Конспект урока “Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа

Конспект урока “Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа Исторические прототипы героев

Цели и задачи урока: Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе . Задачи: Познать прошлое, увиденное глазами известного писателя; Способствовать формированию понятий “историческая повесть”, “художественный образ ; Обратить внимание на историческое прошлое России; Вывести определение таких понятий как «честь», «милость», «добро», «благородство»

У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца. А. Т. Твардовский

Емельян Иванович Пугачев Николай 1

Маршрут пути А.С. Пушкина в 1833 году

«История Пугачевского бунта» написана в Болдине в 1833 году; Опубликована в 1834 году; Название присвоил император Николай 1

Каков же жанр «Капитанской дочки»? « Роман мой основан на предании …»; роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании »; Пушкин считал произведение историческим романом, однако из-за малого объема его принято считать повестью

Петр Гринев Прототип – офицер Башарин ; Подозревался в связях с Емельяном Пугачевым; Был оправдан и освобожден

Маша Миронова Дочь капитана Белгородской крепости; чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам

Емельян Пугачев Умный, с большой смекалкой и проницательностью; Помнить добро, оказанное когда-то; НО: Жестокий и беспощадный палач; Злодей поневоле.

Савельич Выходец из народа; Любит своего господина по-отечески; Исполнен чувства собственного достоинства и благородства.

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

История создания романа. Исторические прототипы героев романа.

Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

3. Способствовать формированию понятий “историческая повесть”, “художественный образ;

  1. Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;
  2. Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
  3. Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
  4. Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

2.Побуждать к активной положительной деятельности;

3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как “честь”, “милость”, “добро”, “благородство”;

5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пушкин — наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин принадлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», — сказал поэт Ф.И. Тютчев.

С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Император Николай 1 разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании, а также о действиях властей по мерам его подавления.

Пушкин изучает неопубликованные документы из семейных архивов и частных коллекций. Он отыскал многое. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии писем и именных указов Пугачева, выписки из донесений о боях с отрядами Пугачева. С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, Симбирске, Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1884 году под названием «История Пугачевского бунта». Название произведению присвоил сам император.

Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачевском бунте.

Каков же жанр «Капитанской дочки»? Передавая цензору рукопись, Пушкин писал так: « Роман мой основан на предании …». По мнению Пушкина, роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» . То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Однако, произведение по объему небольшое, поэтому его принято считать повестью.

Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет, менял имена героев. Сначала героем задумывался молодой дворянин, согласившийся служить Пугачеву. Пушкин изучал историю дворянина Шванчича, который добровольно перешел на сторону восставших. Эта фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнью изменщика бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников».

А вот главный герой Гринев был создан автором на основании реальной истории офицера Башарина, взятого под стражу властью. Его подозревали в связах с Емельяном Пугачевым, но позже это не подтвердилось. Его оправдали и освободили.

Главная героиня романа – Мария Миронова, дочь капитана Белгородской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам. Когда Гринева арестовали по подозрению в сочувствии Пугачеву, Мария доходит до самой императрицы Екатерины II – непростое по тем временам дело. Ей удается добиться своего. Петра милуют.

Читать еще:  Аниме где гг со сверхспособностями. Срочно нужно аниме где гг сильный имеет скрытую силу

Емельян Пугачев – один из самых ярких героев повести. Его Пушкин показывает с двух сторон. Один Пугачев – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

С другой стороны, Пугачев – это жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на казнь. Повесть «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев – злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Однако он прилагает все силы, мужество и упорство для успеха восстания. Он понимает какую опасную игру затеял, и какова цена расплаты в случае проигрыша. Пугачев назвал себя «царем-избавителем», но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя как повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева с Гриневым происходит в последние минуты перед казнью.

Еще один яркий герой повести – Савельич, выходец из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рожден, чтобы служить своему молодому господину. Но его служба господам – это не раболепие. Он исполнен чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, опекает его и страдает от его несправедливых упреков.

– В чем состоит сложность определения жанрового своеобразия произведения? Как определил свое творение Пушкин? К какому жанру отнесли его историки литературы? Почему?

– Какое произведение послужило основой для написания повести? Какую роль сыграл император Николай I в создании «Истории Пугачевского восстания»?

– Какие черты исторической повести в произведении вы можете отметить?

– Назовите исторические личности, которые встречаются в произведении? Прототипами каких людей выступили Гринев и Швабрин?

– Как относится Пушкин к образу Марии Мироновой?

– Какую роль сыграл Савельич в становлении образа Петра Гринева?

Прочитать главы 1-3; составить сопоставительный анализ Петра Гринева и Швабрина; найти и записать определение понятия «художественный образ»

Конспект урока “Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа. Его сюжет и герои”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа. Его сюжет и герои»

исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе «Капитанская дочка», знакомство с сюжетом и героями.

познать прошлое, увиденное глазами великого поэта; подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва; способствовать формированию понятий “историческая повесть”, “художественный образ

Развивать умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя; создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения; организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения; побуждать к активной положительной деятельности; способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах; способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как “честь”, “милость”, “добро”, “благородство”; воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя, видеофрагмент.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, видеофрагмент.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка домашнего задания

Литературный диктант на знание материалов предыдущих уроков.

Мотивация УУД. Целеполагание

Работа с высказываниями

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца» , — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин».

« Пуш​кин — наше все », как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин при​надлежит всей России, всему миру ».

« Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет », — сказал поэт Ф.И. Тютчев.

Анализируют, делают выводы.

Запись в тетрадь.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Работа над темой

А какие стихотворения А.С. Пушкина запомнились вам? Есть ли у вас любимые стихи поэта?

Вы знаете, что Пушкин не только поэт, но и прозаик. Какие произведения Пушкина в прозе вам известны?

Многим из вас запомнился «Дубровский» — роман о «благородном разбойнике», его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за спра​ведливость, а главное — о его романтической любви к Маше Тро​екуровой.

Дома вы читали и роман, над которым нам вместе предстоит поразмышлять, — «Капитанская дочка». В «Капитанской доч​ке» изображено крупнейшее восстание крестьян под предводитель​ством Пугачева, а в «Дубровском» — недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедли​вости со стороны Троекурова.

В от что интересно . Эти романы на​писаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал XIX гла​ву «Дубровского», на которой работа остановилась, (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознако​миться с архивными документами по делу Пугачева. Что же заста​вило писателя изменить свои планы? Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыще​на «Капитанская дочка» и которых нет в «Дубровском»? Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому про​шлому России.

Читать еще:  Мультипликатор автор мультфильмов из серии простоквашино. Секреты мультфильма «Трое из Простоквашино»: Кто стал прототипом кота Матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости

Какие произведения Пушкина, связанные с исто​рией России, вы знаете?

Осмысление и подготовка к работе над романом.

«Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник».

Историческая страничка: эпоха Екатерины II

Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: « Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали ». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за этими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревни. Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, восставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ . Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию.

Пушкин едет туда в 1833 г. 60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие. Поездка дала много интересного:

 ​ В Казани, Оренбурге, Уральске

 ​ Записал беседы со стариками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания

 ​ А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал», – записывает Пушкин.

Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на истори​ческие темы, он фактически был историком в прямом смысле сло​ва.

В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», ко​торый по указанию Николая I вышел под названием «История пу​гачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над мате​риалами о пугачевском восстании.

Капитанская дочка» Пушкина как исторический роман: особенности реализма

В этом романе Пушкин вернулся к тем коллизиям, к тем конфликтам, которые тревожили его в «Дубровском», но разрешил их иначе.

Читать еще:  Джигарханян написал заявление в полицию на свою жену. Виталина цымбалюк-романовская о джигарханяне и табакове, скандал с квартирой, решение суда

Теперь в центре романа – народное движение, народный бунт, возглавляемый реальным историческим лицом – Емельяном Пугачевым. В это историческое движение силою обстоятельств вовлечен дворянин Петр Гринев. Если в «Дубровском» дворянин становится во главе крестьянского возмущения, то в «Капитанской дочке» вождем народной войны оказывается человек из народа – казак Пугачев. Никакого союза между дворянами и восставшими казаками, крестьянами, инородцами не существует, Гринев и Пугачев – социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг к другу. Сначала Гринев, не дав замерзнуть Пугачеву в оренбургских степях, заячьим тулупчиком согрел его душу, потом Пугачев спас Гринева от казни и помог ему в сердечных делах. Итак, вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно, стали участниками мощного народного движения и делателями истории.

Пушкин широко воспользовался историческими источниками, архивными документами и побывал в местах пугачевского бунта, посетив Заволжье, Казань, Оренбург, Уральск. Он сделал свое повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим, и включив в них цитаты из подлинных бумаг, например из воззваний Пугачева, считая их удивительными образцами народного красноречия.

Немалую роль сыграли в работе Пушкина над «Капитанской дочкой» и свидетельства его знакомых о пугачевском восстании. Поэт И.И. Дмитриев рассказал Пушкину о казни Пугачева в Москве, баснописец И.А. Крылов – о войне и осажденном Оренбурге (его отец, капитан, сражался на стороне правительственных войск, а сам он с матерью находился в Оренбурге), купец Л.Ф. Крупеников – о пребывании в пугачевском плену. Пушкин услышал и записал предания, песни, рассказы от старожилов тех мест, по которым прокатилось восстание.

Прежде чем историческое движение захватило и закружило в страшной буре жестоких событий мятежа вымышленных героев повести, Пушкин живо и любовно описывает быт семьи Гриневых, незадачливого Бопре, верного и преданного Савельича, капитана Миронова, его жену Василису Егоровну, дочку Машу и все население ветхой крепости. Простая, незаметная жизнь этих семей с их старинным патриархальным укладом – тоже русская история, творящаяся невидимо для посторонних глаз. Она совершается тихо, «домашним образом». Стало быть, и описывать ее надо так же. Примером такого изображения служил для Пушкина Вальтер Скотт. Пушкин восхищался его умением представить историю через быт, нравы, семейные предания.

В «КД» все иллюзии Пушкина относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась с еще большей очевидностью, чем было раньше. И тем отчетливее и ответственнее встала задача найти положительный ответ, разрешающий трагическое противоречие. С этой целью Пушкин мастерски организует сюжет. Роман, стержень которого – любовная история Маши Мироновой и Петра Гринева, превратился в широкое историческое повествование. Этот принцип – от частных судеб к историческим судьбам народа – пронизывает сюжет «Капитанской дочки», и его легко можно усмотреть в каждом значительном эпизоде.

«Капитанская дочка» стала подлинно историческим произведением, насыщенным современным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены в пушкинском произведении многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных персонажей. Каждый выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелегкую судьбу.

Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье. Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений исоциальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.

Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях [217] .

Гринев – и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание, и обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином, и дворянин, офицер, «слуга царя», верный законам чести; Пугачев – и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств, в духе народных традиций защищающий сироту, и жестокий предводитель крестьянского бунта, ненавидящий дворян и чиновников.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое съеживается и исчезает.

Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия. В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок. Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/11/11/a-s-pushkin-kapitanskaya-dochka-istoriya-sozdaniya-romana
http://infourok.ru/konspekt-uroka-kapitanskaya-dochka-kak-realisticheskiy-istoricheskiy-roman-istoriya-sozdaniya-romana-ego-syuzhet-i-geroi-2180097.html
http://studopedia.ru/16_1658_kapitanskaya-dochka-pushkina-kak-istoricheskiy-roman-osobennosti-realizma.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии