Анализ детского рисунка по комаровой. Диагностика художественно-творческого развития детей в детском саду

Анализ детского рисунка по комаровой. Диагностика художественно-творческого развития детей в детском саду

Методика диагностики изобразительной деятельности дошкольников (Комарова, Т.С.)

Критерии и показатели, используемые при анализе продуктов деятельности (рисунков).

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

2. Передача формы:

· Форма передана точно.

· Есть незначительные искажения.

3. Строение предмета:

· Части расположены верно.

· Есть незначительные искажения.

· Части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

· Пропорции предмета соблюдены.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

a) Расположение изображений на листе.

· На полосе листа.

· Не продумана, носит случайный характер.

b) Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину.

· Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

· Движение передано достаточно точно.

· Движение передано неопределенно, неумело.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

a) Цветовое решение изображения.

· Передан реальный цвет предметов.

· Есть отступления от реальной окраски.

· Цвет предметов передан неверно.

б) Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

· Многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.

· Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно.

· Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Критерии и показатели для оценки проявления творчества в детском рисунке:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

· форма передана точно – 3 балла;

· есть незначительные изменения – 2 балла;

· искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

Обработка результатов диагностики

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, т.е. составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему (табл.2). Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части, т.е. общее количество детей разделить на три подгруппы (по числу набранных баллов). Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных баллов). Можно составить сводную таблицу (табл.1), в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Читать еще:  Лепс пьяный чуть не упал со сцены. Стало известно, почему григорий лепс упал на сцене во время концерта

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:

1. Предметное рисование

А) форма передана точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В)строение передано не точно– 1 балл

А) пропорции переданы точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

2. Сюжетное рисование

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла

В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл

А) движение передано достаточно четко – 3 балла

Читать еще:  Где родился гаршин. Гаршин всеволод михайлович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Б) движение передано неопределенно – 2 балла

В) изображение статичное – 1 балл

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла

В)Предметы не имеют связей– 1 балл

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл

3. Декоративное рисование

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла

Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла

В) композиция не верна – 1 балл

А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла

Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла

В) не владеет кистью – 1 балл

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла

Б) некоторые элементы не удались – 2 балла

В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла

В) цвет не соответствует действительному – 1 балл

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов – 39, минимальное – 13.

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:

А) характер линии

1)слитная – 3 балла

2) прерывистая – 2 балла

3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл

1) средний-3 балла

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла

3) слабый (иногда еле видный)-1балл

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 3 балла

2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл

2. Регуляция деятельности

А) Отношение к оценке взрослого

1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)– 1 балл

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1)адекватна – 3 балла

Читать еще:  Пусть говорят — Любовный треугольник Александра Носика (25.05.2017). Кто останется с Носиком? (Любовный треугольник Александра Носика) Александр носик в программе пусть говорят

2) неадекватна – 2 балла

3) отсутствует – 1балл

3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться

А) к предложенному заданию

Б) к процессу деятельности

В) к продукту собственной деятельности

3. Уровень самостоятельности

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

4. Творчество

1) самостоятельность замысла

2) Оригинальность изображения

3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.

Карта анализа НОД. Предлагаю вашему вниманию карту анализа непосредственно образовательной деятельности, которую я использую в своей практике. КАРТА АНАЛИЗА.

Критерии оценивания центров речевого развития детей в рамках смотра-конкурса ПОКАЗАТЕЛИ СМОТРА – КОНКУРСА Центров речевого развития детей Предлагаю Вашему вниманию показатели смотра – конкурса центров речевого развития.

Диагностический материал по художественно-творческому развитию дошкольников

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Сабаева Марина Александровна
  • Написать
  • 13380
  • 15.03.2018

Номер материала: ДБ-1324959

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 15.03.2018
  • 222
  • 15.03.2018
  • 148
  • 15.03.2018
  • 2149
  • 15.03.2018
  • 172
  • 15.03.2018
  • 229
  • 15.03.2018
  • 171
  • 15.03.2018
  • 143
  • 15.03.2018
  • 142

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://studopedia.net/8_13915_metodika-diagnostiki-izobrazitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-komarova-ts.html
http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-urovnja-ovladenija-izobrazitelnoi-dejatelnostyu-i-razvitija-tvorchestva-po-programe-t-s-komarovoi.html
http://infourok.ru/diagnosticheskiy-material-po-hudozhestvennotvorcheskomu-razvitiyu-doshkolnikov-2745780.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии