсантов и создать нужное настроение

впечатления. Здесь надо остановиться у такого экспоната музея, который бы дал

маршрута неразрывно связана с длительностью экскурсии. Это один из основных

вопросов и зависит он от характера материала, возраста и развития группы и других

младшего школьного возраста) и доходить до 1 ½ (для старшего возраста).

В структурном отношении содержание экскурсии включает три основные

части: введение, основную часть и заключение. Все эти части необходимы. В

введении раскрывается цель экскурсии, значимость её темы, называются основные

нескольких подтем. В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии.

Введение в экскурсию необходимо, но оно должно быть кратким. Там, где

оно более 10 минут, это уже вводная лекция или беседа, которую лучше провести в

характеристику музея в целом, дать тему, основной план экскурсии, наметить её

цель. Заключение должно логически вытекать из текста последней остановки и

произноситься там же. В заключении может быть подытожено увиденное, должны

быть сделаны выводы по всей теме экскурсии.

Раздел 2: Методические приёмы показа и рассказа в экскурсии.

Экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет синтез показа

экспонатов с рассказом об их роли в истории, культуре и т.д. Эти два главных

составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие

тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ

непременно предполагает наличие определенных объектов показа. Но на первое

включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения и выводы. Средства

наглядности подразделяются на три группы:

подлинные экскурсионные экспонаты по маршруту экскурсии;

дополнительный иллюстративный материал;

словесно-образная наглядность, достигаемая описанием событий.

Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, ведь

экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод даёт необходимые пояснения к

наблюдаемому объекту. Важно, чтобы каждый экскурсант отчётливо видел предмет

рассказа, а это значит, что экскурсовод должен подвести группу к такому пункту

расположения группы перед объектом. Выбрав место для показа объекта, нужно

правильно расставить группу. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам

был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является

расположение группы полукольцом. Экскурсовод стоит с краю и полуоборотом к

экскурсантам. Такая позиция позволяет экскурсоводу видеть как экскурсионный

объект, так и группу. Постоянное наблюдение за реакцией экскурсантов – важное

витрин, так как долгое стояние на месте утомительнее всякого движения.

При проведении экскурсии большую роль играет не только показ, но и

отношению к показу он вторичен, подчинен показу и вне показа не существует. В

своём рассказе экскурсовод призван систематизировать наблюдения экскурсантов,

поддерживать их интерес к теме, направлять внимание на различные стороны

изучаемого экспоната, активизировать их мышление. Рассказ является дополнением

к анализу зрительного материала, но он особенно необходим, когда зрительный

материал по теме плохо сохранился или совсем утрачен.

При помощи рассказа

экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит.

Приёмы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приёмы, связанные с формой рассказа. Приемы

воспроизведению в памяти экскурсантов. К этой группе приемов относятся:

Экскурсионная справка сжатое изложение фактического материала об

Прием описания, то есть последовательное перечисление основных качеств

правильно отобразить объект в их сознании.

Для описания объекта характерны

особенности внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием

описания относится не только к объектам, но и историческим событиям.

Вторая группа приёмов рассказа

рисует внешнюю картину событий

действия конкретных персонажей. Эта группа объединяет следующие методические

Приём характеристики близок к приёму описания, но отличается от него

тем, что даёт более полное представление о данном объекте, позволяет лучше

понять его сущность.

Приём объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо

вызвавшие. То есть событие не только излагается, но и объясняется. Особенность

приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный

Прием персонификации. Используется для мысленного создания образа

конкретного человека (писателя, государственного деятеля и т.д.). Рекомендуется

с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с

которыми связана тема экскурсии.

Особые методические приёмы в экскурсии

При проведении экскурсии используются и другие методические приемы,

многие из которых обладают значительной силой эмоционального воздействия. Эти

приемы помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место

занимают те приемы, которые делают экскурсию более доказательной.

Прием применения технических средств.

В электронной записи дают не

музыкальных произведений. Использование приема не должно быть длительным, а

материал должен быть подчинен теме экскурсии.

Прием заданий используется не только как прием рассказа, и выражается в

экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать мышление и деятельность

экскурсантов в ходе экскурсии.

Одна из главных задач экскурсовода при подготовке экскурсии – связать

определённая последовательность показа музейных объектов. Не менее важную

подтемы, в ряде случаев вызывая нужные эмоции у экскурсантов, такие переходы

создают благоприятные условия для лучшего усвоения всей темы в целом.

Содержание логического перехода диктуется не столько экскурсионным

объектом, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой

используется переход, как словесно – зрительный мостик к следующей подтеме,

к другому объекту внимания Логические переходы – очень важная часть экскурсии,

хотя и не имеющая самостоятельного характера, придающая ей необходимую стро-

гость и последовательность. Продолжительность логического перехода по времени

не должна превышать 2 мин. Не менее важно связать между собой отдельные

составные части внутри подтем.

жестом заставляет следовать по должному пути от предмета к предмету; жестом он

направляет их взгляд на нужный объект. Плавность, чёткость и выразительность

жеста также желательны при проведении экскурсии, как выразительность и ясность

Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия

ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии

можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не

только смотреть, но и видеть, наблюдать.

умений экскурсовода; подготовленности участников к усвоению экскурсионного

материала; условий проведения экскурсии.

позволит расширить кругозор учащейся молодёжи по истории своего региона,

страны и приобщиться к наследию отечественной и мировой культуры.

1.Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Музейное дело.

Вып. № 26 ГЦМСИР. М.2001.

2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005.

3.Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения: учебное

Источники:

http://megaobuchalka.ru/4/23042.html
http://helpiks.org/6-86740.html
http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=32206

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии