Проблема равнодушия в произведении горького на дне. Социальная проблематика пьесы Горького «На дне
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Нравственность — вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обошел вниманием нравственные вопросы в социально-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горького и по сей день пользуются популярностью в разных странах.
Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитателей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого побольнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявляют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.
Проститутку Настю, мечтающую о большой и чистой любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу — значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтическую любовь — значит утратить смысл жизни. Не сочувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести звучит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесточились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.
Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, великой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они упрекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум — смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастливую жизнь.
С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек. так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,— признается она. Муж бил ее восемь лет, и очерствела она к нему душой, возненавидела самого близкого, по сути, человека. «Никого нельзя зря бить. бьют для порядку»,— комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.
О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на материальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумываясь, отправляет Костылева бывшего любовника на каторгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — говорят окружающие. Зависть, ненависть, месть управляют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпаривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.
Васька Пепел, любовник Василисы,— вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обвиняет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он крадет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупает его у Васьки.
Сам Костылев — фигура более чем неприятная. «Кто тебя — кроме черта — любит? — говорят ему. — Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отказывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, заботится о масле в лампадах и тут же преступает первейшие нравственные заповеди.
Ночлежники отвергают многие общепринятые истины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я — небогатый», Актер погряз в беспробудном пьянстве, заставившем его забыть даже любимое стихотворение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лошадей, поваров, опустился на самое дно и живет в ночлежке рядом с вором и проституткой.
Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек кличкам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безучастность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, однако в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказывается в центре их внимания. В каждом из потерявших самих себя героев Лука обязательно видит светлые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Актер, например, заговаривает о творчестве и задумывается о возвращении на сцену.
Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ночлежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают»,— умиротворенно проговаривает он. Стариком руководит убеждение, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оставаться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью достучаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кризиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.
После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и красиво, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабости и бесхарактерности героев, в их неумении, неспособности и нежелании преодолеть жизненные обстоятельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.
Большой нравственной проблемой является, несомненно, и отношение общества к таким людям, которые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.
В пьесе «На дне» Горький выступает как писатель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.
Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.
Пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма».
Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький. «Когда я писал Бубнова, – отмечал он, – я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника». Это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме».
Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90 -х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может. Именно поэтому каждое действие пьесы заканчивается смертью одного из обитателей ночлежки. Эта разнообразная цепь смертей (от естественной до убийства) становится также символом трагедии такой жизни. Именно поэтому жанр пьесы можно определить как трагедию. Отличие формы «На дне» от традиционного воплощения этого жанра составляет максимальная степень правдивости и типичности. Вообще трагедия принадлежит к высокому искусству, но Горьгий сумел подняться выше принятых постулатов.
С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пъесе политическое звучание и раскрывается на примере жизни Клеща, связана «сквозная» тема всего творчества Горького. Это попытка решения проблемы гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.
Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных её проявлениях и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.
Таким образом, основным вопросом пъесы становится вопрос “Что лучше, истина или сострадание?”,” Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.
Мысль о неприятии философии утешительства выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. Ложь – религия рабов и хозяев».
Этой лжи, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека жалость. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо. Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
Проблема “дна”, которая так глубоко была затронута Горьким, также ярко выражена и на примере судьбы Наташи. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В Наташе ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли она сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной».
В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью».
Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому Наташа. Василиса – зеркало, в котором отражается будущее Наташи.
В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.
Сочинение: Социальная проблематика пьесы A.M. Горького «На дне»
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.
«Человек! Это великолепно! Это звучит. гордо!» Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцовых мерзостей жизни».
В пьесе «На дне» с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на «дно» ее, в «яму». И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных «существователей».
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
[sms]
Даже здесь, «на дне» жизни, действуют свои, неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страшных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!» — с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. Актер — один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним Актера в прошлом — Сверчков-Заволжский. Актер — пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения.
Появившемуся в ночлежке Луке Актер пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». Актер верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». Актер пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки Актер понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством — вешается.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Лука напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Лука говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», — однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь — есть, не веришь — нет. Во что веришь, то и есть. » Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Актеру Лука говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков.
Лука рассказывает также притчу о «праведной земле» — о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился. Когда Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». На сло- ва Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая правда, Лука отвечает перифразом евангельской притчи: «есть земля, неудобная для посева. и есть урожайная земля. что ни посеешь — родит». Во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева и едва не убивает Василису, Лука в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспоминают о нем, высказывая различное отношение к «утешающей» лжи.
После его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал. Пьеса утверждает: так больше жить невозможно!
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса «На дне» проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей «на дно». Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже,
что он Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем «милость к падшим», пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.[/sms]
Источники:
http://5litra.ru/soch/247-nravstvennaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2706-sotsialnaya-problematika-v-pese-m-gorkogo-na-dne
http://www.kalitva.ru/100229-sochinenie-socialnaja-problematika-pesy.html