Консультация (старшая, подготовительная группа) на тему: Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей. Народы мира, разнообразие стран

Консультация (старшая, подготовительная группа) на тему: Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей. Народы мира, разнообразие стран

Знакомство детей старшего дошкольного возраста со странами мира

Первые представления ребёнка о себе, об окружающем его мире обычно очень разрозненны и бессистемны. Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира, Мы считаем, что ценностными ориентирами в наше время должны стать ненасилие, мир, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности – жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, способности к межкультурному диалогу, к установлению культуры мира. Это является актуальной проблемой на сегодня.

Наши воспитанники, как и многие их сверстники, много путешествуют. Вместе со своими родителями дети путешествуют по памятным местам нашей родины, а также отдыхают во многих зарубежных странах, поэтому предпочтение в выборе стран для знакомства их с детьми мы отдали тем странам, где дети уже бывали. Это Россия, Греция, Белоруссия, Казахстан, Германия, Франция, Англия, Китай, Египет, Индия ( в нашем городе проживают семьи индийских моряков; подводные лодки ВМФ Индии ремонтируют и модернизируют в нашем городе, а дети моряков посещают наши детские сады и школы).

Знакомство детей со странами и народами мира необходимо было начать с организации предметно-развивающей среды. Для этого в дошкольном учреждении был начат сбор материалов на данную тему:

– подбор иллюстраций, картинок, фото (национальный костюм, флаг и герб страны, известные памятники, достопримечательности и др.);
– подбор произведений мировой художественной культуры (сказки, стихи, фольклёр народов мира);
– подбор подвижных игр разных стран;
– подбор интересной познавательной информации о столицах государств, полезных ископаемых, традициях народов, основных достопримечательностях.

Также в помощь детям по данной проблеме можно считать организацию познавательно-исследовательского комплекса:

– музей «Русская изба»;
– создание в группах старших дошкольников центров «Я живу в России»;
– создание познавательных журналов «Вокруг света»;
– организация мастерской «Наши руки не для скуки»;
– создание коллекций камней, игрушек, сувениров, фото, привезённых из дальних путешествий;
– организация и проведение на заключительном этапе работы музыкального фестиваля «Дружат люди всей Земли».

Посещением музея «Русская изба» начинается знакомство детей с жизнью, традициями, бытом русских семей в прошлые времена. Тут детям предлагается увидеть простоту и красоту предметов домашнего обихода – посуду, охотничьи принадлежности, одежду, обувь, детские игрушки того времени (шаркунки, тряпичные куклы), дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, с лучшими образцами русского декоративно-прикладного искусства ( северная резьба по кости, мезенская роспись, предметы обихода из бересты – туеса, лукошки, каргопольская игрушка, лоскутное шитьё).

Создание в группах центров «Я живу в России» помогает детям познакомиться с символикой России, народами и народностями, проживающими на территории России, предметами народных и современных промыслов, с произведениями современных детских поэтов и писателей.

Создание журналов «Вокруг света» является совместной деятельностью педагогов, детей и родителей, так как размещённый здесь материал является результатом совместного поиска. Вся информация расположена по порядку: символика, национальный костюм, месторасположение на карте мира, климатические и ландшафтные особенности, полезные ископаемые, достопримечательности, традиции, произведения устного творчества и авторские. Усваивать ценности, значимые для всех людей, наши педагоги учат детей в процессе творческой деятельности, которая формирует мировоззренческую позицию – понимание добра и зла, справедливости; понятия «сходство» и «различие» вещей, животных, людей, единство и многообразие окружающего мира.

Работу по знакомству детей со странами и народами мира также можно проводить и в продуктивной деятельности: аппликации, конструировании, рисовании, используя все доступные средства изображения. Здесь детям предлагается создание работ с символичной тематикой: «Во поле берёзка стояла», «Индийский слон», «Египетские сандалии» и др.

Наш детский сад работает по программе «Радуга», поэтому создание коллекций камней, ракушек, сувениров, привезённых из дальних путешествий, помогает педагогам реализовывать программу. А заключительный музыкальный фестиваль «Дружат дети всей земли» является итогом всей работы по знакомству старших дошкольников со странами и народами мира. На фестивале дети исполняют песни и танцы народов мира, закрепляют полученные знания, играют на национальных инструментах.

Читать еще:  Понятие русская классическая литература. Отрывок, характеризующий Классическая литература

Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.

Далее мы предлагаем примерное перспективное планирование по теме «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со странами и народами мира», которое предполагает деятельность в старшей и подготовительной группе. Образовательная деятельность проводится в течение двух недель в рамках данной проблемы с использованием изготовленного методического оборудования.

Примерное перспективное планирование по теме: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со странами и народами мира».

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста со странами( Россия, Германия, Франция, Англия, Казахстан, Белоруссия, Греция, Египет, Индия, Китай и народами, их населяющими.

– вызвать интерес к жизни народов других стран,
– познакомить с элементарными представлениями о стране,
– воспитывать уважение к народам различных стран, их обычаям, устоям, особенностям.

Задачи (старшая группа):

– дать представление о стране и её природных богатствах: реках, морях, горах, Познакомить с флорой и фауной.
– познакомить с национальным костюмом.
– познакомить с литературой и устным народным творчеством.
– развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности через знакомство с народными промыслами.
– познакомить с подвижными играми народов мира.

Задачи (подготовительная группа):

– познакомить с традициями народов мира и достопримечательностями стран.
– продолжать знакомить с устным народным творчеством и произведениями писателей и поэтов стран мира.
– продолжать развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности. Продолжать знакомить с народными промыслами.
– продолжать знакомить с подвижными играми различных народов.
– познакомить с символикой, геральдикой стран, географическим положением на карте мира.

Понедельник – Россия.
Вторник – Белоруссия.
Среда – Казахстан.
Четверг – Германия.
Пятница – Франция.

Понедельник – Англия.
Вторник – Греция.
Среда – Египет.
Четверг – Индия.
Пятница – Китай.

(образовательная деятельность интегрируется со следующими образовательными областями: познание + физическая культура + чтение художественной литературы + музыка + художественное творчество).

Понедельник – аппликация способом обрывания «Во поле берёза стояла».
Вторник – аппликация «Рушник».
Среда – оригами «Тюбетейка».
Четверг – рисование «Моя семья».
Пятница – оригами «Галльский петушок».

Понедельник – аппликация «Лондонский зоопарк» (вырезывание зверей по шаблонам).
Вторник – лепка «Кувшин».
Среда – конструирование из бумаги «Египетские сандалии».
Четверг – лепка «Слон».
Пятница – рисование путём смешивания красок «Лотос».

Понедельник – Россия.
Вторник – Белоруссия.
Среда – Казахстан.
Четверг – Германия.
Пятница – Франция.

Понедельник – Англия.
Вторник – Греция.
Среда – Египет.
Четверг – Индия.
Пятница – Китай.

(образовательная деятельность также интегрируется со следующими областями: познание + музыка + чтение художественной литературы + художественное творчество + физическая культура).

Понедельник – аппликация из геометрических форм «Лоскутное одеяло».
Вторник – рисование «Зубры в Беловежской пуще».
Среда – аппликация «Поясок».
Четверг – рисование по сказкам «Кот в сапогах», «Бременские музыканты».
Пятница – художественное вырезывание «Кружевной воротничок» (из гармошки).

Понедельник – конструирование из бумаги «Замок».
Вторник – конструирование из бросового материала «Парусник».
Среда – конструирование из развёртки «Пирамида».
Четверг – конструирование из бросового материала « Браслеты».
Пятница – конструирование из бумаги и рисование «Роспись веера».

Читать еще:  Значение выражения «на чужой роток не накинешь платок. На чужой роток не накинешь платок

Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с многообразием стран и народностей

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает «первые шаги» на пути постижения мира. На этом возрастном этапе он «открыт» тому, что его окружает, достаточно быстро накапливает как эмоциональный, так и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Дошкольник познаёт мир посредством чувственных ощущений, игры, движения, фантазии, общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействия с информацией. Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир, и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Свою национальность почти половина детей осознает к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств это происходит обычно раньше, чем у русских. К сожалению, часто о своей национальности дети узнают не из уст родителей, а через так называемые межнациональные конфликты: почти 19% корейских, 16% еврейских, 12% армянских, 8% таджикских детей, проживающих в России узнали о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались с ними из-за их национальности . При этом во всех опрашиваемых группах высок процент тех, кто испытывал стыд за людей своей национальности: школьники очень остро реагируют на неблаговидные поступки соплеменников и резко осуждают их.

В законе РФ “Об образовании” говорится: “Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. ” (ст. “Принципы государственной политики в области образования”). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: “В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям”. И далее: “Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей”.

Для того, чтобы работа по ознакомлению дошкольников с многообразием стран и народностей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

– проведение подвижных игр народов мира;

– проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

– театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
– изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; — знакомство детей с традициями народов разных стран, с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народы мира» с применением презентации в подготовительной группе

Елена Коваленко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народы мира» с применением презентации в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе.

Воспитатель Коваленко Елена Борисовна.

Цель: формировать представление о многообразии стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

Читать еще:  Результаты гослото 7 из 49 архив тиражей. Секреты прогнозирования в Гослото: выбор номеров

Оборудование: магнитофон, записи национальных мелодий, картинки «Национальные костюмы», глобус, ноутбук, мультимедийный проектор.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

• Ребята, какие вы знаете страны? (Америка, Франция, Англия и т. д.)

• Давайте поиграем в игру «Кто где живет?». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет: Америка – американцы; Россия – россияне; Англия – англичане; Франция – французы; Индия – индийцы; Китай – китайцы. Вьетнам. Корея. Ирландия. Испания. Италия. Куба и т. д.

Прослушивание национальных мелодий

Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, кушанья, обычаи, песни, танцы. Многие мелодии мира вам знакомы и очень нравятся. Давайте послушаем, и вы их сразу узнаете. (Звучат мелодии финской польки, сиртаки. ламбады и т. д.)

Беседа- рассуждение «Чем похожи дети всех стран»

• Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (ответы детей)

• Конечно, очень мною общего у вас и детей других стран. Вес дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, любят бегать, играть, шалить, смотреть мультики, заниматься спортом.

• Вы любите слушать сказки зарубежных писателей’? Какие сказки вы знаете? (ответы детей) А дети других стран с удовольствием слушают русские народные сказки. Вы все с удовольствием смотрите диснеевские мультфильмы. А наш мультфильм «Ну, погоди!» смотрят дети других стран. В какие игры вы поиграли бы с ребятами других стран’? (ответы детей) Есть много интересных игр, но самое главное, что игры детей во всем мире похожи: прятки, догонялки, пятнашки, футбол. А также, как и вы, все дети на планете мечтают поскорее стать взрослыми.

У нас принято при встрече не только говорить: «Здравствуй!», но и еще поздороваться за руку, а в других странах это делают по-другому. Давайте, поздороваемся по-разному. Для этого выберите себе пару. Мы отправляемся в путешествие по странам нашего огромного мира.

Итак, мы с вами в Казахстане. Как приветствуют друг друга казахи? В Казахстане принято пожимать друг другу руки. А сейчас мы отправимся в Италию. Здесь при встрече горячо обнимаются. Мы в Бразилии. Бразильцы хлопают друг друга по плечу. А теперь мы в Зимбабве. Там жители при встрече трутся спинами. А сейчас мы в Македонии. Поприветствуем друг друга локтями. Мы в Никарагуа. Здесь здороваются плечами. А теперь мы в гостях у австралийских аборигенов. У них принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

Беседа «О чем мечтают люди на Земле»

Как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые на всей планете? (ответы детей). Люди разного возраста, разных национальностей мечтают о самом важном – о дружбе и мире на Земле.

Вы, конечно же, знаете, что на Земле есть места, где идет война, гибнут солдаты, мирные жители, дети. Какие чувства вы испытываете, когда слышите или видите по телевидению передачу о войне? (страх, ужас, печаль, жалость к людям.). Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, город, страну война обошла стороной. Чтобы его дом, улицу, город, страну освещало яркое солнце, чтобы дети смеялись и радовались жизни, любили друг друга, чтобы в его доме, на улице, в городе, стране не было слез, страха, смерти, страданий, горя и т. д.

Пожелания людям Земли

Что бы вы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей)

Я надеюсь, что когда вы вырастете, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету. Давайте нарисуем рисунки о мире и украсим ими нашу группу. Дети рисуют под песню «Пусть всегда будет солнце».

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617571/
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/11/oznakomlenie-doshkolnikov-s-mnogoobraziem-stran-i
http://www.maam.ru/detskijsad/oznakomlenie-s-okruzhayuschim-prezentacija-na-temu-privetstvie-narodov-mira.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии