Скалярное произведение в координатах свойства скалярного произведения. Скалярное произведение векторов
СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В КООРДИНАТАХ. СВОЙСТВА СКАЛЯРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕКТОРОВ – СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ
Цель деятельности учителя
Создать условия для доказательства теоремы о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствий
Термины и понятия
Косинус, угол между векторами, скалярное произведение, скалярный квадрат
Универсальные учебные действия
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
Познавательные: понимают и используют математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий.
Регулятивные: понимают и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: участвуют в диалоге.
Личностные: проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении геометрических задач
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)
• Задания для проверочной работы
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверить уровень сформированности теоретических знаний
1. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию.
2. Проверочная работа на 10 минут.
1. Известно, что где – координатные векторы. Выпишите координаты вектора .
2. Дан вектор Запишите разложение вектора по координатным векторам .
3. Даны векторы Найдите координаты суммы векторов.
4. Найдите координаты вектора если
5. Даны векторы Найдите координаты вектора
6. Две стороны треугольника равны 7 и 3 см, а угол между ними равен 120°. Найдите третью сторону треугольника.
7. В треугольнике АВС угол А = 45°, АВ = 2, АС = 3. Вычислите
8. Скалярное произведение ненулевых векторов и равно нулю. Чему равен угол между векторами ?
1. Дан вектор Запишите разложение вектора по координатным векторам .
2. Известно, что где – координатные векторы. Выпишите координаты вектора
3. Найдите координаты вектора если
4. Даны векторы Найдите координаты разности этих векторов.
5. Даны векторы Найдите координаты вектора
6. В треугольнике MPQ угол ∠M = 135°, МР = 5, MQ = 2√2. Вычислите .
7. Две стороны треугольника равны 3 и 9 м, а угол между ними равен 60°. Найдите третью сторону треугольника.
8. Чему равно скалярное произведение координатных векторов?
Скалярное произведение векторов
Формулы скалярного произведения векторов заданных координатами
Формула скалярного произведения векторов для плоских задач
В случае плоской задачи скалярное произведение векторов a = < ax ; ay > и b = < bx ; by > можно найти воспользовавшись следующей формулой:
Формула скалярного произведения векторов для пространственных задач
В случае пространственной задачи скалярное произведение векторов a = < ax ; ay ; az > и b = < bx ; by ; bz > можно найти воспользовавшись следующей формулой:
Формула скалярного произведения n -мерных векторов
В случае n -мерного пространства скалярное произведение векторов a = < a 1 ; a 2 ; . ; an > и b = < b 1 ; b 2 ; . ; bn > можно найти воспользовавшись следующей формулой:
Свойства скалярного произведения векторов
Примеры задач на вычисление скалярного произведения векторов
Примеры вычисления скалярного произведения векторов для плоских задач
Решение: a · b = 1 · 4 + 2 · 8 = 4 + 16 = 20.
Решение: a · b = | a | · | b | cos α = 3 · 6 · cos 60˚ = 9.
p · q = ( a + 3 b ) · (5 a – 3 b ) = 5 a · a – 3 a · b + 15 b · a – 9 b · b =
= 5 | a | 2 + 12 a · b – 9 | b | 2 = 5 · 3 2 + 12 · 3 · 2 · cos 60˚ – 9 · 2 2 = 45 +36 -36 = 45.
Решение: Запишем вектора a и b через ортонормированные базисные вектора i и j :
Тогда используя свойства ортов ( i 2 = 1, j 2 = 1, i · j = 0)
( a + 2 i )·( b – 2 j ) = ( i + 2 j + 2 i )·(4 i – 8 j – 2 j ) = (3 i + 2 j )·(4 i – 10 j ) = 12 i 2 – 30 i · j + 12 j · i – 20 j 2 = 12 – 0 + 0 – 20 = -8
Пример вычисления скалярного произведения векторов для пространственных задач
Решение: a · b = 1 · 4 + 2 · 8 + (-5) · 1 = 4 + 16 – 5 = 15.
Пример вычисления скалярного произведения для n -мерных векторов
Решение: a · b = 1 · 4 + 2 · 8 + (-5) · 1 + 2 · (-2) = 4 + 16 – 5 -4 = 11.
Любые нецензурные комментарии будут удалены, а их авторы занесены в черный список!
Добро пожаловать на OnlineMSchool.
Меня зовут Довжик Михаил Викторович. Я владелец и автор этого сайта, мною написан весь теоретический материал, а также разработаны онлайн упражнения и калькуляторы, которыми Вы можете воспользоваться для изучения математики.
Скалярное произведение векторов в координатах. Свойство скалярного произведения векторов.
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Бурковская Нина Дмитриевна
Уральский технологический колледж «Сервис »
Тема урока: Скалярное произведение векторов в координатах. Свойство скалярного произведения векторов.
Цель урока: Сформировать у обучающихся следующие знания:
определение скалярного произведения векторов;
свойства скалярного произведения (случаи нулевого, острого, прямого, тупого, развёрнутого углов между векторами);
определение скалярного квадрата вектора;
формула для вычисления скалярного произведения векторов через их координаты.
Сформировать умения: применение свойств скалярного произведения для решения задач;
Тип урока: Изучение новой темы, формирование зун.
Методы ведения : лекция
Оборудование урока презентация
Организационный момент – 1 – 2 мин.
II . Опрос по домашнему заданию
2. Сложение векторов;
3. Вычитание векторов;
4. Умножение вектора на число.
III . Объяснение нового материала. Краткий конспект.
Определение: Скалярным произведением 2-х ненулевых векторов называется число равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними
Обозначается , т.е. если φ – угол между векторами, то
Свойства скалярного произведения:
1 0 .
2 0 .
3 0 .
4 0 .
Пусть векторы и заданы своими координатами , . Тогда скалярное произведение этих векторов находится по формуле:
Необходимое и достаточное условие перпендикулярности 2-х ненулевых векторов и :
Зная скалярное произведение 2-х векторов , можно найти угол между ними: IV . Закрепление нового материала:
Будет ли вектор перпендикулярен вектору ?
Найдём скалярное произведение этих векторов:
Так как скалярное произведение не равно нулю, то вектора не перпендикулярны.
Заданы 2 вектора своими координатами
(-4;3;0), (3;-4;1). Найти косинус угла между ними.
Ответ:
Задание на дом §27 №212
Ж. Кайдасов, В. Гусев, А Кагазбаева Геометрия 10, 11 классы. Дидактический материал по геометрии для 10, 11 классов.
Источники:
http://compendium.su/mathematics/9klass/30.html
http://ru.onlinemschool.com/math/library/vector/multiply/
http://infourok.ru/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov-v-koordinatah-svoystvo-skalyarnogo-proizvedeniya-vektorov-1601956.html