Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта. История сальери и моцарта – тайна смерти

Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта. История сальери и моцарта – тайна смерти

Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.

В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.

Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.

В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.

В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.

Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.

На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

Сальери скончался в клинике для душевнобольных, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта. В 1997 г. в Милане прошел суд над Сальери. Его оправдали, к сожалению посмертно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Моцарт и Сальери – кто кого травил?

Один из самых распространенных литературных мифов в нашей стране — Сальери отравил Моцарта. Имя Сальери без преувеличения многие знают благодаря маленькой трагедии Пушкина и именно в таком контексте. Но в Европе, а затем и у нас появился миф о том, что Моцарт желал смерти Сальери. Попробуем разобраться…

Антонио Сальери (Antonio Salieri) родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго (Legnago) недалеко от Венеции. Обычно утверждают, что будущий композитор происходил из семьи состоятельного торговца, но иногда можно встретить информацию о том, что его отец торговал колбасами. Примирить оба утверждения можно наверняка тем, что главе семьи Сальери просто-напросто удалось разбогатеть. Первые уроки музыки Антонио преподал его брат Франческо, который был на девять лет старше. Четырнадцатилетним подростком Сальери стал круглым сиротой.

Читать еще:  Я познакомился с грибоедовым в 1817 году. Жизнь Грибоедова: Способности человека государственного оставались без употребления

Некоторое время он учился в Венеции, пока им не заинтересовался венский композитор Флориан Леопольд Гассман (Florian Leopold Gassmann). В начале лета 1766 года этот придворный композитор и капельмейстер при дворе императора Священной Римской империи германской нации Иосифа II предложил юноше переехать в Вену. Столица Габсбургов станет для Сальери родным городом, а его самого нарекут там Антоном. Хотя немецким языком Сальери так толком и не овладел, предпочитая общаться на своеобразной смеси итальянского и французского.

В 21 год Сальери написал оперу “Армида” (Armida) — свое первое полностью опубликованное музыкальное произведение, пользовавшееся большим успехом на сценах многих европейских городов, включая Вену, Берлин и Санкт-Петербург. Через несколько месяцев Антон написал комедийную оперу “Венецианская ярмарка” (La Fiera di Venezia), которая при жизни автора выдержала 30 постановок и многим также пришлась по вкусу. Многим, но не всем. Среди ее критиков оказался Леопольд Моцарт. Некоторые биографы Сальери утверждают, что причиной тому было не качество музыкального товара, а наличие у Леопольда сына — Вольфганга Амадея.

Писатель Сергей Нечаев объясняет это амбициями Леопольда Моцарта, который “одно время был четвертой скрипкой в оркестре архиепископского двора своего родного города Зальцбурга”, но “все свои несбывшиеся надежды он перенес на сына, росшего не без его участия “чудо-ребенком”. Не раз автор будет называть юного Моцарта вундеркиндом в кавычках, словно бы отказывая ему в таланте и приписывая достижения лишь интригам отца.

Российский биограф Сальери цитирует статью австрийского музыковеда Леопольда Кантнера “Сальери: соперник Моцарта или образец для подражания?”. О взаимоотношениях двух композиторов там сказано следующее: “В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — “итальяшки”, все валил на этих самых “итальяшек”.

Действительно, итальянцы были очень влиятельны в Вене, и это представлялось Моцарту препятствием для собственного успеха. Это обстоятельство, конечно же, не имеет никакого отношения к качеству произведений Моцарта. Безусловно, они заслуживают самой высокой оценки. И все же именно Моцарт пытался оттеснить от императора итальянцев ради собственного преуспеяния. Скорее, это он пытался делать карьеру за счет итальянцев. И это ему не удалось. Затем он переворачивает картину и представляет себя жертвой какой-то камарильи, которой, собственно говоря, и не было”.

Наверное, никакого “заговора” против австрийской партии не было, однако первым капельмейстером императорского двора был все-таки итальянец Сальери, что не могло не породить зависти. Впрочем, в написанной по-французски книге Marie-Thérèse impératrice (“Императрица Мария-Терезия”) Ольга Вормсер (Olga Wormser) обращает внимание на тот факт, что “Моцарт не получил места преподавателя музыки у Елизаветы Вюртембергской, жены племянника Иосифа. Тот предпочел Сальери, который не был масоном”. Добавим, вопрос о принадлежности Сальери к обществу вольных каменщиков историками не решен окончательно, да и так ли уж это важно.

Жизнь все расставила по своим местам: Моцарт — признанный гений музыки, Сальери тоже не забыт, но все-таки в бэкграунде. И настроение коренного австрийца к итальянскому “гастарбайтеру” тоже можно понять и простить. Моцарт хотя и не скончался в нищете, но его талант явно не был оценен по достоинству при жизни. Давайте на минуту отойдем от сравнения талантов двух выдающихся композиторов-соперников и посмотрим, откуда вообще возникла тема отравления. Ведь, судя по высказыванию биографа Моцарта Марселя Бриона (Marcel Brion), “личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти”. На дружеские взаимоотношения Моцарта и Сальери указывают большинство пишущих биографов, и нам нет нужды переворачивать все с ног на голову.

Читать еще:  Картина крымова зимний вечер описание картины. Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер

Одним из источников слухов об отравлении Моцарта Антоном Сальери оказываются так называемые “Разговорные тетради” Бетховена, кстати, одного из великих учеников Сальери. Из-за глухоты Бетховен вынужден был общаться с друзьями посредством записей в специальные тетради. В одной из таких тетрадей содержится следующая запись, сделанная в то время, когда старый Антон сильно болел: “Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд”.

Несмотря на аналогичные свидетельства о признании (или самооговоре) самого придворного капельмейстера, которые встречаются в многочисленных источниках, санитары больницы, где Сальери провел свои последние дни, категорически отрицали подобного рода признание. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. Все время множатся свидетельства, как подтверждающие версию отравления, так и отрицающие ее. Одна партия авторов вступается за честь Сальери, другая продолжает настаивать на обвинении. Количество этих утверждений не в состоянии доказать чью-либо правоту. Окончательно прояснить вопрос об отравлении Моцарта (не обязательно масонами, Сальери или кем-то иным) или о его смерти в результате болезни и ненадлежащего ухода мог бы помочь анализ останков композитора, но, на беду, гения музыки схоронили в общей могиле и даже череп его пропал.

В мае 1997 года по инициативе Миланской консерватории состоялся курьезный процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты, в роли которых выступили исследователи жизни и творчества обоих композиторов, а также медики, суд оправдал Антонио Сальери “за отсутствием состава преступления”.

Кто на самом деле убил Моцарта?

Большинство людей абсолютно уверены в том, что великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта отравил его конкурент и завистник – Антонио Сальери. Между тем история взаимоотношений двух музыкантов гораздо сложнее и запутаннее, чем банальный сюжет про коварного отравителя.

Произнося имя Антонио Сальери, мы, конечно, сразу вспоминаем Моцарта. Постарался Александр Сергеевич, ничего не скажешь. Хоть к суду привлекай за клевету. Впрочем, и про Моцарта, и про суд чуть позже.

Антонио Сальери родился в Италии. Там его заметил Фло-риан Гассман, придворный композитор императора Иосифа II. И забрал 16-летнего юношу с собой в Вену. Там Сальери и жил всю оставшуюся жизнь. А жизнь, надо сказать, у него удалась. Он стал придворным капельмейстером, что считалось самой высокой музы-

кальной должностью. Был членом иностранных академий, кавалером ордена Почетного легиона и прочих почетных орденов. Среди его учеников были Бетховен, Шуберт,Лист. И все они относились к учителю очень даже тепло. Отмечали, что Сальери – человек добродушный, всегда готовый прийти на помощь.

Кто кому завидовал?

Оперы Сальери ставились по всему миру. Самая успешная из них – «Тарар». Либретто к опере написал Бомарше. «Я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг», – уве-

рял Бомарше. А теперь вспомним Пушкина. «Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?» – спрашивает пушкинский Моцарт. Такой вот был творческий союз -Бомарше, про которого судачили, что он отравил своих жен, и Сальери, про которого говорят, что он отравил Моцарта. Остается только гадать, как два таких чудовища друг друга-то не перетравили.

Годам к сорока Сальери исписался. Но мало ли, с кем не бывает. Иные вообще одну песенку напишут и сорок лет ее поют. В целом же карьера Сальери сложилась очень

Читать еще:  Житель якутии рассказал, зачем лепит скульптуры из навоза. В Якутии слепили огромного петуха из г*вна

успешно. Но под старость лет он свихнулся. Говорил всякую чушь. И в том числе признался, что отравил Моцарта. Хотя никаких достоверных данных, что он действительно в этом признавался, нет.

Моцарт и Сальери не были друзьями. Но и врагами не были. А главное – у Сальери не было никаких оснований завидовать Моцарту. Гений Моцарт или не гений – этого в те времена еще никто не знал. Это только позже выяснилось, как оно всегда и бывает. А в те времена Сальери был преуспевающим композитором и действительным статским советником, а Моцарт – неудачником и нищебродом. Вообще говоря, это Моцарт завидовал Сальери, а не наоборот.

Защитники Сальери выдвигают еще один довольно разумный аргумент. Предположим, Сальери все-таки понимал, что Моцарт – гений. И завидовал. Но тогда он должен был понимать и то, что его ученик Бетховен – тоже гений. И тоже завидовать. И тоже отравить. И Шуберта отравить. И Листа. Так, знаете ли, никаких композиторов не напасешься.

Но слухи все же ходили. Говорили, будто бы на премьере «Дон Жуана» весь зал упивался волшебной музыкой Моцарта. И вдруг раздался свист. Все обернулись и увидели, что Сальери свистит и выходит из зала. Это уже какой-то футбольный фанат получается, а не придворный капельмейстер. Тем более что Сальери не был на премьере «Дон Жуана». К тому же оперу Моцарта публика встретила безо всякого восторга. Никакой волшебной музыки публика не заметила и не упивалась. Но эта сплетня дошла до Пушкина. «Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить его творца», – записал Александр Сергеевич. И пошло-поехало.

Еще говорили, что Сальери угощал Моцарта какими-то сомнительными конфетами, не иначе как ядовитыми. Правда, он угощал Моцарта конфетами за несколько лет до его смерти.

Существует и масонская версия смерти Моцарта. В 1790 году умер император Иосиф II, который слыл вольнолюбивым монархом. На престол вступил его брат Леопольд II, который слыл вовсе не вольнолюбивым. Он ненавидел масонов, которые, дескать, устроили Французскую революцию. А Моцарт был масоном. И через год после вступления на престол Леопольда Моцарт умер. Потому что Леопольд решил его извести и обратился к графу Штуп-паху. Этот граф добывал для императора ртуть. И он же заказал Моцарту «Реквием». Заказал он, значит, «Реквием», а сам передал ртуть Сальери. А Сальери передал ртуть своему ученику Зюсмайеру, который служил секретарем Моцарта и по совместительству любовником его жены. И вот Зюсмайер, получив ртуть от Сальери, который получил ее от графа Штуппаха, который получил приказ от Леопольда II, – вот этот Зюсмайер Моцарта и траванул.

Теперь несколько слов в защиту Сальери. В его виновность не верил Бетховен. Россини говорил, что «это подлое обвинение». А вдова Моцарта отправила младшего сына учиться музыке у Сальери.

Плохо, что нельзя провести экспертизу и узнать, отравили Моцарта или он умер от ревматизма, как полагали врачи. Врачи были настолько уверены в диагнозе, что не делали вскрытия. А похоронили малоимущего Моцарта «по третьему разряду» – в общей могиле. Хотя в музее хранится череп Моцарта, но никто точно не знает, правда ли это череп Моцарта или какой-нибудь посторонний.

И все же в 1997 году в Милане состоялся судебный процесс по делу Сальери. Процесс шел во Дворце юстиции, во главе судебной коллегии стоял председатель миланского апелляционного суда. Обвинителем выступил настоящий – причем достаточно известный – прокурор, а защищали Сальери не менее известные адвокаты. Врачей пригласили в качестве свидетелей. Справедливость восторжествовала. Сальери оправдали. А нам-то теперь что делать – Пушкина, что ли, переписывать?

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/100116/27943/
http://www.pravda.ru/science/1193102-salieri/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a5210f477d0e6536ee66c2d/5bce6b98ec4cad00adc0a471

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии