Монологи для заучивания. Подборка текстов для подготовки к конкурсу чтецов «Живая классика

Монологи для заучивания. Подборка текстов для подготовки к конкурсу чтецов «Живая классика

Тексты для конкурса “Живая классика”

Подборка текстов для заучивания наизусть к конкурсу чтецов “Живая классика”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Татьяна Толстая. «Соня» ( отрывок из рассказа)

Ясно одно — Соня была дура. Это ее качество никто никогда не оспаривал, да теперь уж и некому.

А как она одевалась эта Соня? Безобразно, друзья мои, безобразно! Что-то синее, полосатое, до такой степени к ней не идущее! Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского (подметил Лев Адольфович), под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни. Обувь набок снашивала. Ну, грудь, ноги — это не одежда. Тоже одежда, милая моя, это тоже считается как одежда! При таких данных надо особенно соображать, что можно носить, чего нельзя. Брошка у нее была — эмалевый голубок. Носила его на лацкане жакета, не расставалась. И когда переодевалась в другое платье — тоже обязательно прицепляла этого голубка.

Ну что о ней еще можно сказать? Да это, пожалуй, и все! Кто сейчас помнит какие-то детали. Впрочем, надо думать, что она была романтична и по-своему возвышенна. В конце концов, эти ее банты, и эмалевый голубок, и чужие, всегда сентиментальные стихи, не вовремя срывавшиеся с губ, как бы выплюнутые длинной верхней губой, приоткрывавшей длинные, костяного цвета зубы, и любовь к детям — причем к любым, — все это характеризует ее вполне однозначно. Романтическое существо. Было ли у нее счастье? О да! Это — да! уж что-что, а счастье у нее было.

Они собрались большой компанией — Ада, Лев, еще Валериан, Сережа, кажется, и Котик, и кто-то еще — и разработали уморительный план (поскольку идея была Адина, Лев называл его “адским планчиком”), отлично им удавшийся. Ада предложила придумать для бедняжки загадочного воздыхателя, безумно влюбленного, но по каким-то причинам никак не могущего с ней встретиться лично. Отличная идея!

Фантом был немедленно создан, наречен Николаем, обременен женой и тремя детьми, поселен для переписки в квартире Адиного отца — тут раздались было голоса протеста: а если Соня узнает, если сунется по этому адресу? — но аргумент был отвергнут как несостоятельный: во-первых, Соня дура, в том-то вся и штука; ну а во-вторых, должна же у нее быть совесть — у Николая семья, неужели она ее возьмется разрушить? Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай. Пришлось слегка сдержать ее пыл: Николай писал примерно одно письмо в месяц, притормаживая Соню с ее разбушевавшимся купидоном.

Потом затея стала надоедать: сколько же можно, тем более что из томной Сони ровным счетом ничего нельзя было вытянуть, никаких секретов; Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от своего ужасного жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка. “Соня, а где нее ваш голубок?” — “Улетел”, — говорила она, обнажая костяные лошадиные зубы, и по глазам ее ничего нельзя было прочесть. Весь мыслимый урожай смеха был уже собран, проклятый Николай каторжным ядром путался под ногами, но бросить Соню одну, на дороге, без голубка, без возлюбленного, было бы бесчеловечно. А годы шли; Валериан, Котик и, кажется, Сережа по разным причинам отпали от участия в игре, и Ада мужественно, угрюмо, одна несла свое эпистолярное бремя, с ненавистью выпекая, как автомат, ежемесячные горячие почтовые поцелуи. Она уже сама стала немного Николаем, и порой в зеркале при вечернем освещении ей мерещились усы на ее смугло-розовом личике.

И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало.

Когда началась война, ни та, ни другая не успели эвакуироваться. Ада копала рвы, думая о сыне, увезенном с детским садом. Было не до любви. Она съела все, что было можно, сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев — там все-таки было немного клейстера.

Настал декабрь, кончилось все. Ада отвезла на саночках в братскую могилу своего папу, потом Льва Адольфовича, затопила печурку Диккенсом и негнущимися пальцами написала Соне прощальное Николаево письмо. Она писала, что все ложь, что она всех ненавидит, что Соня — старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты. Ни Аде, ни Николаю Дальше жить не хотелось. Она отперла двери большой отцовской квартиры, чтобы похоронной команде легче было войти, и легла на диван, навалив на себя пальто папы и брата.

Вряд ли, я полагаю, Соня получила Николаеву могильную весть. Сквозь тот черный декабрь письма не проходили или же шли месяцами.

Вот, собственно, и все, что можно сказать о Соне. Жил человек — и нет его. Одно имя осталось.

Читать еще:  2 раза ку что значит. Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели

Где она хранит пачку Сониных писем, ветхий пакетик, перехваченный бечевкой, потрескивающий от сухих цветов, желтоватых и прозрачных, как стрекозиные крылья? Не помнит или не хочет говорить. Скорее всего, она бросила эту пачку в огонь, встав на распухшие колени в ту ледяную зиму, во вспыхивающем кругу минутного света, и, может быть, робко занявшись вначале, затем быстро чернея с углов, и, наконец, взвившись столбом гудящего пламени, письма согрели, хоть на краткий миг, ее скрюченные, окоченевшие пальцы. Пусть так. Вот только белого голубка, я думаю, она должна была оттуда вынуть. Ведь голубков огонь не берет.

Предварительный просмотр:

Сад окружала живая изгородь из орешника. За нею начинались поля и луга, где паслись коровы и овцы. Посреди сада цвел розовый куст, а под ним сидела улитка. Она была богата внутренним содержанием — содержала самое себя.

– Погодите, придет и мое время! — сказала она. — Я дам миру кое-что поважнее этих роз, орехов или молока, что дают коровы и овцы.

– Я многого ожидаю от вас, — сказал розовый куст. — Позвольте же узнать, когда это будет?

– Время терпит. Это вот вы все торопитесь! А торопливость ослабляет впечатление.

На другой год улитка лежала чуть ли не на том же самом месте, на солнце, под розовым кустом. Куст выпускал бутоны и расцветал розами, каждый раз свежими, каждый раз новыми.

Улитка наполовину выползла из раковины, навострила рожки и вновь подобрала.

– Все как в прошлом году! Никакого прогресса. Розовый куст остается при своих розах — и ни шагу вперед!

Прошло лето, прошла осень, розовый куст пускал бутоны, и расцветал розами, пока не выпал снег. Стало сыро, холодно; розовый куст пригнулся к земле, улитка уползла в землю.

Опять настала весна, появились розы, появилась улитка.

– Теперь уже вы стары! — сказала она розовому кусту. — Пора бы и честь знать. Вы дали миру все, что могли. Много ли — это вопрос, которым мне некогда заниматься. Да что вы ничего не сделали для своего внутреннего развития, это ясно. Иначе из вас вышло бы что-нибудь другое. Что вы скажете в свое оправдание? Ведь вы скоро обратитесь в сухой хворост. Вы понимаете, о чем я говорю?

– Вы меня пугаете, — сказал розовый куст. — Я никогда над этим не задумывался.

– Да, да, вы, кажется, мало затрудняли себя мышлением! А вы попробовали когда-нибудь задаться вопросом: зачем вы цветете? И как это происходит? Почему так, а не иначе?

– Нет! — сказал розовый куст. — Я просто цвел от радости и не мог иначе. Солнце такое теплое, воздух так освежающ, я пил чистую росу и обильный дождь. Я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха, я был счастлив всегда новым, большим счастьем и поэтому всегда должен был цвести. Такова моя жизнь, я не мог иначе.

– Словом, вы жили не тужили! — сказала улитка.

– Конечно! Мне было все дано! — отвечал розовый куст. — Но вам дано еще больше! Вы одна из тех мыслящих, глубоких, высокоодаренных натур, которым суждено удивить мир.

– Была охота! — сказала улитка. — Я знать не желаю вашего мира. Какое мне до него дело? Мне довольно самой себя.

– Да, но мне кажется, все мы, живущие на земле, должны делиться с другими лучшим, что в нас есть! Отдавать им все, что можем. Да, я дал миру только розы… А вы? Вам дано так много. Что дали миру вы? Что вы ему дадите?

– Что дала я? Что дам? Плевать мне на мир! Он мне ни к чему! Мне дела до него нет! Снабжайте его розами, вас только на это и хватит! Пусть орешник дает ему орехи, коровы и овцы — молоко, у них своя публика! Моя же — во мне самой! Я замкнусь в себе самой — и баста. Мне нет дела до мира!

И улитка заползла в свою раковину и закрылась в ней.

– Как печально! — сказал розовый куст. — А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня все прорывается наружу, прорывается розами. Лепестки их опадают и разносятся ветром, но я видел, как одну из моих роз положила в книгу мать семейства, другую приютила на своей груди прелестная молодая девушка, третью целовали улыбающиеся губки ребенка. И я был так счастлив, я находил в этом истинную усладу. Вот мои воспоминания, моя жизнь!

И розовый куст цвел во всей своей простоте и невинности, а улитка тупо дремала в своей раковине — ей не было дела до мира.

Улитка стала прахом от праха, и розовый куст стал прахом от праха, истлела в книге и роза воспоминаний… Но в саду цвели новые розовые кусты, в саду росли новые улитки. Они заползали в свои домики и плевались — им не было дела до мира. Не начать ли эту историю сначала? Она будет все та же.

Читать еще:  Историческая справка герой нашего времени. Срочно на завтра нужно помогите!!!!!!!!!!!! герой нашего времени!!!!!!!! история создания произведения герой нашего времени(сочинение не нужно) мне нужно только критические типы

Какой отрывок можно прочитать на конкурсе чтецов “Живая классика”?

Какой отрывок из прозы выучить наизусть?

Какие произведения и каких авторов будут выигрышно смотреться на конкурсе “Живая классика”?

Для международного конкурса чтецов “Живая классика” нужно подготовить отрывок из прозаического произведения. Обязательным условием является то, что произведение это не должно изучаться в школьной программе по “Литературе”. Организаторы конкурса в “Положении о конкурсе” на сайте дают ссылку для скачивания со списком произведений, входящих в школьную программу , чтобы можно было проверить подойдет ли это произведение для конкурса или нет. Если произведение входит в школьную программу для 5 -11 классов то, это может послужить отказом для участия в конкурсе.

Предыдущее положение есть здесь, там можно ознакомиться с условиями предыдущего года и произведениями из школьной программы.

Список прозаических произведений (отрывков), которые можно выучить наизусть для конкурса “Живая классика”

  • Виктор Драгунский. Рассказы. Например, «Тайное становится явным», «Слава Ивана Козловского», «Куриный бульон», «Бы…» и другие.
  • Бунин И. А. Рассказы выбираете на свой вкус.
  • К. Г. Паустовский “Телеграмма”.
  • Виталий Закруткин “Матерь человеческая”.
  • Борис Васильев ” А зори здесь тихие”.
  • Л. А. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
  • В. Закруткин «Подсолнух».
  • А. Г. Алексин “Очень страшная история”.
  • Л. Улицкая «Восковая уточка».
  • Н. Тэффи “Экзамен” и другие рассказы (только не те, что из программы).
  • М. Зощенко. Рассказы (только не те, что из программы). У Зощенко много интересных рассказов, например, о Лёле и Миньке.
  • Л. Пантелеев. Буква “ты”.
  • В. Каверин “Два капитана”.
  • Рассказы Н. Носова.
  • О. Генри. Рассказы.
  • М. Шолохов Рассказы.
  • А. Аверченко. Рассказы.
  • В.М. Воскобойников “Все будет в порядке”.
  • Ф. Искандер. Рассказы.
  • Булычев К. “Девочка с земли”, “Заповедник сказок”, а также и др.
  • П. Горелик “Семейная реликвия”.

Официальный сайт конкурса “Живая классика” находится здесь.

Что читать на конкурсе чтецов “Живая классика”

Это ежегодный конкурс по чтению вслух прозы на русском языке, который проходит среди школьников во всех регионах Российской федерации, а также за рубежом. Ежегодно в проекте принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России и из 80 стран мира, а за пять лет в «Живой классике» приняло участие более 10 млн. подростков. В рамках конкурса участники в возрасте от 10 до 17 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений не из школьной программы.
Проблема в том, что все меньше остается произведений, которые бы не читались еще. Организаторы даже подготовили список часто исполняемых произведений, за которые жюри не поставит много баллов.

Комментарии

Что бы что-то посоветовать, хорошо бы прочесть этот самый список от столь строгих организаторов.
есть ссылка?

Ссылку не могу дать, мне уже вручили распечатку.

тогда это обширное поле для советов и туда могут попасть не рекомендованные произведения..
как по мне очень выразителен для подобных конкурсов “Буревестник” Максима Горького, там гамма эмоций
Александр Островский, “Гроза”, тоже монологов отличных хватает.
я бы посоветовал произведения Ивана Бунина, Александра Куприна, Константина Паустовского, Андрея Платонова – там можно поискать какой-нибудь монолог или отрывок из текста для конкурса..
Все таки эти авторы мастера слова.

СПИСОК ЧАСТО ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В рамках Конкурса юных чтецов «Живая классика» участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.

В данном списке представлены авторы и произведения, которые оцениваются жюри
в 7 баллов. Баллы могут быть добавлены в том случае, если прочтение классики, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение (плюс от 0 до 3 баллов)

Г. Х. Андерсен
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок»
О. Генри «Дары волхвов»

Русская литература:
Айтматов Ч. «Материнское поле», «Плаха»
Алексиевич С. «Цинковые мальчики»
Васильев Б. «А зори здесь тихие»
Ганаго Б. «Зеркало», «Письмо Богу», «Машенька»
Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Петербургские повести», «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор»
Гончаров И. «Обломов»
Горький М. «Старуха Изергиль»
Горин Г. «Ёжик»
Грин А. «Алые паруса»
Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
Драгунский В. «Тайное становится явным», «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон», «Надо иметь чувство юмора», «Он живой и светится», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», «Чики-брык», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Бы», «Если бы я был взрослым»
Дружинина М. «Гороскоп», «Мой приятель – супермен», «Звоните, вам споют», «Лекарство от контрольной»
Екимов Б. «Говори, мама, говори»
Железников В. «Чучело», «В старом танке»
Закруткин В. «Матерь Человеческая»
Зощенко М. «Аристократка», «Жених», «Калоша»
Карамзин Н. «Бедная Лиза»
Лермонтов М. «Герой нашего времени»
Тэффи Н. «Жизнь и воротник», «Экзамен», «Демоническая женщина», «Катенька», «Счастливая», «Раскаявшаяся судьба»
Носов Н. «Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»
Осеева В. «Динка», «Бабка»
Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
Петросян Т. «Записка»
Пивоварова И. «Сочинение», «О чем думает моя голова», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото»
Писахов С. «Как купчиха постничала», «Громка мода»
Пономаренко Е. «Леночка»
Постников В. «Жених из 3 Б»
Приставкин А. «Фотография»
Пушкин А. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама»
Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
Толстой Л. «Война и мир»
Тургенев И. «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника»
Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»
Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки»
Чехов А. «Каштанка», «Смерть чиновника», «Размазня», «Толсты и тонкий», «Злой мальчик», «Чайка», «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Человек в футляре»
Шолохов М. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Нахаленок»
Яковлев Ю. «Гонение на рыжих», «Игра в красавицу», «Сердце земли», «Девочки c Васильевского острова»

Читать еще:  В чем истинная трагедия печорина. Краткое сочинение "в чем трагедия печорина герой нашего времени"

спасибо зап список.. я уже успел коммент послать выше, не прочтя его..
с Островским таки угадал )

Это список из школьной программы, где все нельзя категорически.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Г. Х. Андерсен
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
Д.Свифт. «Путешествия Гулливера»
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
«Домострой»
«Житие Сергия Радонежского»
«Житие протопопа Аввакума»
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»
«Поучение» Владимир Мономах
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Астафьев В. П. «Стрижонок Скрип», «Капалуха»
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»
Бианки В. В.
Белов В. И. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
Бажов П. П. «Серебряное копытце»
Булгаков М. А.
Бунин И. А. «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
Булычев К. «Путешествие Алисы»
Велтистов Е. С. «Приключения Электроника»
Гоголь Н. В.
Гончаров И. А. «Обломов»
Горький М. «Старуха Изергиль», «Случай с Евсейкой»
Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»
Голявкин В. В. «Никакой горчицы я не ел»
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание»
Дуров В. Л. «Наша Жучка»
Драгунский В. Ю. «Друг детства», «Он живой и светится», «Главные реки», «Что любит Мишка»
Ермолаев Ю. И. «Проговорился», «Воспитатели»
Житков. Б. С. «Храбрый утенок».«Как я ловил человечков», «Про обезьянку»
Зощенко М. М.
Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»
Куприн А. И. «Слон», «Барбос и Жулька»
Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»
Лесков Н. С.
Маршак С. Я.
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш», «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Носов Н. Н.«Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»
Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович», «Городок в табакерке»
Осеева В. А. «Динка»
Пришвин М. М. «Ребята и утята», «Моя родина», «Выскочка», «Осеннее утро»
Паустовский К. Г. «Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Скрипучие половицы»
Платонов А. П.
Пастернак Б. Л. Роман «Доктор Живаго»
Пушкин А. С. «Дубровский» (1832 — 1833), «Капитанская дочка», «Повести Белкина»
Солженицын А. И. «Один день Ивана Денисовича», рассказы
Салтыков-Щедрин М. Е. сказки, роман «История одного города»
Соколов-Микитов И. С. «Листопадничек»

Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
Толстой Л. Н.
Тургенев И. С.
Успенский Э. Н. Крокодил Гена и его друзья
Ушинский К. Д. Рассказы для детей.
Чехов А. П.
Чарушин Е. И. «Страшный рассказ», «Кабан»
Шукшин В. М.
Шолохов М. А. Роман «Тихий Дон», рассказ «Судьба человека»
Шергин Б. В. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»
Шварц Е. Д. «Сказка о потерянном времени»
* Программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы основного общего и начального образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), а также кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения ЕГЭ.

посмотрите орнаментальную прозу Е.Замятина, рассказы А.Грина, М.Горького.
Платонов, наверное, будет сложноват для школьного конкурса?
Посоветовала бы Газданова и Сургучева – очень красивая проза, но это русское зарубежье, кроме того, у Сургучева небезупречная биография.
Как вам Лесков?

К Лескову плюсуюсь. Отличный слог.

Спасибо. Пометила себе в записную книжечку. Есть большой список авторов школьной программы, которых нельзя. У одних – только несколько произведений, а у других весь автор. Вот:
По нему выходит, что Лескова нельзя совсем.

Добрый вечер Натали! Подскажите пожалуйста, как ваши успехи в конкурсе? Что читали? На что обращали внимание жюри?

Могу посоветовать книгу Джерома Сэлинджера “Над пропастью во ржи”

К 75-летию Великой Победы хочу порекомендовать своей воспитаннице “Повесть о Зое и Шуре” Л. Космодемьянской. Как вы оцениваете мой выбор?

Источники:

http://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2020/01/16/teksty-dlya-konkursa-zhivaya-klassika
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2184967-kakoj-otryvok-mozhno-prochitat-na-konkurse-chtecov-zhivaja-klassika.html
http://www.livelib.ru/group/178/post/38617-chto-chitat-na-konkurse-chtetsov-zhivaya-klassika

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии