План по второй главе евгения онегина. План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Опорный план-конспект по роману А.С

План по второй главе евгения онегина. План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Опорный план-конспект по роману А.С

План-конспект урока по литературе на тему: А.С.Пушкин “Евгений Онегин”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Выполнила учитель русского языка и литературы:

Пусенкова Елена Михайловна, МБОУ СШ №32

День Онегина. Автор и герой. 9 класс.

познакомить учащихся с историей создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”;

вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою реалистической литературы; умение различать образ автора и автора как физическое лицо;

продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание романа.

Развивающие : развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; способствовать развитию грамотной, красивой литературной речи через анализ текста и устные высказывания.

Воспитывающие : привить интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Словарь: “реализм”, “онегинская строфа”

I. Слово учителя

История создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Почему же? Да потому, что это первый реалистический роман в русской литературе. Что же означает слово “реализм”:

Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах; человеческий характер показан в зависимости от социальных обстоятельств: от среды, в которой человек родился и воспитывался.

Роман создавался на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина, по мнению самого творца, 7 лет, 4 месяца и 17 дней с 1823 по 1830 г. В 1831 г. поэт вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы романа, в частности “Письмо Онегина к Татьяне”.

По первоначальному замыслу роман “Евгений Онегин” должен был состоять из девяти глав, которые в черновике Пушкин озаглавил так, разделив их на три части:

Часть 1-я. I песнь – Хандра. 11 – Поэт. III – Барышня.

Часть 2-я. 1Упеснь – Деревня. V – Именины. VI – Поединок.

Часть 3-я. VII песнь – Москва. VIII – Странствие. IX – Большой свет.

В окончательном варианте нет заглавий. А большое художественное значение имеют эпиграфы.

Эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.

Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжёг её. Осталось лишь несколько неполных строф.

Такова внешняя история создания романа. Из неё видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта скрупулёзность, тщательность объясняется не только поворотами судьбы поэта, но и новыми замыслами, ради которых он бросал текст “Евгения Онегина”.

Какие же события охватывает текст романа? (События первой главы происходят зимой 1819 – весной 1820 года. Конец романа – март 1825 года.)

А.С.Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”.

Роман написан не просто стихами – он разделён на строфы. Пушкин изобрёл никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинской (Состоит из 14 строк. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками). Поэт играет разными способами рифмовки, что даёт разнообразие интонацией и впечатление живого разговора автора с читателем. Живой разговор придаёт повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.

И мы сегодня в этом убедимся, приступив к изучению 1-ой главы романа. Чтение наизусть учителем первых четырех строф 1-й главы.

II. Комментированное чтение 1-ой главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Беседа с учащимися по вопросам:

Но прежде чем мы начнем с вами обсуждение, я бы хотела обратить ваше внимание на эту замечательную книгу, автором которой является известный ученый Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий”. Дело в том, что онегинский текст изобилует цитатами и реминисценциями; иногда источник их прямо обозначен, иногда автор не назван по имени, но указан совершенно недвусмысленно, в этом случае нам помогут эти “комментарии”. Обратить внимание на “внутреннюю хронологию “Евгения Онегина”” (с.18-23)

Читать еще:  Глинка композитор биография. Михаил иванович глинка краткая биография о самом главном

1) Вернуться к эпиграфу (Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий” с.118)

Первая песнь называется у Пушкина “Хандра”: речь в ней идет о разочаровании, о тоске Онегина. И эпиграф соответствует пушкинскому названию главы: “И жить торопится и чувствовать спешит. ”. Эта строчка стразу заставляет читателя задуматься о судьбе героя.

2) С чего начинается 1-ая глава романа А.С.Пушкина? (С монолога главного героя.)

3) Где и как воспитывался Евгений? (В Петербурге, Онегина воспитывали гувернёры и гувернантки.)

4) Ч то позволило людям, принадлежавшим к высшему свету, сделать вывод, что Онегин “умён и очень мил”? (Онегин хорошо говорил по-французски, “легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо”.)

5) Какую науку постиг Онегин в совершенстве? (“Науку страсти нежной”.)

6) Расскажите распорядок дня Евгения Онегина. (Анализ 15-16-й строф)

7) Как ведет себя Онегин в театре? (“Идёт меж кресел по ногам”.)

Большое внимание Ю.М.Лотман уделяет отношению А.С.Пушкина к Онегину, да и не только он об этом говорит. Давайте поразмышляем:

Как автор относится к Онегину?

Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?

– Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.

– Прямое отношение автора к Онегину.

В чём отличие Пушкина и Онегина? (Автор не равен Пушкину! В авторе нет всей целостной личности А.С.Пушкина)

По ходу обсуждения – составление схемы “Противоречий очень много. ”

Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Какие выводы можно сделать по отношению к автору и главному герою?

Автор проявляется двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях автора Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах “энциклопедии русской жизни”.

Образ Онегина строится на противоречиях. А это – черта реалистического искусства: стремление показать жизнь во всех её противоречиях.

1. Первые 4 строфы наизусть (“Мой дядя самых честных правил. ”)

2. Вопросы 3, 4, 5, 7 из учебника-хрестоматии

План-конспект урока литературы в 9 классе по теме А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Они сошлись. Вода и камень…

Воронина Ольга Викторовна

МБОУ Тогучинского района Тогучинская СОШ № 1

Учитель русского языка и литературы

Тема и номер урока в теме

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Урок №2 в системе уроков по роману А.Пушкина «Евгений Онегин»

Литература: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/авт.- сост. В.Я.Коровина и др.-11-е изд.-М.:Просвещение,2005.

Дать представление об эпохе того времени; научить сопоставлять образы героев, выявлять в них главное, формулировать выводы.

формировать умения и навыки работы с текстом, ЦОРами.

развивать эстетический вкус; внимательное осмысленное прочтение произведения.

воспитывать вдумчивого читателя, коммуникативные отношения.

Урок усвоения новых знаний.

Формы работы с учащимися:

Необходимое техническое оборудование

Компьютер для учителя и 11для учеников.

Структура и ход урока

Название используемых ЭОР

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя

Учитель предлагает послушать чтение отрывка из романа А.Пушкина «Евгений Онегин» «…Они сошлись. Вода и камень…» в исполнении ученицы класса и ответить на вопросы:

-О каких героях из романа «Евгений Онегин» идет речь?

– Как утверждает автор, наши герои разные.

Попробуем согласиться с А.Пушкиным или не согласиться. Для этого сравним наших героев.

-Что значит сравнить?

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.

-Кто сможет сформулировать цель нашего урока?

-Открываем тетради. Записываем число и тему: «Они сошлись. Вода и камень…»

Записывают число и тему в тетрадь.

Этап усвоения новых знаний.

Читать еще:  Кто выиграет в шоу холостяк 6. Егор крид попал в грязный скандал после финала шоу "холостяк"

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика «Евгения Онегина и Владимира Ленского» (№1).

-Нам нужно выработать критерии, по которым можно будет сравнить Е.Онегина и В.Ленского. Поможет нам в этом учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа А.Пушкина «Евгений Онегин».

Я попрошу вас занять место за компьютером и поработать в парах с учебным модулем, выявляя критерии, по которым автор сравнивает героев. Критерии запишите в среднюю колонку тетради.

-Итак, по каким критериям мы можем выявить черты сходства и различия наших героев?

Учитель предлагает добавить критерии, которые не прозвучали в ответе.

1.Социальное положение. 2.Портрет.

5.Отношение к дружбе, любви.

6.Отношение к поэзии.

Перед вами иллюстрации художника Д. Белюкина. Определите, кто из них Ленский, кто Онегин?

Согласился ли бы с таким портретом своих героев А.С. Пушкин? Докажите.

-Отличались ли внешне наши герои?

Заполните оставшиеся части таблицы,

используя выработанные нами критерии.

-К какому социальному положению принадлежали наши герои?

-Что из себя представляла русская аристократия 19 века?

Какие настроения были для нее типичны?

-Отличалось ли воспитание Онегина от воспитания молодых людей его круга?

-Можем ли мы сказать, что Онегин получил иное воспитание, нежели воспитание молодых людей его круга?

-Назовите знакомые произведения, где затрагивается эта же тема воспитания?

-Какое воспитание получает Ленский?

-Как вы думаете, отличалось ли воспитание Ленского, если брать во внимание принятое в то время следование моде?

-Актуален ли вопрос воспитания сегодня?

-Чем интересна для нас строфа 7 главы 1?

-А какое отношение к поэзии у Ленского?

-Достойное ли образование получили Ленский и Онегин?

-Каким же было окружение наших героев?

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло»,эти люди испытывали взаимную симпатию. Для Ленского дружба имела особенно большое значение, т.к. в тот момент он нуждался в верном друге.

-Чем является дружба для Ленского?

-Как относился к дружбе Онегин?

-Что Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского?

-Рассмотрим героев в испытаниях любовью.

-Как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

-Что являлось сущностью и целью жизни Ленского?

– Мы с вами проанализировали героев по тем критериям ,которые были обозначены в начале урока.

Работают с учебным модулем в парах, записывают критерии в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом,(1 строфа 4,38,глава 2 строфа 6).

Ученики отвечают, заполняют таблицу. (Таблица заполняется на протяжении всего урока, после каждого разобранного критерия.)

Слушают доклад ученика.

Работают с текстом.

Глава 1,строфа 1,2,3.

Работают с текстом (глава 2,строфа6).

Работают с текстом.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы.

Учащиеся выступают с индивидуальными заданиями о Каверине, Чаадаеве, Языкове, Дельвиге.

Работают с учебником глава 2,строфа8,14,глава 1 строфа 37,формулируют выводы.

Учащиеся смотрят театральную зарисовку (выступление учеников)глава4, строфа12-15.

Учащиеся формулируют вывод.

Этап обобщения изученного

-Вспомните, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Сформулируйте черты сходства и различия между Онегиным и Ленским.

Учитель зачитывает эпиграф: В.Белинский писал:

« В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности»

Именно эти их различия и приведут к дуэли.

Ученики формулируют вывод.

Этап информации о домашнем задании.

Электронный учебный модуль П.Чайковкий «Евгений Онегин» (2).

Послушайте музыкальный фрагмент, который исполняет Ленский в ночь перед дуэлью.

Подумайте, какие чувства он испытывает? В роли Ленского артист В.Собинов ария из оперы Чайковского.

-Какие чувства мог испытывать Онегин перед дуэлью, вы подумаете дома, перечитав 4 главу. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Приложение к плану- конспекту урока

Они сошлись. Волна и камень…

Перечень используемых на данном этапе ЭОР.

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Сравнительная характеристика Е.Онегина и В.Ленского

Электронный учебный модуль информационного типа.

Ария Ленского из оперы Чайковского

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Воронина Ольга Викторовна
  • Написать
  • 6490
  • 28.03.2014

Номер материала: 42391032844

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Читать еще:  Договор пожертвования недвижимого имущества муниципальному образованию. Пожертвование

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 28.03.2014
  • 1313
  • 28.03.2014
  • 1486
  • 28.03.2014
  • 613
  • 28.03.2014
  • 591
  • 28.03.2014
  • 649
  • 28.03.2014
  • 1434
  • 28.03.2014
  • 601

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

2 глава романа «Евгений Онегин» Онегин и Ленский в деревенском кругу Урок литературы в 9 классе. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВадим Тенишев

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “2 глава романа «Евгений Онегин» Онегин и Ленский в деревенском кругу Урок литературы в 9 классе.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 2 глава романа «Евгений Онегин» Онегин и Ленский в деревенском кругу Урок литературы в 9 классе

2 Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания Расскажите с цитирование о дне Онегина

3 Вопрос урока: Почему и Ленский, и Онегин, и Татьяна чувствуют себя чуждыми в деревенском кругу?

4 Ленский Послушайте запись и заполните таблицу Слова высокого стиля, старославянизмы Ирония Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому?

5 Онегин и Ленский Сравните Онегина с Ленским на этих картинах. Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались? Почему они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? Чем отличается Ленский от Онегина?

6 Ольга. Послушайте запись и ответьте на вопросы: Какое впечатление производит Ольга? Почему Ленский полюбил Ольгу? Найдите в характеристике слова высокого стиля, которые принадлежат Ленскому. Зачем Пушкин их использует при её описании? Почему этот портрет, этот типаж надоел безмерно автору?

7 Татьяна Послушайте запись и заполните опорный конспект Татьяна Послушайте запись и заполните опорный конспект Не любила любила

8 Поместное дворянство Перечитайте строфы о соседях-помещиках, о дяде Онегина, о Лариных Почему Онегин избегал общаться с соседями? Почему Татьяна не играет с подругами? Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»? Перечитайте строфу 17 В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

9 Тренажёр Ленский Отец Татьяны Онегин Дядя Онегина О ком это: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил…»?

10 Кто «поклонник Канта и поэт»? Ленский Отец Татьяны Онегин Дядя Онегина

11 Чья это характеристика: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»? Ключница Татьяна Няня Ольга

12 Чьё имя непривычно для романа? Ленский Татьяна Мать Татьяны Ольга

13 Кто казался чужим (ой) в своей семье? Мать Татьяны Татьяна Онегин Ольга

14 Кто любил Ричардсона? Мать Татьяны Татьяна Онегин Ольга

15 Домашнее задание Перечитать 3 главу Составить план сравнительной характеристики Онегина и Ленского, дополнив шаблон цитатами и подпунктами: 1. Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин» 2. Черты сходства и отличия героев: А) Портрет Онегин … Ленский … Б) Воспитание, образование Онегин … Ленский … В) Отношение к дружбе Онегин … Ленский … Г) Отношение к любви Онегин … Ленский … Д) Отношение к ним поместных дворян К Онегину … К Ленскому … 3. Причины их дружбы А) … Б) … В) … 4. Отношение автора к героям

Источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-literature-na-temu-aspushkin-evgeniy-onegin-676258.html
http://infourok.ru/material.html?mid=42391
http://www.myshared.ru/slide/1127285

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии