Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской. Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми подготовительной группы
Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше – подготовительной группы. «Богатыри Земли русской».
материал (старшая группа)
Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше – подготовительной группы. «Богатыри Земли русской».
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Сосенка»
Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше – подготовительной группы. «Богатыри Земли русской».
Воспитатель: Кондрашева Н.В.
г. Смоленск 2019 г.
Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи. Совершенствовать двигательные умения, навыки основных движений. Развивать физические качества и выразительность двигательных действий. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. Воспитывать выдержку, настойчивость, организованность. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Оборудование и инвентарь: комплекты карточек с изображением одежды и оружия русских богатырей и современных солдат, «палки – лошадки», обручи, мишень и мячи, канат, мешки для прыжков, большие мягкие игрушки, мечи.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Более1000лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Жить в суровых природных условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Богата и щедра земля Русская. Всё может она: накормить тебя тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.
С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди – и стар, и млад, поднимались на борьбу с ним. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой ,богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри — защитники нашей Родины в древности. Богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Отечества. А сегодня приглашаю вас побывать на Руси-матушке, посмотреть на богатырей русских, на их удаль и отвагу.
– Заведу старину стародавнюю, бывальщину о делах славных русских богатырей.
– Из того ли из города из Мурома, из того ли из села да Карачарова выезжает добрый молодец, славный богатырь – Илья Муромец.
Раздаётся топот копыт, верхом на лошадке в зал въезжает мальчик – Илья Муромец.
– Услыхал казак Илья Муромец да про сильного, могучего богатыря Добрыню Никитича и решил испытать его силу богатырскую. Вот поехал Илья во чисто поле, а навстречу ему богатырь Добрыня Никитич скачет.
Раздаётся топот копыт, появляется Добрыня Никитич.
Илья Муромец: Здравствуй, добрый молодец! Ты скажи-ка про свою родину да про отчизну!
Добрыня: А как скажет тебе про то мой меч булатный. Как отсеку тебе буйну голову!
– Соскочили они да с добрых коней, схватились во схватку бороться. Двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.
Добрыня: Не казни меня Илья Муромец, помилуй, мою буйну голову. Назовёмся мы братьями крестовыми, будем ездить по чистому полю, биться с нечистью. Да охранять нашу мать-землю!
– Много времени прошло иль мало-про то неведомо. А только родился на Руси ещё один богатырь – Алёша Попович.
Раздаётся топот копыт, появляется Алёша Попович.
– Рос он не по дням, а по часам. В ту пору повадился на Русь Тугарин – царь похаживать. Земли русские жечь, девушек в плен уводить. А Алёша Попович горяч был, закричал он громким голосом!
Алёша Попович: Где ж ты дружина храбрая! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Освободим от напасти Русь-матушку!
– Услыхал о том Илья Муромец. В Киев-град с Добрынею приехали. На большом пиру побратались богатыри меж собой. Старшим назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим – Алёшу Поповича.
Богатыри: Поедем мы на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять!
Богатыри кланяются и выходят.
– Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?
– Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
– Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направо — Деньги и слава,
Пойдёшь налево — Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо — Ждет опасность и богатырская застава.
– Ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дорогу, которая идет прямо (дети).
– Честно защищали богатыри рубежи Руси-матушки, а в часы, когда нечисть с силами собиралась, да раны зализывала. Богатырские бои да потехи меж своими дружинами устраивали. Вот и сегодня мы увидим их силу и удаль. Перед битвой каждый богатырь должен приготовить своё оружие и снаряжение воина.
Конкурс «Собери доспехи и оружие».
Перед каждой командой на столе лежат в рассыпную карточки со снаряжением воина Руси и его оружием и карточки с современной одеждой солдата и оружием. На некотором расстоянии от команд стоят пустые столы. По сигналу первый игрок берёт карточку со снаряжением или оружием воина Руси и бегом переносит его на пустой стол. Следующий игрок выполняет тоже. Выигрывает команда первой выполнявшая задание и правильно собравшая карточки.
– Для начала разомнитесь
И по кочкам вы пройдитесь,
Соступать вам с них нельзя
Пропасть ждёт вас там, друзья.
Конкурс «Пройди по топким болотам»
Командам нужно пройти на другую сторону зала, используя обручи маленького размера.
– У каждого богатыря есть верный помощник – могучий и выносливый богатырский конь. Сейчас мы устроим скачки на богатырских конях.
Конкурс «Проскачи на коне».
.По сигналу игроки садятся на них верхом, прыгают до поворотной фишки и также возвращаются в команду. Выигрывает команда первой выполнившая задание.
– У русских богатырей всегда под рукой меткий лук с быстрыми стрелами. И стреляют они метко.
Конкурс «Меткие стрелки».
По очереди каждая команда выполняет определённое количество бросков малых мячей в горизонтально лежащие обручи.
– Испокон веков славились богатыри своей силою. Вызываю всех на канат! Пусть мышцы от натуги трещат! Богатыри слева, справа, скорей становись и за канат покрепче держись!
Конкурс «Перетягивание каната».
Команды строятся в колонны лицом друг к другу, берут канат в руки. По сигналу перетягивают канат, на свою сторону стараясь перетянуть команду соперника за черту.
– А теперь немного отдохнем, предлагаю конкурс «Да и нет». Я буду задавать каждой команде вопросы о нашей армии. А вы отвечайте дружно «Да!», если согласны с тем, что мы говорим, и говорите хором нет, если не согласны
Конкурс «Да и нет»
– Наша армия сильна? (да)
– Защищает мир она? (да)
– Мальчишки в армию пойдут (да)
– Девочек с собой возьмут? (нет)
– Илья Муромец герой? (да)
– На фронт ушел он молодой? (нет)
– Соловья он победил? (да)
– Из автомата подстрелил? (нет)
– У Буратино длинный нос? (да)
– На корабле он был матрос? (нет)
– А в пруду он плавал в тине? (да)
– Враги потопят Буратино? (нет)
– Стоит летчик на границе? (нет)
– Летает выше он жар-птицы? (да)
– Мир важней всего на свете? (да)
– Знают это даже дети? (да)
– Наши богатыри не только биться-бороться могут, но и показать свою удаль молодецкую.
Конкурс «Прыжки в мешках».
Перед каждой командой лежат по мешку из ткани. По сигналу первые игроки надевают мешок на ноги и прыжками преодолевают расстояние до поворотной фишки, возвращаются в команду тем же способом. Выигрывает команда первой выполнившая задание.
Конкурс «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
Перед каждой командой лежит большая мягкая игрушка. По сигналу первый игрок наклоняется вперёд, ему кладут на спину игрушку. В таком положении он обходит змейкой до поворотной фишки и возвращается в дружину, передаёт игрушку следующему игроку. Выигрывает команда первой выполнившая задание.
– Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами богатырей, защитников Отечества. Сколько пословиц и поговорок сочинил русский народ об их подвиге и отваге.
Конкурс «Доскажи пословицу».
Каждой команде по очереди ведущий читает пословицу не до конца. Игроки должны правильно досказать пословицу. Выигрывает команда большее количество раз правильно досказавшая пословицу.
Тяжело в учении, легко в бою.
Худой мир лучше доброй войны.
Или грудь в крестах или голова в кустах.
С родной земли умри – не сходи.
Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.
Один в поле не воин.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Смелый боец – в бою молодец.
– Ну и дети! Молодцы! Настоящие богатыри.
– Вы все хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И в конце мы должны вспомнить, какой завет оставили нам богатыри?
Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей,
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
– И я хочу сделать вам каждому подарок — это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Подводятся итоги состязаний, проводится награждение команд.
Дети читают стихи.
Отечество моё! Россия
В тебе дух старины живет
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод,
И первый кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
– Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри — защитники земли русской»
Багаутдинова Айгуль Минниаксановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри — защитники земли русской»
Конспект НОД в подготовительной группе
“Богатыри — защитники земли русской”
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
1. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче…
2. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
6. Развивать мышление, память, воображение.
7. Учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.
8. Вызвать удовольствие детей от получения результата.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской», рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Садко» и др., слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
Активизация словаря:Богатырь, былина, сказитель, нараспев, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, ножны.
Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны, клей, пластилин, клеёнка, салфетки, ножницы, цветные карандаши. Дубовые листья из бумаги.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.
Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?
Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т. к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.
Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов… Только неспокойно стало в царстве — государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Ребята! Беда — то какая! Нечисть на нас напала. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
Девочка: Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение).
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится — сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
А сейчас представим, что мы богатыри!
Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три- (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим, (Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти…
Воспитатель: А сейчас вместе сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Воспитатель: Зачем она нужна богатырям?
Дети: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Воспитатель: Кольчуга весила 7 килограммов.
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Воспитатель: Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Воспитатель: Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность “Богатырь”:
Воспитатель предлагает изготовить богатыря.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас лежит шаблон богатыря. Выберите цвет бумаги и пластилина для своего богатыря. Кольчугу мы будем делать из пластилина, а все остальное из цветной бумаги. Работы у нас с вами очень много, поэтому нужно работать аккуратно и очень внимательно. По мере затруднения воспитатель помогает. Когда богатырь готов рисуют глаза и рот. Дети встают полукругом со своими поделками.
Рефлексия.
Воспитатель: Спасибо, ребята, было очень приятно с вами работать. А вам понравилось наше мероприятие? Что вам больше всего понравилось? А что бы вы хотели изменить?
Девочка: А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
Конспект Иоод в старшей группе «Богатыри земли русской» Цель: формирование любви к Родине, посредством ознакомления детей с былинными героями. Задачи: • Формировать представление о героическом.
Конспект НОО в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Конспект НОД с использованием ИКТ «Богатыри земли русской» Конспект НОД «Богатыри земли русской». Интеграция образовательных областей: ОО- познавательное развитие, ОО- социально – коммуникативное.
Конспект НОД по изобразительному искусству «Богатыри земли русской» в подготовительной группе Конспект НОД «Изобразительное искусство» по теме «Богатыри земли русской» в подготовительной группе Вид деятельности :продуктивная Форма.
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Задачи: • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне.
Конспект НОД «Защитники земли русской» с использованием ИКТ Программные задачи: – Образовательные: Способствовать накоплению знаний детей о военных профессиях. Активизировать познавательную и речевую.
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Конспект НОД Познавательное развитие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Подготовила: воспитатель.
Конспект развлечения в старшей группе «Богатыри земли русской!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Конспект развлечения в старшей группе «Ббогатыри.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: формировать представление.
Конспект занятия по общению в старшей группе на тему «Богатыри земли русской» Цель организации общения: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках.
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской. Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми подготовительной группы. Занятие про богатырей
Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.
Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Илья Муромец – самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.
Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.
Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.
Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», – поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе ” Богатыри- защитники земли русской”
Познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»
Обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 102 г. Томска
Старший воспитатель МАДОУ № 102 Заведующий МАДОУ № 102
Е.А. Панкина _____________ О.В. Кузнецова
«_____» _______________ 2017 г «____» ____________2017 г
НОД по речевому развитию
в подготовительной группе
Воспитатель: Лазарева О.А.
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме « Богатыри – защитники земли Русской »
Цель: с оставление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Образовательная: познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»
Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»: знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;
способствовать развитию речи и обогащению словаря детей; формирование грамматического строя речи.
«Познавательное развитие»: представление об укладе жизни древних славян; закрепить и расширить знания детей о силе и славе Руси, о ее народных героях – богатырях, развивать логическое мышление и воображение воспитанников; воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.
«»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование адекватной самооценки, закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках.
« »: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
«Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; развитие двигательной активности.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; следовать полученной инструкции, действовать согласно правилу; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместной деятельности.
Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, поощрение.
Наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации по теме занятия, макет поселения славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер).
Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри».
Игровые: динамическая пауза.
Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица.
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Слушание фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила». Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка». Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации по теме занятия, макет поселения древних славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», дубовые листья,раскраски.
1. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» – ТЦ «Сфера», Москва 2010
2.Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/26/fizkulturno-patrioticheskoe-razvlechenie-s-detmi-starshe
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-bogatyri-zaschitniki-zemli-ruskoi.html
http://voloton.ru/iskusstvennoe-pitanie/konspekt-otkrytogo-integrirovannogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoi/