Эгейская, критская, микенская культура. Крито-микенская (Эгейская) художественная культура

Эгейская, критская, микенская культура. Крито-микенская (Эгейская) художественная культура

Элементы крито-микенской культуры

Речь в статье пойдет о культуре крито-микенской цивилизации. Когда она возникла? Какие ее особенности? Итак, начнем.

Древнегреческие периоды

Вспомним хронологические рамки Древнегреческих периодов:

  1. Начало закладывает крито-микенский период, время его существования III-II тис. до н. э.
  2. Период темных веков является вторым и происходило это с XI – IX вв. до н. э.
  3. Последний архаический период существовал с XIII-VI вв. до н. э.

Чтобы понять истоки крито-микенской культуры, стоит начать с переселенцев, когда они прибыли на свое дальнейшее место нахождения.

Открытие микенской цивилизации

Первый период Древней Греции – это достаточно удивительное время, о котором нам известно не так много. Аргументировать это можно большим временным промежутком. Исследования истории крито-микенской культуры ведутся не так давно. Цивилизация была открыта 141 год назад, а изучение критской цивилизации зародилось 117 лет назад. Раскопки вели замечательные и талантливые археологи – А. Эванс и Г. Шлиман. С того времени предметы и элементы исследований пристально изучают.

Где возникла крито-микенская культура? Целое тысячелетие понадобилось минойцам и пеласгам для создания цивилизации. В конце III тыс. до н.э. на острове возникли начальные государства. Историки спорят о количестве государств, но выделяют основные четыре: Кносс, Феста, Закрос и Маллия.

Истоки периода старых дворцов

22-18 вв. до н. э. – период старых дворцов. Население сеяло пшеницу и шафран, развивало садоводство и виноградарство. Около 1700 г. до н. э. случился пожар, как результат землетрясения. Произошло разрушение крупных дворцов государств острова Крит.

Позднеминойский период

С XV в по XVII в до н.э. период новых дворцов или позднеминойский период – эпоха критской цивилизации и культуры. С этого времени дворцы принимают новое обличие, и спустя пол века, архитектура крито-микенов завораживает своим великолепием. Дворцы были центрами, вокруг которых развивалась хозяйственная деятельность. Была налажена торговая политика.

Богатство и процветание успешной торговой империи способствовали развитию искусства, архитектуры, литературы и даже религии. Минойские ремесленники стали искусными гончарами и кузнецами. Стало активно развиваться судостроение. В Кноссе появляются удивительные фрески, связанные с влажной штукатуркой.

Сохранились изящные изделия из драгоценных камней и самоцветов. Такой великолепный скачок цивилизации вперед крито-микены совершили благодаря их достатку, активному развитию торговли.

Царь Минос создал свод законов, и тем самым избавился от нападения пиратов. Уважение историков и поэтов к минойцам и легендарному их прошлому донесли до нас образ мудрых и справедливых правителей.

Крито-микены имели серьезное воздействие на народы Средиземноморья, их культура заложила базис для Древнегреческой мифологии. Археологи донесли нам легендарный образ миролюбивых и великих правителей.

Символы культуры

Более четырех тысяч лет назад на прекрасных средиземноморских островах Санторин и Крит возникла одна из самых ярких и загадочных цивилизаций древности. Эти острова в Эгейском море стали колыбелью одной из самых влиятельных культур античности – минойской. Есть несколько элементов крито-микенской культуры, очень хорошо характеризирующие ее. Один образ особенно выразителен – это главный культурный символ крито-микенской цивилизации – бык. Этот резной сосуд из черного камня найден при раскопках в Кноссе, столице минойского царства. Там же были обнаружены сотни изображений быка.

Бык был особенно важным элементом культуры крито-микенской цивилизации. Правда, не до конца понятно, что символизирует это животное. Но судя по изображениям, бык играл некую роль в религиозных обрядах. Большая часть дошедших до нас изображений этого животного известна по настенным росписям минойского дворца. Это наводит на мысль о том, что бык – символ власти, сосредоточенной в этом дворце. В Кноссе бык считался не просто художественным образом. На дворцовых фресках запечатлены животные и люди, участвующие в необычном ритуальном действии. Критские юноши демонстрировали отвагу и ловкость в смертельно-опасной схватке с огромными быками. Бык занимает центральное место в крито-микенской культуре, это нашло отражение и в критской мифологии.

Остров Минотавра

Легенда гласит, что Боги прогневались на Пасифаю – Царицу Крита, и сделали так, что она полюбила одного быка. В результате этого союза на свет появился Минотавр – на половину человек, на половину бык. Согласно легенде, это чудовище жило в лабиринте и раз в год требовало человеческих жертв. В конце концов, отважный Тесей убил Минотавра.

В крито-микенском искусстве этому соответствуют сцены укрощения животного. Похоже, для жителей Крита это символизировало победу над животными инстинктами. В этом они хотя бы на первый взгляд преуспели. Здесь вы не найдете не одного изображения вооруженной схватки. Единственный намек на сражение – сцены кулачного боя. Как и прыжки через быка, они являются ритуальной формой агрессии.

В пышном и праздничном искусстве минойцев оружию и войне просто нет места. Это так удивительно, что археологи в серьез задумались, может крито-микенская цивилизация единственная в истории культура, не знавшая военных конфликтов?

Крито-микенская культура: архитектура

Художественное наследие минойцев представляет нам мирную идиллию, всюду мы видим рыбаков и земледельцев. Фрески и рисунки на вазах воссоздают процветание, стабильное общество. Земля давала богатые урожаи, минойцы вели успешную торговлю. Их суда, инкрустированные медью, золотом, драгоценными камнями, самоцветами, а также керамикой, маслом и древесиной, бороздили Средиземное море.

Минойское государство богатело, особенно часть общества, отвечавшая за политику и торговлю. Жизнь минойцев, судя по прекрасно выполненным фрескам, проходила в роскоши. Более всего там ценились красота и изящество. Любовь жителей Крита к украшениям распространялась и на их жилища, дома. Дворцовые постройки Крито-Микенской культуры были просто великолепны.

Одним из таких сооружений и был Кносский дворец, построенный в 1700 г. до н.э. Раскинувшийся на территории в 20 тыс. кв. м, этот дворец поражал красотой и монументальностью общественных и жилых помещений. Это был город, призванный прославлять образ жизни правящей элиты. Его широкие тротуары, элегантные каноны, причудливые архитектурные детали, все говорило о богатстве и изысканном вкусе. С трудом верится, что Кносский дворец строился во времена, когда все цивилизации еще жили еще в каменном веке.

Технические знания крито-микенов поразительные. Познания в гидравлике позволило им строить канализационные и редукционные системы. Они были изобретательными инженерами, возводили многоэтажные здания с внушительными лестницами и массивными куполами. В тронном зале дворца стены расписаны стойкими природными красками, так что даже 4 тыс. лет спустя фрески поражают своей яркостью.

Роль женщин

Сюжеты, которые запечатлены на стенах критских жилищ, могут многое поведать об общественном устройстве в государстве. Самая поразительная особенность крито-микенской культуры – это то, что в каждой сцене женщине отводится главенствующая роль. На фресках великое множество женских фигур.

Читать еще:  Сальвадор дали - дневник одного гения. Книга дневник одного гения читать онлайн Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума

Женщины принимают активную роль в жизни общества. Очень часто они участвуют в различных церемониях. Женщины, принадлежащие к элите, играли важную роль в религиозной жизни. Религиозные ритуалы были крайне важны, они способствовали сплочению общества. Чтобы сохранить власть над обществом, необходимо убедить народ, что существующий социальный порядок, единственно возможный. Религия – прекрасный инструмент, позволяющий внушать людям нужные идеи.

Даже божества у крито-микенов были женского рода. Например, такие как богиня со змеями или критская владычица. Минойцы верили, что судьба человека в руках богинь, они в ответе за все на свете – от неурожая до землетрясений. Люди пытались умилостивить грозные божества. Это было насущной задачей. Возможно, мирный характер минойского общества сложился под влиянием женщин. Похоже, мягкий женский характер, нетерпящий проявлений жестокости, позволил создать идиллическое мирное общество.

Богиня со змеями

Эгейская крито-микенская культура подарила миру такую захватывающую архитектуру, как царский дворец в Кноссе. Минойцы не строили храмов и, возможно, все свои обряды они выполняли под открытым небом.

Проделав большую работу, Артур Эванс обнаружил в тайнике дворца в Кноссе три фаянсовые статуэтки. Это были богини, у каждой из которых в руках были змеи. Богини имели общие сходства: струящиеся темные локоны, головной убор, обнаженная грудь, короткий передник и тонкая талия, затянута в корсет. Змеи в руках сопоставляют некую связь с Кносским дворцом. Есть предположения, что богини символизируют домашнего бога.

Тайны крито-микенской культуры

В любом обществе есть тайны, большие и маленькие. Но обычно, чем важнее она, тем меньше людей знает о ее существовании. В древности религия и власть были часто неразделимы. Знания были привилегией и были доступны лишь посвященным.

Люди не редко окружали свои действия тайной. Но в результате природных катаклизмов или по случайному стечению обстоятельств тщательно-охраняемые секреты раскрывались. Тайное становилось явным. Последние археологические находки свидетельствуют о том, что у минойцев тоже осталось еще много секретов. К сожалению, не все можно прочесть на прекрасных сказочных росписях. Археологам уже открылись некоторые тайны, и они продолжают работать в этом направлении.

Час истины. Тайны гробниц

Подземное святилище усыпления тысячелетиями хранило страшную тайну. Среди развалин гробниц археологи обнаружили человеческие останки, засыпанные камнями. Видимо, этих людей завалило обломками во время землетрясений, которые нередко встречаются в этом регионе. Археологи ищут ответы на вопросы: все ли люди погибли от природной катастрофы? Что они делали в гробнице? Тщательные раскопки позволили установить, что происходило здесь во время землетрясения. Юноша, находившийся в гробнице, был убит еще до землетрясения. Стало совершенно очевидно, что это было именно убийство. Более того, это было ритуальное жертвоприношение. Возможно, как только церемония завершалась, земля задрожала, и все участники ритуала были навеки погребены под обломками. Это открытие породило новые вопросы, связанные с крито-микенской культурой. Возможно, человеческие жертвоприношения составляли основу, как раньше казалось, довольно гуманной культуры.

Час истины Кносского дворца

Еще одна находка, в этот раз в подземелья Кносского дворца, помогла ответить на этот вопрос. Было обнаружено четыре детских скелета. Здесь, по всей видимости, произошло ритуальное убийство. Эти дети были принесены в жертву грозному божеству. Раскопки продолжались и взгляду археологов открывались неизвестные прежде сюжеты, связанные с жертвоприношениями. Это ритуальные убийства, где жертвами были животные и люди. Центральной фигурой во время церемонии была жрица, которая руководила всеми действиями. Жертвоприношения не совершались публично, к участию в них допускались только жрицы.

Человеческие жертвоприношения считались самыми важными, происходили в обстановке повышенной секретности. Участники действа собирались в пещерах или подземельях. Церемония считалась очень ответственной и в тоже время опасной. Подобные ритуалы были доступны лишь ограниченному кругу лиц. Тайные знания должны были оберегать их во время прямых контактов с божеством. Члены жреческой элиты действовали от имени всего народа. Минойские женщины обрели значительную роль в обществе благодаря этому своему посредничеству между смертными и божествами.

Гибель минойской цивилизации

Закат крито-микенской цивилизации был близок. Примерно в 1600 г. до н.э. на островах произошла серия мощных землетрясений, а затем последовало извержение вулкана. Он находился на острове Фера, что в 110 км от Кносса.

Критские города были разрушены. Основное государство стало уязвимым для завоевателей, а конкретно ахейцев. Последующие годы Крит подвергался нападениям с материка, над Эгейским морем разразилась война. Миролюбивая крито-микенская цивилизация со всеми ее противоречиями канула в прошлое.

Эгейская (крито-микенская) культура

1. Города, жилые дома крито-микенской эпохи ……………………………………………. 14

2. Новый дворец в Кноссе (XVI в. до н.э.)……………………………………………………. 18

3. Акрополь в Тиринфе (XIII-XII вв. до н.э.). Дворец в Микенах (XII в. до н.э.)…………. 27

4. Особенности эгейского архитектурного ордера…………………………………………… 32

5. Культовое зодчество крито-микенского периода………………………………………….. 35

6. Инженерные сооружения. Циклопическая кладка………………………………………… 38

7. Особенности минойской живописи ……………………………………………………….. 39

Контрольные вопросы и задания……………………………………………………………….. 43

Эгейская (крито-микенская) культура изначально создавалась племенами, родственными скорее племенам Ма­лой Азии, чем грекам. Период неолита (позднего каменного века) на Крите продолжался с VI по III тысячелетия до н.э. На рубеже IV и III ты­сячелетий неолитические постройки Крита бы­ли очень примитивными. На преобладание родового строя также и в III тысячелетии ука­зывают не только общинные дома, но и общие погребения в громадных круглых фолосах (куполообразных гробницах). В конце IV и в III тысячелетиях в Эгейском мире выделялись поселения малоазийского по­бережья (так называемые Троя I и II), при­мерно одновременные храмам Урука и Укайра.

С IV тысячелетия почти до самого конца II тысячелетия до н.э. на островах и побережьях Эгейского моря происходило разложение родового строя и становление раннерабовладельческих государств. Основой хозяйства было зем­леделие (виноградарство, производство оливкового масла), скотовод­ство и морская торговля. Бассейн Эгейского моря включал юг Балканского полуострова, побережье Малой Азии и несколько сотен островов. Изрезанность береговой линии, наличие удобных природных бухт и гаваней, небольшие, в пределах видимости, расстояния между островами способствовали развитию мореплавания. Раннее отделение ремесла от земледелия привело к блестящему развитию керамического производства и худо­жественной обработки меди и бронзы. Товарное про­изводство и морская торговля наложили отпе­чаток на эгейскую культуру и породили свое­образное искусство, в котором преобладают реалистические тенденции.

Во II тысячелетии до н.э. сначала на Крите, а затем и в других районах Эгейского мира завершается формирование классового общества и государства. Могущество критского государства и расцвет его культуры («минойской», от имени ле­гендарного царя Крита – Миноса) относится к XVIII–XV вв. до н.э., примерно совпадая по времени с I вавилонской и с началом касситской династий в Двуречье: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большею частью моря, которое называется теперь Эллинским [Эгейским], достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями, причем изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей. Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы. В древности эллины и те из варваров, которые жили на материке близ моря, а равно все обитатели островов, обратились к пиратству с того времени, как стали чаще сноситься друг с другом по морю. Во главе их становились лица более могущественные, которые и поддерживали пиратство ради собственной корысти и для доставления пропитания слабым. Нападая на неукрепленные города, стоящие из отдельных селений, они грабили их и большею частью так добывали себе средства к жизни…» (Фукидид, I, 4-5). «С образованием флота Миноса взаимные сношения на море усилились, потому что Минос очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами. Кроме того, приморские жители владели уже большими средствами крепче сидели на местах, а некоторые, разбогатев, оградили себя стенами…» (Фукидид, I, 8, 2-3).

Читать еще:  Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Олень, Лань. Символ оленя значение

Это был древнейший очаг рабовладельческой цивилизации на территории Европы, который оказал огромное влияние на античную культуру Древней Греции и Рима.

Вполне вероятно, что упомянутая Платоном в «Тимее» и «Критии» легендарная Атлантида представляла собою политический альянс множества островов, занимающих огромную площадь Эгейского и Средиземного морей. Согласно версии греческих археологов (А.Г. Галанопулос и др,), столица этого государства – город Посейдонис – размещалась на острове Санторин (Фера) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Город Посейдонис – столица легендарной Атлантиды. Реконструкция

Изучение эгейского мира началось с откры­тия в конце XIX в. многочисленных, сменявших друг друга поселений на холме Гиссарлык у малоазийского берега; по-видимому, именно здесь находилась Троя (Илион) (рис. 1.2). Этот город воспет в Илиаде Гомера. Евен Аскалонский, Троя (Палатинская Антология, IX, 62):

«Путник, ты зришь Илион, гремевший некогда славой,

Некогда гордый венцом башен высоких своих;

Ныне ж пожрал меня пепел времен; но в песнях Гомера

Все я стою невредим с медным оплотом ворот.

Мне не страшны, для меня не губительны копья ахивян:

Я у всех Греции чад вечно живу на устах…».

Холм Гиссарлык вырос из многих раз­рушенных и засыпанных поселений. В древнейших поселениях (Троя I и Троя II), восходящих к концу IV и к III ты­сячелетию до н.э., раскопаны постройки об­несенного крепкими стенами пиратского гнез­да, расположенного на торговом пути, ведшем через Дарданеллы в страны Причерноморья (рис. 1.3 и 1.4.).

Рис. 1.2. Холм Гиссарлык. Гравюра конца XIX века

Рис. 1.3. Троя. Крепостные стены, XV-XIV вв. до н. э.

Рис. 1.4. Холм Гиссарлык (Малая Азия). План Трои I, II и III

Уже в Трое I обнаружены были мегароны, т. е. прямоугольные, вытянутые по продольной оси помещения, занимающие каждое весь или поч­ти весь объем соответствующего здания. Боль­шие мегароны Трои II (III тысячелетие до н. э.) уже имеют правильную конфигура­цию. Круглый постоянный очаг лежал на глав­ной оси большего из мегаронов. В таких мегаронах жили патриархальные семьи вождей, резиденция которых отделена внутренней сте­ной от тесной, беспорядочной застройки рядо­вых общинников. Крепостные ворота наружной стены, парадные ворота внутренней и входная часть мегарона сходны по плану, в чем сказа­лась примитивность архитектурного мышления. Тип мегарона сыграл большую роль в разви­тии древней архитектуры: его схема легла впоследствии в основу схемы греческого храма (рис. 1.5).

Мощные основания городских стен и фунда­менты мегаронов сложены из камня; самые стены тех и других были сырцовыми с дере­вянными связями. Эта конструкция часто встре­чается в эгейском мире; она приобрела особое значение на Крите, где частые землетрясения заставляли применять антисейсмические конст­рукции; деревянные связи могли играть здесь именно такую роль (рис. 1.6).

Рис. 1.5. Руины Трои. Остатки жилых зданий

Рис. 1.6. Бастион крепостной стены Трои I, III тыс. до н.э.

К XIV в. до н. э. торговое и политическое преобладание перешло к материковой Греции с главным центром в Микенах. Микенский период в истории крито-микенская цивилизации оборвался в конце XII в. до н.э. под натиском дорийских племен. Эта культура просуществовала около двух тысяч лет и была уничтожена «народами моря».

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА)

С 1874 по 1885 г. Г. Шлиман работал на территории Балканского полуострова – в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культура древнейшей Греции.

В начале XX в. Английский археолог А.Эванс начал свои раскопки на острове Крит, которые он продолжал в дальнейшем. Им была открыта критская культура, тоже относящаяся к культуре древнейшей Греции.

Работы на Балканском полуострове были продолжены греко-американской экспедиции под руководством К. Курониотиса и Блегена, которые потом в западной части Пелопоннеса, около древнего Пилоса, нашли большой Пилосский дворец.

Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией в Пилосском дворце были найдены глиняные таблички с неизвестными надписями. Их исследовал сначала Эванс, который назвал их «линейным» письмом и разделил на более древнее письмо «А» и более позднее письмо «Б» (линейное письмо «А» так и не было расшифровано).

Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установить цифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог.

Прочел крито-микенские надписи письма «Б» в 1952-1953 гг. Молодой английский архитектор М. Вентрис.

В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. одновременно с древневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикландская, островная культура; элладская – в Балканской Греции. Во II тыс. До н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская или ахейская культура.

Читать еще:  Кто написал картину три медведя в лесу. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким

Критское царство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова – между Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами.

Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Крупнейшие города Кносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружественные отношения, поэтому стен вокруг поселений не возводили.

Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи – главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер.

Здесь создаются большие жилые комплексы – первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворца отводится для женщин. Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием.

Во второй половине XVIII в до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени – Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие ниже, третьи – на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах.

Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей.

Там же сберегались царские сокровища и оружие. Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, – особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого, давящего.

Главным украшением дворца была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески – росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило, располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы.

Стены парадных помещений дворца украшены монументальными картинами.

Фрески знакомят с жизнью и развлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком – любимое развлечение юношей и девушек.

Расцвет критской живописи относится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях.

Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.

Критское государство погибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г.до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.

Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критяне залюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которой видели высший смысл жизни.

С угасанием цивилизации Крита в XIV в.до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции – Микены, Тиринф, Пилос.

Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны.

Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон – парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.

К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц – толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» – мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.

Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.

В середине XII в.до н.э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой

Греции – эллины – создали свою собственную культуру.

Источники:

http://www.syl.ru/article/361329/elementyi-krito-mikenskoy-kulturyi
http://studopedia.ru/1_85270_egeyskaya-krito-mikenskaya-kultura.html
http://m.vuzlit.ru/488732/egeyskaya_krito_mikenskaya_kultura

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии