Картина айвазовского всемирный потоп. Библейские картины айвазовского Картина айвазовского всемирный потоп где находится ковчег
Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Всемирный потоп глазами Айвазовского
Айвазовский Иван Константинович известен, как автор многочисленных картин на морскую тематику. Кто хоть немного знаком с творчеством Ованнеса, знает, автором написана не одна картина на библейские, исторические сюжеты. В 1862 на свет появилась очередная работа Айвазовского «Всемирный потоп». Известно, что художник неоднократно возвращался к сюжету, пытаясь создать другие варианты, усовершенствовать имеющиеся. Лучшим признан вариант, созданный в 1864.
«Всемирный потоп» Айвазовского — отличительные характеристики
Если вы читали библию, слышали описанные в ней истории, знаете, что потоп послан Богом по причине безверия живущих на земле людей, нарушения заповедей, убийства животных, совершение других злодеяний.
Художник любил творить на библейскую тематику, но получившиеся работы сложно причислить к самым удачным, ведь его стихией было море. Неоднократно он писал гору Арарат, упомянутую в Святом Евангелии, сошествие праведника Ноя с высокого вулканического массива. Впервые картины были выставлены в Париже. Через время картина Айвазовского Всемирный потоп собственноручно автором была преподнесена в качестве подарка новонахичеванской школе. Но так получилось, что, когда началась гражданская война, учебное заведение было превращено в казарму, попеременно занимаемую представителями воющих друг с другом образований. Полотном был закрыт пролом двери, но однажды вместо него там оказалась доска, а где Всемирный потоп Айвазовского без ковчега никто не знал. Хищение совершил ученик школы, в 1921 году ему удалось собрать воедино несколько произведений искусства, созданных руками Айвазовского.
Если рассматривать саму картину Айвазовского «Всемирный потоп, ковчег», то сложно не согласиться, что она больше показывает, насколько дикой может быть морская стихия, чем описывает библейское сказание. Как и на других полотнах мариниста, здесь основной акцент делается на красоте и жесткости морской пучины. Удачно сделанные контуры с максимальной точностью демонстрируют доминирование волн над окружающей обстановкой.
На картине Айвазовского «Всемирный потоп. Ковчег» мы видим, что гребень волны накрывает абсолютно всех. Это доказывает, что человек бессилен против природы, одолеть морскую пучину невозможно. Люди пытаются взобраться на возвышенность, но они тоже погружаются под воду и гибнут, чем еще раз подчеркивается ужасность катаклизма.
Встречаются описания Всемирного потопа Айвазовского, где произведение искусства рассматривается немного под другим ракурсом. Представленная стихия — это не смерть, она воспринимается как луч веры, надежны, шанс очиститься, получив милость от Творца.
На этом описание картины Айвазовского Всемирный потоп хотелось бы закончить и перейти к интересным фактам из жизни художника.
Всемирный потоп — Айвазовский и все, что связано с ним
В жизни живописца был интересный случай. В Венеции к нему подошел мужчина, предложил нарисовать картину в обмен на колбасу. Потом выяснилось, это был владелец колбасной фабрики. Художник слегка удивился, но согласился на бартер.
Картина Айвазовского Всемирный потоп, где ковчега изображено не было, появилась на свет в 1884. Потом живописец попал в бурю, находясь в Бискайском заливе. В одной из местных газет опубликовали заметку о смерти знаменитого художника. Не секрет, после смерти автора работы ценятся больше, поэтому продавцу картин Айвазовского за время, пока правда не стала известна, удалось продать полотна по завышенной цене.
Иван Константинович благодаря знаменитости был богат. Денежные запасы он тратил не только на себя, а помогал развиваться городу, где он жил. На выделяемые им средства в Феодосии было построено учебное заведение, учреждение, где собирались, изучались, экспонировались, хранились памятки естественной истории, материальной/духовной культуры. Под покровительством Ованнеса в приморском городе появилась галерея, железная дорога, водопровод (частично им финансировался).
Из этого можно сделать вывод о том, что Айвазовский был не только талантливым, но и щедрым человеком.
Картина Айвазовского Всемирный потоп. 1862 г.
В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится в запасниках картина Айвазовского “Всемирный потоп” К сожалению, любители живописи лишены возможности увидеть ее подлинник. Возможно, виной тому, малая площадь зала, предназначенного для экспозиции произведений Айвазовского. Ведь размер этого шедевра, действительно, впечатляет 246,5 х 319,5 метра и он мог бы занять целую стену.
Этот можно сказать жуткий сюжет живописец начал писать в 1862 году, а спустя два года вновь вернулся к этой теме и создал другой вариант, который и находится в музее. Он написан маслом на холсте, есть также вариант рисунка акварелью на бумаге. Стоит особо отметить, что имея многогранный талант, Айвазовским было написано немало на библейские и исторические темы.
Картина Всемирный потоп, была проэкспонирована на выставке Академии художеств получила восторженные отзывы русской интеллигенции. На следующий год ее купил император Александр II для Эрмитажа.
Прекрасные рассказы священной книги, словно оживали под его волшебной кистью. Палитра красок умело передавала на холсте жизненность и эмоциональность. Обратите внимание, что именно перед картинами Айвазовского в музее всегда стоит кучка народа, не в силах оторваться от созерцания этих переливающихся лазурно-бирюзовых оттенков, которые незаметно перетекают от водной стихии к мрачному небу. На картине “Всемирный потоп” золотисто-желтые краски, будто написаны лишь для того, чтобы осветить иссиня-фиолетовую тьму всего остального мира, покинутого ковчегом Ноя.
Вспененная морская гладь предстает перед нашим взором. Картина показывает более злобную сущность стихии моря, чем рассказывается об этом в священных книгах и легендах. Айвазовский намеренно делает акцент на изображении моря, его прелести и жесткости, кисть мастера изображает явную победу морской стихии. От ее гигантского гребня не стоит ждать пощады. Существует четкий закон, и лишь ему подчиняется море. Он неумолим и безжалостен. И в этом тоже есть роскошь и величественность. Сила стихии быстрее человеческой мысли. Автор убедительно показывает силу природы над живыми существами. Не надо ждать от нее снисхождения, и попав в пучину – уже возврата нет.
Могущество природы всегда привлекало любопытство человечества, подобно гипнозу. Горестно-завораживающие тона и оттенки – уже своеобразное предсказание гибели и неизбежности. Контраст в произведении добавляет отчаяние людей, оставшихся один на один с катастрофой.
Однако вода очищает от греховности и беспросветный сине-фиолетовый мрак, это не конец – говорит Айвазовский. Предстающая перед нами стихия несет в себе и слабую надежду и веру, несмотря на тьму и печаль. Это дарованный Всевышним шанс очищения и получения спасения. Произведение не вызывает у зрителей пессимизма, поскольку мы уверены, что очень скоро будет найден выход из бездны в светлый мир добра. Море у художника своеобразная основа природы и истории, особенно в религиозных темах. Однако религиозную иконографию, трудно назвать большой удачей Айвазовского.
Мировосприятие Айвазовского национальными корнями тесно связывалось с культурой Армении. Арарат — символ Армении — живописец изображал более десятка раз. Его известное произведение “Сошествие Ноя с Арарата” было представлена на парижской выставке.
Потоп — вселенский катаклизм, о котором говорится во многих религиях мира. Это гигантское наводнение – кара Высшего существа (Высших существ) за греховность и непослушание. Потоп – возмездие за утрату нравственности. Бог хотел избавить Землю от людей, погрязших в безнравственности и оставить только благочестивого Ноя с семьей. Ною тогда исполнилось, согласно Библии, пятьсот лет. Он имел трех сыновей и на сооружение этого “допотопного” судна у них ушло около ста лет.
Завершив эту грандиозную деятельность Ной взошел на судно, взял по паре каждой твари, которые тогда обитали на Земле. Дверцы захлопнулись, и в тот же миг вода мощной стеной обрушились на сушу. Бедствие продлилось 40 суток и все погибли. Выжили лишь, находящиеся на борту. Вода поднялась выше гор. Через пять месяцев она потихоньку стала убывать, и в 17-й день 7-го месяца ковчег приплыл к Арарату. Прошло еще немало времени, пока стала видна суша.
Картина Айвазовского “Всемирный потоп” – довольно редкое произведение на сюжет, заимствованный из Библии. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Возможно, что никто из его современников не смог бы так великолепно изобразить масштабность катаклизма, бурю на небесах и на море, огромные волны, захлестывающие скалы, где безуспешно стараются спастись люди и животные. Все герои произведения автор объединил в группы – в центре видна фигура старика, которого окружает семья, рядом умирает женщина, неподалеку люди стоят на коленях с обращенным к небу взором. Наивны образы, которые обличают алчность, надежду избежать судьбы – это сидящие на слонах царь и жрец с золотыми сосудами и драгоценностями. Море у Айвазовского – основа природы. Его больше интересует морская стихия. а не библейский рассказ. Именно к морю, его неукротимой мощи прикованы и наши взоры.
В правой стороне картины из темноты немного выглядывает набережная города и жилые дома, ни в одном из окошек не горят ломпады, скорее всего сейчас часа три ночи, все жители спят спокойным сном, но скоро город начнет просыпаться, а за ним проснется и безмятежное море. Художник смог с помощью масляных красок на холсте передать этот короткий момент безмятежности и спокойствия морской стихии, когда все вокруг будто бы замерло в ожидании чего-то важного. Скоро наступит утро и дымка таинственности исчезнет, придет новый день, но это уже будет совсем другое повествование…
Сегодня картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» находится в Таганроге в городской картинной галерее, ее размер 94 на 143 см.
Библейские картины Айвазовского
В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).
Сотворение мира
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день» (Книга Бытия, 1:1–8).
Всемирный потоп
«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).
Сошествие Ноя с горы Арарат
«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19).
Переход евреев через Красное море
«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).
Хождение по водам
«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).
Источники:
http://ayvazovskiy.su/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF/
http://www.art-portrets.ru/artists/ayvazovsky-vsemirniy-potop.html
http://www.culture.ru/materials/127247/bibleiskie-kartiny-aivazovskogo