Преступление и наказание таблица пейзаж. Городской пейзаж в романе преступление и наказание
“Преступление и наказание” пейзажи Петербурга, цитаты
1 ответ
Вот как автор описывает жаркую погоду в Петербурге до дождя:
“…На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных…”
А вот как Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге:
“Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.”
“…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины”.
“Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день”.
“День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его”.
“Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение… Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…”
“Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день. Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница… Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом”.
“Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями”.
Пейзаж в романе «Преступление и наказание»
Пейзаж в романе «Преступление и наказание»
Разработка урока литературы в 10 кл.
Назаровой Светланы Валентиновны, учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 г. Балаково Саратовской области.
ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
В разработке урока были использованы материалы статьи , опубликованные в журнале «Литература в школе».[1]
I. Введение. Объявление темы, задач урока, Работа с эпиграфом.
Книга пророка Исайи. Глава 24. «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».
Давно, в библейские времена, человек, оказывается, уже ощутил, осознал великую связь свою с окружающим миром. Уже тогда пришел он к пониманию истины: за преступление, совершенное человеком, кара настигает не его одного – «проклятие поедает» всю землю.
Не потому ли Достоевский в «Преступлении и наказании» – романе о человеке преступившем – тонко, рельефно выписывает пейзаж, реальный или фантастический?
В тексте всего несколько кратких пейзажных зарисовок. Они напоминают театральные ремарки, но этих немногих черт достаточно, чтобы мы почувствовали: пейзаж здесь – носитель какой-то важной информации.
Какой? – на этот вопрос мы должны будем ответить сегодня на уроке. Запишите его тему – «Пейзаж в романе Достоевского «Преступление и наказание».
II. Повторение сведений о пейзаже.
– Напомните, пожалуйста, определение пейзажа и его основные функции. (Ответы детей.)
Результаты исследований о том, какие функции выполняет пейзаж в романе Достоевского, фиксируйте в течение урока в тетради.
В качестве эпиграфа к уроку – слова :
Живою тяжестью давят читателя туманы, сумраки и моросящие дожди. Мрачная, отъединенная тоска заполняет душу. И вместе с Достоевским начинаешь любить эту тоску какою-то особенною, болезненною любовью.
И Свидригайлова, героя романа:
…всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с… Прежде всего!
– Какая мысль объединяет эти высказывания?
От недостатка воздуха более других страдает Раскольников, терзаемый сомнениями и муками совести. Потому чаще всего пейзаж возникает на страницах романа в той или иной связи с этим молодым человеком.
III. «Шедевры городского пейзажа» .
1. Опрос домашнего задания. (Перечитывая предложенные эпизоды, составьте таблицу, имеющую следующие графы: «Я вижу», «Я слышу», Я ощущаю», заполнив ее словосочетаниями из текста.)
– Используя составленную дома таблицу, сформулируйте высказывание о том, что вы видите, слышите, ощущаете, читая пейзажи Достоевского.
2. Чтение фрагментов романа, осмысление функции пейзажа.
Звучат первые аккорды музыки. Бородин. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели № 2.
Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).
– Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?
– Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?
– Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?
ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.
– Уже на первых страницах романа автор создает образ Петербурга. Похож ли он нас столицу в обычном понимании этого слова?
Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.
В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?
Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5). (Ответы детей.)
– Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?
ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».
– Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?
– Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?
ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.
Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.
1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).
2. Устно ответьте на вопросы:
ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?
ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.
ü Что же связывает реальность и сон в романе?
ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.
– Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?
Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5). (Ответы детей.)
– Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?
Резюме учителя. Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.
– Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?
ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.
3. Время суток в романе. Свет и тень.
Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.
– Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?
– Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч. 6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?
– Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?
ВЫВОД. Через пейзаж выражается авторское отношение к героям и событиям, подчеркиваются характерные черты героев.
Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.
4. Цветовая гамма пейзажей романа.
– Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)
5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.
(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)
– Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?
6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.
После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.
На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).
– Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?
– С чем невольно хочется его сравнить?
– Символичен образ реки. Как вы его понимаете?
ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».
IV. Результаты исследования.
– На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобразной «безобразной» мечтой.
V. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.
[1] Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.
Роль пейзажа в романе “Преступление и наказание” Достоевского (природа, погода)
При этом Достоевский не балует читателей подробным описанием природы в романе. Автор дает лишь необходимый минимум сведений о погоде, обстановке в городе. Однако и этих скудных сведений достаточно, чтобы составить образ Петербурга, а также проследить связь природы с состоянием героев и т.д.
В этой статье представлены материалы о роли пейзажа в романе “Преступление и наказание” Достоевского (природа, погода).
Роль пейзажа в романе “Преступление и наказание” Достоевского
Природа в романе “Преступление и наказание” проживает свою особенную жизнь параллельно с действующими лицами.
Как известно, история о Раскольникове в романе начинается в июле в Петербурге. На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота. Об этом автор часто мельком упоминает в тексте.
Жара, несвежий воздух и духота сопровождают Раскольникова все две недели после преступления. Жара и духота словно усиливают болезненное и мучительное состояние Раскольникова. После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой.
Жара и долгожданный дождь: что этим хотел сказать Достоевский?
Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь. Достоевский наделяет этот “спасительный” дождь особенным смыслом: дождь идет как раз накануне явки Раскольникова с повинной.
Мучения от жаркой погоды сменяются дождем. Так же страдания Раскольникова перерастают в решительные действия: он является в контору с повинной.
“. На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных. “ А вот как Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге:
“Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.” На следующий день после этого дождя и грома Раскольников прощается с матерью и сестрой и отправляется в контору, где признался в убийстве старухи и ее сестры.
Это были материалы о роли пейзажа в романе “Преступление и наказание” Достоевского (природа, погода).
Источники:
http://obrazovaka.ru/question/prestuplenie-i-nakazanie-pejzazhi-peterburga-citaty-102480
http://pandia.ru/text/78/356/896.php
http://www.alldostoevsky.ru/2015/01/Rol-pejzazha-Prestuplenie-i-nakazanie.html