Об историзме фольклора и методах его изучения. Феномен фольклора и его воспитательное значение

Об историзме фольклора и методах его изучения. Феномен фольклора и его воспитательное значение

Фольклор и народная педагогика в воспитании подрастающего поколения

Е.В. Суховий, педагог дополнительного образования, член ассоциации «Искусство народов мира», руководитель фольклорно – этнографической студии «Сибирская душа», ансамбля «Тогучиночка» и детского фольклорного ансамбля «Славянский венок» и педагогического фольклорного ансамбля «Тогучинская вечерка»

Фольклор и народная педагогика в воспитании подрастающего поколения.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

В условиях современной системы образования ключевой задачей является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.[2,62]

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это огромный кладезь мудрости, великий запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

— помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

— уважительно относиться к своим древним корням;

— чтить и уважать память предков;

— систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Объектом нашей работы является воспитание подрастающего поколения в народном творчестве.

Целью исследования выступает воспитание детей и подростков средствами фольклора.

«Фольклор — это не только художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом, это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. [7,5-35] [3,5], [1,20-269]

Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема – важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времён гражданской и Великой Отечественной войн» [7,287-367].

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом наша народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до самой смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. [6,6].

Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу образования народа. » [3,3-54]

Не менее важными воспитательными средствами являются сказки, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания, убедительно нам доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка особенно остро в наше время.

Многие народные сказки дают уверенность в торжестве правды, в полной победе добра над злом.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм и образность который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». [8.18-240].

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии. [10,157-183]

Пословицы и поговорки – малые жанры русского фольклора – занимают особое место среди разнообразных произведений устного народного творчества. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. [8.6-17], «Родительское слово мимо не молвится»,[8.18-240].

Основным фактором народного воспитания является любовь к родной природе. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка. Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень — озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона» [7,344].

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье» [8.18-240]. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. На тех же позициях стояли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В.А. Сухомлинского.

Землю мы до сих пор называем матерью – и с этим не возможно поспорить. А ведь мы не всегда обращаемся с ней почтительно. Как же называли Богиню Земли? Некоторые фольклористы считают считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, «кышь» – «кощь» – «жребий» – «судьба», кошара, счастье, судьба). Макошь – олицетворение Матери — богини изобилия, покровительница полей и скота, а также женских работ [5.339-240].

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игры любимое занятие детей. Они воспитывают в ребенке сообразительность, смекалку, ловкость, выносливость, стремление к победе. Играя, ребенок формирует свои эмоциональный мир, который является неотъемлемой частью его жизни. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку», «Жмурки», Мышка», «Горошек» [3,7], [14,246 – 254] [9,3 – 97].

Традиции организуют связь поколений и на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших поколений основывается именно на традициях. В образовании народных традиций одно из важных мест занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Обычай крепче закона» [8.18-240]. Традиционные праздники в народе, с языческих времен они дожили до наших дней.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до самой смерти, организуя его трудовую, социальную, а также личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ [4,18, 189-254].

Календарные обряды складывались за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения.

Читать еще:  Репродукции картин об осени известных художников. Как изображают осень современные художники

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». [8.18-240].

В русских семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», «Делай со мной» [8.18-240]. т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи для сына и мать хозяйка для дочери.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к тому, что создано, трудом человека и природой. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь». Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.[8.18-240].

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». [8.18-240].

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Много нас живет на родной земле. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. Очень важно ценить все народы Земли вместе со своими обычаями преданиями и поверьями.

Педагогический опыт закреплен во множествах обрядах, в устном народном творчестве, поверьях связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи и народа. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, наше достояние связывающие прошлое и настоящее с будущим.

Заключение

Итак, в своей работе я исследовал процесс воспитания подрастающего поколения в аспекте использования народной педагогики и фольклорных средств.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем и наша задача донести все накопленные знания до подрастающего поколения.

Мы – потомки, духовные наследники, заложившие основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать, преумножить и передать нашим детям.

Литература

  • Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с.
  • Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
  • Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. – Волгоград, 1997. – 54 с.
  • Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды, обычаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Даль В. И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Поверья, суеверья и предрассудки. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Колыбельные песни (из фондов Свердловского областного Дома фольклора). – Екатеренбург: «Сфера», 1997. – 56 с.
  • Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.
  • Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. Предисл. И коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с. – (Классическая б-ка «Современник»).
  • Терещенко А.В. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Народные игры и забавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Ушинский К. Д. педагогические сочинения: В 6 т. Т. 3/Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – 512 с.: ил.

Об историзме фольклора и методах его изучения. Феномен фольклора и его воспитательное значение

Собирание, изучение и издание фольклора в XVIII в. Традиция составления рукописных фольклорных сборников продолжается и в XVIII в. Особенно много появляется рукописных песенников, в которых помещаются литературные и народные песни. XVIII век является началом развития фольклористической мысли в России. Научный интерес к фольклору в первой половине XVIII в. связан с именами В. Н. Татищева, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.

В.Н.Татищев (1686-1750) обратился к изучению фольклора во время работы над «Историей Российской. ». Он привлекает фольклор как исторический источник. Татищев изучает фольклор по летописям и в живом бытовании. Характеризуя древнюю русскую историю, Татищев касается былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Соловье Разбойнике и Дюке Степановиче. Он интересовался также и другими жанрами фольклора. Татищевым был, например, составлен небольшой сборник пословиц.

В отличие от историка В. Н. Татищева у поэта В. К. Тредиаковского (1703-1768) интерес к фольклору не исторический, а филологический. Тредиаковский изучает фольклор как источник поэтической фразеологии и национальной метрической системы. В практике русской литературы до реформы Тредиаковского применялось силлабическое стихосложение. Изучив особенности русского народного стихосложения, Тредиаковский в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) предложил систему силлаботонического стихосложения, которая в дальнейшем использовалась всей русской литературной поэзией. Интересны отдельные замечания Тредиаковского об особенностях языка русской народной поэзии. В частности, он отмечает постоянные фольклорные эпитеты «тугой лук», «бел шатер» и др.

Еще большее значение в изучении русской народной поэзии имеют труды и отдельные высказывания М.В.Ломоносова (1711– 1765). Выросший на Севере, Ломоносов был хорошо знаком со всеми жанрами русского фольклора (сказками, былинами, песнями, пословицами и поговорками). Он изучает фольклор также по летописям и рукописным сборникам. В своих работах Ломоносов говорит о фольклоре как о ценном источнике сведений в языческих обрядах, рассказывает о проведении календарных праздников. Вслед за Тредиаковским Ломоносов изучает народное стихосложение и в своей работе «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) развивает далее теорию силлабо-тонического стихосложения. Язык народной поэзии Ломоносов изучает для постижения национальных особенностей русского языка. Народные пословицы и поговорки он использует в своих трудах «Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1757). В своих трудах по истории России Ломоносов привлекает фольклор как исторический источник.

В середине XVIII в. собиранием фольклора в историко-этнографических целях.занимается С. П. Крашенинников. В 1756 г. выходит первый том его труда «Описание земли Камчатки», в котором говорится об обрядах камчадалов, приводится ряд народных песен. На книгу С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» А. П. Сумароков откликнулся рецензией, в которой выражаются его взгляды на народную поэзию. Сумароков оценивает фольклор камчадалов преимущественно с эстетических позиций. Пафос рецензии Сумарокова — борьба за простоту и естественность в поэзии.

Читать еще:  Значение слова драма в словаре литературоведческих терминов. Словарь литературоведческих терминов

Работа по собиранию русского фольклора усиливается в последней трети XVIII в, Если ранее фольклорные записи концентрировались в рукописных сборниках, то теперь они, как и литературные произведения, публикуются. Впервые образцы русского фольклора были напечатаны в «Письмовнике» Н.Г.Курганова (1796). В приложениях к «Письмовнику» было напечатано более 900 пословиц, около 20 песен, несколько сказок и анекдотов.

В дальнейшем различным жанрам русского фольклора посвящаются отдельные сборники. Так, М.Д. Чулков с 1770 по 1774 г. издает в четырех частях «Собрание разных песен», Н.И.Новиков в 1780–1781 гг. публикует в шести частях «Новое и полное собрание российских песен», В. Ф. Трутовский за период с 1776 по 1795 г. издает в четырех частях «Собрание русских простых песен с нотами». В конце XVIII в. Выходят также и менее значительные песенники:

«Новый российский песенник» (ч. 1–3,

1790–1791), «Избранный песенник» (1792),

«Российская Эрата» М. Попова (1792), «Карманный песенник» И. И. Дмитриева (1796) и др.

Наибольшую ценность для нас представляет сборник Н. Львова –И. Прача «Собрание русских народных песен с их голосами. » (1790). Это единственный сборник XVIII в., в котором народные песни публикуются в их подлинном виде, без всякой редакторской правки. В период с 1780 по 1783 г. в 10 частях выходит сборник В. А. Левшина «Русские сказки». Здесь в обработке даются литературные и народные произведения. В сборнике кроме сказок волшебно-богатырского характера публикуются и сказки бытовые, в которых преобладают сатирические элементы. Народные сказки в обработанном виде издаются также в сборниках 394 «Лекарство от задумчивости» (1786), «Русские сказки, собранные Петром Тимофеевым» (1787), «Крестьянские сказки» (1793), в сборнике В. Березайского «Анекдоты древних пошехонцев» (1798) и др.

Появляются сборники пословиц. Так, А. А. Барсов в 1770 г. напечатал «Собрание 4291 древних пословиц». Н.И.Новиков в 1787 г. переиздал этот сборник. За два года до этого поэт И. Ф. Богданович опубликовал сборник «Русские пословицы», в котором фольклорный материал был отобран тенденциозно и подвергся значительной литературной обработке.

Заслуга русских просветителей второй половины XVIII в. (Н.Г.Курганова, М.Д.Чулкова, В.А.Левшина, Н.И.Новикова и др.) в том, что они сумели правильно оценить значение русского фольклора в развитии национальной литературы, проделали большую работу по публикации (правда, в отредактированном виде) народных песен, сказок, пословиц и поговорок. В своем литературном творчестве они использовали фольклор для изображения народных обычаев и нравов.

В лице А. Н. Радищева (1749–1802) русская просветительская мысль XVIII в. получает свое наивысшее развитие, поднимается до подлинно демократического, революционного сознания.

Революционные убеждения Радищева определили особый характер использования им фольклора, принципиально новое понимание народного творчества. Радищев впервые говорит о фольклоре как выразителе народного мировоззрения. В народных песнях Радищев видел «образование души нашего народа». В них, по мнению Радищева, отразились не только бытовая сторона жизни, но и социальные идеалы народа. Они служат постижению русского национального характера. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) Радищев привлекает народное творчество как материал, раскрывающий подлинную душу угнетенного народа, его тягостное положение при крепостничестве. Именно в этих целях он в главе «Городня» приводит плачи по рекруту матери и невесты. Заметим, что это — первая публикация (правда, литературно обработанных) народных плачей.

А.Н.Радищев использует фольклор как средство достижения не только народности, но и подлинного реализма, глубокого психологизма. Так, в главе «Медное» на фоне веселой хороводной песни «Во поле березонька стояла» Радищев, по контрасту, глубоко правдиво, с большой силой психологизма изображает картину продажи крепостных людей. Немаловажное значение и для литературы, и для фольклористики имеет впервые выдвинутая Радищевым проблема народного певца. Образ народного певца рисуется Радищевым в главе «Клин» «Путешествия из Петербурга в Москву». Пение старого слепого певца в изображении Радищева — это подлинное искусство, «проникающее в сердца слушателей». Затем к теме народных певцов Радищев еще раз обратился в своей поэме «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств» (1800–1802). Здесь народные певцы-поэты выступают духовными вождями народа. Любопытно, что «Песни. » Радищева по своей поэтической образности и стилю имеют некоторые признаки «Слова о полку Игореве», которое Радищев, как и многие его современники, считал не литературным, а фольклорным памятником.

Из сказанного очевидно, что XVIII век представляет собой важный этап в предыстории русской фольклористики как науки. В это время собирается и публикуется значительный фольклорный материал, верно оценивается его значение как явления национальной культуры. Радищевым высказывается ценнейшая мысль о 396 народной песне как выразительнице души народа.

Вместе с тем следует заметить, что в XVIII в. русская фольклористика еще не сформировалась как наука. Фольклор еще не был осознан как самостоятельный объект исследования, он еще не отделяется отчетливо от литературы. В большинстве сборников фольклорные произведения помещаются вместе с произведениями литературными. Народные произведения печатаются в литературной обработке. В это время еще не было выработано специфически фольклористических методов и приемов исследования.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Дата публикации: 04.07.2014 2014-07-04

Статья просмотрена: 4201 раз

Библиографическое описание:

Яковлева И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 463-465. — URL https://moluch.ru/archive/69/11946/ (дата обращения: 12.02.2020).

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.

В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор. В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Флерина, Усова, Тихеева, Водовозова.

Фольклор — это народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет назад в устной форме. Самые старые из них возникли задолго до появления письменности.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», -говорил русский педагог и писатель А. Н. Толстой.

Читать еще:  Как отпраздновать новый год с сотрудниками. Как правильно встретить Новый год. Что надеть, что приготовить

К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

Важнейшими воспитательными средствами умственного развития являются разные формы устного народного творчества.

Русское народное творчество выражает представление народа о личности, обществе, государстве, раскрывает его социально-бытовые взгляды.

«Начало искусства слова — в фольклоре» — говорил М. Горький

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей.

Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». Иметь ум, быть умным — значит, быть способным. Одна из важных основ способности — овладение знаниями.

В представлении народа понятие «способность» рассматривается как одно из свойственных качеств человеческой личности, о чем свидетельствует многозначительность слова.

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требования к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу.

Позднее требования к одаренным личностям приобретали несколько иное направление. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, а умный — десятерых».

Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей: «Человек без знаний — слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, а развивайся умом».

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Они развивают смекалку, память, скорость мышления, логику, догадливость и сообразительность. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета, явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Кроме загадок, к средствам умственного воспитания относятся скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющиеся определенным правилам.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.

Пословицы прочно ложатся в память. Конечной целью пословицы всегда было воспитание, с древнейших времен выступающее как педагогическое средство. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Песни, так же как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.

Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого — высшая ценность. Разыгрывание потешки с именем ребенка побуждает его к большому осмыслению содержания.

Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Сказки призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей.

Многообразие поэтических форм и содержание песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.

Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Былинный эпос — это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. Песенная лирика используется тогда, когда ребенок еще совсем маленький. В песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Все они направлены на развитие у детей речи, слуха, внимания, следовательно, непосредственное влияние на умственное воспитание.

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного воспитания.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1999.

2. Бахтин В. С. От былины до считалки. — Л.:Детская литература, 1982.

3. КрыськоВ. Г. Этнопсихологический словарь.-М., 1999

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Поддьякова Н. Н., Сохина Ф. А.: М.:Просвещение, 1984

5. Князева О. Л. Маханаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб.: Детство-Пресс, 2000

6. Советский энциклопедический словарь. М., 1997

Источники:

http://rusorel.info/nasledie/spisok/folklor-i-narodnaya-pedagogika-v-vospitanii-podrastayushhego-pokoleniya/
http://vuzlit.ru/488979/istoriya_sobiraniya_izucheniya_russkogo_folklora
http://moluch.ru/archive/69/11946/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии