Ребятам о зверятах – рекомендательный список литературы. Картотека по художественной литературе на тему: Художественная литература о диких животных Книжки про животных для детей

Ребятам о зверятах – рекомендательный список литературы. Картотека по художественной литературе на тему: Художественная литература о диких животных Книжки про животных для детей

Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)

Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1. А. К. Толстой «Колокольчики».

2. В. Катаев «Цветик-семицветик».

3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5. Н. Сладков «Любитель цветов».

6. Ю. Мориц «Цветок».

7. М. Познананская «Одуванчик»

8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»

2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»

3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».

5. Г. Скребицкий «Осень».

6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».

7. А. Толстой «Осень».

8. А. Н. Майков «Осень».

9. С. Есенин «Нивы сжаты…».

10. Е. Трутнева «Осень»

11. В. Бианки «Синичкин календарь»

12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…

13. М. Исаковский «Вишня».

14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».

15. Туве Янсон “В конце ноября” – о приключениях Мими-Тролля и его друзе

16. И. С. Соколов-Микитов “Осень”, “Листопадничек”, “Лес осенью”, “Осень в лесу”, “Пролетело жаркое лето”, “Осень в Чуне”.

17. К. Г. Паустовский “Желтый свет”, “Рассказ про осень”, “Подарок”, “Барсучий нос”, “Прощание с летом”,”Словарь родной природы”.

18. К. В. Лукашевич “Осень”

19. И. С. Тургенев “Осенний день в березовой роще”

20. И. А. Бунин “Антоновские яблоки”

21. “Осенние сказки” – сборник сказок народов мира

22. М. М. Пришвин “Поэтические миниатюры об осени”, «Кладовая солнца»

23. С. Топелиус “Солнечный луч в ноябре”

24. Юрий Коваль “Листобой”

25. М. Демиденко “Как Наташа папу искала”

26. Г. Снегирев “Как птицы и звери к зиме готовятся”, “Черничное варенье”

27. Д. Н. Мамин-Сибиряк “Серая Шейка”

28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»

29. Е. Пермяк «В школу»

30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»

31. В. Сладков «Осень на пороге»

32. К. Твардовский «Лес осенью»

33. В. Строков «Насекомые осенью»

35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»

36. П. Ершов «Конек – горбунек»

37. А. Барто «Мы не заметили жука»

38. Крылов «Стрекоза и муравей»

Тема: Хлеб

1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

2. Ю. Круторогов «дождь из семян».

3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5. М. Глинская «Хлеб»

6. Укр. н. с. «Колосок».

7. Я. Тайц «Все здесь».

8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»

9. «Легкий хлеб» белорусская сказка

10. А. Митяев «Мешок овсянки»

11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»

Тема: Овощи, фрукты

1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7. Б. Житков «Что я видел».

8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,

9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» – р. н. с.

11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»

Тема: Грибы, ягоды

1. Е. Трутнева «Грибы»

2. В. Катаев «Грибы»

3. А. Прокофьев «Боровик»

4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»

5. В. Г. Сутеев «Под грибом»

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»

2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»

3. А. Майков «Ласточка»

4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5. Л. Н. Толстой «Лебеди»

6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

7. А. Н. Толстой «Желтухин».

8. К. Д. Ушинский «Ласточка».

9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»

11. М. Пришвин «Ребята и утята».

12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».

13. Л. Н. Толстой «Птичка».

14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

15. П. Воронько «Журавли».

16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»

17. И. Токмакова «Птичка летает»

Тема: Наш город. Моя улица.

1. З. Александрова «Родина»

2. С. Михалков «Моя улица».

3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».

Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы

1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2. З. Александрова «Сарафанчик».

3. С. Михалков «А что у вас?».

4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».

6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».

7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».

8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.

9. В. Орлов «Федя одевается»

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1. Е. Чарушин «Что за зверь?»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».

6. С. Я. Маршак «Пудель».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1. А. К. Толстой «Белка и волк».

2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»

3. Г. Снегирев «След оленя»

4. р. н. с. «Заяц-хваста»

5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

6. Р. н. с. «Зимовье».

7. В. Осеева «Ежинка»

8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».

9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»

10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».

11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».

12. Р. н. с. «Хвосты»

13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

14. Пришвин. «Жил – был медведь»

15. А. Барков «Голубой зверек»

16. В. И. Мирясов «Зайка»

17. Р. н. с. «Два медвежонка»

18. Ю. Кушак «Почтовая история»

19. А. Барков «Белка»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»

2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»

3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

5. И. С. Никитин «Встреча зимы»

6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»

7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко

8. Сказка про начало зимы.

9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»

10. Г. Скребицкий «Первый снег»

11. А. Блок «Снег да снег»

12. С. Козлов «Зимняя сказка»

13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»

14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»

15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»

16. И. З. Суриков «Зима»

17. И. Бунин «Первый снег»

Читать еще:  Почему глава называется народной песней. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельпчем

Тема: Зима. Зимующие птицы

1. Н. Носов «На горке»

2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

4. В. Бианки «Синичкин календарь».

5. В. Даль «Старик – годовик».

6. М. Горький «Воробьишко»

7. Л. Н. Толстой «Птичка»

8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»

9. С. Михалков «Зяблик».

10. И. С. Тургенев «Воробей».

11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».

13. И. З. Суриков «Зима»

14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».

15. В. В. Бианки «Сова»

16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»

17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»

18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»

19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».

20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»

21. В. Берестов «Сказка про выходной день»

22. В. Жуковский «Птичка»

23. Н. Петрова «Птичья елка»

24. Г. Сапгир «Дятел»

25. М. Пришвин «Дятел»

Тема: Библиотека. Книги.

1. С. Маршак «Как печатали книгу?»

2. В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

3. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1. С. Я. Маршак «Багаж».

2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4. Н. Саконская «песенка о метро»

5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»

8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»

9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»

10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»

11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»

12. В. Волина «Теплоход»

13. В. Маяковский Лётчик»

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Круглый год (декабрь)

3. Р. н. с. «Снегурочка»

4. Е. Трутнева «С Новым годом!».

5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».

7. Ф. Губин «Горка».

8. И. З. Суриков «Детство».

9. А. А. Блок «Ветхая избушка».

10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».

11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».

12. Р. н. с. «Два Мороза».

13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».

14. Р. н. с. «Морозко».

15. Л. Квитко «На катке»

16. В. Лившиц «Снеговик»

17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»

18. Н. Калинина «Про снежный колобок»

19. Т. Золотухина «Метель».

20. И. Сладков «Песенки подо льдом».

21. Е. Благинина «Прогулка»

22. Н. Павлов «Первый снег»

23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»

24. Н. Асеев «Мороз»

25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»

26. З. Александрова «Дед Мороз»

27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

28. В. Даль «Девочка снегурочка»

29. М. Клокова «Дед Мороз»

30. В. Одоевский «Мороз Иванович»

31. В. Чаплина «Метель»

32. Е. Л. Малиованова «Новый год»

33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз

«Особенности чтения художественной литературы дошкольникам» — консультация для воспитателей У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит.

Час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне, в рамках международной акции «Читаем детям о войне» С каждым годом отдаляется от нас победный май 1945 года. Но этот священный день остаётся в памяти поколений как пример стойкости, мужества.

Детям о блокаде Ленинграда (старший дошкольный возраст) Детям о блокадном Ленинграде. Ребенок 1.: Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов.

Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы Добрый день уважаемые эксперты! 1 слайд Разрешите представиться – Захарова С. В. Мой стаж работы 6 лет, работаю с детьми раннего возраста,.

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям с рождения до школы» Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям с рождения и до школы. Учёными установлено, что ребенок, которому систематически.

Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.

Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы ВВЕДЕНИЕОсмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре.

Рекомендация для родителей «Список литературы для чтения детям четырёх-пяти лет» Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»; «Дон! Дон! Дон.», «Лень-потягота.»: «Гуси, вы.

Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Составила: старший воспитатель Богатова С. М. 28. 03. 2013 год Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Веселый КВН по математике (старший дошкольный возраст) Програмные задачи:развивать у детей вниманиеЮ логическое мышление. Формироват умение понимать задачу и выполнять еею Закрепить у детей представление.

Ребятам о зверятах – рекомендательный список литературы. Картотека по художественной литературе на тему: Художественная литература о диких животных Книжки про животных для детей

Книги о природе и животных
Любят взрослые читать и малыши.
Иногда грустим мы с ними вместе
Иногда – смеемся от души.

Книги о природе и животных всегда любимы детьми. Животные по своей природе близки детям: они милы, непосредственны, они – отражение самой природы. Именно поэтому эти книги находят отклик в сердцах маленьких читателей. Книги о животных учат детей доброте, заботе, формируют представление о мире, его целостности и в то же время хрупкости. Как это ни банально звучит, учат беречь природу, любить и уважать её.

Рассказы о природе и животных для детей (например, таких известных авторов, как В. Бианки, М. Пришвин) очень интересны, они читаются на одном дыхании. Книги о птицах, рыбах и насекомых расширят детское представление об окружающем мире.

Из представленных в этом списке книг ребенок узнает много нового о мире животных, сможет найти ответ на интересующие его вопросы по разным темам, будь то дикие, домашние или морские животные, животные леса, животные пустыни или тайги, животные Австралии или Африки.

Сборники, увлекательные атласы и энциклопедии о природе и животных, разнообразные книги расскажут о жизни птиц, насекомых, рыб, здесь ребенок найдет картинки животных, прочтет стихи о животных.

Энциклопедии и справочники

Акимушкин, И. И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери / И. И. Акимушкин. — М.: Мысль, 1988. — 445 с.: ил.

Акимушкин, И. И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные / И. И. Акимушкин. — М.: Мысль, 1990. — 462 с.: ил.

Акимушкин, И. И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся / И. И. Акимушкин. — М.: Мысль, 1989. — 463 с.: ил.

Акимушкин, И. И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные / И. И. Акимушкин. — М.: Мысль, 1992. — 383 с.: ил.

Сам Игорь Акимушкин называл свои книги «справочными». По правде сказать, точное определение такому жанру еще не придумано. Как можно назвать толстенную книгу, где научные сведения перемешаны с анекдотами, рассказами о сенсационных открытиях и увлекательными историями. Развлекательной энциклопедией? Справочником для чтения? Впрочем, так ли важно все это, если «справочные» книги Акимушкина заставляют нас изумляться, волноваться, смеяться и огорчатся, читая о четвероногих, крылатых и всяких других животных, населяющих и населявших нашу планету!

Читать еще:  Русские женщины княгиня волконская. Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины

Я познаю мир: Поведение животных. — М.: АСТ, 2000. — 448 с.: ил.

Я познаю мир: Насекомые. — М.: АСТ, 1998. — 352 с.: ил.

Я познаю мир: Миграции животных. — М.: АСТ, 1999. — 464 с.: ил.

Я познаю мир: Животные. — М.: АСТ, 2000. — 544 с.: ил.

Я познаю мир: Амфибии. — М.: АСТ, 1998, – 480 с.: ил.

Я познаю мир: Загадочные животные. — М.: АСТ, 2000. — 400 с.: ил.

Разумеется, энциклопедия «Я познаю мир» – не только о животных. Им «отдано» лишь несколько томов, самый любопытный из которых – «Загадочные животные». Речь здесь идет о криптозоологии. Слово “крипто” в переводе с греческого означает “загадка”. Криптозоологи верят, что на земле живут Тянитолкаи и единороги, и что за героями многих легенд скрываются зоологические объекты — «криптозои». И приглашают вас в «край невиданных зверей». Некоторые из них были действительно открыты учеными, как, например, кистеперая рыба латимерия.

Книги знаменитых авторов

Почти каждый из этих писателей-натуралистов оставил после себя хотя бы несколько книг. И вы можете выбрать любую — будьте уверены, не ошибетесь.

Бианки, В. Лесная газета на каждый год / В. Бианки. — М.: Правда, 1986. — 479 с.: ил.

Другой подобной книги не было. Все самое любопытное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на ее страницы. Здесь можно встретить сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, найти объявление скворцов «Ищем квартиры», узнать, дышит ли цыпленок в яйце. Книга переиздавалась бессчетное число раз и переводилась на многие языки мира.

Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин. — М.: Дет. лит., 1971. — 175 с.: ил.

Строго говоря, это автобиография индейца по имени Серая Сова, пересказанная с английского Пришвиным.

Племя Серой Совы из века в век охотилось на бобров. Неуклонно следовал древней традиции и сам герой этой книги. Но вот однажды он вдруг почувствовал, что больше не сможет убить ни одного бобра. И… стал смотрителем государственного бобрового заповедника. Быть может, книга эта вовсе не шедевр в литературном отношении, но судьба ее героя абсолютно уникальна.

Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных / Э. Сетон-Томпсон ; пер. с англ. ; предисл. и коммент. Е. Е. Сыроечковского и Э. В. Рогачевой. — М. : Знание, 1984. — 175 с. : ил.

Белый песец Катуг был голоден, а запах тюленьего мяса так дразнящее манил, что его не остановило даже присутствие больших и странных существ на длинных ластах (людей) и похожих на волков животных (собак). Волкодав заметил маленького храбреца, началась погоня и, несмотря на хитрость, песец погиб в схватке с собаками. Эту историю поведал автор в рассказе «Катуг – дитя снегов». В книге собраны не издававшиеся ранее на русском языке или почти забытые рассказы о поведении животных.

Дмитриев, Ю. Лесные загадки : рассказы / Ю. Дмитриев ; худож. Е. Подколзин. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 63 с. : ил.

В сборник известного писателя-натуралиста Юрия Дмитриева вошли сказки и рассказы о тех, кто в лесу живёт, и о том, что в лесу растёт. Книга поможет юному читателю открыть для себя много нового в мире природы. Произведения Дмитриева используются на уроках внеклассного чтения в младших классах.

Сладков, Н. И. Разговоры о животных ; Бюро лесных услуг / Н. И. Сладков ; худож. С. Бордюг. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 159 с.

Как живут птицы и звери во льдах белой Арктики, в тундре, зелёных лесах, степях, пустынях и в горах.

Чаплина, В. Питомцы зоопарка / В. Чаплина. — М.: НТР «Риперокс», 1997. — 301 с.: ил.

Всю свою жизнь Вера Чаплина отдала московскому зоопарку. Она могла остаться ночевать на работе, если кому-нибудь из питомцев нездоровилось, могла бегать по всему городу в поисках сбежавшей обезьянки, могла принести в свою коммунальную квартиру новорожденного львенка, которого надо кормить по часам. Словом, Вера Чаплина была человеком одержимым и эту одержимость умела передать читателям. Причем, всяким – от дошкольного возраста и старше. История о львенке Кинули, пожалуй, одно из самых сильных переживаний моего детства. В 1935 году в квартире сотрудницы московского зоопарка появилась новорожденная львица, которой дали говорящее имя Кинули.

Вера Чаплина, долгое время проработавшая заведующей площадкой молодняка московского зоопарка, написала множество добрых и веселых рассказов о своих воспитанниках: о лисенке и кошке, о дружбе медведицы с собакой, о росомахе, о белом медвежонке:

“За Фомкой послали меня. Когда я приехала, Фомка спал. Он лежал на полу, посередине большого кабинета. Все четыре лапы его были раскинуты в разные стороны, и он был похож на маленький коврик. Спал Фомка так крепко, что даже не проснулся, когда я взяла его на руки. Очнулся он уже внизу, на улице, от крика какой-то старушки: — Батюшки! Да, никак, медведя тащат!

Фомка рявкнул, вырвался и. бросился в стоявший около тротуара чей-то автомобиль. Наверно, он его принял за самолёт. Схватился за дверцу лапами, дёргает, а там пассажиры сидят. Увидели они — белый медведь к ним лезет, перепугались, в другую дверцу выскочили и стали кричать. Тут Фомка ещё больше испугался. Как заревёт! Да за ручку как дёрнет! Не выдержала дверца напора, открылась. Я и ахнуть не успела, как он уже в машине, на сиденье, очутился. Сел и успокоился сразу”.

Чарушин, Е. И. Тюпа, Томка и сорока : [рассказы] / Е. И. Чарушин ; рис. автора. — М. : Книги «Искателя», 2007. — 63 с. : ил.

“Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: “Тюп-тюп-тюп-тюп. ” Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: “Тюп-тюп-тюп-тюп. Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!” Вот почему Тюпу прозвали Тюпой”.

Евгений Чарушин – один из самых любимых детьми писателей. Его книги вызывают неподдельный восторг и у детей, и у взрослых. Наверное потому, что Чарушин не только описывал своих героев, но и рисовал. Он был невероятно талантливым анималистом. Будучи по образованию художником (Петербургская Академия художеств ВХУТЕИН), Евгений Иванович только в 1930 году начал писать рассказы, вдохновленный отзывами Маршака.

Трудно сказать, что важнее в книгах Чарушина — текст или рисунки. Впрочем, нет, конечно, рисунки. Эти пушистые, теплые милые зверятки, которых художник любил и рисовал с самого детства. И за которых, в конце концов, получил Золотую медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. В сборник вошли трогательные и очень забавные рассказы о проделках зверят: щенка, медвежат, котенка, лисят и сороки.

Эти и многие другие книги о природе, животных и птицах вы можете взять в школьной библиотеке.

Приходите! Выбирайте! Читайте!

Картотека по художественной литературе на тему: Художественная литература о диких животных. Книги про животных (для детей) Рассказы о животных названия и авторы

, Брандта , Хэрриота — сразу же после.

И конечно же очень важно, чтобы книга понравилась ребенку с первого взгляда. Чтобы иллюстрации соответствовали тексту, а оформление — представлениям о хорошей книге. В нашем обзоре — именно такие.

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: „Тюп-тюп-тюп-тюп…“ Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: „Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!“ Вот почему Тюпу прозвали Тюпой».

Читать еще:  Знак ограничение по высоте. Что обозначает запрещающий дорожный знак «Ограничение высоты

Замечательно, что ДЕТГИЗ выпустил книгу Брандта в таком достойном обрамлении. Строгие и изящные иллюстрации известного графика Клима Ли как нельзя лучше передают настроение и характер его повестей.

В конце апреля волчица забралась под дерево и долго не показывалась. Волк улегся неподалеку, положив тяжелую голову на лапы, и терпеливо ждал. Он слышал, как волчица долго возилась под деревом, разгребая лапами торф и, наконец, затихла. Волк закрыл глаза и остался лежать.
Через час волчица снова завозилась под деревом, волк открыл глаза и прислушался. Казалось, что волчица пытается сдвинуть с места дерево и кряхтит от усилия, потом она затихла, а через минуту принялась что-то жадно лакать и одновременно послышался слабый, едва слышный писк.
Услышав этот новый голос, волк задрожал и осторожно, на животе, словно сам только что родился на свет и еще не умел ходить, подполз к норе и просунул морду в отверстие.
Волчица перестала облизывать первенца и, зарычав, щелкнула зубами. Волк быстро подался назад и лег на прежнее место. Скоро опять завозилась волчица, послышался новый писк и, облизывая второго детеныша, захлюпала языком мать.
Эти звуки повторялись еще много раз, причем промежутки между ними всё удлинялись.
Но волк терпеливо лежал рядом, как окаменелый, только уши каждый раз напряженно вздрагивали на тяжелой голове. Глаза его были открыты, глядели куда-то в одну точку, и казалось, что они видят там что-то такое, отчего стали они задумчивыми и перестали косить.
Когда затихли все звуки под деревом, волк полежал еще немного, затем поднялся и двинулся на промысел».

Даниэль Пеннак считает, что «книги всегда лучше авторов». Мы считаем, что книги Пеннака для детей просто превосходны. В историях французского писателя дети и животные всегда идут бок о бок. В повести «Собака Пес» бездомная псина перевоспитывает испорченную бесчувственную девчонку, в рассказе «Глаз Волка» мальчик Африка примиряет волка с миром людей. Пеннак не делает разницы между животным и человеком. Формула «Человек — царь природы» после прочтения его рассказов кажется величайшим заблуждением.

Мальчик стоит перед вольерой волка и не шевелится. Волк ходит туда-сюда. Он шагает взад-вперед и не останавливается. «Как же он меня раздражает…»
Вот что думает волк. Уже битых два часа мальчик стоит тут, за решеткой, неподвижный, как мерзлое дерево, глядя, как волк шагает.
«Чего ему от меня надо?»
Вот вопрос, который задает себе волк. Этот мальчик для него загадка. Не угроза (волк ничего не боится), но загадка.
«Чего ему от меня надо?»
Другие дети бегают, прыгают, кричат, плачут, они показывают волку язык и прячутся за юбки матерей. Потом идут кривляться перед клеткой гориллы и рычать на льва, который в ответ бьет хвостом. А этот мальчик — нет. Он так и стоит, молча, неподвижно. Движутся только его глаза. Они следуют за волком туда-сюда вдоль решетки.
«Волка, что ли, никогда не видал?»
Волк — тот видит мальчика только через раз.
Это потому что у него, у волка, только один глаз. Второй он потерял в битве с людьми десять лет назад, когда его поймали».

Эрнеста Сетон-Томпсона можно по праву назвать родоначальником литературного жанра о животных. И всяком случае его влияние на писателей-анималистов сложно переоценить. Так же, как и огромное влияние на пытливые умы юных натуралистов.
Через Сетон-Томпсона нужно пройти, как проходят через другие испытания детства: первый прыжок с гаража или первую драку. Это рубеж, знаменующий начало взросления, познания мира и себя.
Взрослые, которым не довелось прочитать Сетон-Томпсона в отрочестве, упрекают его в жестокости, в отсутствии гуманизма. Но разве дети гуманны? Дети добры, потому что, читая «Лобо», «Королевскую Аналостанку» и «Мустанга-Иноходца», они искренне плачут и смеются, а не ужасаются.

Целый день прошел в бесплодных попытках. Мустанг-иноходец — это был он — не отпускал от себя своей семьи и вместе с нею скрылся среди южных песчаных холмов.
Раздосадованные скотоводы отправились домой на своих заморенных лошадках, поклявшись отомстить виновнику их неудачи.
Большой вороной конь с черной гривой и блестящими зеленоватыми глазами самовластно распоряжался во всей округе и все увеличивал свою свиту, увлекая за собой кобылиц из разных мест, пока его табун не достиг численности по крайней мере двадцати голов.
Большинство кобылиц, следовавших за ним, были смирные, захудалые лошади, и среди них выделялись своим ростом те девять породистых кобыл, которых вороной конь увел первыми.
Табун этот охранялся так энергично и ревниво, что всякая кобыла, раз попавшая в него, могла уже считаться безвозвратно потерянной для скотовода, и сами скотоводы очень скоро поняли, что мустанг, поселившийся в их области, приносит им слишком большой убыток».

Несмотря на, казалось бы, довольно прозаические сюжеты, отношение врача к четвероногим пациентам и их владельцам — то теплое и лиричное, то саркастическое — передано очень тонко, с большой человечностью и юмором.
В своих «записках ветеринарного врача» он делится с читателями воспоминаниями об эпизодах, встречающихся в своей практике.

Когда на меня упали ворота, я всем своим существом понял, что действительно вернулся домой.
Мои мысли без труда перенеслись через недолгий срок службы в авиации к тому дню, когда я последний раз приезжал на ферму мистера Рипли — «пощипать пару-другую теляток», как выразился он по телефону, а точнее, охолостить их бескровным способом. Прощай утро!
Поездки в Ансон-Холл всегда напоминали охотничьи экспедиции в африканских дебрях. К старому дому вел разбитый проселок, состоявший из одних рытвин и ухабов. Он петлял по лугам от ворот к воротам — всего их было семь.
Ворота — одно из тягчайших проклятий в жизни сельского ветеринара, и до появления горизонтальных металлических решеток, для скота непроходимых, мы в йоркширских холмах особенно от них страдали. На фермах их обычно бывало не больше трех, и мы кое-как терпели. Но семь! А на ферме Рипли дело было даже не в числе ворот, но в их коварности.
Первые, преграждавшие съезд на узкий проселок с шоссе, вели себя более или менее прилично, хотя за древностью лет сильно проржавели. Когда я сбросил крюк, они, покряхтывая и постанывая, сами повернулись на петлях. Спасибо хоть на этом. Остальные шесть, не железные, а деревянные, принадлежали к тому типу, который в Йоркшире называют «плечевыми воротами». «Меткое название!» — думал я, приподнимая очередную створку, поддевая плечом верхнюю перекладину и описывая полукруг, чтобы открыть путь машине. Эти ворота состояли из одной створки без петель, попросту привязанной к столбу веревкой у одного конца сверху и снизу».

Книги о животных вызывают неизменный интерес у детей всех возрастов — от детсадовцев до подростков. Такая литература является не только увлекательным и познавательным чтением, она учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим. В нашей статье — подборка книг о животных, в которой предлагаются как проверенные временем произведения, так и новинки книжного рынка.

Книги о животных для дошкольников

Самым маленьким читателям, дошколятам, будут интересны забавные стихотворные произведения, сказки о животных и небольшие рассказы классиков детской литературы — Владимира Сутеева, Михаила Пляцковского и других.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/spisok-proizvedenii-hudozhestvenoi-literatury-dlja-chtenija-detjam-po-leksicheskim-temam-starshii-doshkolnyi-vozrast-chast-1.html
http://skosh-nadegda.com.ru/library/294-literature-roz
http://www.nobelbar.ru/vesch/kartoteka-po-hudozhestvennoi-literature-na-temu-hudozhestvennaya-literatura-o.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии