Духовой музыкальный инструмент домра жалейка литавры. Музыкальный инструмент жалейка: описание, история
Духовой музыкальный инструмент домра жалейка литавры. Музыкальный инструмент жалейка: описание, история
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Жалейка известна также под названием жаломейка.
Происхождение, история жалейки
Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.
Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики«, широко распространённый в южно-российских областях.
Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.
Устройство и разновидности жалейки
Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).
Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.
Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.
Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.
Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.
Видео: Жалейка на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Жалейка известна также под названием жаломейка. Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки. Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.
В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.
В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова, Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.
В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин
О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку в свой хор.
Пастухи – рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников. Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха Н.В. Кондратьева.
Из-за сложности овладения игрой на рожках и из-за их диатонического звукоряда применение рожков в оркестрах народных инструментов ограничено.
Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).
Происхождение, история жалейки
Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.
Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Устройство и разновидности жалейки
Жалейка бывает двух разновидностей – одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.
Одинарная жалейкапредставляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.
Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента – одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.
По диапазону жалейки бывают:
а) пикколо – от нот IIоктавы «соль», «ми», «до»;
б) сопрановые – от нот Iоктавы «ля», «соль»;
в) альтовые – от нот Iоктавы «фа», «ми», «ре», «до»;
г) басовые – от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;
д) парные или двойные сопрановые – от ноты «ля» и ноты «соль» Iоктавы.
Двойная (двухствольчатая) или парная жалейкасостоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.
Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные – в южных.
Жалейка –язычковый духовой инструмент, на протяжении столетий бытовавший в основном в пастушьей среде и был хорошо распространён на Руси, в Белоруссии, Украине и Литве. Это небольшая трубка, заканчивающаяся раструбом из коровьего рога. Звук жалейки резкий, гнусавый.
Жалейка – наиболее распространённый музыкальный инструмент, широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки – нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком – пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб – резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.
Известные коллективы и исполнители на жалейке
Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры» солисты М. Вахутинский, С. Бутушин, С. Мишин, К. Буянов, И. Буянова, Е. Красовская. Ансамбли: «Былина» п/у С. Молдованова (1980-е годы), «Скоморохи» п/у А. Соловьёва (г. Кемерово), «Скоморохи» п/у В. Акулович (г. Санкт-Петербург), «Забава» п/у Н. Осипова (г. Улан-Удэ), ансамбль «Жалейка» п/у В. Назарова, ансамбль народных инструментов «Садко» художественный руководитель М. Серый
Мастера по изготовлению жалеек:
Астахов Анатолий (Москва)
Бутушин Сергей Иванович (г. Москва)
Краснобаев Вячеслав (Москва)
Мишин Сергей (Москва)
Соловьёв Александр (г. Кемерово)
Ткаченко Юрий Михайлович (г. Кемерово)
Продажа инструментов: где купить/заказать?!
Жалейку можно заказать мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или купить в сети магазинов музыкальных инструментов, а также в Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, в Концерне «Музпром».
Послушать звучание жалейки
Предлагаем Вашему вниманию послушать звучание жалеек в исполнении мастера-профессионала. На фоне жалеек звучат владимирские рожки, свирель, соловей (игрушка водяная).
Жалейка пикколо МИ
Жалейка сопрано ЛЯ мастера Бутушина Сергея Ивановича
Парная жалейка СОЛЬ мастера Бутушина Сергея Ивановича
LiveInternetLiveInternet
–Видео
–Рубрики
- Tomas Kinkade (13)
- В мире животных (182)
- Весна (83)
- ВИДЕО (507)
- Выпечка (1938)
- ***Блины (183)
- ***Булочки,ватрушки, плюшки. (140)
- ***Кексы (93)
- ***Куличи и Пасха (184)
- ***Печенье (167)
- ***Пироги. Шарлотки. Запеканки. (332)
- ***Пирожки (117)
- ***Рулеты (103)
- ***Хлеб. (77)
- Вязание(спицами,крючком) (992)
- Дамский журнал (279)
- Дачный участок (1055)
- *Баклажаны (6)
- *Капуста (8)
- *Картофель (2)
- *Клубника (12)
- *Огурцы (15)
- *Перцы (9)
- *Томаты (30)
- *Цветы (цветочные клумбы) (350)
- День Победы (116)
- Для детей (255)
- Домашние заготовки (рецепты) (475)
- Друзья! (79)
- Женщина (205)
- Журнал *Здоровье* (333)
- Звезды экрана (188)
- Звенящие кедры России (142)
- Зима (97)
- Картинки(картины,иллюстрации,живопись) (3135)
- Клипарт (640)
- Кнопочки переходы для ЛиРу (18)
- Комнатное цветоводство (39)
- Кошкин мир (84)
- Куклы (194)
- Кулинария(разные рецепты) (2984)
- ***Вареники. Пельмени. Манты. Хинкали. (50)
- ***Все из курицы (212)
- ***Все из рыбы (222)
- ***Готовим сыр (разное) (14)
- ***для Нового Года и Рождества (210)
- ***Запеканки (58)
- ***Каши(разное) (19)
- ***Кулинарные (кухонные)хитрости (33)
- ***Напитки (Квас. Соки. ) (145)
- ***Первые блюда (170)
- ***Постные блюда (203)
- ***Салаты (352)
- ***Сало (15)
- ***Сладости (91)
- ***Соусы (19)
- Легенды, притчи, афоризмы. (66)
- Лето (50)
- Маски(клипарт) (15)
- Мир путешествий (911)
- Музыка (353)
- Натюрморты (315)
- Новогодняя страничка (339)
- Осень (132)
- Открытки (120)
- Пасха (97)
- Пасхальные рецепты (62)
- Праздники (349)
- Программы для ПК. (309)
- Птичий мир (110)
- Разделители в PNG (8)
- Рамочки (323)
- Рамки для фото(PNG) (25)
- Религия (96)
- Рождество (70)
- Рукоделие (332)
- Своими руками (или сделай сам) (197)
- Скрап набор (629)
- Стихотворное (162)
- Танцы народов мира (18)
- Торты(кулинария) (561)
- Уроки иностранного. (8)
- Уроки ФШ (151)
- Уют в доме (146)
- Фарфор (антиквариат) (136)
- Фоны, схемы для Дн. (102)
- Фотокартинки (138)
- Цветы (162)
- Шьем сами (162)
- Эзотерика (59)
- Это важно! (51)
- Это интересно (867)
–Музыка
–Всегда под рукой
–Фотоальбом
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
На зелёной на полянке пастушок
Из бересты смастерил себе рожок,
И играет от зари и до зари,
Даже ночью подпевают соловьи.
Льётся песенка о том, как у реки
Сели девушки плести себе венки.
А одна так несказанно хороша,
Что зашлась у пастушка его душа.
И ни спать теперь, ни есть не может он,
И лишь песни льётся грустный перезвон.
Думы в голове, и только всё о ней,
Никого на свете нет ему милей.
Тёмно-синие у девушки глаза,
С ярким бантом ее русая коса,
Ты услышь-услышь, красавица, рожок,
Для тебя играет песню пастушок.
Жалейка – так называется народный духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе язычковых. Это традиционный пастуший инструмент. Жалейка использовалась в основном жителями Смоленской, Воронежской, Курской, Псковской, Тверской, Новгородской, а также Московской, Рязанской и Тульской областей. По своей конструкции жалейка подразделяется на одинарные и двойные (парные). По разному называют этот инструмент в регионах России; одинарная – ,,рожок”( Курская обл.); ,,ладуша”(Горьковская обл.); ,,пищик”(Белгородская обл.); ,,сиповка”(Пензенская обл.); двойная – ,,двойчатки”(Владимирская обл.); ,,жаланки”(Рязанская обл.); ,,трости”(Пензенская обл.)
Двухсоставная жалейка
Принцип извлечения звука для всех жалеек одинаков: это вибрация язычка пищика.
Слово ,,Жалейка” не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Происхождение слова ,,жалейка” не установлено. Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостный. Играют на жалейке наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.
Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.
Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.
Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов
Изготовление жалейки из тростника
Во-первых, нам нужен материал, то есть камыш. Не путайте его с рогозом, он нам абсолютно не нужен!
Под словом «камыш» подразумевают многие растения, в том числе и рогоз, и тростник, и так называемые «нюньки». Нам же необходим тростник обыкновенный — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту, с соцветиями-метелками. Он имеет полый коленчатый стебель. Растет тростник по заболоченным берегам озер и рек, на болотах.
Итак, берем рюкзак, ножик, одеваем непромокаемую обувь и идем за тростником ( за сухим (!) тростником). Приготовьтесь к тому, что ваши очумелые ручки могут превратиться в офигевшие ножки, так как придется долго ходить. Оказавшись в зарослях этого растения, необходимо, как завещал Козьма Прутков, зрить в корень, так как именно внизу, у почвы, находятся самые толстые коленца. Нас интересуют коленца диаметром от 7 мм и длиною от 15 см. Если вы задумали сделать жалейку, вам понадобится еще и береста с поваленной березы (с неё легче снимать кору, да и вообще надо беречь природу!). Теперь, когда вы собрали много подходящего материала и отогрели свои озябшие конечности, приступаем к его обработке и изготовлению дудки. Нам необходимы следующие инструменты — острый нож, круглый или полукруглый надфиль (если есть, если нет — не беда), длинная палочка (можно взять стержень от ручки и т.п.) и спичка.
Во-первых, необходимо очистить тростник от листьев. Затем мы разделяем коленца строго в месте сочленения!
Так как нас съедает нетерпение, делаем самый простой вариант. Берем подходящее коленце (диаметр 7 мм, длина 15 см).
Отпиливаем в месте отлома (можно лобзиком).
Берем надфиль или заточенную спичку и протыкаем мембрану.
Внутри стебель тростника покрыт тонкой пленочкой, которую надо удалить. Для этого мы берем длинную палочку и возвратно-поступательными движениями чистим его внутри, а затем продуваем стволик. С помощью острого ножа с того края, где мембрана, снимаем тонкий слой.
Тут вы первый раз поймёте, зачем вам целая сумка тростника. На очищенном месте будет прорезаться язычок. Чем он толще, тем большее усилие придется приложить, дабы заставить его вибрировать. Чем тоньше, тем больше вероятность залипания. От длины, толщины и ширины язычка зависит высота звука. Язычок — главная деталь дудки! Язычок делаем примерно 2,5 см в длину, и 4 мм в ширину. Вот так.
Теперь можно попробовать извлечь первые звуки. Не получается? Возможно, вы неверно расположили дудку во рту. Трубка должна довольно глубоко заходить в рот, для того, чтобы дать возможность язычку (не вашему, а дудки) колебаться. Своим же языком вы должны закрыть отверстие в мембране. Пробуем еще раз. Если получилось — то вы молодец! Если же дудка не звучит и даже не проходит воздух, значит залип язычок. Берем льняную нитку и подсовываем под него вот так.
После такой процедуры звук точно появится. Теперь как сделать игровые отверстия. Берем нож и вырезаем по следующей схеме: 1-е в 3 см от края, 2-е в 3 см от первого, 3-е в 1,5 см от второго, 4-е в 3 см от третьего. Диаметр отверстий примерно 5 мм. Четырех отверстий хватит с головой. На наш век вряд ли был больший строй, чем тон-тон-полутон-тон. Теперь вы можете играть и радоваться! Для тех, кто хочет еще немного заморочиться, осталась береста. Мы режем её на полоски, промазываем края клеем (каким позволит ваша совесть) и скручиваем рожок. Делаем заготовку дудочки с язычком, но без дырочек, и прилаживаем к ней рожок, но пока не на клей. Получается жалейка!
Если вы собираетесь строить жалейку под определенную тональность, то у вас неограниченные возможности целая сумка тростника! Высота звука инструмента будет зависеть в данном случае от:
- длины инструмента с рогом
- язычка
- силы, с которой вы дуете
Про язычок мы уже писали выше. Длина: чем длиннее инструмент, тем ниже звук и наоборот. Настройку проводят с одетым рожком. Если звук низит, подрежьте тростник, если выше — домотайте бересту на рожок. Поймав нужную ноту (а сделать это очень трудно, т.к. язычок размокает и начинает низить, а иногда и залипать), начинаем прорезать отверстия. Делаются они по той же схеме, что и в простой дудке. Прорезаем первое и подстраиваем. Если низит — подрезаем ближе к язычку, если высит — к рожку. Настроив первое игровое отверстие, таким же образом делаем все остальные. Отверстия можно пропиливать полукруглым надфилем, а еще лучше прожигать. Добиться точной настройки довольно тяжело, поэтому придется «додувать» дыханием. Чем сильнее вы дуете, тем быстрее колеблется язычок, т.е. выше звук, но возрастает степень залипания. Но вы можете не ломать голову, а говорить окружающим, что у вас на жалейке нетемперированный строй, что вполне исторично! Правда если вы намерены играть в паре с гуслями, их придется подстраивать под вас.
Существование такого вида инструмента доказано этнографически, а бытование его в IX—XI вв. представляется весьма вероятным, т.к. простота изготовления безрогового варианта позволяет сделать дудочку даже ребенку.
Источники:
http://eomi.ru/woodwind/zhaleika/
http://www.planetatalantov.ru/about/articles/allarticles/zhaleika.html
http://www.liveinternet.ru/users/koteroza/post266662062