57 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дополнительная программа «приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проект «приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»

Галина Александрова
Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Пояснительная записка.

Основными источниками при разработке рабочей программы стали следующие материалы:

Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998;

И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013;

А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015;

Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова «Календарные обрядовые праздники», Центр педагогического образования, 2007;

Методическое пособие Г. Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», Москва, Издательство «Аркти», 2002;

Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Центр педагогического образования, 2008.

Актуальность программы.

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.

Цель программы.

Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи программы:

формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора. Учить выражать, обогащать словарный запас.

прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые приручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности;

В основы программы положены следующие принципы:

учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;

принцип комфортности образовательной среды;

уважение личности каждого ребенка;

принцип отбора содержания учебного материала.

Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:

желание ребенка посещать занятия кружка;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

наглядность, доступность и мера;

систематичности и последовательности.

Сроки реализации программы:

Изложение материала рассчитано на 3 года.

Работа рассчитана на три возрастные группы:

В 1-й год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете.

2-й год проводится работа по закреплению имеющихся знаний.

3-й год – обобщение и систематизация полученной информации.

Приоритеты данной программы:

Создание атмосферы национального быта

: окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть великого народа;

Широкое использование фольклора

(сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.);

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

, приобщение детей к народной культуре через народные праздник и традиции;

Знакомство с народным искусством

. Важно познакомить детей с народным прикладным искусством, зодчеством и архитектурой. Особое внимание уделить знакомству с декоративной народной росписью, т. к роспись способна увлечь ребенка своей гармонией, ритмом, наивностью, что так близко к детскому мироощущению.

Знакомство с русскими народными играми.

Ожидаемые результ

Воспитанники детского сада:

Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» В рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры было проведено много ярких, самобытных,.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории.

Приобщение детей к истокам народной культуры. Конспект занятия «Русская матрешка» Народная культура и традиции. «Русская матрешка» Программные задачи: познакомить детей с народной игрушкой — матрешкой; формировать понятие,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.

Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.

Проект «Бабушкин сундук» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим.

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБОУ «Георгиевская СОШ» Группы дошкольного образования Программа профессионального развития Тема самообразования: «Приобщение детей.

Заметка «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Заметка»Приобщение детей к истокам русской,народной культуры» Воспитание у детей любви к своей родине,приобщение детей к истокам русской.

Дополнительная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цели и задачи программы
  4. Принципы построения программы
  5. Направления работы
  6. Компоненты патриотического воспитания
  7. Методы
  8. Учебный план
  9. Основные тематические направления программы

13.Перспективный план работы с родителями

  1. Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы

16.ПРИЛОЖЕНИЕ. Методическое обеспечение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения

о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность:

  • Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи программы: Воспитательные:

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
  • ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
  • создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам.

Принципы построения программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип целостности — формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
  • Принцип доступности — предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • «позитивный центризм»(отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подходк каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Принцип конструктивизма — особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
  • воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Компоненты патриотического воспитания:

  • Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
  • О культуре народа, его традициях, творчестве
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
  • Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительныечувства ребенка к окружающемумиру)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
  • Интерес к жизни родного города и страны
  • Гордость за достижения своей страны
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
  • Восхищение народным творчеством
  • Любовь к родной природе, к родному языку
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
  • Деятельностный(отражение отношения к миру в деятельности)
  • Труд
  • Игра
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Познавательная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
  • Расширение кругозора детей через музей тряпичной куклы и быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Методы:

  • словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
  • наглядный:показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
  • практический:создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
  • игровой:создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
  • исследовательский:выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.

Программа предусматривает проведение различных видов занятий — игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.

Проект Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Аннотация проекта «…Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Д.С.Лихачёв

Актуальность Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи: Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре. Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл. Укрепление единого взгляда детского сада и семьи на сущность данной проблемы. Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию. Активизировать речь, расширять словарный запас детей.

База проведения: Детский сад № 106 ОАО «РЖД» Участники проекта: Воспитанники старшей группы Воспитатели Родители Срок реализации: 2015-2016 учебный год

Гипотеза проекта: Систематическое приобщение дошкольников к истокам русской культуры в ДОО, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников . Предполагаемый результат проекта: Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Формирование чувств национального достоинства. Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей. Широкое использование всех видов фольклора. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре

КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ : Единство действий участников воспитательно-образовательного процесса Интегрирование педагогического процесса с использованием современных технологий Создание комфортной психологической обстановки Усовершенствование развивающей предметно- пространственной среды

Приоритетные направления деятельности: Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях русского народа, специфике их культуры и ценностей и т.д.). Эмоциональное воздействие (в процессе реализации поставленных задач через разные виды деятельности с целью вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства). Развития самосознания ребенка (знания, полученные ребенком должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении, отражены в продуктивной и самостоятельной игровой деятельности). Создание единого пространства (повышение педагогической и духовной культуры родителей, привлечение их к сотрудничеству в решении данной проблемы).

Заключительный май Подготовительный сентябрь-октябрь Основной ноябрь-апрель

Подготовительный этап Изучение литературы по данному вопросу, разработка программы по кружку «Диалог культур» кружок Диалог культур.docx Проведение педагогической диагностики, анкетирование родителей. Создание развивающей предметно- пространственной среды. РППС.ppt

Основной этап внедрение календарно- тематического планирования по работе с детьми в НОД и режимных моментах; работа проводилась по принципу систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; повторение усвоенных знаний, правил и норм. Формы работы: Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные. занятия в уголке русского быта.ppt Развлечения. Досуги. Русские народные праздники.нод.ppt Игровая деятельность. Работа с родителями консультация.doc народные игры в жизни детей.docx

Заключительный этап Проведение педагогической диагностикиметодика проведения диагностики.docx Анализ работы Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми Представление документации и материалов по проекту.

Полученные результаты работы

Результаты проекта Создана развивающая предметно-пространственная среда русской культуры в виде мини-музея «Русская изба», где собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь; Сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа; Создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству; Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений. Разработана программа кружка «Диалог культур» для всех возрастных групп. программа кружка Диалог культур.docx

Информационные ресурсы Болотова Л. А., Шарпак Л. А. Методическое обеспечение программы поликультурного образования детей 3-7 лет «Диалог культур» 3 части., ОАО «Кубанское полиграфическое объединение», 2014. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно — методическое пособие. – 2. Изд.,- СПб: Детство – пресс,1998 Куликовская. И.Э., Чумичева Р.М. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира — М.: Педагогическое общество России, 2004. Микляева Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ – М.: Творческий центр Сфера, 2012 www.detsad-kitti.ru www.openclass.ru www.festival.1September.ru

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Мясникова Кристина Ивановна
  • Написать
  • 1226
  • 11.12.2017

Номер материала: ДБ-948588

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 11.12.2017
  • 3099
  • 11.12.2017
  • 2689
  • 11.12.2017
  • 488
  • 11.12.2017
  • 181
  • 11.12.2017
  • 531
  • 11.12.2017
  • 166
  • 11.12.2017
  • 349
  • 11.12.2017
  • 213

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-po-priobscheniyu-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kulture-ruskaja-izba.html
http://ramdou31.edumsko.ru/activity/educational_program/post/157742
http://infourok.ru/proekt-tema-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kulturi-2370489.html

Читать еще:  Рождённые Терпсихорой: Как сложились судьбы детей Айседоры Дункан. Айседора Дункан: история жизни танцовщицы
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector