46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теоретические основы формирования словесного творчества у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. Словесное творчество детей

Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Марина Суркова
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественно-творческих способностей детей.

Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.

Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующей деятельности воображения, которая позволяет ребенку использовать из прежнего опыта хорошо знакомые ему художественные образы, слова, образные и типичные выражения, «однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть». Это умение «из элементов создавать построение, комбинировать старые и новые сочетания и составляет основу творчества» [47, с. 19]. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец [11, 24 и др. ] рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям [11].

Под словесным творчеством мы вслед за О. С. Ушаковой понимаем «продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, слов и т. п.» [42, с. 4].

«В основе словесного творчества, – отмечает О. С. Ушакова, – лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы» [42, с. 5]. Данное положение имеет особое значение для нашего исследования в связи с тем, что оно должно еще раз подтвердить положение о тесной взаимосвязи между развитием словесного творчества и обучением детей дошкольного возраста рассказыванию.

Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей [42, с. 19].

Рассматривая словесное творчество дошкольников как начальную ступень их литературного развития, методисты считают, что только хорошо усвоенные навыки словесного творчества могут в будущем стать основой элементарного словесного творчества [47, с. 68].

В психолого-педагогической литературе встречается довольно обширный список исследований, посвященных проблеме словесного творчества дошкольников: А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., а также работ, рассматривающих проблемы развития речи на занятиях по ознакомлению с художественной литературой: А. М. Бородич, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Л. М. Гурович, С. М. Чемортан, Н. В. Гавриш.

Цель данной работы – определить педагогические условия эффективного развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе обучения рассказыванию.

Объект исследования – процесс развития речи и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования элементарных навыков словесного творчества в процессе обучения детей 5-6 лет рассказыванию.

Гипотеза исследования: развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе обучения рассказыванию будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— интеграция разных видов деятельности детей (художественной, речевой, творческой продуктивной);

— учет особенностей восприятия художественных произведений детьми 5-6 лет;

— включение программного чтения в различные формы воспитательно-образовательного процесса;

— ориентация педагога на развитие поэтического слуха, использование приемов работы, способствующих формированию у детей критического отношения к художественным средствам, использованным автором в произведении и эмоционального отношения к содержанию прочитанного (беседа, объяснение новых слов и фраз, повторное чтение, показ иллюстрации и др., и активизации их в самостоятельной художественно-речевой деятельности.

1) актуализировать содержание понятия «словесное творчество» в психолого-педагогической и методической литературе;

2) изучить особенности развития детского словесного творчества;

3) определить уровень развития связной речи и словесного творчества детей 5-6 лет;

4) организовать целенаправленную работу по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию;

5) проанализировать результаты исследовательской работы.

Методологической основой исследования послужили:

— положения теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина [11, 35];

— положения психологии о формировании словесного творчества на основе комбинирующей деятельности воображения; о творческом воображении как сложном психическом процессе, неразрывно связанном с жизненным опытом ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец) [11, 24];

— методическое положение о тесной взаимосвязи между развитием словесного творчества и литературным развитием детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова) [42].

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);

2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой деятельности);

3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

Экспериментальную базу исследования представляет МДОУ «Детский сад № 88» г. о. Саранск Республики Мордовия.

Структура работы: итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека ребенка. Многие способности и чувства, которыми.

Тестопластика как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста Тестопластика — искусство создания объемных и рельефных изделий из теста. Тестопластика — одна из самых популярных техник среди мастеров.

«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар-практикум) «Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар – практикум) Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она.

Фотоотчет о творчестве детей старшего дошкольного возраста «Корзина с цветами» Весна- прекрасное время года! Пробуждается от долгого зимнего сна все живое. Поднимается настроение,хочется творить что-то необыкновенное.

Практикум «Развитие двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с воспитателем» Здорово, когда можно поделиться опытом своей работы в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных.

Проект «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста» ПРОЕКТ Тема проекта: «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста». Актуальность: Актуальность.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают.

Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников 5


Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников 5

Сущность понятия «творчество» в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Особенности детского словесного творчества 10

Особенности содержания и художественной формы сказки и ее возможности в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста 18

Читать еще:  Кто победит в шоу танцы 2. Победитель шоу «танцы» виталий уливанов: «мигель стал мне вторым отцом

Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста 24

2.1. Выявление особенностей восприятия сказок и уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 30

2.3. Выявление динамики развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. 39

Введение

В настоящее время перед нашим обществом как никогда остро стоит задача воспитания творческой личности. Объективные преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, вызывают потребность в исследованиях, раскрывающих разнообразные факторы влияния на творческие способности личности. Основной целью современного ДОУ является воспитание у детей самостоятельности и творческой инициативы. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей детей. В педагогических исследованиях подчеркивается самоценность и значимость дошкольного возраста для развития творческих способностей.

Для развития творчества необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество так как язык, по утверждению О.С.Ушаковой, — это база любого вида творчества.

Особое внимание к формированию словесного творчества дошкольника, как основе речевого развития детей, прослеживается в работах Ф.А.Сохина, который рассматривал развитие речи дошкольников в системе умственного воспитания, и особое внимание уделял организации занятий детей по развитию словесного творчества. О.С.Ушакова видела основу словесного творчества в развитии языковой чуткости ребенка, поэтому уделяла особое внимание творческим заданиям, которые помогают детям не только понять значение слова, но и его образность, символику, поэтику. В.И.Яшина, М.М.Алексеева систематизировали методы работы по развитию словесного творчества дошкольников.

Однако анализ программ по дошкольному образованию свидетельствует о том, что целостная система работы по развитию словесного творчества в них отсутствует. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования словесного творчества детей как одного из базовых факторов развития личности ребенка и неразработанностью технологии обучения.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства. Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется народная сказка. Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А.Алиева, Н.В.Гавриш, О.И.Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования словесного творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом со школьниками и детьми дошкольного возраста. Идея использования народной сказки как средства развития речевого творчества не является новой, вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на противоречие между задачей развития словесного творчества в дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможности сказки в ее решении.

Данное противоречие позволяет нам выявить проблему: каковы возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

^ Цель исследования : выявить и экспериментально подтвердить возможности сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

^ Предмет исследования : сказка как средство развития словесного творчества дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие словесного творчества старших дошкольников посредством сказки будет более эффективной, если в процессе работы будет разработан комплекс занятий, включающий приемы активного восприятия детьми сказки:

— задания на придумывание продолжения сказки;

— театрализованные игры по сказкам;

— сочинение сказок по картинкам.

Задачи исследования определены следующим образом:

  1. Раскрыть сущность понятия «творчество» и особенности детского словесного творчества в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить особенности содержания и художественной формы сказки и ее возможности развитие словесного творчества старших дошкольников.
  3. Экспериментально подтвердить возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

^ Методы исследования включают: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ данных, полученных в эксперименте.

Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников

Сущность понятия «творчество» в психолого-педагогической литературе

В настоящее время в обществе особое внимание уделяется творческому развитию личности. Это интересует многих, но, прежде всего, психологов, педагогов и родителей, стремящихся развить творческие способности детей.

Прежде чем рассматривать проблему детского творчества, дадим определение данному понятию. В словаре С.М. Ожегова и Н.Ю. Шведова «творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [15;с.437].

Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров [11] определяют творчество как деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений, продуктов.

П.И.Пидкасистый [18] рассматривает творчество, как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого, для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение. Будучи компонентом деятельности, оно поднимается до уровня творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы.

По мнению Б.М.Теплова творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимание со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы [25].

С точки зрения психолога А.В.Петровского [17] творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по своей сущности культурно – историческим явлением, творчество имеет психологический аспект:

Оно предполагает наличие у личности:

— способностей (индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или Инной продуктивной деятельности);

— мотивов (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта);

— знаний (результаты познания, научные сведения);

— умений (освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков).

Благодаря этому создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Задатки творческой деятельности присуще любому человеку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Проявление творческих способностей варьирует от крупных и ярких талантов до скромных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и д.р. обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность доступна детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых, но, не смотря на это, в последние годы обозначалась позиция самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское».

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Педагог В.Н. Шацкая считает: «в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей» [34; с.18].

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина [36] оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

А. А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [7; с.15].

Читать еще:  Краткая биография римский-корсаково самое главное. Николай римский-корсаков краткая биография

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский [8] характеризует как переход к творческой деятельности, @если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд,- везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка [8; с.74].

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших шестилетних, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую сущность понятия «творчество», отметим наиболее важные моменты:

  • творчество – это деятельность человека направленная на создание новых предметов материальной и духовной культуры,
  • если творчество взрослого человека оцениваются с точки зрения его привнесения чего-то нового для человеческой культуры, то творчество детей оцениваются с точки зрения привнесения чего-то нового для обогащения собственного внутреннего мира,
  • для развития творчества детей дошкольного возраста огромное значение имеет эстети­ческое восприятие, образное мышление, воображение, владение способами дея­тельности.

Творчество обнаруживается в разных областях активности человека: умственной, художественной, социальной, а также в речи и языке. Одним из важных направлений развития творчества в дошкольном возрасте является развитие словесного творчества.

Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста, средствами художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом — силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство » чувствующего» и «мыслящего». В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия.
Объектом исследования нашей работы является развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является влияние художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Цель: Влияние художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы использования художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста
1.1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
1.2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
1.3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
1.4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
1.5. Использование художественной литературы вне занятий
Глава 2. Теоретические основы детского словесного творчества
2.1. Понятие «детское словесное творчество»
2.2. Этапы формирования детского словотворчества, условия развития
2.3. Приемы обучения
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию словесного творчества
старших дошкольников, средствами художественной литературы
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольный эксперимент
Заключение …………………………………………………………….
Список литературы …………………………………..
Приложения

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВКР окончательные вариант.doc

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева (17,с43) рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

В работе по знакомству с творчеством художников детской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт работы воспитателей, о котором рассказывается в книге Г. Н. Дороновой «Дошкольникам о художниках детской книги» (М., 1991).

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

1. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

2. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора.

3. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

4. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

5. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Глава 2. Теоретические основы детского словесного творчества

2.1. Понятие «детское словесное творчество»

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Читать еще:  Вот выпадут у тебя зубы я тебе жевать не буду. Михаил александрович шолохов нахаленок

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

2.2. Этапы формирования детского словотворчества, условия развития

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

2.3. Приемы обучения

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева (18,с25) рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала

Э. П. Короткова (12). Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-slovesnogo-tvorchestva-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://rud.exdat.com/docs/index-711487.html
http://www.referat911.ru/Literatura/razvitie-slovesnogo-tvorchestva-u-detej/16266-1088163-place5.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector