5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литературоведческий анализ художественного произведения пример. Анализ художественного произведения по экспериментальной методике

Содержание

Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 31.07.2015 2015-07-31

Статья просмотрена: 4280 раз

Библиографическое описание:

Юсупова Ф. М. Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 692-694. — URL https://moluch.ru/archive/95/21365/ (дата обращения: 14.02.2020).

Задача и цель литературного образования — приобщение студентов к лучшим образцам родной и мировой литературы, формирование духовной и эстетической культуры студентов, развитие их творческих способностей. Благодаря литературному анализу, они начинают воспринимать художественное произведение как искусство слова, как воспроизведение действительности, как образное выражение мира. Через осознанное чтение художественного произведения они получают духовное удовлетворение. Через литературные знания проходит понимание поэтики произведения, подготавливает студентов эстетическому восприятию прекрасного, достигает формирование нравственно-эстетического мировоззрения студентов, интуитивное понимание художественного осмысления авторской идеи.

Художественное произведение представляет собой сложное многообразное единство взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих друг с другом компонентов, которые составляют художественную целостность произведения.

Проблема научного анализа художественного произведения — одна из самых сложных теоретических проблем литературоведческой науки. Методы анализа художественного произведения на практических занятиях были разработаны многими учёными — литературоведами и методистами. В русской литературоведческой науке наблюдаются в основном следующие типы анализа: целостный анализ, структурный анализ, имманентный анализ и проблемный анализ.

Методике анализа художественного произведения на филологических факультетах вузов студенты приобщаются с 1-го курса. Дисциплины «Практикум по русской литературе и выразительное чтение», «Введение в литературоведение» знакомят студентов–словесников теоретическими вопросами литературоведения. В отличие от лицейской программы изучение истории литературы и литературоведческих понятий этот курс обучает студентов многоплановому анализу художественного произведения. Однако, обладая теоретическими знаниями литературного анализа, студенты затрудняются при этом глубже вникнуть в художественную ткань произведения — анализируя поэтический синтаксис, они должны определить стиль автора, лексические богатства языка, сюжет и композиции произведения, образную систему, портретную характеристику героя, речь персонажей, функции пейзажа, жанровую природу произведения, особенности формирования художественного метода автора и т. д.

Поэтому во избежание ошибок при литературном анализе художественного произведения наряду с историко-литературным понятием необходим системно-функциональный подход. Для этого следует элементарное определение художественного целого, как сложного единства составных частей с учётом индивидуальных особенностей каждого произведения, так и стиля каждого автора. Осуществляя анализ художественного произведения, студенты при помощи полученных знаний и навыков теоретического материала могут раскрыть индивидуальные особенности стиля автора.

Современное состояние методики анализа художественного произведения требует более чуткого подхода к данной проблеме. Так как, многие студенты иногда ограничиваются лишь пересказом содержания и перечислением образов произведения. Преподавание курса «Введение в литературоведение» помогает им усвоить теоретические и практические навыки понимания и анализа художественного произведения. Благодаря полученным знаниям на лекционных занятиях, они могут самостоятельно работать над текстом, так как самостоятельное чтение и анализ художественного произведения развивает в них творческую мыслительную способность, влияет на формирование аналитических литературоведческих способностей, которое необходимо им в последующих этапах обучения в вузе.

При анализе художественной темы произведения следует исходить, как и из идейности, так и структуры его в целом, которые можно раскрыть, применяя синтезированные стили контекстуального и имманентного анализа, способами которых и мы пользуемся при интерпретации текста произведения.

Способы анализа художественного произведения, которые применялись в основном в литературоведческой науке и школьной практике — целостный, анализ системы образов и проблем, разработанный В. Г. Маранцманом в 70–80-х годах XX столетия использованы многими учёными исследователями, критиками, а так же методистами — словесниками. При каждом виде использованы анализ, и синтез части произведения. Следует отметить, что при использовании, какого–либо одного вида анализа интерпретатор не получает желанного результата. Это было указано Э. А. Войтовской и Э. М. Румянцевой. Развивая мнение Маранцмана, они пришли к выводу, что целостный анализ может затруднять выход к общей концепции произведения. Анализ по образам, не правильно примененный, уводит от целостной стороны произведения, проблемный анализ может привести к «отрыву» от произведения, уходу от непосредственного эстетического переживания текста в область отвлеченных идей они предпочитают для изучения произведения на практических занятиях в вузе проблемный анализ: «Важно сформулировать вопрос так, чтобы полный ответ на него получался непременно в результате исследования художественной структуры произведения в тесном единстве с его содержанием. Проблемный анализ, активизируя участников занятий, помогает ставить и решать серьёзные вопросы творческого сознания писателя, развитие литературы определённого времени»

Одним из новейших теоретических трудов является книга Есина А. В. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения».

Не умаляя каждого компонента в литературном произведении, литературовед раскрыл суть философского осмысления конкретных задач, поставленных в нём, постарался объяснить особенности эстетического воздействия произведения, эстетику автора как основополагающие темы раскрытия понятий.

Именно вопрос об уточнении эстетику автора является сложным для студентов и поэтому при изучении курса «Введение в литературоведение» основы методологического характера совмещаются с изучением истории литературы.

Читать еще:  Так что же танцуют «Kazaky»: Wacking (Вакинг) или Voque (Вог)? Танцы Tyrone Proctor - знаменитый танцор.

Для определения художественной специфики отдельно взятого произведения необходимо также анализировать его в сравнительном контексте.

В «Словаре литературоведческих терминов» композиция выделяется как построение художественного произведения, определённая система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Логическая последовательность расположения компонентов сюжета — экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки — относиться к композиции произведения. Как видим анализ сюжета вне композиции, а композиция без раскрытия сюжета немыслима. Они связаны друг с другом, и в произведении воплощаются гармонично.

При изучении литературоведческих понятий студентам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приёмами и способами эффективной работы над художественным текстом.

Самостоятельно–учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компонент. Овладевая всё более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к анализу художественного произведения.

Целевые и исполнительные компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, которые содействуют развитию творческой мыслительной способности студентов.

1. Введение в литературоведение (Под. ред. Поспелова Т. Н.) 3 изд. — М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Хрестоматия. (Под. Ред. Николаева П. А.) 3 изд. Испр и доп. — М., 1997.

3. Войтовская Э. Л., Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX века.- М., «Просвещение», 1975.

4. Есин А. В. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. — М., 1998.

5. Литературное произведение: основные понятия и термины. (Под. ред. Чернец Л. В.) — М., 2000.

6. Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения и другие пути школьного разбора. // «Литературе в школе», 1972, № 3.

Как делать анализ художественного произведения?

На примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru .

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

Читать еще:  Анна Банщикова: роль жены для меня на последнем месте. «И тонула в ледяной воде, и с вертолёта прыгала»: Анна Банщикова об «ужасах» и радостях актёрской профессии Мне приятно, когда меня не узнают

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Анализ художественного произведения на уроке чтения

Анализ художественного произведения –это второй этап работы над художественным произведением. Он равен двум этапам урока: постановке учебной задачи анализа и повторному чтению по частям и самому анализу.

Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из со­держания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», т.е. производится анализ прочитанной части. Ана­литическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуще­ствляется по трем уровням:фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа — постановкавопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме системы вопросов (беседы), в ходе анализа могут быть ис­пользованы и другие приемы (виды) работы с текстом:

· выборочное чте­ние (ответ на вопрос словами текста),

· устное словесноеиллюстрирование (нарисуйте словами картину, которую представили себе),

· работа с иллюстрацией (рассмотрите и ответьте на вопросы по иллюстрации),

· рабочая закладка(специальные листы, на которых в процессе анализа учащиеся ведут записи),

· прием возврата(вспомнить произведения на ту же тему),

· стилистический эксперимент (замена или пропуск авторского слова).

В некоторых случаях проводится чтение по ролям, а в старших классах начальной школы — поста­новка вопросов к тексту самими учащимися (этому нужно учить!). По­следний прием может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми и показателем уровня их литературного развития.

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарно-лексическая работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоз­дающее воображение детей, помогает уяснить авторское отно­шение к изображаемым событиям.

Помните, что словарно-лексическая работа проводится только на двух этапах урока литературного чтения: в подготовительной работе (объяснение значений слов, без которых невозможно целостное восприятие текста) и в процессе повторного чтения (уточнить понимание значений слов помогает контекст).

Примерные вопросы при анализе художественного произведения

О теме и проблемах

· О чем это произведение?

· Почему оно так называется?

· Какие вопросы (мысли) возникли у вас при повторном чтении (слушании)?

· Где и когда происходят события?

· С чего все началось?

· Как развивались действия?

· Какое событие главное?

· Какой эпизод при повторном чтении вас больше всего взволновал?

Об образах героев.

· Кто действует в произведении?

· Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили (опора на текст).

· Какие поступки совершал?

· Почему он так поступал? Что из этого вышло? Оцените поступки героя.

· Что о нем говорят другие персонажи?

· Что думает о нем автор? Как автор дает нам понять свое отношение к герою?

· Кто вам понравился и не понравился?

· Почему? Докажите текстом произведения.

· Опишите картину (предмет, обстановку и т.д.).

О композиции ( с учетом жанра)

· Из скольких частей состоит произведение?

· Что главное в каждой части?

· Как ее озаглавим?

· О ком и о чем рассказывается подробно?

· О ком и о чем кратко?

· Найдите части текста в соответствии с жанром художественного произведения:

· в рассказе — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

· в сказке – зачин, повторы, концовка,

· в басне – мораль.

О языке (изобразительные средства языка автора).

· Какое настроение вызвало у нас прочитанное? Какими словами автор создает это настроение?

· Веселое или грустное произведение читаем?

· Какие слова и предложения говорят об этом?

· Какие слова вас затруднили? (Объяснение.)

· Какие выражения автора особенно помогли представить обстановку, героев?

· Каких слов больше всего в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения?

О жанре (обращаем внимание на форму литературного произведения).

· Что вы читали: рассказ? сказку? стихотворение? или другое?

· На какие части и слова обратили особое внимание?

· Что вам больше всего запомнилось в произведении?

· Какой совет дает автор, сочинив басню, сказку, рассказ…?

· Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения?

· Какое настроение вам передалось?

· Какое желание возникло?

· В каком предложении заключается смысл (идея произведения)? Докажите.

Перед повторным чтением текста детьми учитель ставит УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА – вопрос, на который дети не смогут ответить, не обратившись к тексту, проблемный вопрос (может быть 2 и более вариантов ответа), задание, которое учащиеся не смогут выполнить без повторного (углубленного) чтения произведения.

Читать еще:  Переезд в новую квартиру: приметы, ритуалы, правила перевозки и разгрузки вещей. Ритуалы и обряды для переезда в новый дом

В конспекте урока учебная задача обычно формулируется так: «Давайте еще раз прочитаем произведение (назвать его) и в процессе обсуждения попробуем ответить на вопрос… ИЛИ поймем, кто был прав… ИЛИ подготовимся к выполнению задания…».

1.С чем связано название произведения: с темой или идеей?

2.На протяжении рассказа герой меняется. Давайте проследим, как это описывает автор, и составим его характеристику.

3.При ответе на вопрос наши мнения разделились. Давайте докажем текстом свою точку зрения.

4.Будем читать текст и выделять те слова и знаки препинания, которые помогут нам подготовиться к выразительному чтению (или чтению в лицах, или к инсценировке…).

5.Давайте сравним данное произведение с прочитанным ранее: чем они похожи, чем отличаются (можно сравнивать произведения разных авторов по одной теме или проблеме или два произведения одного автора).

6.Почему народ сложил об этом герое сказку (былину)?

7.Прочитаем статью, разделим ее на части, составим план и будем учиться пересказывать текст по плану.

8.Анализируя произведение, будем готовиться к творческому пересказу :от лица разных героев; составим сценарий фильма; разработаем костюмы для героев; нарисуем декорации к театральной постановке…

Виды анализа:

1. Стилистический (языковой) анализ — как в подборе слов-образов выявляются авторский чувства. «Толковать образы, а не слова!».

2. Проблемный анализ — анализ проблемных вопросов и ситуаций (имеют несколько ответов и решений). Есть ситуации, герои, которые можно понять по-разному. Вопросы должны быть увлекательными и содержать противоречия.

3. Анализ развития действия – работа над сюжетом , главой, эпизодом, композицией (экспозиция-завязка-развитие действия- кульминация- развязка)

4. Анализ художественных образов – характеристика образов (характер героя, почему так поступает и что из этого получается). Роль природы и других действующих лиц в жизни героя.

Принципы анализа художественного произведения

(Общие положения, помогающие методически грамотно построить анализ конкретного текста):

1. Принцип целенаправленности – связан с освоением художественной идеи изучаемого произведения. Каждый из вопросов по тексту преследует определенную цель, является шагом на пути освоения идеи. Учитель должен понимать, на какие знания опирается ребенок, обдумывая ответ, какие читательские и речевые умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей логической цепи анализа.

2. Принцип опоры на целостное восприятие, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного – термин «целостное восприятие» в данном случае обозначает, что текст произведения должен быть воспринят учеником ЦЕЛИКОМ, без адаптации. Анализ какой-либо части текста, не прочитанного до конца, не может привести к понимаю идеи. Поэтому анализ является ВТОРЫМ этапом работы над художественным произведением и проводится после первичного синтеза.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия – учащиеся начальных классов видят в книге (произведении) прежде всего объект изображения (сюжет, героев), а не само изображение (те слова, которые выбирает автор описывая действие или героев). Поэтому учителю важно направить внимание учащихся на авторское слово, учить понимать, почему автор выбирает именно такие слова для передачи своих мыслей и чувств.

4. Принцип учета потребностей ребенка разобраться в прочитанном – у младших школьников нет потребности перечитывать текст, поэтому перед повторным чтением необходимо поставить УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА . Цель данного этапа урока – пробудить потребность в перечитывании и обдумывании текста (создание мотивации).

5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения – в процессе повторного чтения текста непосредственно детьми создаются условия для более внимательного отношения к отдельным деталям художественного произведения (сюжету, композиции, героям, изобразительным средствам). Учитель должен увлечь учащихся аналитической работой.

6. Принцип единства формы и содержания – анализу подлежит не жизненная ситуация, а ее изображение автором. Учет данного принципа требует от учителя тщательного обдумывания вопросов и заданий : что или кого описывает автор? Какими словами?

7. Принцип избирательности – на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а только те, которые в изучаемом произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор вида анализа и приемов работы с текстом зависит от особенностей текста (жанра, проблематики, героев).

8. Анализ должен быть целостным – это означает, что художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею (анализ пейзажа, поступков персонажей и т.п. рассматривается в его отношении к идее).

9. Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка – в процессе анализа учащиеся наблюдают за спецификой литературного произведения. Это способствует формированию начальных литературоведческих представлений о жанре, композиции, эпитетах, метафорах, олицетворениях и т.п. и читательских умений: делить текст на части, составлять план, отвечать на вопросы учителя словами текста, пересказывать текст, давать характеристику литературному герою и т.п.

В процессе анализа происходит совершенствование навыка чтения благодаря многократному возвращению к тексту. Важно, чтобы перечитывание носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту.

В этом случае изменяется мотивация деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, как это было в период обучения грамоте, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, пережить эстетическое удовольствие от процесса чтения (восприятия искусства слова).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источники:

http://moluch.ru/archive/95/21365/
http://adukar.by/news/kak-delat-analiz-hudozhestvennogo-proizvedeniya
http://cyberpedia.su/14x12f11.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector