Какой из русских художников прославился изображениями. Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи

Какой из русских художников прославился изображениями. Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи

10 самых известных русских картин

Далеко не все наши соотечественники регулярно навещают картинные галереи. Но есть картины, которые известны буквально всем. Вот вам десятка самых знаменитых полотен русских художников

1. «Утро в сосновом лесу»

Рассказывают, что в начале обучения в Императорской Академии художеств Ивана Шишкина спросили, что он хочет рисовать. Ответ «Желаю быть пейзажистом» вызвал дружный смех: а что еще должен рисовать человек с такой фамилией? Друзья часто называли Ивана Ивановича «царем леса» и по заслугам: чащоб у него нет разве что на картинах «Рожь» или «На севере диком». Полотно «Утро в сосновом лесу» подтверждает высокую царскую репутацию. Это, вероятно, самая известная картина пейзажиста, и уж наверняка самая растиражированная, поскольку украшает обертку конфеты «Мишка косолапый». Писали картину в четыре руки: медведей на полотне, известном каждому сладкоежке, изобразил Константин Савицкий. Сегодня художников упрекают в недостатке реализма: тройни у медведиц крайне редки, да и Шишкин замечен в том, что подправлял лесную реальность топором и пилой.


2. «Неизвестная»

Кто-то впервые увидел ее в «Огоньке» или «Работнице», кто-то – в холле дешевой гостиницы, а у кого-то она вызывает детские воспоминания о красивой коробке конфет. Критик Стасов называл героиню Крамского «кокоткой в коляске», критик Ковалевский – «исчадьем больших городов», а художник Репин вспоминал, что ее разглядывали не столько из эстетических чувств, сколько из обывательского любопытства. Специалисты утверждают, что она одета по последней моде: шляпка «Франциск», пальто покроя «Скобелев». В ней узнавали и Настасью Филипповну, и Анну Каренину, но закрепилось «Незнакомка» – стихотворение Александра Блока повлияло. Нет, не так: Иван Николаевич Крамской назвал картину «Неизвестная» и нигде ни словом не упомянул о прототипе.

3. «Боярыня Морозова»

«Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, чёрным пятном сидит. Так вот я этого пятна много лет забыть не мог…», – вспоминал Суриков. Когда бы мы знали из какого сора выросла известнейшая картина! Из этого пятна, да из рассказа на ночь тетки Ольги Матвеевны: она поведала малышу Васеньке о боярыне Феодосии Прокопьевне Морозовой, духовной дочери протопопа Аввакума, что пошла на гибель за свою веру. Замысел зрел долго, так и вышла картина, чрезвычайно высоко оцененная критиком Стасовым: «Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь». А тем критикам, что соревновались в выискивании ошибок: и места-де для кучера мало, и рука, мол, чересчур длинна и вывернута так, как анатомически невозможно, ответил сам Суриков: «Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать. ».

4. «Бурлаки на Волге»

«Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу». Достоевский написал это о картине Репина «Бурлаки на Волге». Илья Ефимович вырос в украинской глубинке и никогда не видел больших судоходных рек. Но писать картину он поехал в Ширяев буерак под Самарой с уже сложившимся сюжетом. Своих «бурлаков» он углядел на Неве, когда учился в Академии художеств – изможденные люди так контрастировали с живописной природой и радостными дачниками, что студент немедленно схватился за краски. Потом друзья выхлопотали ему 200 рублей для поездки на Волгу, там летом 1870 года Репин нашел своих героев и написал с них этюды. На Всемирной выставке 1873 года в Вене картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Он повесил ее в бильярдной Владимирского дворца, вероятно, напоминанием о бессмысленной в век пара жестокости.

5. «Девочка с персиками»

У русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, владельца усадьбы Абрамцево, было три сына и две дочери. Старшая, красавица Веруша, вдохновляла многих художников, гостивших в усадьбе ее отца. Это с Веры Мамонтовой лепил «Голову Египтянки» Михаил Врубель, это ее черты легко узнать на «Портрете девушки с кленовой ветвью» Виктора Васнецова. Но самый известный портрет Верочки Мамонтовой создал Валентин Серов. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – писал Валентин Александрович невесте, и, как видим, сдержал слово: трудно представить себе картину радостнее, чем «Девочка с персиками». Хотя модель много претерпела: сидеть не шевелясь для бойкой 12-летней девочки было сущим мучением. Серов, вспоминал брат Веры, «впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник».Это чистая правда: картина так прославила Серова, что ему потоком хлынули заказы. И даже из царского семейства.

6. «Богатыри»

И эта картина родом из имения Саввы Мамонтова. Знаменитых «Богатырей» Васнецову навеяли мощные дубы в парке Абрамцевской усадьбы. «…Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!» Публике, которая полюбила знаменитую картину, должно быть приснилось другое ее название: «Три богатыря». И не поспоришь – богатырей на картине ровно три. Запомнить кто есть кто легко: посреди на вороном коне Илья Муромец, в одной руке копье, в другой палица, похож на императора Александра III, слева на белом коне вынимает меч из ножен Добрыня Никитич, справа на коне рыжей масти Алеша Попович с луком и стрелами. Алешу Васнецов писал с младшего сына Саввы Мамонтова, а Добрыня, как уверяют, похож на всю семью Васнецовых разом: на деда, отца и на самого художника.

7. «Охотники на привале»

Достоевский восхищался: «Один горячо и зазнамо врет. Другой слушает и изо всех сил верит. А третий ничему не верит и тут же смеется. Что за прелесть!» Ну вы, конечно, поняли, что за прелесть – это картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». Картина, написанная в 1871 году, куда оптимистичней трагических картин раннего периода, вроде «Тройки» или «Проводов покойника». Но и она не однозначно мажорна: охотники веселятся на фоне мрачного осеннего пейзажа. Нет единодушия и среди современников: восторги Достоевского не разделял Салтыков-Щедрин, который увидел в лицах наигранность. Понятно, не актеры позировали: в виде охотников Перов изобразил своих московских знакомых: врачей Кувшинникова, Нагорнова и Бессонова.

8. «Грачи прилетели»

Искусствоведы отмечают, что среди важнейших работ Алексея Кондратьевича «Вид в Ораниенбауме» и «Лосиный остров в Сокольниках», «Жатва», «Вечер» и «Радуга». Напрасный труд: широкой публике известна ровно одна картина Саврасова. Это «Грачи прилетели». Она имела огромный успех на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году, а идеолог и основатель «Товарищества передвижных выставок» Крамской, сравнивая полотно Саврасова с другими выставленными пейзажами, писал: «…всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”». Этюды к этому одушевленному пейзажу Алексей Саврасов писал в селе Молвитино, теперь Сусанино, Костромской губернии. Воскресенская церковь на заднем плане существует и нынче, в ней как
раз и расположен музей Ивана Сусанина, который родом из окрестностей Молвитина и подвиг свой совершил здесь же, неподалеку.

9. «Неравный брак»

Крестьянин по происхождению Василий Пукирев по счастливой случайности попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и показал себя талантливым студентом. Но ничего равного по силе полотну «Неравный брак» так и не написал. Очевидно, потому что картина была глубоко личной, и тому есть свидетели. В книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского читаем о русском живописце С.И. Грибкове: «Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой». Картина сильно подействовала на современников: «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Н. И. Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе», – вспоминал Илья Репин.

Читать еще:  Шуточные предсказания цыганки на свадьбе. Шуточные гадания цыганки сделают праздник ярче! Шуточные гадания на день рождения

10. «Явление Христа народу»

В начале, как и полагается, было слово. Мысль изобразить на полотне явление Христа народу возникла у Александра Иванова под влиянием Евангелия от Иоанна. Посланный за счет Общества поощрения художников для совершенствования мастерства в Рим живописец сперва попробовал силы. Полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» имело успех, и новоиспеченный академик Иванов приступил к делу своей жизни. Масштабный замысел потребовал пространства и времени: картина семи с половиной метров в длину и почти пяти с половиной метров в высоту писалась ровно двадцать лет. Ну так и вышел шедевр, потрясший публику. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни». А художник, словно бы исполнив предназначение, скончался вскоре после завершения картины. О том, что царь купил картину за 15 тысяч рублей и пожаловал ему орден Святого Владимира, Иванов так и не узнал – радостная весть на пару часов опоздала.

Основные жанры живописи русских художников с примерами картин

Позже художники сделали открытие, что живопись может быть лишена предмета изображения и сосредоточена на цветах, линиях или ощущениях художника (например, беспредметная живопись К. Малевича, М. Ротко, Н. Фешина, И. Чашника, Е. Чубарова, А. Родченко или К. Зданевича). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Далее мы рассмотрим основные виды жанров живописи на примере работ наиболее известных русских художников.

Анимализм (лат. animal — животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, В. Васнецов и В. Серов. Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. И. Шишкин хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине В. Боровиковского императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах К. Маковского, З. Серебряковой, К. Брюллова и других русских художников.

У примитивистов Н. Пиросмани и Л. Гудиашвили животные выходили особенно трогательно с живыми глазами, словно бы они оживали на картинах.

Примеры картин известных русских художников в жанре анимализма

Бытовая (жанровая) живопись

Повседневная жизнь еще с древних времен волновала человека. Первые бытовые сцены изображались на стенах погребальных комнат в Древнем Египте, а позже проникли во все сферы искусства. Художники-наблюдатели изображали на вазах, в манускриптах, на стенах домов те сцены, которые их особенно взволновали. Это были трудовые эпизоды, сцены выступлений актеров, развлечений или жизненных трудностей.

В самостоятельный жанр бытовая живопись выделилась только в XVI-XV веках, когда художники вначале дополняли бытовыми сценами религиозные картины, а затем стали изображать их отдельно. Но подлинное распространение по всему миру этого жанра произошло только в XVII веке, хотя многие школы относили его к низким жанрам и не считали достойным своего внимания.

В России расцвет жанровой живописи пришелся только на XIX век, когда художников стали особо волновать острые социальные вопросы. С помощью картин они пытались привлечь внимание широкого круга населения к этим вопросам. Так, у В. Перова и И. Репина это проблемы долга, совести, чести, у Э. Булатова это острая проблема советского человека, вынужденного всюду натыкаться на рамки и границы, И. Кабаков поднимал проблемы быта советских людей.

Жанровые картины также создавались и для того, чтобы продемонстрировать достижения народа, мотивировать его на новые трудовые, военные, спортивные и иные подвиги. Таковы работы о производстве, спорте и авиации А. Дейнеки, индустриальные пейзажи Ю. Пименова, картины в «суровом стиле» В. Попкова, сцены быта советских людей А. Моргунова, сцены противостояния врагу в работах С. Герасимова и другие.

Часто художники изображали ровно то, что видели, знакомили с традициями разных народов и классов, предоставляя зрителю возможность самому получить впечатления от увиденного и сделать выводы. Таковы сцены из трудовой жизни крестьян и состоятельных людей С. Виноградова, из жизни простого народа М. Нестерова, таковы прекрасные восточные традиции в картинах А. Волкова, русские народные традиции на полотнах К. Юона или цирковые сцены в картинах М. Шагала.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре

Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, А. Боголюбовым и В. Верещагиным. Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал М. Врубель, А. Иванов, Н. Рерих, А. Певзнер, В. Поленов, П. Филонов. Историческая живопись преобладала у И. Глазунова, Г. Семирадского, В. Сурикова, фольклор — у Е. Поленовой.

Читать еще:  Художественные произведения для детей 5 6 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи

Натюрморт (фр. nature — природа и morte — мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило множество стилей, включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, А. Арапов создавал прекрасные композиции цветов в импрессионистском стиле, Л. Попова предпочитала кубофутуризм, М. Ларионов работал в примитивистском стиле и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у К. Петрова-Водкина это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты Х. Сутина поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, И. Грабарь не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. И. Машков экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах П. Кузнецова можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а Н. Сапунов изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например Н. Богданов-Бельский, Н. Сталь, Р. Фальк, А. Явленский, В. Шухаев и прочие.

7 исторических картин Василия Сурикова

24 января 1848 года родился русский живописец Василий Иванович Суриков. Исторические полотна художника трудно понять без знания конкретных событий русской истории, изображенных на них. Узнайте, о чем рассказывают нам картины Сурикова

Картина «Утро стрелецкой казни» повествует о расправе над стрельцами после неудачного бунта 1698 года.

В марте 1698 года сестра Петра I, царевна Софья, заточенная в Новодевичьем монастыре, во время двухгодичного отъезда брата в Европу , заявила, что ее Петра подменили. 2200 стрельцов, стоявшие лагерем в Азове , подняли бунт и самовольно прибыли в Москву , чтобы возвести на трон царевну Софью Алексеевну. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. Мятежники были схвачены. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Десятки были повешены, сотни сосланы. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. Родных стрельцов обрекли на изгнание – их московские дома были проданы или розданы. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Они были расформированы, а стрельцы с семьями высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.

Главная героиня картины «Боярыня Морозова» – историческое лицо. Феодосия Прокопьевна Морозова, которая почитается старообрядцами как святая, была представительницей знатного и богатого боярского рода, приближенного к царю Алексею Михайловичу.

Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона, вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру. Царь Алексей Михайлович не раз наказывал непокорную боярыню, отбирая и возвращая ее поместья. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала дружба и заступничество царицы Марии Ильиничны. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев. По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, оставив под арестом в подвале ее дома, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства, и заступничество сестры царя, царевны Ирины. После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. Ее малолетний сын умер в Москве, оставшись без матери, братья были отправлены в ссылку, а четырнадцать слуг, оставшихся ей верными, сожжены в срубе. О характере боярыни говорит предание: чувствуя близкую кончину, она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин» – еще один исторический экскурс в далекое прошлое. На картине запечатлен фрагмент из легенды, повествующей о Разине и персидской княжне. По волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Разбойники веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. На картине слева изображена малоприметная водяная воронка, которая поглотила прекрасную пленницу. Не случайно молодой гребец в красной рубахе с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот.

Как молодая персидская княжна оказалась среди русских казаков ?

Весной 1668 года казачьи отряды под предводительством Разина отправились в поход к Каспийскому морю, в Персию . Обеспокоенный Шах Сулейман отослал русскому царю грамоту, сообщавшую о нападении воровских казаков. Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады». В ответ разинцы взяли город Фарабат , но подверглись нападению большого шахского флота. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, и весь флот персов пошел ко дну. Именно в этом сражении в плен к разбойникам попали сын и дочь командующего персидским флотом. Дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поется в известной песне, утопил в Волге.

«Переход Суворова через Альпы» прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича Суворова выступили в Швейцарский поход, в котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Северной Италии в Австрию . Суворов спланировал свой маршрут так, чтобы нанести удар во фланг и тыл французов, используя свой традиционный прием быстроты и натиска. Чтобы неожиданно напасть на противника, Суворов выбрал кратчайший, но самый трудный путь через горный перевал Сен-Готард. Переход проходил в сложнейших условиях с большими потерями: ежедневные стычки с неприятелем, заснеженные горы на пути войска, предательство австрийцев. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших военных кампаний Александра Суворова. В 1799 году именно за переход через Альпы Суворов получил от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. А на месте событий, в Альпах, был высечен 12-метровый гранитный крест в честь подвига русских войск.

Читать еще:  Объяснение Онегина с Татьяной. Анализ эпизода (но роману "Евгений Онегин" Пушкина А.С.)

Трагическая судьба семейства светлейшего князя Меншикова послужила сюжетом для картины Сурикова «Меншиков в Березове».

Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России , власть «полудержавного властелина» стала терять силу. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет, и управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя. Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим .» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей Меншиков выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери занимались хозяйством. Жителей Березова А. Д. Меншиков поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки, завещав своим детям не стремиться к высшей власти. В 1730 году Анна Иоанновна разрешила детям Меншикова вернуться в Москву и возвратила им часть имущества.

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» изображает битву войск Ермака с ханом Кучумом на месте слияния двух рек – Тобол и Иртыш , которая произошла в ноябре 1579 года.

Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году, чтобы защитить восточные поселения от набегов кочевников и освоить новые места за Уралом . Основной отряд завоевателей Сибири составили пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Решив напасть на казаков, хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь . Местное население не оказало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемное войско покинуло хана. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык – тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае .

У героини картины «Посещение царевной женского монастыря» нет реального прототипа. Она повествует о трагических судьбах царских дочерей на Руси .

Русские царевны коротали свой век в царских теремах затворницами, среди мамок-нянек, шутих и стариц. По строгим законам того времени знатные девушки, наследницы власти не имели права выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Знатные иностранцы считались еретиками, и русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, монахинями. Они отдавали в выбранный монастырь все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. На ее пока еще румяном лице – безысходность и покорность судьбе. Настоятельница обители пристально наблюдает за гостьей, которая вскоре станет ее послушницей. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью.

Читайте также

«Дениска Кораблев» из советского детства перед 55-летним юбилеем поменял квартиру в Минске на квартиру в Крыму

Почему не стал актером, чем зарабатывает и как найти семейное счастье – Владимир Станкевич, который в 1977-м году проснулся знаменитым, сыграв Дениску Кораблева – рассказал «Комсомолке» в юбилейном интервью [фото]

Ищет актеров через “Вконтакте” и не бросит учебу: как изменилась жизнь томской школьницы после контракта со Стивеном Кингом

Диана Костырина стала на шаг ближе к мечте стать известным режиссером

Продюсеры «Льда-2»: «Мы придумали для этого фильма такую эмоциональную историю, что не снять ее было бы преступлением!»

14 февраля, в день всех влюбленных, в прокат выходит продолжение одной из самых популярных отечественных мелодрам [видео]

Жан-Поль Готье: белорусы – те же россияне

Известный французский кутюрье представил в Москве свое Fashion Freak Show, премьера которого состоялась во Дворце молодежи. Он рассказал «СВ» об эпатажном спектакле, уходе из мира высокой моды и вдохновляющей его игрушке [Союзное вече]

Утверждено жюри «Самой красивой страны»

Фотоконкурс Русского географического общества будут судить фотографы, актеры, музыканты и другие знаменитости

Оскар-2020: все победители 92-й церемонии

Что собрали “Паразиты” и какой фильм признали самым красивым на Оскар-2020

На “Оскаре” такое впервые: пять причин громкого успеха “Паразитов”

Впервые за 90 с лишним лет кинопремии лучшим фильмом стала неанглоязычная картина. В чем успех южнокорейского фильма, разбирался наш эксперт Стас Тыркин

Почему “Паразиты” получили “Оскара”

Правда в том, что никто этого так и не понял, считает наш обозреватель Сергей Селедкин

Правда ли, что фильм “Паразиты” был лучшим в прошлом году

Наш колумнист объясняет, почему работа режиссера Пон Чжун-Хо не открывает новых горизонтов

«Он боролся с раком с 2014-го года. Никто об этом не знал»: Ушел из жизни автор музыки к «Республике ШКИД», композитор Сергей Слонимский

Прославленному маэстро было 87 лет. Последние дни он провел в петербургском НИИ имени Вердена

Возрастная категория сайта 18+

Источники:

http://scientificrussia.ru/articles/10-samyh-izvestnyh-russkih-kartin
http://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/osnovnye-zhanry-zhivopisi-russkikh-khudozhnikov-s-primerami-kartin/
http://www.samara.kp.ru/daily/26185.4/3073736/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии