Портрет художника анри матисса. Художник анри матисс – вернисаж: мир красок классический – искусству быть – каталог статей – линии жизни
Цвет на полотнах Анри Матисса
13 декабря 2019 в 19:13
31 декабря 2019 году исполнится ровно 150 лет со дня рождения Анри Матисса. Возможно, он никогда не стал бы художником, если бы не случай. А вернее — банальный приступ аппендицита. Благодаря ему мир получил художника, вошедшего в историю живописи. И даже совершившего в ней пару революций. Например, в вопросах использования цвета. В совместном проекте с Пушкинским музеем и Росбанком рассказываем об эволюции цвета на полотнах Матисса и о скандалах вокруг них. Читайте и отправляйтесь ближе знакомиться с работами великого живописца в Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Анри Матисс «Мастерская художника (Розовая мастерская)», 1911
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем
Розовый
«О цвете нужно мечтать», — говорил художник Гюстав Моро своим ученикам. Среди них был и молодой Анри Матисс. Он экспериментировал с цветом, не придавая значения тому, насколько далекими от реализма получаются его работы. Художник использовал смеси красок и белил вслед за импрессионистами. Изучал эффекты цвета в тени и на свету. Заполнял чистыми красками контуры предметов. В 1911 году Матисс написал свою мастерскую. Доминирующим на полотне стал розовый цвет. При этом в реальности стены студии художника розовыми никогда не были.
Анри Матисс «Красные рыбы», 1912
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем
Красный
Хозяин цвета, щедро выплеснувший краски на холсты. Таким вошел в историю искусства Матисс. Про него Кандинский сказал: «Матисс — это краска». В 1912 году художник написал своих знаменитых «Красных рыбок». Сократив пространство интерьера, он изобразил фрагмент оранжереи. А в ее центре — аквариум с рыбками. Их Матисс написал ярко красной краской, а чтобы усилить ее цвет, оставил холст вокруг светлым. Контрастом к красным рыбкам послужили зеленые листья растений. При этом, будучи чутким колористом, Матисс не соединил эти цвета непосредственно.
Анри Матисс «Зора на террасе», 1912-1913
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем
Голубой
После путешествия по Африке на смену «дикости» красок пришли глубина и тонкость. В Марокко Матисс написал триптих. Объединяющим для трех работ стал голубой цвет, по разному обыгранный в каждой картине. На полотне «Зора на террасе» героиня будто парит в изумрудном мареве. Цвет вбирает в себя линии: стык пола и стены исчезает, отчего интерьер воспринимается как видение. Реальное и фантастическое на полотне сливаются, а отставленные в сторону туфли — бабуши — становятся похожи на плавающих в аквариуме рыбок.
Анри Матисс «Сидящая обнаженная. Этюд», 1936
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем
Фиолетовый
Матисс признавался, что воспринимает цвет интуитивно. Правда, часто он не совпадал с цветом предмета в действительности. Особенно это бросалось в глаза на портретах. На Осеннем салоне 1905 года Матисс представил «Женщину в шляпе». Моделью стала его жена. Изумрудно-зеленый, фиолетовый, кобальтовый. Разве женщина может быть такой, удивлялись зрители. Но Матисса это не смутило. Спустя три десятилетия художник использовал те же цвета при изображении натуры. А яркие пятна фиолетового и зеленого лишь усиливали эмоциональное воздействие на зрителя.
Анри Матисс «Рисунок. Женский портрет Л.Н. Делекторской», 1945
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем
Черный
Последние пару лет жизни Матисс посвятил работе над часовней Розер. По эскизам художника (их он рисовал, прикрепив уголь к длинной палке, так как уже был прикован к инвалидной коляске) были созданы витражи, фрески и керамическая плитка. Часовня стала своеобразным итогом творчества Матисса. И если витражи вышли у художника яркими, то изображения «Страстей Господних» оказались черными на белом фоне. Черным карандашом Матисс работал и раньше. В 1945 году в контурной манере им он выполнил серию портретов Лидии Делекторской.
Анри Матисс «Настурции. Панно „Танец“», 1912
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем
Три цвета и ничего больше
В 1910 году по заказу коллекционера Сергея Щукина Анри Матисс создал панно «Танец». Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Перед отправкой в Россию полотно было выставлено на Осеннем салоне и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем хлама. Щукин дал слабину и отказался от полотна. Но спустя пару дней, устыдившись слабости, отправил художнику телеграмму, в которой брал свои слова назад. Для «Танца» Матисс использовал всего три цвета. Синим написал небо, зеленым – холм и красным – тела танцоров.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Анри Матисс
Мастерская художника (Розовая мастерская). 1911
Благодаря заказам и покупкам Щукина художник смог уже в 1909 году арендовать, а затем и купить дом в Исси-ле-Мулино под Парижем, где было исполнено произведение мастера «Мастерская художника (Розовая мастерская)». Картина относится к группе так называемых «симфонических интерьеров» (греческое слово «симфония» означает созвучие), подобным термином обозначается более сложное взаимоотношение красок и всех элементов в картине. Произведение «Мастерская художника» стало первым «симфоническим интерьером» Матисса. Ведущая роль в симфонии красок принадлежит розовому цвету, который заливает почти все пространство интерьера, то сгущаясь почти до красноты в изображении пола, то становясь более нежным, достигая прозрачности акварели, в изображении стены. Желтым цветом художник обозначил восточный ковер на полу. Расположенный наискось он, не разрушая плоскости картины, вызывает иллюзию глубины комнаты. Звучным аккордом врывается в розово-охристую гамму картины зеленая ширма с наброшенной на нее синей тканью, находя себе цветовые повторения в пейзаже за окном. На самом деле стены мастерской Матисса были белыми, но в зависимости от колористической задачи композиции они могли получать разную тональность, при помощи которой живописец вводил зрителя во власть своих эмоций.
Кроме предметов, свидетельствующих об увлечении Востоком, Матисс изобразил и созданные им произведения. Слева представлены бронзовая декоративная фигура, картина «Роскошь II», полотно «Девушка с зелеными глазами», справа — гипсовая модель, барельеф «Спина» и срезанный рамой картины фрагмент панно «Танец». Все эти предметы раскрывают перед нами ателье художника как арену творческого труда. Превращаясь в пластические знаки, они представляют «скрытый» монументальный автопортрет Матисса. Трудно отнести «Мастерскую художника» к какому-то определенному жанру: сам Матисс такого рода произведения называл «интерьер-натюрморт». Сопоставление предметов живой и неживой натуры превращается у Матисса в некую знаковую систему: так, орнамент на синей драпировке заменяет собой живые цветы, будто вырастающие из вазы, стоящей перед ширмой, находя затем себе продолжение в арабесках зелени за окном. Художник не копирует, а поэтизирует среду, в которой он творит, находя новые средства выразительности. «Я не могу копировать натуру, которую должен интерпретировать, — писал Матисс, — даже отступая от натуры, художник должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи. Точность не есть правда».
Анри Матисс: 7 фактов биографии художника
Анри Матисса считают одним из величайших художников мира всех времен. Его работы хранятся лучших музеев планеты. Матисс родился 31 декабря 1869 года и умер 3 ноября 1954 года. Его полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse ). В основном он известен как художник, хотя он также был скульптором, делал гравюры и литографии. Матисс внёс свой вклад развитие новой скульптуры и живописи вместе с Пабло Пикассо. Вот некоторые интересные факты о биографии Анри Матисса.
1. Матисс собирался стать адвокатом
Многие великие художников знали о своем даре и пристрастии к искусству с молодых лет. У Матисса был совсем другой опыт. Он хотел работать в сфере юриспруденции. Он окончил юридическую школу в Париже и в 1889 году, когда ему был 21 год, начал работать юристом в адвокатской конторе.
2. Тягу к изобразительному искусству в Матиссе открыла болезнь
В 1889 году в возрасте 21 года Матисс страдал от острого аппендицита. Врачи смогли сделать ему операцию и снять воспаление, но восстановление продолжалось длительное время. Для борьбы со скукой, мать подарила Анри коробку с красками и предложила попробовать рисовать. Матисс обнаружил, что ему это нравится.
После того, как выздоровел, он вернулся на работу в адвокатское бюро, но уже не мог отказаться от рисования. Каждое утро перед работой он учился рисованию и постоянно практиковался во время обеденных перерывов и по ночам. Его поглотило искусство. Преодолев возражения отца, который видел его успешным адвокатом, он стал художником.
3. Художник как губка впитывал разные стили
Многие художники склонны придерживаться любимого стиля на протяжении всей своей жизни, но не Матисс. Он жаждал знаний и позволял величайшим художникам мира влиять на его стиль. Вначале Анри в основном рисовал пейзажи и натюрморты в более традиционном стиле. Позднее Матисс создавал крупномасштабные бумажные коллажи. После знакомства с будущим другом австралийским художником Джоном Питером Расселом, который даже подарил Матиссу два рисунка Винсента Ван Гога, он начал создавать работы, которые показали влияние импрессионистического движения. Анри приобретал понравившиеся ему работы художников-импрессионистов, чтобы изучить структуру живописи и работу с цветом. Считается, что особенное влияние на его творчество оказал французский художник Поль Сезанн.
В итоге он стал лидером движения фовистов, чьи работы превозносили живописные качества и сильный цвет над реалистическими ценностями, сохраненными импрессионизмом. Матисс выставлял свои картины на Осенних салонах в Париже вместе с такими художниками, как Жорж Брак, Рауль Дюфи и Густав Моро, их яркие, броские краски поразили зрителей и вызвали негодование у критиков.
4. Соперничество Пикассо и Матисса
Матисс был «заклятым врагом» Пабло Пикассо. У них много картин, имеющих похожие названия и выполненные в одном стиле. Некоторые из этих произведений даже были вместе показаны на одной из выставок в Тейт Модерн в Лондоне. Они не любили картины друг друга; однако они оба, казалось, чувствовали силу другого, которая бросала вызов и стимулировала развитие творчества. На протяжении всей своей жизни каждый из них внимательно следил за работой другого. Их отношения можно охарактеризовать как соревнование или тщательно спланированную шахматную партию. Матисс однажды описал их отношения как боксерский поединок.
Пикассо и Матисс никогда не встречались лицом к лицу до 1906 года. Встречу организовала известный американский коллекционер и писатель-авангардист Гертруда Штайн, которая была коллекционером работ обоих художников. Не смотря на конкуренцию, оба художника выразили уважение как к личности, так и к творчеству друг к друга.
Источники:
http://www.the-village.ru/village/weekend/specials-weekend/367881-rosbank
http://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/2001_3000/zh_3295/index.php
http://zen.yandex.ru/media/id/5aa95e2779885e988bf9bc91/5b5309f39b38ef00a9d99dad