Мифические персоны дидона и эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы. Миф об Энее и Дидоне, а так же начале вражды Рима с Карфагеном

Мифические персоны дидона и эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы. Миф об Энее и Дидоне, а так же начале вражды Рима с Карфагеном

Мифические персоны Дидона и Эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы

Мифические герои Дидона и Эней будоражили воображение не только древних греков и римлян, но и людей более поздних эпох. Любовная история, воспетая Гомером и Вергилием, неоднократно обыгрывалась и переосмысливалась античными трагиками. В ней историки видели зашифрованный код будущих Пунических войн. Данте Алигьери использовал историю Энея и Дидоны для своих благочестивых назиданий в «Божественной комедии». Но прославил мифическую пару все же английский барочный композитор Генри Пёрселл. Используя «Энеиду» Вергилия, Наум Тейт написал либретто. Таким образом, во второй половине XVII века на свет появилась замечательная опера в трех действиях – «Dido and Aeneas». Кто же такие Дидона и Эней? Боги? Нет. Но и не исторические персонажи. Эти герои вышли из мифа и стали легендой.

История Энея

Великий поэт античности Гомер, живший в восьмом веке до нашей эры, в своем многоплановом эпическом произведении «Илиада» вывел в числе прочих и образ Энея. Этот сын богини красоты Афродиты и земного царя дарданов Анхиса покинул горящую Трою и на двадцати судах уплыл со своими людьми за море. В двадцатой книге «Илиады» описывается его спасение. Он спас из гибнущего города не только свою жену Криспу и сына Юла, но и старика-отца, неся того на своей спине. Эллины, уважая такой поступок, пропустили его. Впрочем, другие античные авторы дают иные версии истории Энея. Лесх описывает, как мифического героя пленил Неоптолем. Арктин считает, что Эней уехал из Трои еще до ее взятия. Гелланик, Лутаций Дафнис и Менекрат Ксантий считали, что именно он сдал город ахейцам. Как бы то ни было, падение Трои послужило причиной дальних странствий племени дарданов. Буря на море отогнала корабли к берегам Карфагена. Таким образом и встретились местная царица Дидона и Эней. Миф повествует, что они полюбили друг друга. Но послушный воле богов Эней остался верным своему долгу. Он должен был основать царство латинян. Чтобы не терзать себя и любимую долгим расставанием, он покинул Карфаген тайно. Дидона, узнав о бегстве Энея, приказала разжечь погребальный костер. Затем она побросала туда вещи возлюбленного и сама кинулась в огонь.

Версия Вергилия

Для Гомера Дидона и Эней – герои второго плана. Древнеримский поэт Вергилий посвящает мифическим героям и их любовной истории больше внимания. Мореплаватель, окутанный завесой тумана, в которую облекла его мать, богиня Венера, входит в Карфаген. Он видит красавицу-царицу и то, что она настроена доброжелательно к членам его команды. Тогда он является ей. На пиру Купидон, приняв облик сына Энея, Юла, прижимается к Дидоне и пускает ей стрелу прямо в сердце. От этого царица безумно влюбляется в троянского героя. Но недолго длилось их счастье. Через год боги послали Меркурия напомнить Энею о его долге – отправиться в Италию и основать новое царство. Судьба, которую, по античным понятиям, невозможно изменить, предначертала Энею брак с Лавинией, дочерью Латина. Чтобы не слышать сетований Дидоны, Эней покидает ее, когда та спала. Проснувшись, царица в отчаянии бросается в пылающий костер. Видя черный дым, поднимающийся над горизонтом, Эней понимает его причину, и сердце его тоскует. Но он следует за своей судьбой.

Читать еще:  Секрет на миллион с яной. Видео: яна рудковская рассказала подробности развода с виктором батуриным

Герои не умирают

Трогательная любовная история с трагическим концом не забылась с падением Римской империи. Овидий Назон сочинил «Письмо Дидоны к Энею» (Героиды VII). Эта мифическая пара стала главными действующими персонажами в трагедии Псевдо-Эврипида «Рес». Дидона и Эней упоминаются и в ряде средневековых поэтических произведений. И если римляне с полной уверенностью считали своим общим предком прославленного мореплавателя, то испанцы почитают своей основательницей царицу Карфагена. Так, по крайней мере, указывается в хронике 1282 года короля Альфонсо Х «Estoria de Espanna».

Политическое переосмысление

В 1678 году известный британский драматург Наум Тейт написал пьесу «Брут из Альбы, или Очарованные любовники», которая позже стала основой для оперы Г. Пёрселла «Дидона и Эней». Либретто полностью переосмысливает любовную историю и делает из нее аллегорию на политические события эпохи английского короля Якова II. Именно его автор выводит в образе Энея. Дидона же, согласно Тейту, – британский народ. Автор пьесы вводит новых персонажей, которые не встречаются у Вергилия. Это Колдунья и ее помощницы – ведьмы. Под ними Тейт подразумевает Папу Римского и католическую церковь. Эти злые существа принимают облик Меркурия и наущают короля предать свой народ.

«Дидона и Эней»: опера Пёрселла

Это произведение считается одним из лучших сочинений барочного композитора. Оригинал партитуры не сохранился, а в начале восемнадцатого века она претерпела множество изменений (была утеряна музыка пролога, нескольких танцев и конец сцены в роще). Это единственное произведение Пёрселла без разговорных диалогов. Впервые опера была исполнена на театральных подмостках Женского пансиона в Лондоне. Это дало музыкальным исследователям право полагать, что Пёрссел намеренно упростил свою барочную партитуру, адаптировав ее для исполнения школьницами. Наиболее популярными отрывками из оперы являются ария «Ах, Белинда» и песенка моряка. Но наиболее ценным, вошедшим в сокровищницу мировой музыки, стал «Плач Дидоны». С отплытием любимого карфагенская царица просит амуров рассыпать на ее могиле лепестки роз, таких же нежных, как ее любовь. Плач Дидоны – ария «Когда меня положат в землю» – ежегодно исполняется в день окончания Первой Мировой войны, на церемонии, которая проходит в Уайтхолле.

Ян и Инь в переосмыслении Иосифа Бродского

В 1969 году для советского правосудия тунеядцем, а для всего остального мира – великим поэтом было написано стихотворение «Дидона и Эней». Бродский в нем лишь косвенно касается сюжета и без того известного мифа. Основной упор он делает на размышлении о диалектическом противоборстве мужского – деятельного и активного – начала, Ян, и эмоционального, женственного Инь. «Великий человек» Эней в своем стремлении вершить судьбы покидает Дидону. А для нее весь мир, вся Вселенная – это только ее возлюбленный. Она хочет следовать за ним, но не может. Это оборачивается для нее мучениями и гибелью.

Мифические персоны дидона и эней, ставшие главными героями легендарной одноименной оперы. Миф об Энее и Дидоне, а так же начале вражды Рима с Карфагеном

Войти

Миф об Энее и Дидоне, а так же начале вражды Рима с Карфагеном.

Существует одна драматичная легенда, ставшая особенно популярной среди римлян в свете трех войн с Карфагеном. Легенда сия дает сказочное объяснение вражде двух народов: римлян и финикийцев. Этот миф нашел отражение в поэме Вергилия «Энеида». Разумеется, поэт описал и божественное вмешательство в ход событий.
Во время морских скитаний корабли Энея* пристали к берегам близ Карфагена, где герой познакомился с царицей Дидоной. Купидон, по просьбе Венеры, пустил свою стрелу прямо в сердце Дидоны, и она влюбилась в Энея. В обществе царицы троянский герой предавался развлечениям и совсем забыл о нуждах своего народа и о том, что должен основать собственное царство согласно пророчеству. Так прошел год, однако Юпитер не желал слияния спасенных им троянцев с тирийцами и укрепления одного лишь Карфагена. Верховный бог послал Меркурия, чтобы тот напомнил Энею о долге перед своим народом и о предначертанном ему великом будущем. Влюблённый Эней страдает, так как не может ни остаться с возлюбленной, ни взять её с собой — по предначертанию судьбы в Лации он должен жениться на Лавинии, чтобы новая династия положила в будущем основание Риму. Чтобы избежать гнева и возможной мести Дидоны, Эней отплыл ночью. Покинутая царица, видя паруса на горизонте, в ярости велит приготовить погребальный костер и сложить в него все вещи, связанные с Энеем, но затем бросается в огонь сама, проклиная троянского вождя и завещая своему народу вечную вражду с троянцами:
«Вы же, тирийцы, и род, и потомков его ненавидеть
Вечно должны: моему приношеньем праху да будет
Ненависть. Пусть ни союз, ни любовь не связует народы!»

Читать еще:  Обрядовые жанры фольклора. Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры

Этот миф получил распространение во время Пунических войн и использовался в качестве своеобразной пропаганды полного и окончательного уничтожения Карфагена.

Сюжет, кстати, неоднократно использовался в изобразительном искусстве. Пара примеров ниже.

Встреча Дидоны и Энея. Натаниел Данс Холланд.

Смерть Дидоны. Картина Дж. Б. Тьеполо.

*Римляне были убеждены, что происходят от потомков троянцев, спасшихся с Энеем.
Согласно легенде, троянский герой Эней смог покинуть Трою перед ее взятием и после долгих морских скитаний осел в Лации.
Плутарх рассказывает нам один из не слишком популярных мифов своего времени, связанных с основанием Рима троянцами:
«…после взятия Трои немногочисленные беглецы, которым удалось сесть на корабли, ветром были прибиты к берегу Этрурии и стали на якорь подле устья реки Тибр. Женщины с большим трудом переносили плавание и очень страдали, и вот некая Рома, по-видимому, превосходившая прочих и знатностью рода и разумом, подала подругам мысль сжечь корабли. Так они и сделали; сначала мужья гневались, но потом волей-неволей смирились и обосновались близ Паллантия, а когда вскоре все сложилось лучше, чем они ожидали, — почва оказалась плодородной, соседи приняли их дружелюбно, — они почтили Рому всевозможными знаками уважения и, между прочим, назвали ее именем город, воздвигнутый благодаря ей. Говорят, что с той поры у женщин вошло в обычай целовать в губы родственников и мужей, потому что, предав корабли огню, именно так целовали и ласкали они своих мужей, умоляя их сменить гнев на милость.»
Самой достоверной считалась легенда о том, что сын Энея, Асканий, основал город Альба Лонга, и с тех пор в Альбе правили потомки Энея, от которых и произошли близнецы Ромул и Рем. Римляне всегда считали Альбу Лонгу некоей мифической прародиной.

Читать еще:  Дополнительная программа "приобщение детей к истокам русской народной культуры". Проект "приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Трагический миф про любовь Дидоны и Энея – начало падения Карфагена

История про несчастную любовь Дидоны(Элиссы) и Энея не известна большему числу читателей и любителей мифов. Отчасти из-за того, что данная легенда не так эпична, как типичные античные мифы , в ней нет масштабных событий, великие герои не бьются с могучими монстрами, боги не плетут свои страшные интриги. Но от этого история не становится хуже, более того, этот миф мне понравился больше, чем любой другой и я расскажу вам, почему .

Дидона или Элисса – первая царица и основательница Карфагена, будущего крупного «игрока» на средиземноморском побережье. Влияние этого государства было столь велико, что фактически с его падения и началось возвышение Рима в Европе. Вообще, противостояние Карфагена и Рима – ключевая веха в истории европейских народов , судьба западного мира сложилась бы иначе, если бы победили карфагеняне.

Почему я рассказываю о столкновении этих двух цивилизаций древности?

Первое знакомство цивилизаций

Суть трагичного мифа в том, что Дидона, основав Карфаген , влюбилась в героя-беглеца из Трои, красавца Энея. Предка Ромула и Рема – основателей Вечного города Рима . У древних народов Европы была традиция приписывать себе в прародители беглецов из Трои , таким «грешили» даже скандинавы, по одной из версий, Один является очередным героем из павшего города.

У царицы Карфагена и Энея тут же вспыхнула любовь , но среди народа появилось много недовольных таким союзом. Люди корили Элиссу за то, что та оскорбила память погибшего супруга романом с чужаком . Могучие ведьмы использовали заклятье и обманули Энея, приказав ему уплыть за море и основать там город. По другой версии, сам Юпитер «отчитал» своего избранника за то, что тот слишком увлёкся чужеземной царевной и забыл свой долг .

Жертва Дидоны

Именно так, с несчастной любви , очередного вмешательства богов или злого колдовства ворожей, началось будущее противостояние двух великих цивилизаций античностиримской и карфагенской . Элисса также была крайне расстроена предательством любимого. Она добровольно рассталась со своей жизнью , прыгнув на меч (в погребальный костёр по другой версии) . Позже Эней встретит любимую в Царстве Мёртвых , но царица сбежит от бывшего возлюбленного, её обида в душе останется навсегда.

Миф послужил основой для четырёх трагедий, десятка опер и нескольких картин . Отличительная черта и особая ценность произведения в том, что одна разрушенная любовь в итоге привела к фатальным последствиям для народа карфагенян в будущем, а ведь всё могло случиться иначе, если бы предок римлян выбрал не долг, а любовь.

Источники:

http://fb.ru/article/144410/mificheskie-personyi-didona-i-eney-stavshie-glavnyimi-geroyami-legendarnoy-odnoimennoy-operyi
http://heihoka.livejournal.com/56058.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca4830571bbe600b33bd118/5db1a3ae0a451800ad98613d

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии