Как развивается тема маленького человека у достоевского. Сочинение на тему: “Маленькие люди” в произведениях Ф.М

Как развивается тема маленького человека у достоевского. Сочинение на тему: “Маленькие люди” в произведениях Ф.М

Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение 10 класс

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

Вариант 3

Эта тема-одна из важнейших в произведениях этого автора, поэтому неудивительно, что главные герои книги “Преступление и наказание” – “маленькие люди”.

Такой герой, по своей сути, беден скромен, у него нет значительного статуса, и он сталкивается с несправедливостью судьбы.

В данном произведении практически все персонажи, так или иначе, представляют маленьких людей, это семья Мармеладовых и Раскольниковых, друг главного героя Разумихин, Николка и Настасья.

Это простая, небогатая семья, практические живущая за чертой бедности.

У Родиона Раскольникова есть мать и сестра. Первая живёт на пенсию, которую ей выплачивают за смертью супруга, а сестра устроилась гувернанткой к обеспеченным людям, которые относятся к ней с пренебрежением. Дуня, его сестра до беспамятство влюблена в Лужина, не очень нечестного человека.

Сам же Родион также маленький человек, у него вечно нет денег. Конечно же, его финансовое состояние не является достаточной причиной для совершения убийства и не оправдывает его ни в коем случае, тем не менее, герою присвоено клеймо “маленького человека”.

Читать еще:  Фраза кто посадит он памятник. Как правильно посадить розы, купленные в коробке весной

Ещё одна семья, ярко описывающая термин “маленьких” людей. Семён Захарович Мармеладов- чиновник, все чаще ищет утешение в своих бедах на дне стакана, мужчина упал под тяжестью ситуаций и обстоятельств, которые были в жизни и так и не смог восстановиться в обществе. Однако, по характеру этот человек добрый, тихий, не лишенный ума. Он очень глубоко переживает по поводу того, что сделал со своей жизнью, в том числе по поводу пьянства, но, однако, он понимает, что остановиться уже у него не хватит сил и эти мысли всё больше угнетают его.

Его супругу, Екатерину Ивановну также постигла очень печальная участь: женщина умирает от чахотки, не сумев справиться с потерей двух своих мужей в столь молодом возрасте (30 лет).

Их дочь, Соня Мармеладова не имеет никакого другого пути, кроме как зарабатывать себе на хлеб, занимаясь самым низким делом того времени. Девушка фактически жертвует собой ради своей семьи.

В своем романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает, как в действительности живут бедные люди, сколько сил им приходится затрачивать на то, чтобы банально не умереть от голода, при этом они сохраняют все те качества, которые отличают настоящего человека: непрочность, доброта, вера в лучшее.

Сочинение 4

Тему «маленького человека» мы можем проследить в работах таких известных классиков, как А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н.В. Гоголь в «Шинели».

Достоевский не просто продолжил эту тему, а стал ведущим писателем, который затронул жизнь «униженных и оскорбленных». Федор Михайлович говорил своими произведениями о том, что каждый человек, каким бы он не был, имеет право на сострадание и милосердие. В своем первом труде «Бедные люди» он показывает одного из таких героев – Макара Девушкина, бедного чиновника, задавленного нынешним положением. Бедные люди проживают в маленьких и холодных комнатушках, которые практически не отапливаются из-за нехватки денег. Они часто голодают и ходят в потрепанной одежде. Поэтому бедняки постоянно болеют, всегда находятся в долгах и берут зарплату за работу вперед. Так, у Девушкина сапоги до того исхудали, что видны были пальцы на ногах. Это герой говорит про себя, что он привык к такому положению, потому что он смирный, и просто маленький человек. Внешние жизненные обстоятельства принуждают Девушкина взяться за перо и бумагу. Макар до того запуганный этой жизнью, что боясь сплетен и пересудов по поводу его свиданий с Варенькой, он признается в своих чувствах девушке в письмах. Даже присланные Варей книги «Повесть Белкина» и «Шинель» понравились Макару, так как в этих героях он увидел себя.

Белинский отметил творчество Достоевского, говоря про него, что Федор Михайлович первым отделился от толпы писателей созданием произведения «Бедные люди». Тема «маленького человека» прослеживается и в другом произведении «Униженные и оскорбленные». На фоне могущественного Петербурга показан контраст роскоши и нищеты. Бедных людей много, они все оказываются выброшенными на улицу. Так, например, прозябают в полной нищете герои Наташа Ихменева и ее отец. Озлобленные, они хотят бросить вызов, тем, кто их унижает, но этот бунт приводит к трагедии, заканчивающейся смертью. И если Наташа, которую бросает молодой человек, оказавшаяся на улице, смиряется с таким положением, то Нелли, гордая девочка, перенесшая множество мучений, мстит, но ее путь трагичен. Бедные люди не могут победить, так как этот мир для них жесток, и поэтому они просто сосуществуют. Как бы они не пытались изменить мир, у них не получалось. Особенно это четко показано в «Преступлении и наказании». Мы видим, что глава семейства Мармеладовых оказывается на улице, а его дочь Соня вынуждена заниматься проституцией. Да и главный герой Раскольников, прозябающий в каморке, страдающий от нищеты, вынашивает план убийства.

Эта тема будет продолжена в «Идиоте» и «Братьях Карамазовых». И надо отдать должное Достоевскому, так как Федор Михайлович раскрыл больные стороны русского общества и изобразил живые картины русской действительности.

Тема маленького человека

Разве может человек быть “маленьким”? Почему его унижают вышестоящие персоны? Достоин ли он сочувствия или сам виноват в своей жизни? Эти вопросы волновали русских писателей. Ф.М.Достоевский продолжает тему “маленького человека”, следуя традициям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, но не повторяет их, а находит свою тональность.

“Маленьким человеком” в русской литературе принято называть чиновника, находящегося в самом низу социальной лестницы. “Сущий мученик 14-го класса”,- скажет о Самсоне Вырине Пушкин. “Зачем вы меня обижаете?” – будет вопрошать сослуживцев гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин. “. коли идти больше некуда!” – страдальчески произносит спившийся чиновник Мармеладов в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Для всех он “забавник”, посетители распивочной потешаются над его судьбой. А почему? Не задалась жизнь у человека. Вдовец, оставшийся со взрослой дочерью – Соней, женился второй раз , скорее из сострадания, на даме благородного происхождения с тремя детьми . Но по сокращению штатов лишился места – и покатилась жизнь под откос: семья оказалась в нищете безнадежной. Условия, в которых живет семья Мармеладовых, вызывают ужас. Пропиты последние чулки Катерины Ивановны, маленькие дети плачут от голода, Соня вынуждена жить по желтому билету, чтобы как-то помочь семье, чтобы Полечка не повторила ее судьбу. Понимает ли Семен Захарович всю подлость своего существования, когда он у Сонечки последние деньги забирает? Понимает! Пытался устроиться на службу, но оказался слаб – пристрастие к алкоголю сильнее его. Мармеладов корит себя:”Свинья!” Он не снимает с себя вину, но чувствует , что Катерина Ивановна от отчаяния вышла за него, а потому нет у нее истинной жалости к нему и понимания. И потому некуда нести ему свое страдание , не с кем поделиться своей болью. И только Сонечка не винит ни в чем, да Раскольников слушает внимательно исповедь пьяницы: он и ненавидит Мармеладова за слабость, и сопереживает униженному человеку.

Судьба Мармеладова закономерна: он погибает под копытами лошади. Окружающие равнодушны к его смерти, и только громко будет стенать потерявшая разум Катерина Ивановна и молча страдать Сонечка.

Читать еще:  Занятие по рисованию в средней группе медведь. Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе на тему «Символ зимних Олимпийских игр

Позиция автора неоднозначна: с одной стороны, Ф.М.Достоевский обвиняет общество, в котором нет сочувствия к униженным и оскорбленным, которое выкинуло Человека на дно, с другой – писатель не снимает с героя ответственности за свою жизнь, за жизнь родных людей. Для Достоевского каждый человек достоин жалости и понимания. Человек не должен быть “маленьким”!

Также читают:

Картинка к сочинению Маленькие люди в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители

Произведение является составной частью сборника «Записки охотника», ключевой тематикой которого является изображение жизни простых крестьян, их мировосприятии и жизненном существовании.

В этой комедии один из самых интересных моментов это сцена вранья, Хлестакова.

В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне

Времена года все настолько разные, но каждый сезон уникален по-своему. Осень. столько красочного в ней, яркого, еле тёплого и такого радушного. Настроение меняется осенью, как и погода, поначалу ещё радостное

Сочинение на тему: “Маленькие люди” в произведениях Ф.М. Достоевского

Мы привыкли к тому, что романы часто воспевают настоящих героев – людей, наделенных сильными чертами, выраженным характером, стремлениями и мечтами, людей, совершающих поступки. На этом и строится принцип литературы – показать нам героя в момент перелома его судьбы, момент, вскрывающий в нем его внутренние качества. Но есть ведь и такие герои, которые остаются незаметными, проживают маленькую, скучную серую жизнь – в романе или в самой жизни. И на фоне сильных личностей они выглядят скромными, тихими и неинтересными.

Вот такие «маленькие» герои впервые и появляются в произведениях Пушкина, а в дальнейшем детально вырисовываются в прозе Гоголя, Достоевского, Толстого. Будучи писателями-реалистами, они понимали, что изображение реальной жизни невозможно без изображения реальных персонажей, какими бы они не были.

(Кадр из фильма по роману Ф.М, Достоевского “Белые ночи”, 1959)

А мир по большинству и населен «маленькими» людьми – они не отличаются ни силой характера, ни способностями, они бедны, часто унижены и оскорблены, часто прозябающие, но абсолютно безобидные. И Достоевский, певец человеческой личности, напоминает каждым образом «маленького человека» о том, что обычный человек достоин уважения, сочувствия и внимания не менее, чем выдающийся герой.

Первые же произведения Ф.М. Достоевского – «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» – посвящены теме одиночества «маленького человека» в большом городе.

(Сцена из спектакля “Бедные люди” Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург)

Главный герой повести «Бедные люди», Макар Девушкин, обитатель «Ноева ковчега» – типичного петербургского дома, населенного, словно муравьями, такими же как он – бедными обитателями комнат и комнаток. Бедность, нищета, нахождение на низших иерархических ступенях – все это видится Девушкиным как неизбежность, мудрый промысел высших сил. Поэтому герой живет смиренно и незаметно, ни к чему не стремится, более 30 лет служит на такой же незаметной службе, и, хотя еще не стар, считает себя «маленьким», отжившим и древним.

Единственный свет в окошке (в переносном и буквальном смыслах) для Девушкина – его возлюбленная Варенька, с которой он переписывается и проблемы которой решает. Варенька живет напротив, и одно её появление в окне озаряет жизнь Девушкина тихой радостью. Заботы Девушкина помогают ей устроить свою жизнь, и она выход замуж, исчезая из жизни главного героя.

(Спектакль “Преступление и наказание” в постановке Владимира Уварова)

Тема «маленького человека» развита в других более знаменитых произведениях писателя, в частности, в романе «Преступление и наказание», герой которого, Родион Раскольников – вовсе не бездействующий, а активный «маленький человек». Убогое, полуголодное существование, жизнь в комнате похожей на гроб, озлобленность и одиночество рождают в его голове мысль о том, что можно переступить через человечность и добыть денег путем ограбления и даже убийства. Сестра Раскольникова также, как типичный «маленький» герой, должна вступить в брак по расчету, на пути его только и попадаются «маленькие люди» – добрые, бедные пьяницы, разорившиеся и вынужденные опуститься, Соня Мармеладова, выбравшей путь, хоть и поневоле, легкого поведения. И город вокруг – враждебный, мертвый, неласковый, улицы его выдают только мрак и холод, только мерзость и отвратительные картины.

Все эти люди – герои, которых жизнь поставила на путь выживания, но глубоко человечные и сострадательные. Убийство и добытые деньги не принесли Раскольникову статус «право имеющего» человека, только разочарования и бесконечную моральную тяжесть. Зато в мире «тварей дрожащих», помимо жестокости, еще есть любовь и сострадание – это заставляет поверить в то, что общество небезнадежно, и в первую очередь, благодаря таким вот «маленьким» героям, способным любить.

Всемирная литература часто задает вопрос: что важнее в человеке, разум или чувства? Достоевский утверждает, что для того, чтобы быть личностью, мало быть умным, необходимо быть и добрым, и порой доброта человеческого сердца оказывается куда важнее его мыслительных способностей. «Маленькие» герои Достоевского – те, чьи характеры выписаны с величайшей психологичностью: они способны на глубочайшие чувства с тончайшими оттенками, а значит заслуживают признания у общества.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

Читать еще:  Убивает делает еще сильнее. Всё что нас не убивает – делает нас сильнее! Согласны с этим высказыванием и если согласны – то насколько? Жизненные испытания действительно делают сильнее

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/malenkie-lyudi-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%20%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.html
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=7&bookid=22

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии