Изображение губительной власти денег в повести “Гобсек” (по одноименному произведению Оноре де Бальзака). Губительная сила денег в повести О
Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по одноименному произведению Оноре де Бальзака)
Изображение губительной власти денег . Просто удивительно, как деньги меняют и порабощают людей! «Если бы сам король был мне должен, графиня, и не заплатил в срок, я бы подал на него в суд…», — так говорит ростовщик Гобсек графине де Ресто, разоряющей ради негодяя Максима де Трая своих детей. Ростовщика развлекает возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческого сердца, в чужую жизнь без прикрас. Слиток металла в руках человека-автомата равноценен человеческому сердцу: «Я вижу у себя только затравленных оленей, за которыми гонится целая свора заимодавцев». Тайная цена векселей, попадающих в руки ростовщика, — отчаяние, глупость, опрометчивость, любовь или сострадание. Своих клиентов Гобсек сравнивает с актерами, дающими театральное представление для него, а себя — с Богом, читающим в их сердцах. Он любит пачкать грязными башмаками ковры в роскошных домах — не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости.
Гобсек считает, что нет на земле ничего порочного, есть только условности, незыблемо только чувство, вложенное природой, — инстинкт самосохранения. Из всех земных благ он выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, — золото. А единственная его утеха — тщеславие. Золото в зародыше содержит человеческие пороки и прихоти, материальные возможности. Золото Гобсека владеет миром, в этом его счастье и утеха, он развлекается, управляя судьбами людей и наблюдая их страсти. Ростовщик утверждает, что он достаточно богат, чтобы покупать совесть клиентов, управлять всесильными министрами. Гобсек — властитель судеб парижан, тихий, никому не ведомый. Для него вся жизнь — машина, которую приводят в движение деньги, золото — духовная сущность всего общества. Но ростовщик ненавидит своих наследников и не допускает мысли, что кто-то станет владельцем его состояния.
Никто из его соседей не знает, беден он или богат, есть ли у него родные, друзья. Из-за чрезмерной скрытности и осторожности Гобсек отказался от собственной золотой монеты, выпавшей из кармана и любезно поднятой соседом. Его морщины храняттайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, богатства и разорения, смертельных опасностей. Ростовщик перепробовал все возможности для обогащения, даже пытался найти золото, зарытое в Америке.
С годами разбогатевший Гобсек превратился в тайну за семью печатями, в золотого истукана, не знающего, что в мире есть любовь женщины и счастье, чувства, есть Бог. Для Гобсека мир существовал только для того, чтобы исколесить его и обшарить, взвесить, оценить и ограбить. Но все, конечно, относительно. И Гобсек умирает в полном одиночестве, а деньги и дворцы, как известно, в могилу с собой не заберешь.
Навигация по записям
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)
Вершина французского критического реализма — это творчество Оноре де Бальзака, крупнейшего мастера реалистического романа.
Одним из лучших произведений Бальзака является повесть «Гобсек», герой которой является олицетворением власти золота над людьми. Гобсек, которому было уже 76 лет, снимал две бедно обставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был «человек-автомат», озабоченный тем, чтобы вовремя взыскивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у Него деньги, или, поскольку «дела заканчивались именно так, присваивать себе их имущество и драгоценности».
Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом, система взглядов, в которой мы, читатели, без труда обнаружим житейскую философи ю скряги. «Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, Достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это. золото. Деньги — это товар, который можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельства.
[sms]
Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Гобсек — ростовщик того времени, когда деньги становятся важнейшей силой общественной жизни. Люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов Сен-Жерменского предместья, писателей и артистов. Распоряжаться судьбами, а может быть, и жизнью этих людей, считающих себя «солью земли», диктовать им свои условия, быть свидетелем их унижения — вот чем упоен Гобсек.
«Мой взор подобен взору господа, — говорит Гобсек. — Я читаю в сердцах; ничто не скроется от меня, ни в чем нет отказа тому, кто затягивает и развязывает денежный мешок. Я достаточно богат для того, чтобы купить совесть тех, кто управляет министрами, начиная от канцелярских служителей и кончая их любовницами. Разве это не власть? Я могу, имея самых красивых женщин, пользоваться их самыми нежными ласками. Разве это не наслаждение?»
Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты стяжательства. Он наделен недюжинным умом, способным к широким обобщениям. В основе его взглядов на жизнь лежит философия целой эпохи: «В золоте, — говорит Гобсек, — сосредоточены все человеческие силы».
Дервиль верил в человеческое благородство, от Гобсека он узнал правду о жестокой борьбе, тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он стал.
Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да неужели все сводится кденьгам!» — восклицает он. Гобсек для Бальзака — живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти.
А что же делается сейчас, ушли Ли мы на шаг вперед или остались на месте? Все утверждают, что мы идем к прогрессу, но так ли это? Все отношения строятся на деньгах, ничего не происходит без них. Редко заключаются браки, основанные на настоящей любви. И хочется спросить, существуют ли сейчас гобсеки?
Да! Наш мир, наше время просто наполнено такими скупыми людьми, работающими только ради денег. Как же может развиваться культура, образование, если мы стоим наместе? Губительная власть денег взяла верх над человечеством. Спасти себя можем только мы сами.[/sms]
Губительная сила денег в повести Бальзака «Гобсек»
Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года. В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей Бальзак запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.
Пагубная власть капитала проникает во все сферы человеческой жизни. Буржуазия подчиняет себе государство («Темное дело», «Депутат от Арси»), хозяйничает в деревне («Крестьяне»), распространяет свое тлетворное влияние на духовную деятельность людей – на науку и искусство («Утраченные иллюзии»). Разрушительное действие «финансового принципа» сказывается и на частной жизни людей. Под ядовитым действием расчета деградирует человеческая личность, распадаются родственные связи, семья, рушатся любовь и дружба. Эгоизм, развивающийся на почве денежных отношений, становится причиной человеческих страданий.
Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения с большой художественной выразительностью показано в повести «Гобсек».
В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.
Гобсек одинок. У него нет семьи, нет друзей, он порвал все связи с родственниками, так как ненавидел своих наследников и «даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти». Одна-единственная страсть – страсть к накоплению – поглотила в его душе все другие чувства: ему неведомы ни любовь, ни жалость, ни сострадание.
Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.
В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.
Обладая большим практическим опытом и проницательным умом, Гобсек глубоко постиг внутреннюю сущность современного ему общества. Он увидел жизнь в ее неприкрытой наготе, в ее драматических контрастах и понял, что в обществе, где идет борьба между бедными и богатыми, подлинной движущей силой общественной жизни являются деньги. Гобсек говорит: «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги», «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото». Страсть Гобсека к накопительству – это закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение ее внутренней сущности.
На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль: «Лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».
Из всех возможных форм связи с людьми он сохранил только одну – отношения кредитора с должниками. И в этой роли он страшен. В холодную комнату Гобсека люди приходят с мольбой, но еще никому не удавалось тронуть сердце ростовщика. Источником обогащения Гобсека являются человеческие несчастья, пороки, нужда. Хищность и паразитизм Гобсека вызывают особенно глубокое возмущение, когда проявляются по отношению к честным людям, таким как Фанни Мальво и Дервиль.
С потрясающей силой разрушительный характер накопительства Гобсека раскрывается в финале повести. К концу жизни его жадность превращается в безумную манию. Он становится ненасытным «удавом», бесследно поглощающим разнообразные дары, приносимые клиентами. Когда после смерти Гобсека открыли его кладовые, то оказалось, что в них без всякой пользы лежали и гнили огромные массы товаров.
Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.
Источники:
http://prepodka.com/izobrazhenie-gubitelnoy-vlasti-dene/
http://www.kalitva.ru/97907-sochinenie-izobrazhenie-gubitelnojj.html
http://resoch.ru/gubitelnaya-sila-deneg-v-povesti-balzaka-gobsek/