2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Венецианов годы жизни. Венецианов алексей гаврилович – галерея произведений (106 изображений)

Лучшая картина Венецианова. Биография и творчество Алексея Гавриловича Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов – известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Начало карьеры

В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.

Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.

Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.

Портреты живописца

Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.

Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.

«Жница»

В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.

Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.

Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Читать еще:  Цитатный материал к характеристике софьи. Образ Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» — полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» — полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

Читать еще:  Микеланджело описание. Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть

Алексей Венецианов

Алексей Венецианов

Алексей Венецианов

  • Дата рождения: 18 февраля 1780 г.
  • Дата смерти: 3 января 1847 г.
  • Национальность:русский
  • Направление:Реализм
  • Сфера:живопись
  • Учителя:Владимир Боровиковский
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Венецианов,_Алексей_Гаврилович

Заказать
репродукцию

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовившего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.

Похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой.
Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I.

В 1830-е годы Венецианов обращается к повествовательному жанру, посвященному крестьянскому быту. К их числу относятся работы: «Проводы рекрута» (конец 1830-х, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей заповедник «Павловск») и «Возвращение солдата» (конец 1830-х, ГРМ). Это напоминание о том, что событием, которым мир внешний вторгается в довлеющий себе круговорот трудов и дней земледельческого цикла, этим событием всегда испокон веков являлась война и заботы, связанные с войной.

В 1842 году Алексей Венецианов написал «Портрет неизвестного», который сейчас представлен в Одесском художественном музее.

Кисти Венецианова принадлежали также иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Картины Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) — живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, родоначальник бытового жанра в русской живописи. Алексей Гаврилович родился 18 февраля 1780 года в Москве. Его род происходил из Греции: прадед художника Федор Проко с женой и сыном приехали в Россию в 1730-1740 гг., где получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Отец художника был купцом: продавал ягоды, луковицы тюльпан, — и всегда надеялся, что сын пойдет по его стопам. Но Алексей Гаврилович с юности начал увлекаться рисованием, за что ему очень часто доставалось от отца и учителей пансионата. Но отец, видя способности своего сына, смирился и даже подарил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник».

Есть мнение, что первым учителем юного художника был некий Пахомыч. Во всяком случае, рассматривая ранние картины Алексея Гавриловича, можно сделать вывод, что у он все-таки у кого-то учился.

После окончания пансионата Венецианов поступает на службу с Чертежное управление.

В 1802 году А.Г.Венецианов отправляется в Петербург, однако, петербургская публика оставила его работы без внимания, и художник возвращается в Москву, где он занялся своим художественным образованием.

В 1807 г. Алексей приезжает в Петербург вновь и поступает на службу в канцелярию директора почт. Художник сближается с Боровиковским Владимиром Лукичом, становится его учеником и проживает у него в доме.

Хотите приобрести недвижимость в Тайланде? Вместе с thaimir, можно купить дом пхукет и подобрать тот, который вам действительно подойдёт.

В 1808 году Венецианов А.Г. занимался издательством сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», представлявший собой гравированные листы. Вскоре журнал был запрещен к издательству (причиной тому стало неудовольствие Александра I, вызванное гравюрой «Вельможа»). Повторно к жанру карикатур Алексей Гаврилович вернется во время войны 1812 года, совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на дворян-галломанов и французов. В 1811 году А.Г.Венецианов получил признание Академии художеств как портретист и получил звание академика.

Венецианов А.Г. был не чужд общественным делам. После войны 1812 г. он вступает в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Алексей Гаврилович основал школу, где обучали грамоте, арифметике и рисованию. Ученики Венецианова А.Г. стали называться «венециановской школой». В эти годы дом А.Г.Венецианова становится своего рода литературно-художественным салоном.

В 1819 Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в свое имение в Тверской губернии, где посвящает все свое творчество развитию «крестьянского» жанра. Он организовывает свою художественную школу. Картины своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Расцвет творчества Венецианова А.Г. пришлось на 20-30-е годы, когда он создает свои самые знаменитые картины. В 1829 году А.Г.Венецианов получил звание придворного живописца, а в 1830 году — звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св.Владимира.

16 декабря 1847 г. жизнь Алексея Гавриловича Венецианова случайно оборвалась. По дороге в Тверь художник не справился с управлением санями, которые врезались в каменные ворота. Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь.

Художник сумел создать целую галерею русских крестьян — скромных, работящих, сильных, с чувством собственного достоинства. Он доказал, что простой человек достоин стать героем полотна, показывая свою моральную и физическую красоту. А образы детей в Венецианова бесподобны: они правдивы и полны жизни.

Деревенская жизнь открыла для художника новый мир, поэтичности и красоту русской природы. Алексей Гаврилович работал в пленэре, что было необычно для русского изобразительного искусства того времени. Он делал это с целью изображать только натуру, видя в этом истинный замысел своего творчества.

Начало всему последующему творчеству Венецианова положила картина «Гумно», к тому же она стала новым словом в русской живописи.

На картинах Венецианова А.Г. фигуры героев статичны, отчего часто не понятны зрителю. Но для художника важны внутренние волнения.

Венецианову удавалось обнаружить что-то необычное в бытовых ситуациях, не вдаваясь в изощренные жанры, делая свои работы содержательными и поэтичными.

Соратники Алексея Гавриловича по Академии художеств часто упрекали его в неспособности работать в области академической живописи, а только в бытовом жанре, который не считался равноправным среди других. Он опроверг это, создав в 1829 году картину «Купальщицы».

Венецианов А.Г. выполнил образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Источники:

http://www.syl.ru/article/299834/luchshaya-kartina-venetsianova-biografiya-i-tvorchestvo-alekseya-gavrilovicha-venetsianova
http://www.wikiart.org/ru/aleksey-venetsianov
http://art-assorty.ru/775-venecianov-aleksey-gavrilovich.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector