1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии.

Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии.

Название работы: Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии

Категория: Научная статья

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Понимая и разделяя такие понятия как шумовые и музыкальные звуки дети учатся воспроизводить музыку голосом используя главный музыкальный инструмент неповторимый и самый красивый свой тембр голоса.

Дата добавления: 2014-04-29

Размер файла: 112 KB

Работу скачали: 7 чел.

Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии

Автор: педагог ДО,

отличник образования РБ

Никитина Джамиля Фаридовна

Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги преподаватели музыкальных школ и студий, некоторым опытом работы с маленькими детьми подготовительного класса. Поведать вам об особенностях введения маленьких детей в огромный мир музыки. Зарождение и поддержание детского интереса ко всему, что касается прекрасного искусства музыки. «Без труда не выловить рыбки из пруда» гласит народная пословица. Приучить ребёнка к труду, не насильственно, не травмируя психики, возможно только посредством живого участия в жизни и делах ребёнка, искренним к нему отношением. А вообще, я называю это любовью. Только через любовь к ребёнку можно раскрыть в нём огромный потенциал возможностей, только через это можно привить любовь к труду. Потому с первых уроков мы выстраиваем с ним доверительные, правдивые отношения. Маленький ученик пяти лет всё понимает и чувствует не хуже 15-ти летнего подростка. Помните это. И не «сюскайте» и не лукавьте с ним. Ведите себя с ним как со взрослым человеком и он на ваших глазах превратится из маменькиного непослушного сынка в ответственного, серьезного трудолюбивого ученика. Однако, учитывая юный возраст, следует помнить, что обучение лучше происходит через сказки, наглядные игры и визуальные ассоциации, а также тактильные упражнения через ощущения тела, рук и пальцев.

На первом уроке я знакомлю детей с бабушкой Музыкой, параллельно, ведя разговор об их бабушках. Дети с удовольствием рассказывают о них и запоминают главные особенности бабушки Музыки: что она бывает весёлой и грустной, медленной и быстрой, громкой и тихой.

Здесь необходим музыкальный показ и первым открытием для детей является то, что музыку нужно уметь слушать. Ведь недаром у нас два уха и один рот. Сначала слушать, после – говорить. Это важно, в жизни пригодится точно! С первых уроков они понимают, что нужно научиться слушать и слышать. Даже не важно что или кого: бабушку ли Музыки или шелест ветерка, или своего друга. Воспитывается внимательность и умение сосредотачиваться во время слушания музыки. Понимая и разделяя такие понятия, как шумовые и музыкальные звуки, дети учатся воспроизводить музыку голосом, используя главный музыкальный инструмент – неповторимый и самый красивый, свой тембр голоса. Исходя из практики и наблюдений, выяснилось, что зачастую высокий тембр голоса отсутствует у детей вследствие родовых травм, приобретенных страхов и психосоматический реакций организма позже. И потому координация между слухом и голосом выравнивается путём использования голосовых упражнений. Я прошу детей рисовать голосом какой-нибудь персонаж и раннее, проиллюстрированной музыкальной сказки, например, Волка – низкий голос, Динозаврика с маленькими глазками – высокий голос, с маленькой головой – голос чуть пониже, с толстой шеей – средний голос, толстым животом – низкий голос и тяжёлым хвостом – переход на хрип. Рисуя голосом персонажей из сказок в ходе игры, дети теряют страх перед взятием нот в верхнем или низком регистрах. И, впоследствии, гамму до-мажор поют чисто, не боясь осуществлять переход из грудного регистра в головной. Самыми нотами считаются ре, ми, фа. В основном все дети поют их чисто, а вот с нотой соль многие дети боятся использовать головной резонатор, так как брать высокие ноты приходится искусственно. Когда же они понимают, как это делать, они теряют страх и с удовольствием поют на верхах. Только нельзя допускать перегрузки связок, всё нужно делать аккуратно, не громко.

Координировать слух с голосом не возможно без вокального сольфеджирования. Знакомство с нотной грамотой происходит ярко и красочно. Всего семь нот на свете и из этих нот состоит практически вся музыка*.

Эти волшебные семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – подобны радуге, и каждая нота имеет свой цвет: до – красная, ре – оранжевая, ми – жёлтая, фа – зелёная, соль – голубая, ля – синяя, си – фиолетовая. Учимся узнавать ноты и писать их, используя наглядность в виде большого нотного стана с разноцветными нотками.

В Индии, например, по сей день используется ладовая система «шрутти», содержащая в себе 22 звука в октаве, а на ближнем востоке – арабо-персидская ладовая система, содержащая 17 звуков в октаве. Но в это мы маленьких музыкантов пока не посвящаем.

Здесь уместна песня из мирового шедевра, мюзикла «Звуки музыки», композитора Роджерса – «Нотная азбука». Можно её разучить и петь глядя в визуальное пособие. Детям нравится.

Читать еще:  Какой жанр у песен twenty one pilots. Слушатели Twenty One Pilots объясняются группе в любви

До – воробышко гнездо

Ре – деревья во дворе

Ми – котёнка накорми

Фа – в лесу кричит сова

Соль – играет детвора

Ля – запела вся Земля

Си – поём мы для того,

Чтоб опять вернуться в До.

Даже позднее записывая ноты в обычную нотную тетрадь, мы разукрашиваем их. Дети запоминают сначала ноты по цвету, после по местонахождению на нотном стане. И процесс обучения нотной грамоте происходит радостно и незаметно. По той же системе мы изучаем ноты басового ключа во втором полугодии. Очень помогает пособие Е.Королёвой «Музыка в сказках, стихах и картинках».

Также, помогает выстраивать интонацию слуховой анализ. С первых уроков через слуховые ощущения мы учимся определять «количество птичек на ветке» (количество звучащих единовременно нот). Определять самую звонкую птичку – верхний голос, а также самую мудрую, старую – низкий голос. Также мы «гуляем» по большому нотному стану с разноцветными нотками от ДО наверх и вниз. Можно вырезать из картона девочку, дети с удовольствием разукрасят её и дадут имя. И тогда уже гуляет не пальчик ученика от ноты к ноте, а реальный персонаж – девочка Света. Дети бережнее и внимательней «выгуливают» её, лучше чувствуют направление движения нот: вверх или вниз по гамме. Таким образом у детей формируется ощущение звуковыстоности.

Что касается вокального сольфеджирования, то дети с удовольствием учатся дирижировать через игру «человек-оркестр», а также петь ноты. Я использую первую часть сборника «Сольфеджио» Б. Калмыкова, Г. Фридкина. Училась по нему и я. Нахожу его очень удобным. К тому там много примеров народной музыки. Хотя, можно использовать и другие пособия, например Н. Ладухина.

Параллельно с работой над координированием слуха и голоса, ведётся огромная работа над ритмом. Воспитать в маленьком человеке верное ощущение ритма и времени, это, я считаю, залог его дальнейшего успеха в жизни. И это не пустые слова. Как часто мы видим способных и талантливых людей, но, зачастую, неприспособленных к современным реалиям жизни. Неприспособленность эта возникает из-за отсутствия чувства ритма, темпа, и метра. Жить в ритме, который тебе диктуют жизненные обстоятельства, это основа гармонии, счастья. Хаббарт: «Жить в мире высоких скоростей с тихоходными людьми небезопасно». На музыкальных примерах (в основном даю темы из народного музыкального творчества, позже объясню почему) дети учатся играть на знаменитых инструментах Орфа: ложки, трещётки, барабаны, ксилофоны и многие другие. Попадая в такт музыки и совпадая с ней по ритму, на своих инструментах, дети, входят в экстатическое состояние музыкального единства, у них появляется чувство значимости, ощущение своего творческого начала. Кстати, даже при самых незначительных победах, я прошу ребёнка погладить себя по голове, похвалить себя. Это важно – с детских лет поощрять себя за труд и результат, чтобы поддержать желание заниматься дальше. И, конечно же, педагог делает поощрение в виде пятёрки.

Важно также, чтоб ребёнок запомнил, что бабушку Музыку мы просчитываем до четырёх. Очень хорошо помогают читать ритм «два барата»: Ти и Та. Ти – маленькие, шустрые, быстрые, и обозначаем мы его вот так (рис.а):

А Та большой и важный брат, обозначаем мы его вот так(рис. Б):

Далее учимся читать схемы: (рис.в и г)

Научившись без труда их считать и прохлопывать (желательно под музыку), дети легко читают и играют ноты сразу в ритме: (рис. Д)

Ти-ти-та у них сидит внутри, как будильник и работает в ритме музыки. И это здорово.

Воспитанию чувств ритма и темпа помогает написание ритмических диктантов. Педагог на одной ноте проигрывает ритмическую схему. Ребёнок записывает её в тетрадь, предварительно проиграв её на ударном инструменте и проговорив вслух словами ти и та. Очень важно, что он почувствовал себя маленьким композитором. К ритмической схеме он может приписать разноцветные нотки по своему усмотрению, попробовать сыграть своё произведение, дать ему название. Зачастую дети дома с родителями сочиняют и слова к своей музыке, получается песенка собственного сочинения. Развивается огромный интерес к своему творчеству, ребёнок понимает, что может сам сочинить музыку и про мышку, и про осень, и, конечно же, про маму.

Интерес к игре на фортепиано растёт из урока в урок. Так как до полного изучения подготовительного нотного курса, я не сажаю их за инструмент сразу, как в музыкальной школе, а садятся они сами, когда уже хорошо ориентируются в нахождении нот в любой октаве, пении сольфеджио. Дети сами просятся играть, происходит это само собой с большой радостью и удовольствием. Необходимо проделать с ними упражнение. Певоначально, мы вешаем, как на крючок, на третий палец «пальтишки» или «плащики». При расслабленной руке дети должны чувствовать свой третий палец и опору.

Потом уже свободную руку с чувствительным третьим пальцем переносим на клавиатуру.

Необходимо проделать с ними упражнение на разные пальцы, главное, чтоб они двигались в зеркальном отражении друг от друга. У каждого педагога свои хитрости, главное, чтобы было удобно, легко брать звук. Процесс звукоизвлечения дожжен быть естественным и удобным. В конце года они спокойно играют гамму До-мажор в прямом и расходящемся движении, хроматическую гамму, арпеджио (оно даётся труднее всего, поэтому я практикую пение трезвучия на каждом уроке) и аккорды. Аккорды дети любят, так как это самый простой вид аккомпанемента к их песенкам. В конце первого года обучения дети поют песенки под собственное сопровождение в тональности до-мажор.

Читать еще:  Цветная гравюра для детского творчества своими руками. Как делаются иллюстрации, выглядящие как гравюры

Сейчас очень востребованы и популярны сборники И.Корольковой «Крохе-музыканту» 1 и 2 части.

Яркие иллюстрации и последовательно грамотно изложенный нотный материал дают свои поразительные результаты. При изучении басового ключа мне помогают пьесы из сборника Лещинской «Малыш на роялем»

Также очень полезно давать детям переписывать номера по сольфеджио со скрипичного ключа в басовый, при этом, не забывая раскрашивать нотки в цвета радуги. Помогает визуальная наглядность в виде большого нотного стана и разноцветных нот уже в басовом ключе. Здесь нам помогают полюбить басовый ключ такие сказочные персонажи, как Медведь, Волк, баба-Яга, ДедМорз и т.д.

Обращение к народному творчеству, фольклору не случайно. В связи с компьютеризацией, урбанизацией и очень малым общением с живой природой, происходит утрачивание связи с прошлым. Дети мало знают народных сказок, пословиц, поговорок, колыбельных. К сожалению, современные родители мало читают или не читают вовсе на ночь сказок, не поют колыбельных. А ведь это так благоприятно сказывается на психике ребёнка. Дело в том, что в каждом из нас существует генетическая память – память предков. Она придаёт нам силы, питает нас своим соком. Чувствуя в себе род, мы являемся неотъемлемой частью своего народа. Это важно для человека, поэтому питать его фольклорным творчеством, это всё равно, что питать молоком матери на духовном уровне. Потому, в качестве музыкальных иллюстраций я использую народную музыку: русскую, башкирскую, татарскую, грузинскую, украинскую. Чтобы детям понятнее было архаичное звучание фольклорной музыки, мой концертмейстер стилизует, осовременивает его. Все минусовые фонограммы звучат народно, но в контексте современной pop -культуры. Дети с удовольствием поют такие народные песни, как «Ходила младёшенька», «Виноград», «Ой рано, на Ивана», «Весёлые гуси», «Коляда»; башкирские – «Ай, Уралым», попурри на темы известных башкирских народных песен, татарская «Круглое озеро», грузинская «Мчит Арагве вдаль» и так далее. Очень полезна практика работы с микрофонами в студии и на сцене. Дети поначалу привыкают к тембру своего голоса, после начинают его любить, находят свои тембральные особенности, «изюминки». А прослушивание своих вокальных записей учат их анализировать свой голос и трансформировать его в лучшую сторону.

В течение года начинающий музыкант овладевает общими музыкальными понятиями и знаниями, а также начальными основными навыками. Он умеет:

— петь и дирижировать по нотам по сборнику Калмыкова-Фридкина с 1 по 30 номера

— писать ритмические и интонационные диктанты в размере 2/4 в тональности до-мажор на 8 тактов

— делать анализ музыкального произведения, умеет рассказать, какая была бабушка Музыка – грустная или весёлая, быстрая или медленная. Умеет просчитать и прохлопать её.

— играть гамму до-мажор

— играть аккомпанемент к 1 – 2 детским простейшим песенкам тональности до-мажор, используя полный функциональный оборот T – S – D – T .

— играть любую из пьес сборника «Крохе-музыканту» Корольковой по 1 части и первой половины 2 части. (самые продвинутые из учеников доходят до конца второй части).

— петь под минусовую фонограмму с микрофоном.

— сочинять свои мелодии и записывать их в нотной тетради.

Процесс введения в огромный мир музыкального искусства очень творческий и разнообразный. А построенный на любви становится для ребёнка незабываемым и результативным!

Подготовительный класс в музыкальной школе

Музыкальная школа – это особенное учебное заведение, которое, по своей сути во многом не похоже на привычное для всех общеобразовательное.

Там тоже посещают занятия, ставят отметки, проводят уроки, экзамены, зачёты, но при этом обучение музыке невозможно без творческой составляющей, наличия определённых способностей, которые либо даны природой, либо нет.

Подготовительный класс музыкальной школы необходим для решения главной задачи, которая является наиболее актуальной на данном этапе: отсеять детей, которые просто не в состоянии будут соответствовать даже минимальным критериям. Его основной целью всегда является выявление из общего потока по-настоящему одарённых детей, которые смогут в дальнейшем успешно учиться и добиваться в этой области определённых результатов. Кроме того, учёба в музыкальной школе всегда неразрывно связана с необходимостью подготовки к её общеобразовательной программе.

В любой ДМШ каждый ученик на протяжении всего срока обучения должен изучать такие дисциплины как сольфеджио и хоровое пение. Подготовкой к ним и занимаются дети. Они проходят специальные подготовительные курсы, на которых изучают нотную грамоту, без которой невозможно приступать к освоению музыкального инструмента, а также пение в хоре, развивающее не только голосовые данные учащегося, но и его чувство ритма, темпа, музыки.

Чаще всего в подготовительные классы музыкальных школ принимают только детей, которым ещё не исполнилось 7 лет. Старшие дети, которые уже учатся в школе и изучают одну из обязательных там дисциплин «музыку» в большинстве случаев обладают остаточными знаниями и навыками, чтобы быстро сориентироваться в новой области. На начальном этапе изучения музыкального инструмента длительное время включаются только азы, для освоения которых необходим минимум, доступный каждому.

После окончания подготовительного класса всё же нет гарантии, что ребёнок поступит в музыкальную школу. Перед началом учебного года при поступлении в 1 класс проводятся вступительные экзамены, где наряду с детьми, проходившими обучение в подготовительном классе, будут проходить конкурсный отбор и те, кто его не посещал.

Читать еще:  Расположение струн на 7 струнной гитаре. Настраиваем семиструнную гитару самостоятельно

В каждой музыкальной школе есть определённое количество мест, на которые набираются учащиеся в 1 класс. Поэтому по результатам вступительных экзаменов набирается строго определённое количество детей. При этом претенденты, проходившие обучение в подготовительном классе, участвуют в отборе на общих основаниях. Но при этом в большинстве случаев шансов на поступление у них всё же немного больше.

Отбор в 1 класс проводится исключительно при наличии у ребёнка таланта и способностей, но подготовительный класс музыкальной школы во многих случаях помогает их раскрыть и выявить у детей дошкольного возраста.

Необходимость введения подготовительного класса в ДШИ в новые образовательные программы

Елена Александровна Соколова
Необходимость введения подготовительного класса в ДШИ в новые образовательные программы

МДОУ «Детский сад №2 с. Тёпловка» Новобурасский р-н Саратовской обл.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА в ДШИ В НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т. е. физические особенности строения организма, например, органов слуха или речевого аппарата) имеются у каждого человека. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых — специалистов в области исследования проблем музыкальности, является абсурдным. Что же касается отсутствия каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то, поверьте, — это заблуждение!

Главной задачей выдающегося немецкого композитора, музыканта и педагога К. Орфа было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

На основании своего многолетнего опыта работы (более 25 лет) в музыкальной школе и детском саду, я столкнулась с проблемой, о которой нельзя не сказать: приходя в 1класс музыкальной школы после детского сада маленький ребёнок ожидает от преподавателя новых, интересных, музыкальных игр, т. к. привык всё новое воспринимать наглядно, т. е. картинками, яркими эпизодами, сравнениями, примерами. Увлекаясь этим сам преподаватель, а с ним вместе и ученик, не замечают как пролетает время очередного урока. И пусть, за этот урок они оба не успели освоить новую тему урока, зато у ребёнка осталось яркое впечатление о новой песенке, которую они разучили. В доиашнем задании я обязательно прошу ребёнка нарисовать рисунок к данному произведению, таким образом, ученик понимает – что должен представить, когда исполняет даже не большую по объёму песенку. На пюпитр вместо нот, я ставлю рисунок, и глядя на него, ученик исполняет выученное произведение, за что и получает оценку. Такая форма знакомства с новым музыкальным материалом является очень эффективной, но, к сожалению, занимаясь ею с первоклассником – мы не успеваем идти «в ногу» с требованиями новых образовательных программ. Поэтому моё мнение: приходя в музыкальную школу нужно принимать ребёнка не в 1 класс, а в подготовительный, и именно здесь заниматься развитием творчества, заинтересованностью ребёнка, стремлением к освоению новых произведений, и, конечно из этого складывается устойчивый интерес к дальнейшим занятиям в музыкальной школе. Нужно отметить, что такая методика необходима именно в начальных классах, т. к. в дальнейшем ребёнок взрослеет и надобность в наглядном изображении отпадает сама собой, но остаётся обсуждение, описание, размышление, та — же фантазия присутствует обязательно (без неё не обойтись, и прибавляется личное отношение ученика и самооценка.

В итоге можно сказать, что подготовительный класс в муз. школе для детей 6,5 – 7,5 лет – необходим.

1. “Карл Орф” (изд. Музыка, 1984).

Консультация «Необходимость инновационной деятельности педагога» Инновационная деятельность педагога в современных условиях. Инновационная деятельность педагога является неотъемлемой частью процесса его.

Необходимость развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение слаженности.

Организационный раздел рабочей программы музыкального руководителя. Структура реализации образовательной программы 3. Организационный раздел рабочей программы. 3.1. Структура реализации образовательной деятельности Музыкальное воспитание детей дошкольного.

Необходимость экологического образования дошкольников «Если Вы не думаете о будущем у Вас его не будет.» Джон Голсуорси Необходимость экологического воспитания дошкольников продиктована самой.

Презентация адаптированной программы по реализации основной общеобразовательной программы педагога-психолога АДАПТИРОВННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет группы.

Сценарий театрализованно-игровой программы для старших дошкольников, посвященный году Театра «Новые приключения Буратино» (по мотивам книги А. Кумма, С. Рунге «Вторая тайна «Золотого ключика») Цель: популяризация театрального искусства. Задачи: — вовлечь детей.

Современные образовательные технологии. Новые подходы к музыкальному воспитанию Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Консультация «Необходимость дополнительных занятий для детей с ОВЗ» Автор: Сысоева Марина Юрьевна, воспитатель высшей категории ГБДОУ №15 Петроградского района Санкт — Петербурга. Статья: “ Необходимость.

Источники:

http://5fan.ru/wievjob.php?id=58764
http://womensnote.ru/materinstvo/podgotovitelnyj-klass-v-muzykalnoj-shkole.html
http://www.maam.ru/detskijsad/neobhodimost-vedenija-podgotovitelnogo-klasa-v-dshi-v-novye-obrazovatelnye-programy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector