Неизвестные культуры Южной Америки: чинчорро и паракас. Древнейшая цивилизация Южной Америки

Неизвестные культуры Южной Америки: чинчорро и паракас. Древнейшая цивилизация Южной Америки

Чавин. Первая цивилизация Южной Америки

В начале II тысячелетия до н. э. на территории Перу возникла новая культура, обладавшая всеми чертами высокоразвитой цивилизации. Эта загадочная цивилизация получила название по селению Чавин-де-Уантар на севере горного Перу. Рядом с селением, на берегу притока реки Мараньон, лежат руины древнего храмового комплекса. При инках эти развалины почитались индейцами как священное место. Первое научное описание памятника оставил Э. Мидцендорф в 1874 г., а начало археологических раскопок Чавина связано с именем перуанского археолога Хулио Сесара Тельо.

Чавин-де-Уантар, существовавший в эпоху расцвета культуры, с 850 до 200 г. до н. э., представляет собой вытянутый прямоугольный комплекс, окружённый со всех сторон реками, несущими свои воды с вершин гор вдоль андских хребтов. Археологами открыты многочисленные платформы, храмы и площади в форме круга, с трёх сторон окружённые зданиями. Здесь проходили общественные собрания, решались хозяйственные и политические вопросы. Сердце Чавина — величественное сооружение, носящее имя Кастильо (исп. Замок). Это почти квадратная платформа (75 х 72,5 м) высотой около 13 м. Стены гигантской постройки сложены оригинально: два ряда узких каменных плит перемежаются рядом плит большей толщины. Именно такой способ кладки обеспечил Кастильо необыкновенную сейсмоустойчивость несмотря на то что Чавин расположен в районе, подверженном частым землетрясениям, он прекрасно сохранился.

Пространство внутри Кастильо заполнено землёй и битым камнем, толща которого пронизана многочисленными подземными галереями, до сих пор ещё полностью не исследованными. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами встречаются узкие вентиляционные или канализационные шахты. Коридоры снабжены нишами и лестницами и соединяются между собой тоннелями либо небольшими помещениями, образуя настоящий лабиринт. Галереи расположены в несколько ярусов, одна над другой. Некогда цоколь здания был облицован огромными отполированными плитами. Стены украшены круглыми головами из камня, содержащими в себе и человеческие, и звериные черты. С восточной стороны на вершину вела крытая лестница, свод над которой поддерживали две круглые колонны. На них изображены фантастические существа с человеческим телом, крыльями кондора и головой ягуара или пумы. Южная колонна сделана из белого, а северная — из чёрного камня. Такими же двухцветными были и ступени парадной лестницы. Весь комплекс получил название Чёрно-белого портала.

С северо-западной стороны находится так называемый Старый Храм — древнейшая часть комплекса. В глубине насыпи, на пересечении двух галерей, образующих в плане крест, обнаружена стела из белого гранита в форме сложного многогранника с заострённым верхом. Она получил имя Лансон (исп. копьё). На ней изображено фантастическое существо: полуягуар полузмея получеловек. По мнению некоторых археологов, Лансон имел астрономическое значение и был связан с созвездием Ориона, которое играло важную роль в религиозных представлениях древних обитателей Анд.

Чавин де Уантар

Сейчас археологи насчитывают более 20 святилищ культуры Чавин, разбросанных в горах и на Тихоокеанском побережье по полосе примерно в 800 км длиной и 150—200 км шириной. Известны и крепостные сооружения этой цивилизации. Учёные пока не могут сказать, создали ли чавинцы единое государство. Скорее это было некое предгосударствен-ное образование, когда на обширной территории существовало большое количество однородных в культурном плане, но тем не менее самостоятельных общин. Их развитие постепенно приводило к выделению ритуально административных центров с хорошо развитой вождеской и религиозной властью. Своеобразной церемониальной столицей стал комплекс Чавин-де-Уантар. На остальной территории располагались и другие ритуальные центры, которые возводились в стратегически выгодных местах.

Земледелие и быт

В культуре Чавин земледелие одержало победу. Главным продуктом был маис (кукуруза). Народ Чавина построили великолепные в техническом отношении каналы, шлюзы и акведуки. Применение ирригационных систем позволило им создать развитое земледелие в засушливых районах горного Перу. Судя по всему, чавинцы одомашнили лам и викуней. Мясо шло в пищу, а из шерсти изготовлялись великолепные ткани.

С эпохи цивилизации чавина начинается и история металлургии в Андах, хотя о хозяйственном использовании металлов говорить пока не приходится. Излюбленным материалом чавинцев было золото, из которого искусные ювелиры создавали украшения. Это разнообразные ушные вставки, браслеты, подвески, бусы, кольца, навершия посохов, щипчики, булавки, ложечки и всевозможные фигурки. Серебро использовалось не так широко, а предметы из меди единичны. Обиходные вещи делались из камня, кости или дерева. В погребениях на побережье сохранились образцы цветных хлопковых тканей.

Среди них есть очень тонкие фрагменты типа марли или газа. Высокого мастерства достигло производство керамики. Часто сосуд выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Древние мастера с особым чувством выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови.

Происхождение Чавин

Многолетние исследования изменили мнение учёных о происхождении этой культуры. Если сначала казалось, что появление цивилизации чавина было подобно культурному взрыву (делались даже предположения о переселении её создателей с территории современной Мексики), то сейчас всё больше фактов свидетельствует в пользу её местного происхождения. Это и особое почитание пещер, в том числе около озера Лаурикоча, где открыты следы жизни древних охотников, и обычай деформации черепов младенцев, как у жителей этих пещер за несколько тысячелетий до чавинцев. Но нерешённых вопросов в истории первой цивилизации Южной Америки ещё предостаточно. Нам ничего не известно о том, почему цивилизация Чавин сошла с исторической арены и каким был её закат. Однако она оказала большое влияние на развитие соседних культур. Ступенчатые пирамиды, украшенные каменными головами ягуаро-змее-людей, обнаружены в таких центрах, как Сечин (пирамида Серро-Сечин) и Котос, считающихся самостоятельными культурами. Один из ритуальных центров — Паракас, расположенный на самом юге земель Чавина, стал родиной следующей яркой цивилизации-преемницы.

Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее (в самом начале страницы) или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

Неизвестные культуры Южной Америки: чинчорро и паракас

Все знают о майя, ацтеках и инках, но немногие слышали о древнейших южноамериканских культурах чинчорро и паракас. Первые известны тем, что начали мумифицировать умерших задолго до того, как этим искусством овладели египтяне, а вторые намеренно придавали своим черепам вытянутую форму, делавшую их головы похожими на яйцо. «Вокруг света» рассказывает об индейцах, живших на континенте до инков.

Читать еще:  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Перспективный план работы с родителями

Древнейшая цивилизация Южной Америки

На территории, которую сейчас занимают Перу и Чили, раньше проживал загадочный народ чинчорро, о котором мы знаем не так много. Археологи считают, что эта культура зародилась в 8-м тысячелетии до н. э. , то есть первой обнаруженной мумии чинчорро более 9000 лет. Находка позволила ученым сделать вывод, что эти древние жители Южной Америки научились мумифицировать своих предков до того, как это начали делать египтяне.


Мумифицированное тело ребенка чинчорро

Первые мумии чинчорро были найдены в 1917 году, когда немецкий археолог Макс Уле начал раскапывать поселения древних индейцев. Жилища чинчорро были сложно устроены, ориентированы по сторонам света, в каждом доме был очаг для приготовления пищи, а также опорные столбы. Основания жилищ были выложены камнем. Первое захоронение найдено прямо в пределах одного из домов: тело мужчины, захороненное под полом, мумифицировалось естественным образом — свое дело сделали жара пустыни Атакама и морской воздух.

Первым найденным искусственно мумифицированным телом был младенец из Долины креветок. Согласно археологическому анализу ребенку на момент погребения было не больше полугода.

Загадка мумий чинчорро

Зачем и как чинчорро мумифицировали усопших? Ответ на второй вопрос дали антропологи из Чилийского музея археологии Тарапака Бернардо Арриаса и Марвин Аллисон в 1983 году. Процедура осуществлялась так. С тела снимали всю кожу, доставали внутренние органы и мозг. Затем все, что оставалось, залепляли глиной и снова обтягивали кожей. Если каких-то кусочков, чтобы покрыть тело, недоставало, брали кожу животных. Чтобы сохранить черты лица умершего, делали специальную маску с отверстиями для рта и ноздрей. Обязательно сохраняли половые органы и затем тщательно воссоздавали их из глины серого цвета. В качестве заключительного штриха на мумию надевали парик из человеческих волос. Позднее тела перестали расчленять, а внутренние органы удалялись через небольшие разрезы, которые потом зашивались нитями из человеческого волоса. Иголки делали из колючек кактуса.


Эль-Морро — величайшая находка археологов, самое большое захоронение чинчорро

А вот зачем чинчорро мумифицировали абсолютно всех усопших, неизвестно. Одна из версий гласит, что этот народ был кочевым, потому они брали с собой всех своих предков, перевозя их с места на место. Якобы чинчорро верили, что живые и мертвые обладают неким духовным единством, поэтому умершие могут защитить живущих от невзгод в этом мире, а последние смогут помолиться и защитить потомков на том свете.

Впрочем, у чинчорро были и захоронения. Одно из крупнейших — кладбище Эль-Морро , где было найдено девяносто шесть тщательно обработанных тел.

Останки хоронили вместе с предметами быта, которые свидетельствовали о том, чем человек занимался, пока был жив.

Подробнее о находках мумий из Эль-Морро читайте в нашем материале Мумии чилийских чинчорро

Историческая ценность

Благодаря найденным мумиям ученым удалось установить, что чинчорро были преимущественно рыбаками, из-за чего страдали глухотой. Они не просто ловили рыбу с лодок, а ныряли за ней, вследствие чего у них в ушах образовывались наросты, приводившие к подобному «профессиональному» заболеванию.

У этого народа также была очень высока детская смертность — больше всего найденных мумий принадлежали младенцам и совсем маленьким детям в возрасте до трех лет. Женщины чинчорро рожали уже в 10–12 лет, из-за чего часто страдали проблемами с костями. Средняя продолжительность жизни индейцев составляла 25 лет, что по тем временам довольно много.

Люди песчаного дождя

Паракас — еще одна древняя культура, существовавшая в Южной Америке примерно с середины VIII до I века до н. э. В дословном переводе с языка кечуа название народа означало «песчаный дождь». И это неудивительно: на одноименном полуострове ветры дуют с такой силой, что часто образуют песчаные бураны. В Латинской Америке подобные погодные явления до сих пор называются paracas.

В 1928 году перуанский археолог Хулио Тельо открыл огромный некрополь в Уари-Кайян . Там в небольших погребальных камерах было найдено сорок мумий. Предположительно, одна ячейка принадлежала одной семье или знатному клану. Каждое тело было завернуто в несколько слоев расшитых драгоценными нитями и расписанных тканей. Вместе с телами были найдены остатки керамической посуды, засохшая еда, женская косметика, драгоценности, оружие. Ученые считают, что индейцы клали в могилы родственников вещи, потому что считали, что смерть — лишь переход из видимого мира в невидимый, а потому усопшим понадобятся предметы быта.


Археологическая реконструкция: в таких ячейках паракас хоронили своих предков

При этом индейцы проводили еще и операции по трепанации: проделывали в черепе отверстие, которое потом заделывали золотой пластинкой. Антропологи считают, что подобным образом паракас пытались продлить себе жизнь. Впрочем, это не единственный эксперимент индейцев, населявших Южную Америку до инков.

«Яйцеголовая» культура

И все же главная загадка культуры паракас: зачем они стремились к вытянутой форме черепа? В 1949 году археологи обнаружили на полуострове захоронения в виде бутылок: в каждой сидели плотно завернутые в ткань мумии с вытянутыми черепами. Всего тогда было найдено триста таких черепов.


Деформированый череп усопшего паракас

Самая популярная версия относительно формы головы индейцев следующая: еще в младенчестве плотно обматывая тканью головы, зажатые двумя деревянными шинами, индейцы пытались вырастить гениев, ведь голова «отвечает» за логику и точные науки. Вероятно, паракас верили, что так мозг тоже становился больше. В частности, существует череп «древнеперуанской длинноголовой принцессы», которую при жизни принесли в жертву: ее мозг был в три раза больше, чем у обычного человека.

В маленьком музее на острове Соль у озера Титикака выставлены рисунки, в которых подробно объяснено, как деформировать череп. Процедура это жестокая, но на что только не пойдешь, чтобы стать гением. Археологи отмечают, что такие же вытянутые черепа были у фараонов Древнего Египта в ту пору, когда страна переживала расцвет: шло строительство великих пирамид, завоевывались новые земли.

Культура паракас просуществовала относительно недолго, зато до сих пор люди пользуются изобретениями древних индейцев — ирригационными системами и мелиорацией. В 2014 году недалеко от города Чинча-Альта была найдена обсерватория, которой больше 2500 лет.

Читать еще:  Вадим Дуда: библиотека станет местом живого общения. – Вы говорили про развитие программ, связанных с СНГ…

Фото: Insights / Contributor (х3) / Getty Images, DEA / G. DAGLI ORTI (х2) / Contributor / Getty Images

Доколумбовы цивилизации – череда загадочных исчезновений

Культура Южной Америки являет собой уникальный образец, на примере которого можно проследить динамику развития раннего мирового культурного процесса, начиная от первобытного уровня до вершин, достигнутых древними цивилизациями.

Согласно версии ученых, в XI-Х вв. до н.э. в Южную Америку через Панамский перешеек пришли люди и расселились по всему материку. В VII-VI вв. до н.э. в речных долинах начало зарождаться земледелие. К концу IV в. до н.э. люди могли лепить и обжигать глину, а в III-II вв. до н.э. появились первые цивилизации.

Совершенно особый этап человеческой эволюции представляли собой культуры, существовавшие в районе Центральных Анд. Именно здесь развивались такие уникальные цивилизации как Чавин, Сан-Агустин, Паракас, Наска, Мочика, Тиуаунако, Чиму, Чибча и Инков.

Чавин

Первой цивилизацией, ярким самоцветом сверкнувшей в Центральных Андах, стала Чавин (исп. Chavin; 1200-200 гг. до н.э.). Читать подробней >>>

Основным занятием населения было земледелие. Мощные оросительные системы помогали получать высокие урожаи. Одна из гидросистем Чаван, занимающая 2,5 Га, была обнаружена на севере Перу, вблизи современного города Кахамарка (исп. Cajamarca).

Значительных высот народ Чавин достиг в архитектуре и скульптуре. Чавинцы знали золото, из которого изготавливались всевозможные украшения — серьги, браслеты, колье и пр. Древние мастера искусно работали с полудрагоценными камнями, деревом, керамикой.

Цивилизация Чавин исчезла так же внезапно, как и появилась – вот одна из многочисленных загадок удивительного континента.

Сан-Агустин

Почти одновременно с Чавинской цивилизацией процветала культура Сан-Агустин (исп. San Agustín; 1000-0 г. н/э), от которой остались подземные усыпальницы, покрытые каменными плитами с характерным геометрическим орнаментом, и вырубленные в скалах водопроводы. Но более всего знамениты необычные сан-агустинские 2-головые статуи; при этом одной из голов каменных изваяний всегда была голова животного. Типичными для этой культуры были также крупные фигуры лягушек и саламандр, которых люди расставляли у источников воды. Сложные узоры, украшающие каменные скульптуры, свидетельствуют о высоком художественном вкусе древних мастеров.

Паракас

Преемницей Чавина стала культура, возникшая на южном побережье Перу. Цивилизация получила название «Паракас» (исп. Paracas; 750-100 гг. до н/э), т. к. основные находки были сделаны на одноименном п-ове. Во-первых, это паракасский некрополь. В системе подземного «города мертвых» были обнаружены мумии древних жителей Перу.

Каждая из мумий, найденных в погребениях, завернута в один или несколько великолепных плащей (в зависимости от степени знатности человека). Такие плащи ткались из хлопка или шерсти, затем украшались изящными узорами, вышитыми нитями самых разнообразных расцветок (до 190 оттенков). Излюбленный сюжет паракасских вышивок – сказочные птицы, рыбы, геометрические орнаменты, божества в виде сфинксов, животные с человеческими лицами. Даже спустя тысячелетия уникальная материя народа Паракас не утратила чистоты красок и эластичности.

Мумии Паракас «запеленуты» в несколько слоев ткани, украшенной богатым орнаментом.

Что интересно, многие черепа умерших имеют следы прижизненной трепанации — это является свидетельством высокого уровня развития медицины Паракас. В ходе операции древние медики использовали хурургические инструменты из камня и кости (обсидиановые ножи, пинцеты, скальпели, иглы, зажимы и пр.), изготовленные настолько совершенно, что современные хирурги провели эксперимент по применению их в работе. Результат превзошел все ожидания.

Следы паракасской культуры теряются ок. 200 г. до н/э.

Андский кандилябр Паракаса

Культура Наска

На территории южного побережья Перу развивалась еще одна интересная доколумбова культура — Наска (исп. Nazca; 100 г. до н/э-800 г. н/э), которая развивалась в нескольких долинах на одноименном плато (исп. Pampa de Nazca). Представители этой цивилизации не оставили после себя гигантских дворцов и храмов, зато прослыли отличными земледельцами. Для орошения пахотных земель они строили огромные водные резервуары, прорывали акведуки и прямо к полям подводили водоводы, которые и сейчас исправно служат. Еще Наска прославились превосходными керамическими изделиями, покрытыми разноцветной глазурью. Керамика Наска отличается тонкостью росписи и своеобразным орнаментом: изображения фантастических человеко-ягуаров и человеко-птиц, растения, рыбы и обилие отсеченных вражеских голов. Не меньше керамики знамениты ткани Наска, изготовленные из хлопка, шерсти и человеческих волос. Древние ткачи знали производство парчи, гобеленов и ковров. Свои полотна наскские умельцы раскрашивали натуральными красителями, включавшими более 200 цветовых оттенков.

Но всемирную славу культуре принесла Пампа-де-Наска — вытянутая долина (длиной 70 км, шириной 2 км), вся «исчерченная» неглубокими канавками и идущими параллельно рядами камней. Пересекаясь между собой, линии образуют геометрические фигуры и изображения различных животных. С поверхности земли гигантские рисунки различить невозможно, поэтому впервые их заметили с самолета в начале 30-х годов XX в. Возраст этой уникальной «картинной галереи» — примерно 14 веков. Последние загадочные «линии», оставленные таинственно исчезнувшей культурой Наска, датируются V в. н/э.

Мочика

Современницей Наска и одной из самых ярких цивилизаций Перу до появления Инков был народ Мочика, или Моче (исп. Mochica, Moche; с I по VII вв. н/э), получивший название от долины, считавшейся центром развития культуры. Ученых поражают агрономические и инженерные познания древних земледельцев, которые использовали оросительные системы протяженностью до 150 км, и грамотно применяли удобрения. Агрономы Мочика проводили селекцию таких культур, как маис, картофель, томаты, тыква.

Большую роль у народа Моче играло ремесло: ткачество, ювелирное дело, изготовление одежды и украшений. Мочика признаны лучшими металлургами доинкского Перу. Они работали с золотом, серебром и медью, владели чеканкой, ковкой, пайкой, умели делать инкрустацию полудрагоценными камнями и перламутром. Но главное достижение культуры — керамика. Назначение большей части мочикской керамики – религиозное и чувственно- эстетическое.

Одна из самых грандиозных древних перуанских построек — «Пирамида Солнца». Это монументальное сооружение, воздвигнутое строителями Мочика в долине реки Моче.

В начале IX в. н/э цивилизация, достигшая высокого уровня развития, тоже таинственным образом исчезла.

Тиауанако

Культура Тиауанако (кечуа Tiahuanaco; расцвет 500-1100 гг. н/э) признана одной из наиболее значительных в южноамериканском регионе. Ареалом распространения цивилизации были Центральные и Южные Анды, а центром — город, расположенный на Боливийском плоскогорье (4 тыс. м над у/м) в 20 км от озера Титикака. Предполагают, что в период расцвета культуры высокогорное озеро доходило до самого города.

Читать еще:  Чувства ивана васильевича после бала. Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала

Археологический комплекс Тиауанако

Собственно говоря, Тиауанако – это городище, построенное доинкской культурой под облаками, в холодной долине среди заснеженных Андских вершин. Город, о котором ничего не известно, даже его исконное название — тайна. «Tiahuanaco», что означает «Мертвый город», — это имя, данное ему Инками уже после того, как загадочный народ навсегда покинул его.

Грандиозные сооружения Тиауанако славятся уникальной каменной кладкой. Огромные каменные блоки поражают идеальной обработкой.

Наиболее впечатляющей постройкой городища является грандиозная пирамида Акапана (кечуа Akapana) — одно из главных достопримечательностей Боливии, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не менее поразительны и другие сооружения Тиауанако: загадочный «Полупогруженный храм»; гигантский дворцовый комплекс Каласасайякс, украшенный золотом; гигантские каменные скульптуры высотой 3-7 м.

Народ Тиауанако умел обрабатывать медь, бронзу, олово, золото и серебро, а изделия гончаров по совершенству и изяществу не уступали керамике Наска.

В начале XII в. Тиауанаканское государство перестало существовать – с авансцены южноамериканской культуры таинственным образом «испарилась» еще одна уникальная цивилизация.

Наследницей Мочика и современницей Тиауанако считается Чиму (кечуа Chimu; 1200-1470 гг. н/э) — высокоразвитая доколумбова культура, существовавшая на севере современного Перу.

Согласно легенде, народ Чиму приплыл по морю с севера на бальсовых плотах. В долине реки Моче прибывшие высадились на берег и воздвигли святилище, где молились, совершали обряды и жертвоприношения своим богам-покровителям. Это было самое могущественное государство из всех известных ранее в Южной Америке — владения Чиму простирались на тысячи километров. Развалины их городов сохранились до наших дней (столица Чан-Чан, Апурлек, Фадо, Чакма и др).

Характерным образцом культуры Чиму являются оборонительные сооружения. Неприступная цитадель Парамонга, которая защищала южные границы государства, признана эталоном крепости. Она возвышалась на холме самого западного отрога Кордильер, между 2-мя бурными реками.

Но самым удивительным и грандиозным сооружением древне-чимукской архитектуры стала Великая перуанская стена. Этот многокилометровый вал напоминает знаменитую Китайскую стену, защищавшую от врагов Циньскую империю.

В государстве было развитое сельское хозяйство, Чиму умело строили оросительные системы и водохранилища.

Кроме того, люди Чиму были искусными гончарами и достигли высоких результатов в металлургии. Они могли сплавлять различные металлы; золотые и серебряные украшения Чиму высоко ценились далеко за пределами государства.

Особым видом художественной деятельности древних умельцев было изготовление одежды для элиты, украшенной разноцветными птичьими перьями. Очень славились красивые непромокаемые плащи и перелины с оригинальными аппликациями.

Однако, ни всемогущие боги, ни планеты и звезды, которым поклонялись Чиму, не смогли спасти их от нашествия врагов. В 1476 г. Инки захватили Чиму и присоединили их земли к своим территориям.

Спустя века, в марте 2018 г. на севере Перу недалеко от курортного городка Уанчако (исп. Huanchaco) во время прокладки водопроводных труб нашли 77 погребений культуры Чиму, возраст которых археологи определили периодом 1200-1400 г. н/э. Среди обнаруженных останков 47 человек было около 12 детей, скорее всего, принесенных в жертву богам.

Цивилизация Инков

Среди древних южноамериканских народов с развитой культурой особенно выделяется Империя Инков — Тауантинсуйу (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu). Когда начался расцвет цивилизации Инков, все предшествующие выдающиеся культуры континента сошли с исторической арены или приближались к закату.

В юго-западной части континента Инки создали огромное государство, охватившее в период своего расцвета (XV – XVI вв.) территории современных Перу, Боливии, Эквадора и часть Чили.

Цивилизация отличалась высоким развитием культуры, науки и общественного строя. У Инков была мощная армия, с помощью которой они держали в повиновении многие народы Южной Америки. Инки умели строить каменные здания, обрабатывать бронзу, прокладывать дороги.

Основа хозяйственной деятельности государства – террасное земледелие и животноводство. Больших успехов Инки добились в металлургии; были хорошо развиты ремесла, особенно ткачество.

Столицей и символом Империи был город Куско – «сказка из камня и золота», одна из крупнейших столиц мира эпохи конкисты. В высокогорном Куско действовали водопровод и канализация.

Куско — «Пуп земли», а его Главная площадь Пласа-де-Армас — настоящий «Пуп Куско».

В главном городе Инков буквально все поражало воображение: центральная «площадь Радости», окруженная самой большой золотой цепью в истории человечества; облицованый золотыми пластинами «Храм Солнца»; «Храм Луны» со стенами, облицованными серебряными пластинами; фантастический «Золотой сад» с фонтаном, покрытым золотом.

В уникальном «Золотом саду» Инки воспроизвели из золота окружающий мир в натуральную величину: колосящиеся поля, деревья и кустарники, цветы и плоды, люди и животные, птицы и бабочки. Неповторимые творения золотых дел мастеров Инки отдали вероломным испанцам в качестве выкупа за жизнь последнего верховного Инки — Атауальпы (1500-1533).

Кроме того, Инки были замечательными музыкантами, они хорошо играли на костяных и металлических флейтах, на бубнах, барабанах, тростниковых или глиняных андских свирелях. Среди жителей великой Империи были отличные инженеры, математики, врачи, географы, историки и астрономы: по всей территории Перу были размещены обсерватории, где звездочеты наблюдали за планетами и созвездиями. Но наиболее развитой наукой была медицина; ярким свидетельством эффективности инкской медицины служит факт поразительного долголетие жителей Империи (90-150 лет).

Цитадель Мачу-Пикчу (кечуа Machu Piсchu) — последняя крепость Инков, построенная высоко в Андах, считается главной археологической достопримечательностью Южной Америки.

Этот древний каменный город в небесах называют «Потерянным городом Инков».

После покорения великой Империи испанскими завоевателями, все жители Мачу-Пикчу …самым таинственным образом исчезли.

Так, несмотря на отлаженную государственную систему и высокий уровень развития, великую державу тоже настигла участь всех государств доколумбовой Америки. Сломленная неотвратимым натиском непонятного для Инков мира алчности, коварства и жестокости, могучая Империя погибла.

Итак, выдающиеся южноамериканские цивилизации разрушились, растворилась во Времени. Кто знает, каким был бы мир, сохранись они до наших дней?

Источники:

http://www.historie.ru/civilizacii/gosudarstva-yujnoy-ameriki/45-chavin-pervaya-civilizaciya-yuzhnoy-ameriki.html
http://www.vokrugsveta.ru/article/279355/
http://hasta-pronto.ru/dokolumbovy-tsivilizatsii-yuzhnoy-ameriki/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии